Статья Создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации

Степаненкова Светлана Александровна
Stepanenkova Svetlana Aleksandrovna
СОГБОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VII- VIII видов», воспитатель
e- mail: mari1971@yandex.ru
Россия, г. Смоленск,
УДК 376


Создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации

Creation of the comfortable medium of contact, the development of abilities, the creative potential of each child and his samorealizatsii.


Ключевые слова: комфортная среда общения; развитие творческих способностей.
The keywords: the comfortable medium of contact; the development of the creative abilitie
Аннотация
Современная педагогическая практика столкнулась с серьезной проблемой включения всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями в процесс обучения и воспитания.
Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей. Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества.

Contemporary pedagogical practice encountered the serious problem of the start of all children, including of children with the special educational needs for the
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· В нашей коррекционной школе-интернате VII-VIII вида воспитание рассматривается как творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая и будет стимулировать деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества и развитию их механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактивизации и социальной реабилитации личности. Воспитательная работа в школе-интернате направлена на реализацию главной задачи: “Создание основ развивающего и корригирующего взаимодействия взрослый-ребенок с целью развития механизма компенсации у каждого воспитанника”
Воспитательное пространство школы-интерната для детей с ограниченными возможностями  реализуются следующие организационно-педагогические условия: создание благоприятного социально-психологического климата в школе, способствующего удовлетворению базовых потребностей личности воспитанников; интеграция усилий педагогов в интересах личностного роста каждого ребенка; широкое использование  учебно-воспитательного процесса, личностно-ориентированных и игровых технологий образования; включение воспитанников с ограниченными возможностями как субъектов учебно-воспитательного процесса в образовательную деятельность школы-интерната для участия в корректировке содержания, форм, методов жизнедеятельности.
Стараемся изменить практику организации учебно-воспитательного процесса, наладить систему педагогического сопровождения воспитанников для выполнения задачи образования детей с ограниченными возможностями здоровья, с разными уровнями и темпом психофизического развития в условиях инклюзии. Мы на пути перехода в новую педагогическую систему – инклюзивную форму обучения. Важным аспектом инклюзивного образования выступает развитие у
всех детей способностей, необходимых для общения. Оно основано на развитии информационно-коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми, формировании уважительных отношений в школьных сообществах, построении такого пространства общения, где будет услышан каждый ребенок.
У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей и включения в различные культурные и социальные практики, которые формируют у них умения самостоятельно включиться в активную жизнь за порогом образовательного учреждения. Одной из форм вовлечения детей в разновозрастное и разно-уровневое взаимодействие является кружковая работа. В ходе работы кружка рождаются идеи, которые могут служить основой для включения их в ситуацию выбора, в процесс осознания ими значимости социальной проблемы. Участие детей как равноправных партнеров в работе кружка способствует формированию адекватной самооценки и повышает их уровень толерантности к поликультурному многообразию социального окружения. Кружковая работа объединяет самых разных участников воспитательного процесса: учителей, воспитателей, учащихся и родителей.
На пути формирования коллективной направленности у воспитанника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у него направленности на сверстников (на первом этапе), к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).
Данная программа призвана помочь воспитанникам развивать творческие способности детей.
Цель программы: формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов; развивать творческие способности, фантазию, воображение; помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи: развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей; развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов; привлекать детей к работе с разнообразными материалами; учить создавать коллективные работы.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация, оригами, бисероплетение, декупаж, вышивка лентами) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд, вышивка лентами и бисер). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Планируя занятия, я выбираю для каждой темы ту или иную форму организации коллективной работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. Для обеспечения органичного единства воспитания и творчества детей занятия включают в себя несколько видов деятельности.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, музыка, поэзия); использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей. В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики, конфетти, фольга ), текстиль ( ткани, нитки, губка), бисер, пайетки, ленты, мулине, дерево, проволока, пуговицы, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски ( гуашь, акварель ), кисти разной формы и толщины, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, пластилин.
Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий. В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения: - работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;договариваться о совместной работе, ее содержании;
планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения; радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию. На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание - для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием. На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.
Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и взрослыми: в начальном этапе дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем; на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом; постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и т.д.
Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Коллективная работа в школе - интернате – это результат совместной работы детей и взрослых. Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. В конце каждого года – в мае создаётся тематическая выставка, являющаяся мотивацией детского творчества и итогом работы каждого ребенка и педагога.
Всю свою работу строю так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбираю разные: путешествия, «превращение» детей в мастеров. На занятиях решаю познавательные, обучающие и творческие задачи. Стараюсь использовать различную технику работы с бумагой, бисером, природным и бросовым материалом. Творческие способности детей в процессе занятий  декоративно-прикладным искусством  развиваются в разных направлениях: дети  создают эскизы, продумывают и создают предметы  декоративного характера, учатся находить  способы изображения и оформления предмета, переносить задуманный  декоративный предмет на изделие. На занятиях кружка у детей пробуждается вера в свои творческие способности, свою неповторимость, вера в то, что они пришли  в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова и музыки - все это помогает   детям попасть в необычный мир искусства, приобщиться к художественной культуре,  делает занятия живыми и интересными.
Большое внимание уделяю работе с родителями. Информацию родители получают во время консультаций. В качестве творческого отчета перед родителями дети готовят подарки к различным праздникам.
Итогом работы кружка служат выставки детского творчества в школе, в районе, в области и на межрегиональных выставках-ярмарках: «Детский Кино-Май», «Профессия моей мамы», «История моей школы», «Рождественские поделки в посольство Германии» и т.д.
В конце года мы устраиваем отчетную итоговую выставку работ детей. Умелая организация и проведение выставки  становится одной из эффективных форм морального поощрения учащихся. Занятия в кружке дают ребенку возможность рано приобрести опыт творческой самореализации, в котором порождаются и воплощаются замыслы юного мастера.  Средствами искусства воспитывается способность к художественному творчеству. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личности ребенка.
Таким образом, в процессе приобщения личности к богатейшему культурному опыту человечества, накопленному в области искусства, создаются возможности воспитания высоконравственного, разносторонне развитого современного человека.




Литература:
Е.Д Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. «Пилотная программа»
К. Фопель «Как научить детей общаться?» «ГЕНЕЗИС», М. 1998
Н.Е. Щуркова Практикум по педагогической технологии.- М., 1998
Информация из медиатеки школы-интерната сайт: e- mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (2015г.)

































Заявка участника
I-е дефектологические чтения
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
№ п/п
ФИО


1.
Фамилия, имя, отчество
Степаненкова Светлана Александровна

2.
Организация (полное название, аббревиатура), почтовый адрес организации, контактные телефоны, факс
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII–VIII видов»
216486 ул. Школьная, д. 1/1 дер. Прудки, Починковский район, Смоленская область
8 (48149) 5-56- 45, факс 5-57-44

3.
Должность, степень, звание
Воспитатель I категории

4.
Название секции
Профилактика и коррекция отклонения в развитии

5.
Название статьи
Создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации


6.
Домашний адрес, контактный телефон
216486 ул.Урицкая д.24,кВ.2 ,дер. Прудки, Починковский р-н, Смоленская обл. т. 9107275315

7.
Адрес электронной почты
e- mail: mari1971@yandex.ru

8.
Форма участия:
1) личное участие без доклада;
2) личное участие с выступлением;
3) заочное участие (только публикация)
Заочное участие (только публикация)

9.
Потребность в гостинице (при очном участии)
-



Заголовок 215