Выступление на педсовете Адаптированная программа воспитательной работы
Слайд 1
Важным структурным компонентом личности является ее социализация - адаптация к социальной реальности. В практике работы с детьми с ОВЗ это наиболее значимый аспект воспитания. Воспитание детей сложное, тонкое и ответственное дело.
Сегодня практически общепризнанным является тезис о том, что эффективным и продуктивным воспитание может быть признано только в рамках организованной воспитательной программы, так как именно в этом случае школа предстаёт как целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития. В современных условиях школа должна выступать социально-психологической нишей, обеспечивающей развитие ребенка и готовящей его к будущей жизни. Школа призвана стать для детей родным домом, второй семьей, в которой не только дают образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личности. Важнейшим компонентом воспитательной программы школы-интерната является педагогически обоснованная цель.
Слайд 2
Цель школы: создание единого педагогического пространства, которое позволит реализовать условия для развития личностных качеств ребенка , обеспечивающих ему успешную адаптацию и интеграцию в социуме.
Задачи:
Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям и их освоение;
Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире;
Формирование навыков успешного самоутверждения воспитывающихся,в формах общественно полезной деятельности и поведения;
Развитие и коррекция физического и психического здоровья воспитанников к выборупрофессиональной деятельности в соответствии с современными социально экономическими условиями.
Проведенные нами исследования особенностей учащихся нашей школы выявили следующие особенности, затрудняющие формирование готовности к социализации:
недостаточная сформированность навыков продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
недостаточную толерантность в отношениях между собой, с педагогами и родителями;
необъективность оценки собственных возможностей и реальных жизненных перспектив;
недостаточный уровень сформированности мотивационных и ценностных установок на труд и самообеспечение.
В результате проделанной работы была разработана адаптированная программа воспитательного процесса. При разработке программы учитывалось знание «теории развития» Л. С. Выготского, использовано пособие для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме», автор-составитель: Худенко Е.М., М.: Аркти, 2005, допущенного Министерством образования Российской Федерации с учетом требований ФГОС .Программа учитывает особенности развития личности воспитанников с ОВЗ на основе изучения их интересов и потребностей. Осуществление программы поможет создать комплекс условий для интеллектуального развития и саморегуляции личности воспитанников, позволит снять перегрузки, использовать время для саморазвития, творчества, досуга, наиболее полной реализации способностей каждого. Это даст основание прогнозировать и реально обеспечивать результат воспитания выпускника школы-интерната и необходимую для него поддержку. Настоящая программа определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 16 г. Шахты на период до 2017 – 2018 учебного года.
Слайд 3
Структура Программы является формой представления содержания воспитания как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации воспитательного процесса . Содержание Программы включает в себя целевой , содержательный и организационный разделы. В целевой раздел входит: пояснительная записка, цели и задачи программы, принципы проектирования и реализации программы, характеристики ведущих видов деятельности и мотивов детей с ОВЗ, ожидаемые результаты освоения программы. Содержательный раздел состоит из описания основных направлений воспитательной работы, описания форм и методов работы В организационный раздел входит нормативно-правовое обеспечение, этапы реализации программы, мониторинг достижения детьми планируемых результатов, режим дня и список литературы.
Слайд 4
Вся воспитательная работа условно подразделяется на следующие направления:
Коррекционно-развивающее;
ЦЕЛЬ создание условий для развития конструктивных коммуникативных умений у детей с ОВЗ.
ЗАДАЧИ
Формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Формирование начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, а именно: принимать точку зрения другого, формулировать просьбу и обращение за помощью к сверстникам и взрослым в сложных жизненных ситуациях
Формирование коммуникативных умений: умение слушать и вступать в диалог, умение проявлять сотрудничество со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, формулировать собственную точку зрения, задавать вопросы, выражать обращение за помощью к сверстникам и взрослым в сложных жизненных ситуациях
Развитие представлений об этических нормах и правилах, понимания личной ответственности за свои поступки, соизмеряя их с нравственными ценностями, принятыми в современном обществе
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, готовности к адекватному поведению и поиску самостоятельных решений в ситуациях неопределённости
Слайд 5
Спортивно-оздоровительное ;ЦЕЛЬ создание условий для обогащения знаний, развитие умений и навыков, которые помогут обучающимся воспитанникам осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни, формирование основ здорового и безопасного образа жизни.
ЗАДАЧИ
создание условий для полноценного, всестороннего развития детей на базе соблюдения охранительного режима дня, активного двигательного режима, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической и экологической сред
укрепление жизнеспособности детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, формирование укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их практической реализации
воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни
владение навыками доврачебной помощи и профилактики заболеваний, подготовка к самостоятельной жизни и физиологического самосовершенствования
осуществлять мероприятия в отношении обучающихся и воспитанников склонных к курению, употреблению алкоголя и наркотиков
повысить интерес к спортивным мероприятиям, занятиям физической культурой и спортом.
Слайд 6
Духовно-нравственное
ЦЕЛЬ: социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
ЗАДАЧИ :создавать условия для духовно-нравственного воспитания школьников (воспитанников) через подготовку и проведение воспитательных мероприятий;
воспитывать уважение к героическому прошлому Родины, государственным символам Российской Федерации;
формировать мотивацию универсальной нравственной компетенции - «становиться лучше», активность в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
формировать нравственные представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутреннюю установку в сознании школьника поступать «хорошо»;
формировать представления о базовых национальных, этнических и духовных традициях;
формировать основы морали - осознанной обучающимися необходимости определённого поведения, обусловленными принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морально выбора, к принятию ответственности за их результаты.
Слайд 7
Общекультурное ;ЦЕЛЬ воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
ЗАДАЧИ
формировать представления детей о самостоятельной жизни, основные понятия и убеждения о полезности и значимости самообслуживающего труда, умение практически применять свои знания в быту, в повседневной жизни
прививать навыки соблюдения основных правил личной гигиены, организации питания, ухода за жилищем, одеждой и обувью
учить пользоваться услугами современных учреждений торговли, службы быта, культуры, общественного транспорта, медицинскими учреждениями
формировать представления о деньгах, доходе, бюджете, учить ориентироваться в экономических бытовых вопросах, учить пользоваться банковской картой
развивать коммуникативные функции речи, как одно из условий социальной адаптации
воспитывать устойчивые морально-этические нормы поведения в обществе, семье
вести работу, направленную на коррекцию эмоционально-волевых качеств личности воспитанника
знакомить с правовыми и законодательными основами семьи, ведения домашнего хозяйства
Слайд 8
Социализация;
ЦЕЛЬ воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
ЗАДАЧИ
формировать представления детей о самостоятельной жизни, основные понятия и убеждения о полезности и значимости самообслуживающего труда, умение практически применять свои знания в быту, в повседневной жизни
прививать навыки соблюдения основных правил личной гигиены, организации питания, ухода за жилищем, одеждой и обувью
учить пользоваться услугами современных учреждений торговли, службы быта, культуры, общественного транспорта, медицинскими учреждениями
формировать представления о деньгах, доходе, бюджете, учить ориентироваться в экономических бытовых вопросах, учить пользоваться банковской картой
развивать коммуникативные функции речи, как одно из условий социальной адаптации
воспитывать устойчивые морально-этические нормы поведения в обществе, семье
вести работу, направленную на коррекцию эмоционально-волевых качеств личности воспитанника
знакомить с правовыми и законодательными основами семьи, ведения домашнего хозяйства
Слайд 9
Досуговая деятельность.
ЦЕЛЬ создание условий для социального становления личности каждого ребенка, через вовлечение его в общественно – полезную деятельность и его положительную мотивацию, интересы и потребности, реализуемые в различных видах досуга.
ЗАДАЧИ
вовлекать детей в общественно – полезную деятельность при этом организовывать их досуг
поддерживать их инициативность, уверенность в себе, активность в общественной жизни
пробуждать в детях желание к активной творческой деятельности
развивать их творческую любознательность, эстетический вкус
помогать, каждому ребенку максимально раскрывать свои способности и возможности
воспитывать в детях доброту, милосердие, терпимость, чуткость, чувство национального достоинства и патриотизма
развивать личность ребенка духовно и физически
научить детей строить отношения с ровесниками и взрослыми на основе уважения, понимания, доверия
Слайд 10
Прогнозируемый результат нашей деятельности – это наш выпускник.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ
личность активная и самостоятельная
с навыками культурного поведения
с наивысшей реализацией потенциальных возможностей школьника и включение его после школы в трудовую жизнь общества
Выпускник
способный оценивать своё физическое состояние и знающий возможности своего организма
умеющий обеспечивать безопасность жизнедеятельности
умеющий пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи
обладающий навыками самообслуживания и личной гигиены
способный вести домашнее хозяйство, готовый к семейной жизни
обладающий общетрудовыми умениями и навыками, умеющий выполнять и контролировать ход своей работы
обученный профессиональным приёмам труда по определенной специальности в рамках программы школьного компонента
Данная программа поможет вооружить воспитателей конкретными методическими рекомендациями, которые они могут использовать в качестве «отправной точки» своего творческого моделирования по воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 11
Спасибо за внимание.