Выступление на педсовете по анализу воспитательной работы за 1 полугодие учебного года
«Анализ воспитательной работы школы
за 1 учебное полугодие 2013-2014 уч.года»
План:
Выполнение ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», формирование законопослушного поведения учащихся
Внеурочная деятельность учащихся и классных коллективов
Сравнительный анализ достижений ВР в конкурсах и спортивных соревнованиях
В этом учебном году ресурсы воспитательной работы следующие:
28 классных руководителей, 33 класса (5 человек имеют два классных руководства),
8 учителей школы – педагоги дополнительного образования и руководители спортивных секций,
7 совместителей и педагогов УДО города.
Целенаправленная работа коллектива школы - решение задачи повышения эффективности профилактической работы, формированию законопослушного поведения учащихся, сохранению их здоровья и привития навыков ЗОЖ. Законодательная основа этой деятельности Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» содержит задачи и цели деятельности всех участников УВП:
1. профилактика всех асоциальных форм поведения и зависимостей несовершеннолетних, профилактика суицидальных действий несовершеннолетних; своевременное выявление и оказание помощи учащимся , оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, выявление и устранение причин неблагополучия учащихся;
2. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
3. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
4. правовое просвещение всех участников учебно - воспитательного процесса школы.
Согласно ст. 14 ФЗ № 120 основные направления деятельности школы:
оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении, проблемы в обучении,
выявление несовершеннолетних, находящихся в социально- опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия в школе, принятие мер по их воспитанию и получению ими образования,
выявление семей, находящихся в социально – опасном положении, оказание им помощи в обучении и воспитании детей,
обеспечение, организация в школе общедоступных спортивных секций, кружков,
реализация программ и методик по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних.
Профилактическая работа в школе проводится с целью объединения усилий школы, правоохранительных органов, здравоохранения по предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся; координации работы школы и школьного инспектора ОДН с учащимися, состоящими на профилактическом учёте в ОДН, ВШУ.
В организации профилактической работы принимают участие сотрудники ОДН, ГИБДД, учителя и администрация школы.
Количество учащихся , состоящих на учётах:
Учёт в ОДН
Внутришкольный учёт
Семьи на учёте межведом консилиума
В УИИ
2010-2011
2011-2012
2012-2013
2013-2014
Нет участников ДТП. Но в этом году 2 матери состоят на учёте УИИ и Межведомственного консилиума согласно решению суда по ст. УК
Не в теории, а на практике сталкиваемся с трудностями в адаптации детей к новым условиям, в том числе и семейным, к новым коллективам, к новым учителям.
Дезадаптация, как правило, социальная – это результат десоциализации и психосоциальная дезодаптация – как результат конфликтов в семьях детей, с ровесниками, с учителями. В основе таково рода дезодаптации лежит много факторов: индивидуальные, психолого-педагогические, социальные, личностные и пр. Нас должны настораживать и привлекать внимание психолого-педагогические факторы – это дефекты школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода, неадекватности предпринимаемых воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда же относится и тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы и др.
Дети испытывают затруднения в саморегуляции не столько на когнитивном (познавательном уровне), сколько на аффективной (эмоциональном) и волевом. Т.е., различные поступки и асоциальные проявления у них связаны не столько с незнанием, непониманием или непринятием общепринятых норм, сколько с неспособностью тормозить себя, свои вспышки или противостоять влиянию окружающих.
Регулярно в ученическом коллективе появляются дети, которые привлекают наше внимание и одноклассников не активной жизненной позицией, не интеллектом и успехами в учёбе, не душевными качествами, а неадекватным поведением, проступками (примеры из практики и результат решения)
Социальная дезодаптация – процесс обратимый – ресоциализация. Для предупреждения отклонений в психосоциальном развитии детей необходимо формировать социальные навыки, давать возможность реализации возможностей и способностей ребёнка. Основная роль принадлежит классному руководителю.
Всё что совершают дети: происходит ли это на территории школы или вне её, всё возвращается в школу. Ни с одного родителя не попросят характеристику или отчёт о профилактических мерах, о системе воспитательной работы, обязательно спросят с нас, конкретно с классного руководителя. Т.к. образовательное учреждение согласно ст. 4 ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - это орган, учреждение системы профилактики.
Еще одним из основных пунктов выполнения 120 ФЗ, взаимодействия с семьёй несовершеннолетнего – это обследование ЖБУ. Ежедневная работа выявила безответственность некоторых классных руководителей – отсутствие актов ЖБУ и не владение семейной ситуацией - с кем и где проживают дети, кто занимается воспитанием?
Поэтому находите время всем, для каждого ребёнка, для каждой семьи. Устанавливайте контакты, будьте наблюдательны, бдительны. Желаю вам научиться предвидеть ситуации, предупреждать их, находить правильные и профессиональные решения.
Выполняя Закон «Об образовании», в одном из вопросов школа руководствовалась решением родительского комитета школы и локальным актом о школьной форме.
Решение вопроса следующее:
Протоколы родительских собраний с рассмотрением этого вопроса и принятым решением есть.
На сентябрь 2013 года классные руководители отчитались о выполнении данного вопроса: Средний % по школе составил 97%.
Таким образом, систематически не выполняют требование к внешнему виду учащиеся . классов – игнорируют выполнение требований.
Классным руководителям необходимо проводить соответствующую работу: рассказывать детям о характеристиках тканей, их комфортности, объяснить и внушить понятие стиля, дрес кода, статусности, элегантности как юношей так и девушек. Провести индивидуальную работу. Использовать Интернет ресурсы – фильмы, ролики, презентации.
ВУД учащихся формируется из:
занятости в кружках и секциях, учреждениях культуры и спорта,
занятости во внеклассной деятельности по предметам, в самоподготовке,
в классном самоуправлении, в классных мероприятиях,
занятости в подготовке и проведении классных часов, классных и школьных мероприятий,
в социально- полезной занятости по месту жительства, в общественных организациях и движениях, и т.д. можно еще перечислять
Как показывает контроль проведения классных часов – нет системы в их проведении. Причины:
занятость классного кабинета под учебные занятия
занятость классного руководителя на уроках длительнее, чем его класс
занятость учащихся старшего звена во внеурочное время на индивидуальных подготовках
отсутствие системы работы с классом самого классного руководителя.
Документальный контроль проведения классных часов показал, что тематика соответствует возрасту учащихся, циклограмме классных и школьных мероприятий.
В школьных и городских мероприятиях участвовали:
День здоровья
Осенины
Школьное молоко
Мир животных Удмуртии
Концерт День матери
Конкурс работ по пожарной безопасности
Мероприятия в осенние каникулы
Мероприятия в зимние каникулы
Классные новогодние мероприятия
1а
1б
.
Результат: активны, результативно участвуют классы начальной школы, 5-е, 7-е, 8б и 9а, 11а классы
В творческих конкурсах не участвовали . классы.
В детское движение «Юность» вступили все классы с 6 по 11 класс. В этапах городского уровня не участвовали только 10а.
Результаты – призовые места имеют только 7в и 8в в Что? Где? Когда? 8б и 11а в футболе.
Дополнительным образованием охвачены 87% учащихся – 733 человека. В кружках и секциях школы записано - 358 чел.
Занятость учащихся за 3 года :
Год
1 и 2 п/г
Кол - во уч-ся всего
Занятость всего
(чел.)
Занятость в школе
Занятость в п/г
2011-2012
808 детей
717 чел.
328 чел.
40,6 %
88,7 %
805 детей
719 чел.
391 чел.
48, 5 %
89,3 %
2012-2013
820 детей
745 чел.
438чел.
53,4%
91 %
821 человек
716 детей
447 чел.
54,5 %
87,2 %
2013-2014
827 детей
733 чел.
358 чел.
43 %
87 %
По факту наполняемость групп кружков и секций школы, посещаемость соответствует во всех спортивных секциях, на фольклоре, ритмике, музыкальных занятиях, на занятиях волонтеров.
На батике занимается по 1-4 чел. из 14, на ориентировании по 4 чел. из 15, на ОБЖ – 7 чел. из 16.
Таким образом, вывод что педагоги дополнительного образования, руководители секций и классные руководители не сотрудничают, не взаимодействуют, не решают задачи развития и занятости детей. Классные руководители не взаимодействуют с родителями по вопросам занятости и организованного досуга детей во внеурочное время.
Стабильность занятости учащихся на протяжении 3-х лет в 1-4,5а,11а классах
Рост .
Снижение
Не стабильность
Достижения в конкурсах, соревнованиях за 1 п/г 2013-2014 уч.года
№ п/п
Название конкурса
Участники
Результат
Ответственные учителя
Городские конкурсы
Конкурс творческих работ
«Школьное молоко»
1-5 классы
4 работы на городскую выставку:
1а
1а
1в
2в
Победитель в номинации «За воплощение идеи и технологичность» Дементьев Илья 2в
Городской проект «Зелёный город: Бульвар молодых»
Работа трудовой
5-8
Победители проекта
«Лучшая трудовая бригада»
Спортивные достижения
Шиповка юных
Спартакиада
5-6
1 место в подгруппе школ
Мини- Лапта
Спартакиада
3-4
3 место
«Старты надежд» Снайпер
Спартакиада
3-4
2 место
.
д/д «Юность»
Мини- футбол
8б
2
11а
3
«Что? Где? Когда?»
7в
1 место
8в
2 место
Республиканские конкурсы
«Школьное молоко» праздник в государственном цирке
Победитель городского этапа
Конкурс
«Зелёная планета – 2013»,
посвященный Году охраны окружающей среды
7б
И участники фольклорный ансамбль школы
Лауреат литературного конкурса о красоте и экологических проблемах родного края «Жизнь леса и судьбы людей»
Подводя итоги, предлагаю обратиться к принципам гуманистического воспитания:
личностный подход – признание личности ребёнка, принятие и помощь в развитии,
терпимое, доброе, понимающее отношение к детям. Авторитарность, грубость губят личность. Страх, чувство вины, незаслуженного стыда – тормозит развитие,
средовый подход – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в значимую, полезную деятельность,
культурологический подход – прививать иммунитет против низкопробной духовной продукции.
Для эффективной, систематической, ежедневной работы классных руководителей по изучению личности ребёнка, его сопровождения, развития необходимо сотрудничество с социальным педагогом, педагогом-организатором школы и психологом.
РОЛИК – ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КАДЕЙДОСКОП ШКОЛЬНЫХ ДЕЛ»
15