Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через технологию группового обучения


Артюхина Татьяна Владимировна,
Безрукова Галина Владимировна,
Иманова Алена Викторовна,
МБОУ «СОШ №21», г. Старый Оскол Белгородской области
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через технологию группового обучения
     Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, учитывая его потребности в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.   
   Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволит устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, реализовать творческие способности учащихся, создаст условия для смены видов деятельности.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемой с нашей точки зрения на уроках математики является групповая технология.
Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.
Ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая (наиболее легко вписывается в учебный процесс, обеспечивает успешное усвоение материала всеми учащимися, интеллектуальное, творческое, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность).
У определенной части учащихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к урокам математики. Не у всех учащихся сформированы положительные мотивы учения и труда. Чаще всего на уроке из-за массового характера обучения проводится работа, которая не позволяет в полном объеме использовать потенциал каждого ребенка. Поэтому на своих уроках математики сочетаем такую работу с работой в паре и группе. Как показывает практика, целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся всех уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Одним из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе – это личностные взаимоотношения между учащимися. Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Работа в группе позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивает умения и навыки более осознанного, практического применения школьниками изученного материала, даёт возможность увеличить объём решаемых задач, повышают интерес к изучению математики.
Опыт проведения групповой работы показывает, что ее цель - оживить обыденное, увлечь творчеством, заинтересовать учеников, при этом снимается напряженность, свойственная обычным урокам, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом. Данная технология включают в себя всё разнообразие форм и методов: проблемное обучение, поисковую и исследовательскую деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи.
Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления, при этом формируются положительные нравственные качества личности. Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Выбор той или иной и зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. Самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание «Новое - это хорошо забытое старое».