Выступление на педсовете Система работы со слабоуспевающими учащимися
Программа деятельности классного руководителя со слабоуспевающими учащимися
1.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам можно отнести:
пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
недостаточная домашняя подготовка
низкие способности
нежелание учиться
недостаточная работа на уроке
необъективность выставления оценки на уроке
большой объем домашнего задания
высокий уровень сложности материала
другие причины
1.2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)
Уважительными причинами считаются:
а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней;
б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие;
в) освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя;
г) по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОУ)
Неуважительными причинами считаются:
а) пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося;
Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет (если прогулы систематические)
1.3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания (п.2) или недостаточной работы на уроке (п.5) классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.
1.4. В случае п.7 указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.
1.5. В случае п.3, 8 организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.
1.6. Классный руководитель ведет следующую документацию:
- журнал посещения семьи слабоуспевающего учащегося по форме:
Дата посещения Цель посещения Решение Роспись родителей
- журнал регистрации бесед со слабоуспевающим учащимся по форме:
Дата проведения Цель беседы Решение Роспись учащегося
- работа с учителями-предметниками по проблемам слабоуспевающих учащихся по форме:
Дата Ф.И.О. учителя Проблема Принятые меры
- отчет классного руководителя по работе со слабоуспевающими учащимися (сдает ежемесячно администрации школы) по форме:
Количество учащихся всего в классе Количество слабо-успевающих учащихся Посещения на дому
Проведение профилактических бесед
Связь с учителями-предметниками, контроль посещения доп. занятий по предметам Результативность работы со с/у учащимися за прошедший месяц
Ф.И. с/у учащегося Дата посещения Ф.И. с/у учащегося Дата проведения беседы Ф.И.О. учителя-предметника Предмет 1.7. В случае выполнения п. 1.1.-1.5. и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении малого педсовета.
Алгоритм работы с неуспевающими
и слабоуспевающими учащимися
Классному руководителю:
Определить причину неуспеваемости учащегося через:
- анкетирование;
- беседу с психологом;
- беседу с социальным педагогом;
- посещение квартиры, где проживает ребенок, для выяснения социальных условий;
- беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.
2. Вести контроль за:
- посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);
- успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику;
3. Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося.
4. Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.
Учителю-предметнику:
1. Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, СПС, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей.
2. Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Социально-психологической службе:
1. Составить индивидуальный план по оказанию социально-психологической помощи неуспевающему ребенку.
2. Довести до сведения родителей и классного руководителя о графике проводимых занятий, бесед.
3. Выдать рекомендации классному руководителю и родителям по оказанию помощи ребенку.
Заместителю директор по УВР:
1. Регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, СПС школы, родителями учащихся в решении задач повышения успешности обучения детей.
2. Оценивать теоретическую подготовленность учителя и методику преподавания по вопросу преодоления неуспеваемости учащегося через посещение уроков и собеседования.
3. Проводить собеседования с классными руководителями по результатам работы с неуспевающими учащимися не менее 1 раза в месяц.
4. Проводить собеседования с учащимися для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении.
Анкетирование учащихся Анкета
(анализ причин неуспеваемости учащихся)
1. Ученик____________________________ класс______ школа________
2. Состояние здоровья:
· Слабое
· Удовлетворительное
· Хорошее
3. Успеваемость в начальной школе и в последующих классах, повторные годы обучения
4. Предметы, по которым возникла неуспеваемость:_____________________
5. Причины неуспеваемости по мнению учителя_________________________
6. Причины неуспеваемости по мнению ученика_________________________
7. Знание учеником критериев оценивания______________________________
8. Понимание изучаемого материала на уроках
· Умение концентрировать внимание_______________________________
· Оперативное (быстрое) запоминание______________________________
· Умение повторить изложенное
· Умение самостоятельно выполнять задания на уроках
9. Уровень развития учебных умений:
· Чтение_______________________________________________________
· Письмо_______________________________________________________
· Счет_________________________________________________________
· Речь_________________________________________________________
· Понимание прочитанного_______________________________________
· Умение преобразовать учебную информацию (выделение главного, систематизация, составление моделей информации)_________________
· Владение приемами развития памяти______________________________
· Уровень ответов без конспектов__________________________________
· Владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, определение причин и следствий, взаимосвязь, планирование деятельности)
10. Посещение дополнительных занятий:
· По предметам__________________________________________________
· Виды учебной деятельности на занятиях___________________________
· Самостоятельные дополнительные занятия_________________________
11. Выполнение домашних заданий:
· Частота выполнения домашних занятий____________________________
· Причин отсутствия домашних занятий_____________________________
· Последовательность выполнения домашних заданий_________________
· виды учебной деятельности, которые вызывают затруднения__________
· виды помощи при выполнении домашнего задания___________________
12. Дополнительные занятия в каникулярное время:
· Предметы_____________________________________________________
· Виды занятий__________________________________________________
Рекомендации
Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости Характер проявления Комментарии психолога (1. Низкий уровень развития учебной мотивации (ничего не побуждает учиться)
-влияют обстоятельства жизни ребенка в семье;
-взаимоотношения с окружающими взрослыми;
-положение в школе, классе, отношения с учителями и одноклассниками - неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости;
-нет стремления быть успешным в учебной деятельности (нет заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивает получение удовлетворительных)
-развитие учебных интересов
-формирование устойчивой мотивации достижения успеха
-закрепление осознания школьником своих достижений и успехов, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности
-порицание должно быть предельно конкретным и касаться ясно осознаваемых учеником недостатков
2. Интеллектуальная пассивность — является результатом неправильного воспитания. Интеллектуально-пассивные дети — это дети, не имевшие в течение дошкольного возраста ни правильных условий умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности. У них отсутствуют те интеллектуальные умения, знания и навыки, которые предполагаются существующими у всех детей к моменту поступления в школу и на основе которых учитель начинает строить обучение -при выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить;
-вместо активного размышления использование различных обходных путей: основной прием при выполнении различных устных заданий — зазубривание (дословное, без выделения логических частей), при выполнении письменных— списывание, при устных ответах — подсказки одноклассников, угадывание правильных вариантов ответа и т.п.
-интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении отдельных учебных предметов, так и во всей учебной работе, а вне учебных занятий многие из этих детей действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении -развитие учебных интересов
-формирование интеллектуальных умений – выделение умственных операций, доведения их до уровня осознания и специальное обучение
3. Неправильные навыки и способы учебной работы — со стороны учителя нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения -ученики не умеют учиться; не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются такими способами учебной работы, которые дают очень мало эффекта и требуют от них значительной затраты лишнего времени и труда. Наиболее распространенные из них:
а) способы заучивания материала — заучивают текст, не выделяя логических частей;
б) способы выполнения различных упражнений — начинают выполнять практические задания раньше, чем они выучивают правило, для применения которого эти задания задаются. В результате они так и не знают правила, для усвоения которого им предложено выполнить задание и без знания которого они не могут выполнить это задание;
в) часто делают ошибки по рассеянности (пропуск букв, цифр, слов, описки) не потому, что не знают, как надо правильно писать, а потому, что не замечают своей ошибки, т.к. совсем не проверяют свои работы или не умеют производить проверку. Например, в математике эти ошибки, хотя и не являясь результатом незнания, часто препятствуют школьнику довести решение до конца;
г) медленный темп самостоятельной работы, при этом такие ученики необязательно проявляют медлительность и в других областях деятельности -замена неправильных способов и приемов правильными-обучение логическим приемам запоминания, смысловой обработки материала (группировка материала, выделение опорных пунктов, составление планов, тезисов и т.д.)
-дать возможность ученику проследить в течение 2-3 недель (хотя бы по отметкам) результаты своего учебного труда по старой системе и по новой
-давать ученику индивидуальные задания, которые неизбежно требуют новых способов работы
4. Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду — пробелы в воспитании (нет постоянных учебных обязанностей, не приучены; выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные дети), неправильная организация учебной деятельности в школе - нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, занимающее много времени задание;
- небрежность и недобросовестность в выполнении своих трудовых обязанностей;
- невыполненные или частично выполненные домашние задания;
- неаккуратное обращение с учебными пособиями, частое забывание их дома
5. Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов — недостаточное внимание к этой проблеме со стороны родителей, педагогов
-знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, ненужными школьнику, т.к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, им не используются, не влияют на его представления об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности -развитие учебных интересов через простейшие «побочные» интересы (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному опыту детей, широкое использование их собственных наблюдений, практических действий).
-использование на уроках наглядных пособий, элементов игры и т.п. формирует начальный интерес к предмету