Историческое краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы МОУ СОШ № 9: из опыта работы


Учитель истории МОУ СОШ №9
г.о. Шуя Чернова Татьяна Сергеевна
Историческое краеведение в системе воспитательной и внешкольной работы МОУ СОШ № 9: из опыта работы
Изучение истории и культуры малой Родины способствует формированию у ребят чувства патриотизма, ответственности, любви к родной стране. Поэтому в своей практике я большое внимание уделяю внеклассной работе с учащимися по краеведению. В своей работе я использую разнообразные современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные, обучение в сотрудничестве, ТРКМ, коллективную систему обучения, исследовательские методы в обучении. Но главной среди них является технология проектного обучения. Эта технология как никакая другая соответствует лозунгу « Всё из жизни, всё для жизни». Проектное обучение позволяет создать условия, при которых мои учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения), развивают системное мышление. В данной статье будут представлены уже реализованные совместные проекты учащихся МОУ СОШ № 9:
- виртуальный музей МОУ СОШ №9 г. Шуя "Наша память". Военная летопись "Я помню, я горжусь!". Адрес сайта http://kabinet61.esy.es/;
- школьная краеведческая газета «Шуйский альманах»;
- проект «Видеоэкскурсии»;
- игра «Путешествие по губернии».
Школьное краеведение следует рассматривать сегодня не как предмет, а как основу, базу, которая позволяет школе конкретизировать воспитательную и образовательную работу.
В школьной практике внеклассное краеведение я рассматриваю как добровольное для учащихся занятие.
В нашей школе используются многообразные формы организации внеклассной краеведческой работы. Это - экскурсии, однодневные походы, исторические вечера, олимпиады, конкурсы, викторины, конференции и др. Но основной, испытанной формой организации краеведческой работы являются детские объединения – исторический кружок для учащихся 5-ых классов и научное общество старшеклассников. Детские школьные объединения собирают единомышленников, группу любознательных и заинтересованных в изучении родного края учащихся. На занятиях в таких объединениях ведется теоретическая и практическая подготовка учащихся к предстоящим экскурсиям, походам и мероприятиям. Также подводятся итоги экскурсионно-туристической и других видов краеведческой работы.
Собранный и оформленный материал ребята используют для написания и защиты научных работ по истории, краеведению, биологии, географии.
В кабинете истории собран богатый материал по истории Шуи и Шуйского района.
Предварительно собранный материал о родном крае, людях, здесь проживающих и другие краеведческие знания учащихся, используются учителями на уроках при изучении соответствующей темы, оформляются в виде письменных работ, докладов, сообщений, фото и видео альбомов, стендов и т.д.
В нашей школе действует научное общество учащихся старших классов социально-гуманитарного профиля.
Результатом и одновременно стимулом дальнейших краеведческих исследований является создание по инициативе детей и взрослых школьного виртуального музея.
К сожалению, в нашей самой молодой школе города нет собственного музея. Инициативная группа учащихся решила восполнить этот пробел созданием виртуального сайта-музея. В связи с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2014 году было принято решение начать создавать виртуальный музей с военной экспозиции.
В 2014 году был дан старт поисковой работе, которая дала неплохие результаты. Благодаря инициативной группе педагогов, организаторской группе ребят был обработан и восстановлен уникальный материал.
Цель проекта: создание Виртуального музея МОУ СОШ №9 г. Шуя "Наша память". Военная летопись "Я помню, я горжусь!"
Адрес сайта http://kabinet61.esy.es/
Задачи проекта:
вовлечение детей в поисковую деятельность, использование культурных ценностей для развития детей и подростков;
создание неразрывной связи поколений;
способствовать развитию инициативы и творчества членов объединения через организацию социально значимой деятельности
Ожидаемые результаты
Создание экспонатов и пополнение фонда школьного виртуального музея заявленной тематики.
Использование материалов музея на уроках истории, классных часах, внеклассных мероприятиях и родительских собраниях.
Формирование в каждом ребенке творческих способностей.
Воспитание у учащихся чувства гражданственности и патриотизма.
Повышение  уровня компьютерной грамотности
В результате реализации проекта был создан музей, размещенный в сети ИНТЕРНЕТ, оформлены следующие экспозиции:
Мои родные.
Труженики тыла.
Военный зал.
Художественный зал
Дети о войне.
Шуяне-герои ВОВ.
Боевой путь 76 Пушечного артиллерийского полка.
Фотогалерея.
Проект «Виртуальный музей МОУ СОШ №9 г. Шуя "Наша память". Военная летопись "Я помню, я горжусь!" носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер. Он направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей и педагогов по сохранению и изучению истории семей, организацию содержательного досуга  детей, воспитание гражданственности и патриотизма.
Созданы виртуальные коллекции, экскурсии, выставки. Продолжается поисково-исследовательская деятельность обучающихся школы. Учащиеся осваивают специфические приемы музейной деятельности и ИКТ-компетенции. Благодаря нашему проекту совершенствуются формы внеклассной учебной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея. Работа по наполнению и совершенствованию сайта-музея продолжается.
Пока инициативная группа ребят работала по сбору информации для сайта, накопился фонд фотографий, которые решено было оформить в большую школьную «Книгу Памяти», а лучшие работы учащихся напечатали в школьном сборнике «Военная летопись».
Школьная краеведческая газета
Еще один проект, над которым я работаю с учащимися – школьная краеведческая газета «Шуйский альманах». Этот проект позволяет дать учащимся знания о прошлом и настоящем Шуи и Шуйского района, его особенностях и достопримечательностях, привить ребятам  потребность в действенной  заботе о будущем своей земли, научить их работать с архивными материалами по истории родного края. Только воспитание на примере того, что находится рядом, что можно увидеть, услышать, потрогать, что доступно не на подвиге в масштабах огромной страны, а на подвигах и делах своих земляков, своих бабушек и дедушек даст реальные плоды.
Названия рубрик для школьной газеты по краеведению
№ Название рубрики Содержание
1 Календарь памятных дат Этот месяц в истории города
2 О чем расскажет памятник? Статьи о памятниках города
3 Шуйская знаменитость. Выдающиеся личности Шуи
4 По улицам города История названий улиц города Шуя
5 ЭтнопанорамаЛучший рассказ о традициях и обычаях народов,   проживающих в нашем городе, районе
6 Домашние семейные архивы живая история
7 «Голос истории» Запись интервью с земляками участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда
8 Я и мой город. Конкурс фотографий учащихся и учителей
9 «Это мой город». Конкурс архитектурных проектов учащихся
10 «Наше наследие» Фотовыставка изделий старины, реликвий, хранящихся в семьях учащихся
11 «Путешествие по губернии» Описание экскурсий, совершенных учащимися школы в рамках проекта «Путешествие по губернии»
12 «Свет в окне» Помощь ветеранам
13 «О малой Родине с любовью» Литературная страничка Творчество учащихся и педагогов школы
14 «Топонимика на карте Шуйского района» Из истории названий географических объектов Шуйского района
15 Викторины Вопросы и загадки для интересующихся историей родного края
16 Юный художник Изобразительное творчество учащихся и педагогов
Проект «Видеоэкскурсии»
В рамках уроков исторического краеведения реализуется проект «Видеоэкскурсии».
Учащиеся 9-ых классов разделились на творческие группы по 4-5 человек, распределили роли. Было дано задание провести виртуальную экскурсию по памятным местам нашего города или обзорную экскурсию по городу.
Итогом работы должен стать коллективный продукт – видеоролик или озвученная презентация. Задача групп - оценить свою работу и экскурсии других команд проекта. Экскурсия должна познакомить других участников проекта с особенностями, историей, достопримечательностями нашего города. Готовый продукт можно использовать на уроках краеведения, внеклассных мероприятиях, классных часах, для проведения мероприятий со школьниками младших классов и дошколятами.
Игра «Путешествие по губернии»
Данная презентация является основой для проведения классного часа в форме обучающей игры по указанной теме.
Материал рассчитан для использования в 3-8 классах, ученики которых ещё не изучали историю Ивановского края.
Важнейшими целями данной игры являются
первичное знакомство (пропедевтика) учащихся с информацией о родном крае;
мотивация, формирование интереса и желания самостоятельно продолжить знакомство с темой;
тренировка определённых действий для приобретения новых знаний.
Методической целью является апробация системно-деятельностного подхода к организации внеурочной (и урочной) деятельности учащихся в игровой форме.
Данная форма позволяет учащимся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. В ходе игры актуализируются такие компетенции как
информационная компетентность –готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Коммуникативная компетентность –навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать свою мысль с соблюдением норм беседы; публичные высказывать своё мнение.
Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.
Игра состоит из 8 содержательных частей и 2 организационных частей:
Вводная часть
Приветствие участников
Объявление темы
Беседа, настраивающая участников на игру и тему
Формирование команд
Ознакомление участников с правилами игры
Первая-вторая содержательные части «Иваново» (1-2 туры)
Третья-четвертая содержательные части «Шуя» (3-4 туры)
Пятая содержательная часть «Палех» (5 тур)
Шестая содержательная часть «Южа» (6 тур)
Седьмая содержательная часть «Плес» (7 тур)
Восьмая содержательная часть «Кинешма» (8 тур)
Заключительная часть
Подведение итогов (оценка командами эффективности выбранных ими игровых стратегий; анализ успехов и неудач)
Награждение участников
* Возможно проведение фронтального тестирования с целью закрепления всеми учащимися (а не только членами команд) материала.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СЛАЙД С ИНФОРМАЦИЕЙ ОБ ОДНОМ ИЗ ГОРОДОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В ТЕЧЕНИЕ 30 СЕКУНД (в презентации эта функция уже предусмотрена) ВСЕ КОМАНДЫ СМОТРЯТ НА СЛАЙД И СТАРАЮТСЯ ЗАПОМНИТЬ КАК МОЖНО ТОЧНЕЕ ВСЁ, ЧТО НА НЁМ ИЗОБРАЖЕНО
ПОРЯДОК, В КОТОРОМ КОМАНДЫ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ЖРЕБИЮ
ПОБЕЖДАЕТ КОМАНДА, НАБРАВШАЯ НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ
Предлагаемый вариант игры рассчитан на три команды по 3-6 человек.
К каждому слайду предлагается 9 вопросов (по три для каждой команды).
На каждом слайде информация представлена по следующей схеме:
Тема ТУРА
несколько иллюстраций с поясняющими подписями
3-4 кратких сообщения (даты событий, персоналии и т.д.)
Вопросы составлены на основе альбома «Путешествие по губернии» (памятные места историко-культурного наследия Ивановской области)
Преимущества игры:
Не требует от учащихся предварительной подготовки (всё происходит «здесь и сейчас»), так как задания обращены к материалу, который используется во время игры и ориентированы только на него.
Позволяет познакомить учащихся с новым (малознакомым) для них материалом в яркой запоминающейся форме.
Обеспечивает первичное усвоение и закрепление знаний.
Обстановка соревнования способствует активизации учащихся, которые в ситуации обычного урока или внеурочного занятия пассивны. Игровая деятельность является важнейшим видом деятельности детей до 12 лет. Но и в более старшем возрасте учащиеся с удовольствием принимают участие в различных играх.
Обстановка игры-конкурса способствует раскрепощению учащихся. Тогда как в условиях урока, когда необходимо ответить на оценку, ряд учащихся смущаются.
Кроме того, игра позволяет тренировать наблюдательность, зрительную память, развивает способность концентрировать внимание.
Если игра проводится как командная, то к вышесказанному можно добавить, что в ходе игры развиваются такие универсальные умения как
умение высказывать и отстаивать свою точку зрения
умение слышать и воспринимать иную точку зрения
умение работать в команде, делить общую задачу на составляющие и распределять задачи между членами команды
Ещё одним плюсом данной формы является то, что специальный подробный сценарий не требуется, так как всё, что нужно ведущему, игрокам для успешного участия и зрителям для понимания происходящего, отражено на слайдах. От ведущего лишь требуется произносить предложения-связки, импровизируя по ситуации, как в любой игре. Разработанная игра была предложена на апробацию учителям города.
Таким образом, внеклассная работа по краеведению в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
       Краеведение является источником пробуждения к историческому прошлому своей страны, своего народа. Использование краеведческого материала необходимо для более полного понимания прошлого своей Родины. Роль краеведения в воспитательном процессе велика.
Представленные проекты привлеки внимание ребят к событиям прошлого и настоящего нашего края, что сделало работу актуальной именно в 2015г., в год празднования Великой Победы. Разнообразие собираемой информации позволило учесть индивидуальные склонности школьников, что вызвало большой интерес у каждого участника проектов. Получение новых знаний не только расширяет кругозор подростка, но и воспитывает в нем социально-значимые качества. Большое число рубрик сделало возможным привлечь к проектам значительное количество исполнителей. Ребята с самого начала работы над проектами понимали, что конечный продукт их деятельности может представлять «интерес» как путеводитель по прошлому и настоящему не только сейчас, но и в будущем.