Методическая разработка Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе по физике
Развитие творческого потенциала учащихся
через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе по физике
Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне попробовать, и я научусь.
Древняя китайская мудрость.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает исследовательская деятельность.
Педагогический труд изначально носит творческий исследовательский характер. В классе к учителю обращены тридцать пар глаз, принадлежащих тридцати неповторимым личностям, имеющим свой уникальный неповторимый личный опыт. Как каждого из них не только научить тому, что требуют базисный план, образовательные стандарты, учебные программы, но и развить их творческие способности?
Все учебно-программные и методические материалы разрабатываются, как правило, в расчете на некоего усредненного ученика. Но в школе у нас реальные дети, работа с которыми требует подлинного педагогического мастерства, индивидуального творческого решения в подходе к каждому ребенку. Кроме того, в детском сообществе создается уникальный общий микроклимат, который заставляет учителя готовить каждый урок как оригинальное неповторимое произведение.
Применяемая мной как на уроках, так и во внеклассной работе по предмету в течение нескольких лет технология метода проектов позволяет вести обучение в сотрудничестве, использовать Интернет- ресурсы и современные информационные технологии.
Цель: совершенствование целостной системы выявления, поддержки и развития одаренных школьников в процессе обучения и внеурочной работы по физике, направленной на обеспечение их успешной самореализации.
Задачи:
Выявление мотивированных детей.
Овладение методами и приемами работы с высоко мотивированными детьми, помогающих саморазвитию учащихся и выявляющих динамику их развития.
Создание для каждого ребенка на всех возрастных этапах условия для развития его личности и способностей к саморазвитию.
Формирование умений и навыков практической индивидуальной и групповой деятельности в конкретной работе с творческими и высоко мотивированными детьми.
Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую и аналитическую деятельность.
Создание системы развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся через оптимальное использование возможностей своей школы.
Актуальность и перспективность опыта
Мотивируя свою деятельность на реализацию целей и задач работы с творческими, одаренными детьми, я убедилась, что она не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности: от обучения школьников – до подготовки выпускников к профессиональному самоопределению и поступлению в высшие и специальные учебные заведения.
Пикассо говорил: «Я не ищу, я нахожу».
С моей точки зрения именно в этом кроется главная черта творчески одаренной личности. Творчество – процесс, основанный не только на природных задатках, но и на труде. Поэтому очень важно для развития личности одаренного ребенка предоставить ему возможность реализовать свой потенциал и помочь ему в этом должен педагог, человек, который находиться рядом, который научит его творчески работать и мыслить.
Первые шаги к высокомотивированному ученику, к отысканию искры, которая горит в нем, начинается на уроке. Первоначальная моя задача состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность, увидеть в маленьком 12-летнем ребенке желание творить, искать, трудиться над непознанным для него явлением. Учебно-исследовательской работой с учащимися я стала заниматься семь лет назад. При этом перед собой я ставила следующие задачи:
Выявление высокомотивированных детей.
Самореализация детей и учителя.
Вовлечение детей в исследовательскую деятельность.
В моей работе за этот промежуток времени можно выделить несколько этапов.
1 этап – подготовительный, занимает 2 года.
Первоначально я стремилась создать необходимую обстановку для обеспечения творческой работы учеников 7–8 классов над интересными экспериментальными заданиями. На первый взгляд – это простой этап, позволяющий выявить и объединить в группу детей, впервые знакомящихся с физикой. Наблюдения показали, что такие дети умеют:
свободно мыслить;
имеют высокую мотивацию;
достойную подготовку по предметам математика и физика;
самое главное – эти дети умеют видеть, наблюдать и подмечать особенности окружающего мира.
Мною разработана система творческих заданий и лабораторных исследований, домашних лабораторных работ. Авторские разработки «Исследовательские домашние задания по физике для учащихся 7 класса», «Исследовательские домашние задания по физике для учащихся 8 класса», мной представлены в сети Internet в электронном журнале педагогических материалов «Эдукон» ( edukon.ru/material/?mid=6495).
Начиная с первых уроков в 7 классе, использую элементы развивающего обучения: для проведения экспериментальных, творческих работ предлагаю учащимся проведение домашних экспериментов или наблюдений.
Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Выполняя их, ребята закрепляют знания изученных физических величин и учатся на практике их измерять или определять. Часть работ может выполняться по желанию, за такие я ставлю только положительные оценки. Результаты выполнения домашнего исследования обязательно обобщаются и обсуждаются в классе.
Вот пример этого.
7 класс
Тема «Плотность»
Цель: Составление таблицы плотности продуктов питания.
Задание: Определить плотность съедобных веществ и составить таблицу «Плотность продуктов». Для этого выбрать продукты, упакованные в пачки правильной формы с указанием массы на них: сливочное масло, маргарин, соки, мороженное, шоколад, сахар-рафинад и др.
Предлагаю ребятам такие варианты отчета:
Я хочу узнать…
Я об этом уже знаю…
Предлагаю сделать…
План моих действий:
Делаю - получаю:
Делаю выводы:
Объясняю результат.
Использую задания с экологической направленностью, чтобы учащиеся прочувствовали важность экологических проблем лично для себя, предлагаю им дома выполнить следующие задания.
Оцените загрязненность снега в городе. В чистые стеклянные банки наберите снег из различных мест и, поставив их в комнате, дождитесь, когда снег растает. Поместите рядом банку с водой из водопроводного крана. Сравните прозрачность и чистоту воды во всех банках. Сделайте вывод, где вода грязнее всего, и объясните, почему.
Показываю логическую связь между материалом, изучаемым на уроке, и домашним экспериментальным заданием, мотивирую эту работу, привлекаю к ней внимание учащихся.
Конструкторские и изобретательские способности учащихся выявляю и развиваю через самостоятельное изготовление простейших приборов или наглядных пособий, дидактического материала.
Например, в 7 классе конструирование модели молекул воды, кислорода, водорода, сообщающиеся сосуды, всевозможные виды фонтанов, после знакомства с силами изобретаем приборы для их измерения.
В 8 классе изобретают различные электрические приборы, прибор для определения заряда на теле - электроскоп; после прохождения темы «Влажность воздуха» - индикаторы влажности и т.д.
Чтобы выполнять подобные задания, учащимся приходится возвращаться к полученным знаниям, добавлять недостающие, критически переосмысливать их, подниматься на новый уровень понимания материала. Большая активная умственная деятельность, в которую приходится погружаться, вынуждает вникать во многие тонкости вопроса, работать с дополнительной литературой, расширять свои знания, учиться мыслить творчески.
Этот этап не приносит дипломов и мест, но без его нет будущей учебно-исследовательской, практической деятельности.
2 этап – подготовка самостоятельных работ для Научно-практических конференций.
В нашей школе уже 7 лет работает Научное Общество школьников (НОШ). Это добровольная организация, для вступления в которую помимо простого желания, требуется наличие определенных сформированных учебных навыков учащихся и навыков руководства исследовательской деятельностью у учителей. Однако я считаю, что желание это тоже много. Ребенок не умеющий, но очень стремящийся научиться сможет достичь своей цели. На первом этапе общее число учащихся в наших предметных секциях было не велико около 30 человек по всем предметам. Причем, некоторые участвуют одновременно в нескольких секциях в силу своей творческой разноплановости.
Как показал опыт нашей школы самой главной задачей в первые годы работы в научном обществе школьников (НОШ) – это удержать интерес учащихся, дать возможность детям поверить в свои силы и загореться особым азартом участия в различных конкурсных и исследовательских программах.
К исследовательской работе на этом этапе я привлекаю учащихся 9–10 классов, уровень рассматриваемых вопросов становился более серьезным, и порождаются вопросы и проблемы связанные с детальным осмыслением абсолютно неизвестного и неописанного процесса. Проектная работа в НОШ, за период 2012/2015 учебные года, позволила создать учебно-исследовательские проекты:
«Жизнь и физика Ж.И.Алферова», 1 место РНПК, 2011г.
«Влияние радиации на человека. Определение радиационного фона школы», 2012г.
«Наушники и их влияние на организм подростка», 2 место РНПК, Диплом участника II публичной презентации школьных исследовательских работ «Инженер XXI века». 2012г.
«Энергосбережение - новый вид энергии»- 1 место РНПК, сертификат участника финала международного конкурса исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке», Диплом участника конкурса «Живинка в деле» в IV открытом Международном конкурсе проектов и исследовательских работ УГПУ. 2013г.
«Влияние бытовых отходов на экологию города», 1 место РНПК, Диплом I степени и памятный кубок за 1 место в рамках конкурса «Живинка в деле» в V открытом Международном конкурсе проектов и исследовательских работ УГПУ, Диплом за лучшую работу в области экологии и природопользования на III публичной презентации школьных исследовательских работ «Инженер XXI века», Диплом I степени и памятный значок за участие в финальном фестивале Евразийского экономического форума молодёжи в международном конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке» в направлении «Экологическая поляна», участия в VI Всемирном экономическом форуме в Астане. 2013г.
«Почему подростки курят?» , 3 место РНПК. 2014г.
«Почему подростки курят?» , 3 место РНПК, сертификат участия в публичной презентации школьных исследовательских работ «Инженер леса XXI века», 2014 год.
Микроволновая печь - плюсы и минусы» 1 место РНПК, сертификат участия в публичной презентации школьных исследовательских работ «Инженер леса XXI века», 2015год.
«Пыль»-1 место РНПК, сертификат участия в публичной презентации школьных исследовательских работ «Инженер леса XXI века», 2015год.
«Вред высоких каблуков с точки зрения физики» - 2 место РНПК, 2015год.
Самый главным результат своей работы с творчески одаренными детьми я считаю то, что учащиеся находят свое место в жизни. Они успешно сдают вступительные испытания, что позволяет им поступить на специальности физического профиля, т.е. связывать свою жизнь с реальными вопросами исследования и развития науки:
-за период 2011-2012, 2013-2014 учебные года тринадцать моих выпускников успешно поступили и учатся в высших учебных заведениях Екатеринбурга и других городов России, где профилирующим предметом является физика и информатика;- трое учащихся нашей школы стали студентами Берёзовского филиала УрГППУ, обучались на факультете информатики и программирования и успешно проходили педагогическую практику в нашей школе под моим руководством в 2012-2013 году;
- пять учащихся нашей школы, сдававших физику на государственной итоговой аттестации награждены серебряными и золотыми медалями (2013-2014, 2014-2015 годах);
- четыре учащихся, сдававших физику на государственной итоговой аттестации, являлись стипендиатами фонда поддержки образования и науки «Алферовского фонда» города Санкт Петербург в 2011-2014годах.
Физика – предмет сложный, не все учащиеся могут хорошо «выглядеть» на уроке или экзамене. Нужно им давать проявить себя. Моя главная цель – увлечь их идеями самостоятельного творчества, активизировать, показать практическое применение знаний, выработать у них умение видеть новое в известном, использовать старые знания в новых ситуациях и с новыми целями.
Завершить мне бы хотелось словами древнегреческого философа Сократа: «В каждом человеке есть частичка солнца, только дайте ему светить». Увидеть солнце, то есть, увидеть личность в каждом ребёнке – вот суть моей педагогической деятельности.