Разработка урока по информатике на тему:Информация. Представление информации, языки, кодирование


Разработка урока информатики
в 10 классе по теме
Информация. Представление информации, языки, кодирование.
Выполнила: учитель физики и информатики
МБОУ «Горячеключевская СОШ»
Теплоухова Ольга Владимировна
Конспект урока
Общая тема: Информация
Тема урока: Информация. Представление информации, языки, кодирование.
Класс: 11
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Цели урока:
Образовательные: изучить основные подходы к определению понятия «информация», познакомить с философскими концепциями информации, объяснить, чем отличаются естественные языки от формальных, что такое кодирование и декодирование.
Развивающие: развивать навыки аргументированной речи; логическое мышление
Воспитательные: способствовать воспитанию коллективизма, ответственности
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Получат представление об изучаемом понятии: информация; о способах представления информации
Научатся: отличать естественные языки от формальныхПолучат возможность научиться: выявлять закономерности для дешифровки сообщений, самостоятельно придумывать правила для кодирования
Метапредметные:
Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации (известной и новой) в соответствии с поставленными задачами.
Коммуникативные – воспринимать речь собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения, следить за ходом рассуждений, выделять главную информацию, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Регулятивные – осуществлять пошаговый контроль своих действий, овладеть способностью понимать учебную задачу и стремлением ее выполнить.
Личностные: развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, смелости.
Методы и формы обучения: частично – поисковый, фронтальная и групповая работа.
Применяемая технология: технология обучения на основе создания проблемных ситуаций, проблемно-диалогическая технология с использованием стратегий смыслового чтения, личностно-ориентированная.
Методические приемы: беседа, микроисследования обучающихся; анализ текста
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяДобрый день.
Начнем урок с простого задания. Я говорю слово, а вы называете мне возникшие у вас ассоциации.
«Информация» Возможные ответы:
Новые знания, сообщения в газете, запись в телефоне, …
Можете ли вы ответить на мой вопрос и дать определение, которое вместило бы в себя все сказанное: что такое информация? Следуют попытки дать ответ.
Возникает затруднение.
Я вижу, вы затрудняетесь. Это не удивительно, поскольку если заглянуть в толковые словари мы не найдем единого определения.
Информация по Ожегову:Информация - Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством 
по Бизнес словарю: Сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи. 
Информация по Ефремовой:Информация - 1. Сообщение о положении дел где-л., о состоянии чего-л.
Сегодняшний урок мы посвятим изучению основных подходов к определению понятия «информация». А так же вспомним известные вам способы представления информации и выполним интересные задания. Результативность выполнения заданий будет оцениваться в баллах. Тот, кто наберет в течение урока больше всех баллов получит 5. Слушают учителя
Понятие информации относится к числу фундаментальных, т.е. является основополагающим для науки, таким как вещество, энергия, пространство, время. Осмыслением информации как фундаментального понятия занимается наука философия. Я предлагаю разделиться на три группы, каждая группа будет представлять приверженцев одной из философских концепций: атрибутивной, функциональной, антропоцентрической.
Прочитайте абзац на стр.13 относящийся к той концепции, которую вы представляете и подготовьтесь к тому, чтобы её представить и доказать, что именно она является наиболее верной. В ходе защиты вашей концепции от оппонентов могут поступать вопросы, будьте готовы отстаивать свою точку зрения. Та группа, которая будет наиболее убедительна, заработает на этом этапе максимально 3 балла.
Сразу решите, кто будет выступающим от группы. Время на работу 7 мин.
(Можно сделать три группы по 3 чел, а двух сделать экспертами + учитель) Три группы работают около 7 мин.
Итак, слово нашим философам.
Подводим итог работы групп.
Выступают представители групп. Отвечают на вопросы.
Вы узнали, какие существуют философские концепции информации. Дома вы самостоятельно прочитаете о том, благодаря развитию каких наук понятие информации стало широко употребляемым. А сейчас давайте вспомним, каким способом (самым первым, самым древним) человек представлял информацию, чтобы донести её до других людей?
Попробуйте дать определение: Язык это - …
У людей возникла необходимость предавать информацию не только с помощью устной речи. Какой следующий шаг?
Процесс, представления информации в виде удобном для хранения и/или передачи, называют кодированием.
Приведите примеры.
Обратный процесс – декодирование.
Языки с помощью которых можно представить информацию (закодировать) можно разделить на две группы. Какие?
Если затрудняются, то можно назвать несколько, чтобы они их разбили на две группы (английский язык, язык программирования, французский, азбука Морзе, обозначение нот, математические символы, русский язык)
Назовите цели кодирования. С помощью языка.
Язык это – знаковая система для представления и передачи информации.
Возникает письменность.
Запись речи с помощью символов алфавита.
Запись музыки с помощью нот, …
Естественные и искусственные (формальные).
Засекретить информацию, быстро записать, передать информацию по каналам связи, кратко представить информацию в некоторой области знаний или отрасли (химии, математики, музыки)
Для защиты от несанкционированного доступа применяют шифрование. Шифрование – процесс превращения открытого текста в зашифрованный. Методами шифрования занимается наука криптография. Один из известных шифров -Шифр Цезаря. Каждая буква исходного текста заменяется следующей после нее буквой в алфавите. Представьте, что вы криптографы и длжны расшифровать текст.
Выполнив это задание можно заработать 1 балл.
Ответы:
Упсвбтб Торбаса - (якут.), сапоги из шкур у народов Восточной Сибири. 
Гбсёоёч Варенец - топлёное молоко у восточных славян.
Збмёклб Жалейка - духовой музыкальный инструмент у восточных славян. Выполняют задание. На карточках зашифрованное слово и подсказка поясняющая смысл слова:
Упсвбтб - сапоги из шкур у народов Восточной Сибири
Гбсёоёч - топлёное молоко у восточных славян
Збмёклб - духовой музыкальный инструмент у восточных славян
Усложним задание. Шифр Вижнера. Это шифр Цезаря с переменной величиной сдвига. Величину сдвига задают ключевым словом. Например ВАЗА означает, что буквы будут сдвигаться так: первая на 3, вторая на 1, третья на 9, четвертая на 1, потом снова на 3, на 1, на 9 и т.д.
Придумайте и закодируйте слово из 7 букв с помощью ключевого слова из трех букв. (это будет потом заданием для соседней команды).
Можно заработать 2 балла. Придумывают кодовое слово, кодируют слово из 7 букв.
Потом
выполняют задание придуманное соперниками.
Подводим итоги. Рефлексия. За каждый правильный ответ можно получить 0,5 балла.
Что можете сказать о информации?
Какие философские концепции вы узнали?
В чем суть кодирования информации?
Дома, прочитав параграф 1, 2 вы узнаете: благодаря развитию каких наук понятие информации стало широко употребляемым, как передать сигнал бедствия, чем код Бодо лучше азбуки Морзе.
Письменно задания № 8, 9 стр. 198
Участники команды, набравшей наибольшее количество баллов получают пятерки. Обучающиеся отвечают
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. (с практикумом в приложении).