Обобщающий урок биологии в 8 классе по теме «Опорно-двигательная система человека»


Ревина Надежда Александровна,
учитель биологии
ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО им. Героя России Ф. Кузьмина»,
Пермский край, с. Усть-Качка

Обобщающий урок биологии в 8 классе по теме
«Опорно-двигательная система человека»
Тип урока: обобщающий
Класс: 8
Форма проведения: игра
Методы: словесные, наглядные, практические.
Цель урока: обобщение и закрепление материала по теме.
Задачи урока:
Образовательные:
- обеспечить систематизацию и углубление знаний о строении и функционировании опорно – двигательной системы (ОДС) человека;
- закрепить и расширить знания о значении ОДС и ее роли в сохранении здоровья человека.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
- формировать ценностное отношение к своему здоровью посредством реализации принципов субъективности и ценности.
Развивающие:
- продолжить формировать умение пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;
- развивать логическое мышление, умение применять полученные знания;
- развивать эмоции учащихся, используя ситуации взаимовыручки и поддержки, воздействующие на чувства обучающихся;
- развивать учебно-организационные умения: организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Оборудование: конверты с карточками 3 цветов для каждого ученика, проектор, ноутбук, интерактивная доска, рубли: горох – это рубли, бобы – это штраф, 3 стеклянные банки с крышками, таблицы.

Ход урока
1.Организационный этап.
Здравствуйте. Проверьте готовность к уроку, займите удобное, а главное правильное положение за рабочим местом.
2.Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя:
Почему наш урок так называется? Что такое ярмарка?
Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. И так, слово «ярмарка» означает «большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном месте и в одно и тоже время».
Сегодня и у нас будут развлечения. Но самое главное на ярмарке – это торг и товар. Я покупатель, а вы купцы. Ваш товар – ЗНАНИЯ по теме «ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА». Всем хочется, чтобы они оказались добротными, не залежавшимися. Совершая торг я, возможно, куплю ваши знания.
Продав свой товар, вы станете очень состоятельными людьми, у вас появится капитал, который обычно хранят в самом надежном месте – в БАНКЕ.
Поэтому у нас тоже будут свои ярмарочные Банки (на каждую группу – ряд выдается банка с номерами I, II, III).
И деньги у нас самые надежные (банка с семенами гороха), а за неверные ответы штраф – валюта черная (бобы), оценивание по 5-бальной системе.
Каждая ярмарка славится своим торговыми рядами. Обратите внимание на экран:
I торговый ряд «АУКЦИОН»____II торговый ряд

«СВЕТОФОР»_____III торговый ряд «ЭВРИКА»______

IV торговый ряд «АНАТОМИЧЕСКИЙ ЕРАЛАШ»_____

V торговый ряд «ПОЧЕМУЧКА»_____VI торговый

ряд «СЮРПРИЗ».

3.Обобщение материала. Работа групп.

Учитель: И так, начинаем торги.
I. Торговый ряд «АУКЦИОН»
Цель: проверить общую информированность по теме «ОДС».
-каждая команда получает свою тему:
1)активная часть ОДС
2)пассивная часть ОДС
3)особенности ОДС человека связанные с прямохождением.
Участвует вся команда ответ по алгоритму: определение -микроскопическое строение - макроскопическое строение - функции, можно использовать таблицы, слайды.
Функция учителя: оценка, помогают ему в этом кадеты-менторы (старшеклассники), заработанные деньги отправляются в Банки.

Учитель: Из архивных данных известно, что ярмарки всегда устраивались на перекрестках торговых путей. Заранее до начала торгов все спешили на ярмарку, всем хотелось оказаться в числе первых очевидцев происходящих событий или покупателей. Вот и нам на перекрестке подмигивает «СВЕТОФОР»
Кадеты извлекают из конвертов три сигнальные карточки: красная, желтая, зеленая.
Учитель читает вопрос, ответы закодированы под цветами светофора, команды отвечают, поднимая сигнальную карточку по коду ответа.

II. Торговый ряд «СВЕТОФОР»
Цель: Проверить степень осмысленности материала и способность в нем ориентироваться.
1.К плоским костям скелета относятся: кр - кости предплечья
ж - кости таза
з - фаланги пальцев.
2.Сочленение тазобедренного сустава: кр - цилиндрическое
ж - шаровидное
з - эллиптическое.
3.Кости голени относятсякостям: кр -трубчатым
ж - плоским
з - кубическим.
4.Тело трубчатой кости заполнено : кр - красным костным мозгом
ж - желтым костным мозгом
з - тканевой жидкостью.
5.Рост трубчатой кости в толщину осуществляется: кр - плотным веществом
ж - хрящом

· З - надкостницей.
6.Мышцы образованы: кр - миофибриллами
ж - соединительной тканью
з - эпителиальной тканью.
7.Временная потеря мышцей работоспособности называется:
кр - атрофия
ж - утомление
з - тонус.
8.Наибольшая эффективность в работе мышц наблюдается при:
кр - высокой скорости и нагрузке
ж - средней нагрузке и среднем ритме
з - малой нагрузке и скорости.
Можно вывести задания на экран, дать распечатку каждому. Учитываются + и – ответы, вычитаются баллы (бобы). Деньги отправляются в БАНКИ команд.
Учитель: Древнегреческий ученый Архимед, кроме многочисленных математических и прочих трудов обогатил нашу жизнь замечательным словом «Эврика!», что означает «Нашел!». Именно так мы восклицаем, если находим долгожданный ответ на поставленный вопрос.

III. Торговый ряд «ЭВРИКА»
Цель: Выявить умение кадет применять знания на практике.
Задание: расшифровать анаграмму и оказать первую доврачебную помощь товарищу:
1)ЛОМРЕ-ПЕ ЧЬЕ–ПРЕД-ПЛЕ.
2) ТЯЖ-РАС-ЕНИЕ ШО-ГО-БОЛЬ ЦА-ПАЛЬ.
3)ВИХ-ВЫ ГО-ЧЕВО-ПЛЕ ВА-СТА-СУ.

Оценивается скорость и правильность оказания первой доврачебной помощи. Деньги – в БАНКИ!

IV. Торговый ряд «АНАТОМИЧЕСКИЙ ЕРАЛАШ»
Учитель: И вот торговый ряд «АНАТОМИЧЕСКИЙ ЕРАЛАШ».
Что такое ералаш? В толковом словаре Ушакова – это смесь, бессмыслица, всякая всячина, беспорядок. Ералашить или ералашничать, делать ералаш, на словах или на деле приводить что-то в беспорядок, А вам предлагается навести порядок, найти НЕсоответствие в группе понятий по теме ОДС и объяснить свой выбор (5-,4-,3-лишний).
Цель: Вырабатывать критическое отношение к информации, умение анализировать.
Задание:
Подвижное ,полуподвижное, ткань, шов.
Трубчатые, плоские, губчатые, короткие.
Грудина, ключица, ребра,12 позвонков.
Костная, хрящевая, жировая, мышечная.
Плечевая, кости плюсны, локтевая, лучевая, кости кисти
Органические, вода, минеральные, надкостница.
Таз, плечевой, шов.
Растяжение, переломы, удар, вывих.
Суставная сумка, суставная впадина, хрящ, головка, надкостница.
10) Сухожилия, брюшко, мышечные волокна, хрящ.

Учитывается скорость и согласованность работы группы, можно вытянуть каждой команде по три задания, деньги в Банки.

V. Торговый ряд «ПОЧЕМУЧКА»
Учитель: На нашем пути торговый ряд «ПОЧЕМУЧКА». Само название говорит за себя, на поставленный проблемный вопрос надо дать аргументированный ответ.
Цель: вырабатывать умение объяснять причину процессов, аргументировано излагать свои мысли.
Вопросы:
1. Почему при прыжках надо приземляться на носки, а не на пятки?
2. Почему Сеченов И.М. утверждает: «Утомление проходит скорее и работоспособность восстанавливается раньше при активном отдыхе»?
3. Почему длинные кости легче подвергаются переломам в поперечном направлении, чем в продольном?
4. Почему мышцы нуждаются в систематической тренировке?
5. Почему большая берцовая кость массой 200 грамм может выдержать в вертикальном положении нагрузку в 1500кг?
6. Почему древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай».

Система оценки 5-бальная. Группы могут получить дополнительные деньги, дополнив ответ соседей. Деньги в Банки.

VI. Торговый ряд «СЮРПРИЗ»
Учитель: Пришло время сюрприза, торговый ряд «СЮРПРИЗ»!
На уроке у нас работали мои помощники-оценщики вашего товара- знаний, это ребята старшеклассники.
Все мы любим сюрпризы. Пусть для вас сюрпризом станет приз зрительских симпатий наших помощников! Это дополнительные ПЯТЬ баллов!
Помощники определяют количество дополнительных баллов, комментируют.

Учитель: Торг закончен.
Подсчитаем ваши вклады в Банки за время торгов, из них вычтем штрафные очки (бобы).
Занявшие 1 место - все члены команды получают оценку «5»,
2 место - 50% участников команды получают «5», остальные «4» (дети решают сами, кому они поставят «4»)
3 место - всем «4».

Рефлексия: Ребята, оцените свою работу на уроке, используя карточки цвета светофора.

Зеленая - доволен, сделал все что мог.
Желтая - доволен, но мог работать лучше.
Красная - не доволен, сделал не все, что мог.
Домашнее задание: Повтори всё, в чем есть затруднения, используя материал учебника с п.6-13 и ответь на блок заданий «Проверьте себя» стр.66-67.
Список использованной литературы
Бабкина М.С. Обобщающий урок в 6 классе по теме: «Вегетативные органы растения». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сахибгареева Л.Ф. Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заголовок 1 Заголовок 215