Проек: Детско — родительский проек: Ай да капуста.


ПРОЕКТ «Ай да капуста»
Цель: формирование мотивации у детей на здоровый образ жизни посредством постановки и разрешения проблемы в процессе познавательной деятельности.
Задачи
1. Развитие у детей интереса к своему здоровью и окружающих, а также к условиям сохранения и укрепления здоровья посредством организации здорового питания.
2. Развитие у детей потребности в новых знаниях о свойствах полезных овощей.
— активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения;
— сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно-следственных связей;
— творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и самовыражаться в разных видах деятельности.
4. Углубление и систематизация у детей знаний о разновидностях, внешнем виде, свойствах и значении капусты для здоровья человека.
Участники: дети подготовительной и старшей групп, родители, воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы
Проблема исследования: на протяжении нескольких лет осенью в ДОУ устраиваются выставки урожая овощей и фруктов (совместно с родителями). Дети с родителями в рамках этих выставок составляют букеты, натюрморты, приносят наиболее интересные плоды со своих огородов, изготавливают поделки из природного материала, подбирают стихи и загадки на тему осеннего урожая и т.д. На выставке в этом году особое внимание привлекла капуста. Детей заинтересовало: откуда появилась капуста, какие виды капусты существуют, их внешний вид, особенности; какими свойствами обладает капуста и какие блюда из нее можно приготовить.
Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы): капуста является ценным для организма овощем, она обладает питательными и лечебными свойствами. Люди выращивают множество видов и сортов капусты, делают из нее полезные и вкусные блюда. Для организации полноценного питания необходимо изучить происхождение и особенности выращивания капусты, ее виды, полезные свойства, значение для организма, познакомиться со способами приготовления капусты по некоторым простейшим и вкусным рецептам.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы.
1. Изучение происхождения и разнообразия видов капусты, особенности ее выращивания.
2. Анализ полезных для организма и лечебных свойств капусты, ее значения в жизни человека.
3. Знакомство с образом капусты в народных песнях, играх и забавах.
4. Знакомство с рецептами приготовления блюд из капусты (голубцы, щи, борщ, салат, пироги) и освоение некоторых способов' приготовления (овощные салаты). Результаты исследования:
- коллекция видов и сортов капусты: фотографии, картинки, муляжи, натуральные продукты с паспортами каждого вида (сорта) — цветная, белокочанная, декоративная, краснокочанная, брюссельская, кольраби, брокколи;- сборник «Ай да капуста!»: рассказы, загадки, сказки, игры, подобранные и составленные детьми при участии родителей и воспитателей, с картинками и рисунками детей;
- выставка рисунков детей на тему «Такая разная и такая полезная»;
- альбом рецептов блюд из капусты, составленный с помощью родителей.
II этап. Организация исследования в рамках проекта
1. Сбор, анализ и систематизация информации о происхождении и видах капусты, ее свойствах и значении для здоровья, способах приготовления:
- чтение и обсуждение книг Н. Надеждиной «Вокруг света по стране Легумии» и «Где щи, там и нас ищи», рассказа А.В. Евстрачова «Капуста». Знакомство с происхождением, видами, вкусовыми и лечебными свойствами, значением капусты для организма человека, возможностями использования в пищу;
- беседа о видовом разнообразии капусты, особенностях ее выращивания на основе рассматривания иллюстраций в книгах «Юным овощеводам» и «Волшебная грядка»;
- сбор и составление загадок, стихотворений, пословиц, поговорок о капусте; обсуждение содержания и оформления сборника «Ай да капуста!»;
- отбор и систематизация детьми, педагогами и родителями рецептов блюд из капусты, фотографий и рисунков с изображением капусты разных видов и сортов, с описанием особенностей каждого вида (сорта);
- экскурсия в овощной отдел супермаркета с целью анализа внешнего вида некоторых видов капусты;
- познавательная беседа «Капуста — лекарь». Знакомство с лечебными свойствами капусты, ее использованием в народной медицине.
2. Творческая познавательная деятельность детей:
- изучение рецептов и приготовление овощных салатов из капусты (капуста, морковь, лук, укроп, яблоко и пр.) в клубе «Хозяюшка». Организация шведского овощного стола силами детей и родителей;
- подготовка и проведение театрализованной игры «Борщ» (роли овощей исполняют дети подготовительной группы);
- рисование детей на тему «Такая разная и такая полезная».
- аукцион загадок, стихов и пословиц о капусте;
- организация с детьми дидактических игр: «Лабиринт», «Приготовь салат», «Свари щи»;
- разучивание народных игр с тематикой огородничества.
III этап. Презентация результатов исследовательской деятельности детей
1. Организация в познавательном центре ДОУ выставки «Все о капусте» с использованием коллекции видов и сортов капусты: фотографий, картинок, муляжей, натуральных продуктов с описанием каждого вида (сорта); альбомом с рецептами блюд из капусты; рисунков детей. ,
2. Презентация сборника «Ай да капуста!»: рассказы, загадки, сказки, народные игры, подобранные и составленные детьми.
3. Выставка рисунков детей на тему «Такая разная и такая полезная».
4. Праздник «Капустник» в познавательном центре ДОУ.
5. Чаепитие в ДОУ «Капустный пирог» с организацией конкурса загадок, рецептов и викториной по тематике проекта для детей и родителей.
6. Вечер народных игр «Завивайся, клубок...» (под руководством инструктора по физической культуре).