Формирование коммуникативных компетенций при работе с родителями и обучающимися через активизацию воспитательной работы в классе
Состояние воспитательной работы.
Воспитательная работа в 2014-2015учебном году велась в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, в основу которого была положена методическая тема школы «Повышение профессиональной компетенции педагогов для работы по ФГОС. Совершенствование форм и методов внеклассной и внешкольной воспитательной работы, развитие ученического самоуправления в свете требований стандартов нового поколения». Классными руководителями были разработаны планы работы с классом, ориентированные на повышение мотивации учащихся к учебной деятельности и активизацию работы органов ученического самоуправления в классе, с учетом общешкольного плана воспитательной работы на учебный год.
Воспитательная работа в школе осуществлялась как целенаправленная и педагогически управляемая деятельность педагогов и родителей по преобразованию существующей среды жизнедеятельности ребёнка в среду благоприятную для максимального развития его сущностного потенциала, индивидуализации и гражданского становления, по созданию условий для развития и самоопределения личности ребенка, по организации образовательного пространства, обеспечивающего возможность активного включения каждого ребёнка в общественную жизнь класса и школы.
При составлении плана воспитательной работы школы и классов учитывались возрастные и психологические особенности учащихся. Планирование работы строилось с учетом традиций и особенностей школы, охватывались различные направления деятельности учащихся всех возрастов. Выполнение годового плана работы в направлении «воспитательная работа» в 2012 – 2013 учебном году можно считать выполненным полностью. Основные мероприятия проведены согласно указанным датам и на основании приказов. В план воспитательной работы введены мероприятия и участие в конкурсах по планам Управления образования г.Лыткарино, Отделов по делам молодёжи и культуры при администрации города.
В школе сложилась своя система воспитательной работы, включающая в себя следующие направления воспитательной деятельности: учебно – познавательное; духовно – нравственное; гражданско – правовое; спортивно – оздоровительное; культурно – историческое, военно – патриотическое; трудовое, профориентационное; эстетическое, этическое; индивидуальная работа с детьми; работа с родителями; городские мероприятия.
Цели воспитательной работы, реализованные в 2012 – 2013 учебном году: подготовка учащихся к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения, выражать своё мнение, творчески мыслить.
Задачи: содействовать формированию благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в школьном коллективе; формированию навыков взаимодействия и общежития в многокультурном обществе; создать условия для формирования коммуникативных компетенций обучающихся; формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное развитие школьников в процессе активизации работы органов ученического самоуправления; совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии, самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров; воспитывать чувство гражданственности и приобщения к народным, духовным ценностям своего Отечества.
Поставленные цели и задачи реализовывались через следующие мероприятия: конкурсы и проекты; викторины, общешкольные мероприятия (включая Дни здоровья); работу с родителями; работу с ученическим комитетом; гражданско-патриотическую работу; индивидуальную работу с трудными учащимися; личностно – ориентированный подход.
В 2012-2013 учебном году пристальное внимание уделялось работе органов самоуправления в классах и школе. Приступая к началу работы органов ученического самоуправления в классах и школе на заседаниях ШМО классных руководителей и Ученического комитета классные руководители и учащиеся изучили нормативные документы, регулирующие вопросы школьного самоуправления, познакомились со структурой работы школьного самоуправления и причинами его неэффективности. Была определена цель и поставлены задачи для активизации ученического самоуправления в классах и школе.
Цели Ученического комитета: воспитание в себе и окружающих гражданственности, инициативности, доброты, уважения к себе и окружающим, интеллектуальное и физическое совершенствование; являясь добровольным объединением детей, ставим целью создание благоприятных условий для реализации интересов и потребностей детей и подростков, защиты их прав и интересов.
Задачи: развитие самостоятельности учащихся, подготовка к самореализации в жизни; развитие организаторских навыков; обеспечение возможности реализовать свои способности и таланты. Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащихся, приучает их к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.
В классах в начале учебного года на классных часах были организованы выборы в органы самоуправления в классе и в школьный Ученический комитет.
В 2012-2013 учебном году активизировалась деятельность ученического самоуправления – Ученического комитета. Увеличился состав комитета от 11 до 25 учащихся из 5-10 классов. Произошли изменения и в структуре. Ученический комитет теперь состоит из 7 секторов: сектора науки и образования, сектора труда и заботы, сектора здравоохранения и спорта, сектора правопорядка, сектора культуры и досуга, сектора массовой информации и сектор по патриотической работе.
Заседания Ученического комитета проходили один раз в четверть, на которых планировались и обсуждались задачи на будущий период, также один раз в месяц проводилось обучение членов Ученического комитета.
Члены различных секторов участвовали в проведении рейдов («Внешний вид», «Уют»), организации и проведении игр «Щит и меч» и «Зарничка» и др. школьных мероприятиях.
В 2012-2013 учебном году начала свою работу «Школа вожатых», в рамках которой учащиеся 5-10 классах оказывали посильную помощь классным руководителям подшефных 1-5 классов при подготовке и проведении классных часов и праздников. Деятельность учащихся в школе вожатых сплотила коллективы классов, сделала жизнь школьников интереснее, активнее.
Вожатые из 5-х классов за этот период провели несколько классных часов для учеников 1-х классов на такие темы:
«Путешествие в страну здоровья»
«Откуда пришел к нам Новый год?»
«Внимание, дорога!»
«Моё здоровье» и др.
Вожатыми-пятиклассниками была придумана и сыграна новогодняя «Волшебная сказка» для ребят из начальной школы, были подготовлены и проведёны праздники «Золотая осень», «Прощай, Азбука», «Масленица». Также для самых маленьких учеников нашей школы были проведены ознакомительные лекции по Музею Боевой Славы.
Во 2-х классах вожатыми были проведены:
КВН «Сказки водят хоровод»
«Праздник первой отметки»
классные часы:
- «Информационно-познавательный час»
- «Беседа – обмен информацией»
- «Как встречают Новый год в разных странах»
- «Фабрика Деда Мороза»
Ребятами из 7-х классов были подготовлены и проведены классные часы и викторины:
«Безопасная дорога домой»
«Что мы узнали о птицах родного края» и др.
Семиклассники помогали классным руководителям в подготовке к военно-спортивной игре «Зарничка», новогодних сказок, участвовали в изготовлении и развешивании кормушек на территории пришкольного участка.
Отличной работой порадовали и вожатые из 8-х классов. Были проведены различные классные часы и викторины:
«21 ноября – день отказа от курения»
«Любовь к родине начинается с матери»
«Новогодние традиции» и др.
Вожатые-восьмиклассники являлись также организаторами и судьями на игре «Зарничка».
И, наконец, самыми старшими учениками школы из 9-х и 10-го класса были выполнены все поставленные перед ними задачи. Это:
Помощь и подготовка 5-х и 6-го класса к спортивно-правовой игре «Щит и Меч»
Организация и проведение конкурсов и викторин на Новый год
Подготовка к городскому слёту «Юные Инспектора Движения»
Организация и проведение для учащихся 2-8 классов Дня здоровья
Подготовка и проведение классных часов по различным тематикам
Воспитательная работа осуществлялась в 2012 – 2013 учебном году по следующим основным направлениям:
1. Учебно – познавательная деятельность. Дважды в месяц проводились тематические классные часы, посвященные вопросам успеваемости учащихся, развитию познавательных интересов, мотивации к изучению отдельных предметов и т.п. Всего в году во 2 – 10 классах было проведено по 18 тематических классных часов и 15 классных часов у первоклассников. В рамках предметных декад проводились конкурсы, викторины, внеклассные мероприятия.
В течение года учащиеся 1-8 классов систематически посещали детскую городскую библиотеку и библиотеку ДК «Мир», где прослушали лекции «Э.Успенскому – 75 лет. Простоквашинские чтения», «Рождество», «К 300-летию дома Романовых», «Книга памяти», беседовали о космосе «Звездный путь», встречались с писателем Т. Крюковой и др.
Кроме того, уже по сложившейся традиции учащиеся школы под руководством классных руководителей и учителей-предметников принимали активное участие в городских и областных творческих и учебно-познавательных конкурсах: «Русский медвежонок» 2-11 кл., «Кенгуру», «Золотое руно», «Кит», «ЧиП», «Английский бульдог», конкурсе «Юный художник» 2-6 кл., городские игры по физике, химии, конкурс «Эра фантастики» 1-11 кл. и др. Многие работы учащихся отмечены дипломами и грамотами, поощрительными призами.
Для активного включения каждого ученика в систему внеурочной и внеклассной деятельности была организована работа школьных кружков и секций дополнительного образования. Учителями-предметниками и руководителями кружков и секций были разработаны программы дополнительного образования для детей разных категорий с учетом их возраста и социально - психологического аспекта. Контроль за содержанием и качеством услуг дополнительного образования в школе осуществлялся заместитель директора по воспитательной работе. В школе работали различные кружки и секции (17 шт.): из них учебно-познавательных - 5, спортивных – 5, творческих – 2, декоративно-прикладных – 1, ДЮП, ЮИД, ЮДМ и Следопыт. Учащиеся 1-2 классов посещали кружки (9 шт.) в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. Занятость учащихся в школьной внеурочной деятельности составляет 68,1%, с учётом кружков и секций города – 81% учащихся школы. Многие школьники занимались в двух и более кружках и секциях. В течение года руководителями этих кружков была проделана большая работа: ребята принимали участие в городских соревнованиях, выставках и различных творческих конкурсах.
Продолжилась работа по выявлению творческих способностей, наклонностей учеников, по вовлечению их в разнообразную творческую деятельность на уроках и вне урока (в системе дополнительного образования, активе школы). Многие учащиеся в течение учебного года принимали участие в праздничных концертах и городских мероприятиях. И в этом учебном году отмечалась постоянная активность учащихся и повышенный интерес к участию в классных, общешкольных мероприятиях, таких как Фестиваль искусств, концерты, посвященные Дню учителя, Дню лучшего ученика, международному женскому дню и др.
2. Духовно – нравственное, эстетическое и этическое воспитание школьников отражает систему воспитательной работы по взаимодействию индивидуальных, личностных и коллективных особенностей учащихся.
Доброй традицией стало ежегодное проведение линеек, посвящённых «Празднику знаний», окончанию учебного года и «Последнему звонку».
В школе сложилась система внеурочной воспитательной работы, в которой большое место отводится традиционным мероприятиям: праздник первого звонка «День Знаний»; День Города; День учителя; праздник посвящения в первоклассники; праздник первой отметки; новогодние праздники (Новый год, Рождество); предметные декады; Масленица; 8 Марта; День Победы; «Прощание с Азбукой» (начальная школа); Дни славянской культуры и письменности; праздник последнего звонка (для начальной школы, для средней школы); вручение аттестатов; День защиты детей.
В октябре все учащиеся школы приняли участие в подготовке и проведении Фестиваля искусств «Пою моё Отечество». Между классами были распределены темы для подготовки выступления: это и «Города-герои», и «Пионеры-герои», и Отечественная война 1812 года, Вов и войны второй половины 20-го века. Учащиеся 1-2 классов читали стихотворения и инсценировали о России. Подготовка к данному мероприятию сплотило ребят, помогло узнать много интересного об истории своей страны, о жизни наших героев.
На фестиваль Рождественской сказки для учащихся начальной школы десятиклассники совместно с учащимися 7-х классов показали новогоднюю сказку, в которой ребята увидели и добрых героев из сказок, и противных бабок-ёжек. Вместе с героями ребята встретили Новый год и получили сладкие гостинцы от Деда Мороза и Снегурочки.
На празднике «Масленица», подготовленном учащимися 6-х и 9-х классов, ребята вспомнили народные пословицы и поговорки о весне, спели веселые частушки. Удалые скоморохи загадали ребятам загадки, угостили баранками да пряниками. Но не только в пении соревновались ученики, но и в ловкости и скорости. Красные девицы, подружки Масленицы, провели среди учащихся начальной школы «Весёлые старты».
По окончании праздника на школьном стадионе прошло традиционное сжигание Масленицы, а классные руководители совместно с родителями организовали для ребят чаепитие с блинами и баранками.
При праздновании Дней славянской культуры и письменности в школьной библиотеке можно было познакомиться с выставкой книг «История книги». Классные руководители провели классные часы: «Моя любимая русская народная сказка», «Как книга в дом пришла», «Возникновение письменности на Руси», «Книгопечатание на Руси», «Аз, Буки, Веди», «Первые просветители», «Славянская письменность и культура». В кабинетах истории и литературы были оформлены стенды: «Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности», «Письменность на Руси». Учащиеся 5-7 классов на уроках литературы посмотрели презентацию о возникновении письменности на Руси.
Основной целью внеурочной воспитательной работы школы является гармоничное развитие личности учащегося с учетом его интеллекта и интересов, а также выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика.
В эстетическом направлении были проведены следующие виды деятельности: изготовление поздравительных открыток для ветеранов микрорайона ко Дню защитника Отечества и Дню Победы, вручение памятных подарков, выпуск тематических стенгазет, конкурсы рисунков и др. Старшеклассники навещали учителей-ветеранов, вручали памятные подарки к праздничным датам.
Участие школьников в подобных акциях, конкурсах, мероприятиях воспитывает в них чувство ответственности, сострадания, гуманизма, дети развиваются нравственно, эмоционально и духовно, учатся видеть прекрасное и доброту.
3. Гражданско – правовое, культурно – историческое и военно – патриотическое направления.
В школе всегда уделялось и уделяется большое внимание патриотическому воспитанию. Деятельность педагогов по данному направлению в 2012-2013 учебном году была направлена на формирование у учащихся навыков взаимодействия и общежития в многокультурном обществе, понимания значимости общечеловеческих ценностей, культурных ценностей своего народа.
Центральную роль в решении данной задачи играет школьный музей Боевой Славы, который возглавляет учитель начальных классов Попова С.А. Деятельность музея многогранна: лекции для учащихся школы, экскурсии для школьников и воспитанников ДОУ. Также в течение года работал кружок «Следопыт», на занятиях которого ребята учились работать с архивными документами, подбирать материал для лекций, участвовали в разработке сценариев к праздничным датам.
Накануне празднования Дня победы были проведены тематические классные часы, просмотр художественно – документальных фильмов на военно – патриотическую тематику, ребята посетили школьную и городскую библиотеки.
Классные руководители систематически проводили классные часы и беседы с учащимися, направленные на формирование активной жизненной позицию, на воспитание чувства гражданственности и приобщения к народным, духовным ценностям своего Отечества, посещали детскую городскую библиотеку, где ребятам были показаны интересные презентации, посвящённые ВОв.
4. Спортивно – оздоровительное, экологическое и трудовое (профориентационное) направление.
В течение учебного года проведено несколько Дней здоровья с участием наших учащихся. Выпущены стенгазеты, посвящённые Международному дню борьбы со СПИДом, а также стенгазеты о вреде курения, наркотиков и алкоголя, сделаны компьютерные презентации. Применяемые классными руководителями формы и методы работы по пропаганде здорового образа жизни носят разнообразный характер: это и ролевые игры, и конкурсы рисунков, и Дни Здоровья, и классные часы, направленные на формирование здорового образа жизни школьников.
Традиционным стало проведение спортивно-правовой игры «Щит и меч» среди учащихся 5 – 8 классов. Судейство вели ученики 9, 10 классов. Из учащихся 5-8 классов были сформированы опергруппы по 11 человек. Учащиеся 9-х классов в качестве посредников отрабатывали с опергруппами строевую подготовку и сопровождали по станциям во время игры. Судьями на станциях были учащиеся 10 классов, они же проводили занятия с членами опергрупп по подготовке к игре. Во время игры при прохождении опергруппами контрольных пунктов судьями оценивалось знание символики РФ, Устава школы, правил поведения учащихся в школе, в чрезвычайных ситуациях, правил дорожного движения, обязанностей водителей и пассажиров, знание статей уголовного кодекса. Члены опергрупп демонстрировали навыки оказания первой медицинской помощи, приёмы реанимации, свою физическую подготовку.
По итогам игры первое место заняла опергруппа 5Б класса «Экстрим», 2 место - опергруппа 7А класса «Орлята», 3 место –. опергруппа 8А класса «Дети России».
Учащиеся школы принимали активное участие в городских спортивных соревнованиях: кросс «Золотая осень» (1 место), первенства г. Лыткарино среди учебных заведений по футболу, баскетболу, волейболу (девушки – 2 место) и лыжным гонкам (2 и 3 место), соревнования по плаванию, городские соревнования по шахматам (1, 2 и два 3 место в личном первенстве), л/а четырёхборье «Дружба» (два 2 и одно 3 место), спортивно-оздоровительный фестиваль «Президентские состязания» (3 место в личном первенстве).
Работниками школы проводится систематическая работа по соблюдению санитарно-гигиенических требований:
· Проветривание классных комнат во время перемен и прогулок при отсутствии учащихся в классе;
· Влажная уборка классов, коридоров, спортзала в течение учебного дня;
· В классных комнатах проводится озеленение, что влияет на улучшение здоровья учащихся.
· Генеральная уборка классов и коридоров в конце четверти;
· Соблюдение светового режима (подсветка классных досок, работа всех осветительных приборов, наличие на окнах штор);
· Организация обязательного мытья рук перед завтраком и обедом, после прогулки;
· Проверка наличия сменной обуви.
5. Индивидуальная работа с детьми.
Педагоги школы значительное внимание уделяют воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. Классные руководители владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса в школе и классе. Их научно – методический багаж ежегодно пополняется. Вопросы стимулирования учащихся к учению, повышения их мотивации, формирования их гражданской позиции являются предметом пристального внимания всего коллектива школы – предметом обсуждения на педагогических советах, совещаниях при директоре, родительских собраниях и школьных методических объединениях. По этой причине, в 2012 – 2013 учебном году был проведён педагогический совет по теме «Содержание, формы и методы организации воспитательной работы в свете новых стандартов», где были определены основные направления и формы воспитательной работы классных руководителей и учителей-предметников в свете новых стандартов, обобщён опыт использования педагогами новых видов и форм на уроках и во внеурочной деятельности.
На заседаниях ШМО классные руководители делали самоанализ проведённых внеклассных мероприятий, делились опытом, обменивались впечатлениями, давали рекомендации для успешной работы с классом. На заседаниях ШМО выступали с докладами: Филина Н.В. «Изучение и корректировка межличностных отношений учащихся в условиях адаптационного периода с применением личностно-ориентированного подхода в воспитании», Рацыгина Л.К. «Формирование классного коллектива как благоприятной среды для формирования активности жизненных способностей школьника», Попова С.А. «Формирование коммуникативной компетенции учащихся во внеурочной деятельности», Жаркова А.А. «Создание классного коллектива как благоприятной среды для духовного, умственного и физического совершенствования каждого ребёнка», Шитик В.В. «Использование новых форм и методов организации воспитательной работы в классах в свете новых образовательных стандартов», Папина Т.В. «Формирование активной позиции в классе, обществе, жизни», Минаева Л.А. «Роль внеклассной работы для повышения мотивации учащихся к учебной деятельности».
Также на заседаниях ШМО классных руководителей затрагивались вопросы безопасности школьников. Так, Васильева Т.А. выступала перед коллегами с докладами на темы: «Профилактика детского дорожного транспортного травматизма среди подростков», «Соблюдение правил дорожного движения и противопожарной безопасности учащимися» Филина Н.В.: «Профилактика суицидального поведения среди подростков».
Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ребёнка. Работа психолога и социального педагога школы в 2012 – 2013 учебном году позволила расширить воспитательные возможности образовательного учреждения (базы данных подростков и родителей, учёт посещаемости учебных занятий, кружков и секций, профилактика безнадзорности, преступлений, правонарушений, употребления ПАВ, участие в семинарах, круглых столах, посвящённых проблемам воспитания). В целях профилактики социально – опасного поведения школьников, а также формирования у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, развития интереса к предметам, творческих способностей, повышения качества подготовки учащихся в школе ведётся широкая внеклассная работа: классные часы, беседы, школьные мероприятия. В результате систематической снизилось количество учащихся, состоящих на учёте в ОДН, КДН и ЗП (5 чел. на начало учебного года, 2 чел. – на конец года).
Систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проведения Месячника гражданской защиты и безопасности детей организуется в тесном сотрудничестве с городским УВД, ГО и ЧС, Люберецким ГИБДД.
6. Работа с родителями.
Главным условием успеха является творческий союз детей и взрослых, объединённых общими целями, общей деятельностью.
За последние годы накоплен опыт взаимодействия школы с семьёй. Педагогический коллектив постоянно ведёт работу по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье. В основу работы в 2012 – 2013 учебном году были положены принципы: сотрудничество родителей и коллектива школы за результаты воспитания детей; взаимного доверия.
Планируя работу с родителями, мы учитываем не только их заинтересованность, но и социально – психологическую совместимость.
Родительские собрания проходят в доброжелательной, дружеской атмосфере. Собрания проходят раз в четверть. Всего в 2012 – 2013 учебном году было проведено 4 плановых классных родительских собраний и 2 – общешкольных. Тематика общешкольных конференций: «Подготовка учащихся 9, 11 классов к выпускным экзаменам в новой форме», «Психологический комфорт учащихся в школе».
Также родители учащихся принимали активное участие в подготовке внеклассных мероприятий, оказывали помощь в благоустройстве учебных классов, организации экскурсионной работы с учащимися.
В новом 2013 – 2014 учебном году в школе в области воспитания определены:
Цель: организация воспитательной работы, нацеленной на развитие личности ребёнка, формирование гражданской идентичности, ценностных ориентиров.
Задачи: содействовать формированию благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в школьном коллективе; формированию навыков взаимодействия и общежития в многокультурном обществе; продолжить формирование мировоззрения школьников на нравственной и этнокультурной основе, воспитание учащихся в духе личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности и патриотизма, уважения к труду и профессионализму; формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное развитие школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности; совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии, самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров; воспитывать чувство гражданственности и приобщения к народным, духовным ценностям своего Отечества.
13PAGE 15
15