Методический материал Коррекционные паузы
Коррекционные паузы.
Коррекционные паузы проводятся в течение всего дня пребывания детей в интернатном учреждении, но особенно они важны во время учебного процесса.
В настоящее время нездоровая экологическая обстановка, недостаточность освещения ламп дневного света и, как следствие, частых проявлений общей и зрительной утомляемости, недостаточных восприятия и усвояемости учебного материала, коррекционные паузы просто необходимы.
В коррекционные паузы включаются разнообразные упражнения для глаз, точечный массаж, пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Проводя коррекционные паузы, необходимо соблюдать следующие основные принципы:
- системность воздействий;
-постепенное увеличение коррекционной нагрузки;
-индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от возраста и состояния здоровья;
- сочетание коррекционных упражнений с учебными задачами.
Коррекционные упражнения проводятся через каждые 10-15 минут напряжённого зрительного труда. Для их проведения используются :- сенсорно-координатные тренажёры( по методике д.м.н. В.Ф.Базарного);
- разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами, например изображённые на листе ватмана цветные линии и геометрические фигуры с толщиной линии 1см.
- « Весёлые человечки» (схематично изображённые на карточках человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения, которые должны повторять дети);
- коррегирующая гимнастика для глаз.
Периодическое внесение в процесс урока или самоподготовки ,беседы внеклассной сенсорного разнообразия, переключение ближнего зрения на дальнее, а также активизация зрительно-координаторного чувства при помощи движений не только способствуют предупреждению утомляемости детей, но и поддерживают естественный ход структурного и функционального развития зрительной системы ребёнка.
Разнообразные зрительные паузы повышают остроту зрения детей. Зрительная гимнастика становится для них привычной и необходимой. Дети постепенно осознают, что они делают всё это для своего здоровья, для его укрепления.
-РАССЛАБЛЯЮЩЕЕ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ « РЕЛАКС».
Сесть прямо, медленно закрыть глаза, поднести ладони, сложенные» ковшиком»( пальцы плотно соединены, в центре ладони углубление), к глазам и накрыть их так, чтобы центр ладони не касался глазных яблок. Дыхание ритмичное. Устранить напряжение в пальцах, расслабить запястья, локти. Постепенно возникает ощущение темноты и теплоты, мышцы глаз расслабляются. Это упражнение можно повторять в течении дня многократно, особенно при значительных зрительных нагрузках.
-ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАУЗА С ФОНАРИКОМ.
Проводится в зимнее время. Педагог водит фонариком( в темноте) по стенам, потолку, по полу. Дети прослеживают путь фонарика взглядом. На фонарик можно надеть цветную плёнку, и тогда луч окрашивается.
Использование массажа в коррекционной работе.
Использование разнообразных видов массажа в коррекционной работе успешно влияет на коррекцию зрения, предупреждает переутомление детей во время учебного процесса и в конечном итоге является эффективным приёмом здоровьесберегающей педагогики.
Точечный массаж- это воздействие пальцами на биологически активные точки (БАТ), имеющие рефлекторную связь с различными внутренними органами и системами.
Массаж БАТ показан при многих заболеваний глаз: косоглазии, коньюнктивите, миопии , слезотечении,а также при головной боли, хронической усталости, перевозбуждении и др. Массаж определённых точек улучшает кровоснабжение глаза и снимает напряжение глазных мышц, улучшая тем самым остроту зрения.
Эффективность массажа зависит от правильности выбора и определения точек БАТ и от техники массирования. Для усиления воздействия массажа БАТ на организм ребёнка при отсутствии аллергических реакций могут применяться ароматические масла (шалфея, розовое, пихтовое и др.).
Существует ряд заболеваний, при которых точечный массаж БАТ противопоказан. К ним относятся опухоли любой локализации, острые заболевания, сопровождающиеся высокой температурой, заболевания крови, туберкулёза.
Следует помнить, что не существует единого средства от всех болезней, и точечный массаж БАТ может быть использован лишь в комплексе оздоровительных мероприятий. После сеанса массажа ребёнку желательно немного полежать, расслабиться. Часто дети засыпают прямо во время сеанса массажа БАТ.
В Интернатных учреждениях восстановительный массаж БАТ должны проводить дефектологи, которые прошли специальную подготовку и обучение.
В ходе занятия или урока очень эффективно проведение упражнений в виде самомассажа, например:
- упражнение для расслабления мышц и улучшения кровообращения:
-закрыть веки;
- массировать их круговыми движениями пальца в течении 1мин.;
-- упражнение для улучшения циркуляции внутриглазной жидкости;
- тремя пальцами каждой руки нажать на верхнее веко;
- спустя 1-2 с. снять пальцы с века;
повторить 3-4 раза.
Для детей очень важно развитие мелкой моторики рук. Перед деятельностью, сопровождающейся нагрузкой на руки, можно проводить самомассаж пальчиков и кистей рук. Детям нравятся считалочки, и они с удовольствием выполняют под них упражнения. Пальцы после этого массажа разогреваются, и дети с удовольствием приступают к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук.
Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения ,интеллекта оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.
Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей умений и навыков осязательного восприятия предметов, а также обучение их приёмам выполнения практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Упражнения пальчиковой гимнастики необходимы для того, чтобы снять напряжённость мышц кистей и пальцев рук, а также развивать их подвижность и гибкость. Пальчиковая гимнастика особенно важна в младшем возрасте, так кА эти упражнения подготавливают ребёнка к письму. Элементы такой гимнастики включаются в физкультминутки и коррекционные паузы.