Создание условий для полноценной социально-трудовой адаптации и формирования личности обучающегося – развитие его творческого потенциала на уроках профильного труда в коррекционной школе.
ГКОУ КО «Озерская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Создание условий для полноценной социально-трудовой адаптации и формирования личности обучающегося – развитие его творческого потенциала на уроках профильного труда в коррекционной школе.
Учитель профильного труда
по столярному делу Дубровский Виктор Геннадьевич
с. Озерское 2015-2016 уч.г.
1 часть. Социализация это непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно она протекает в детстве и юности. Дети с нарушениями в развитии нуждаются в коррекции недостатков умственного развития и социальной адаптации. Этому способствует трудовая деятельность, которая доступна, понятна детям с ограниченными возможностями здоровья, и обеспечивает разностороннюю работу всех анализаторов. Трудовое обучение вызывает эмоциональный отклик у детей, оживляет интерес к обучению, формирует образное видение окружающего мира, воспитывает волю и характер, развивает художественно-творческие способности, что адаптирует учащихся коррекционной школы в социум. Учителя трудового обучения в коррекционной школе имеют дело с определённой категорией детей, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников, у которых первичный дефект развития может привести к возникновению других вторичных и третичных отклонений. Учащиеся коррекционной школы могут значительно отличаться даже в пределах одного класса по своим нейродинамическим особенностям, по состоянию познавательной деятельности и моторики, по эмоциональному статусу и по уровню графической подготовленности.
Обучая детей трудовой деятельности, я стараюсь внедрять такие методы и приёмы, которые помогают учащимся коррекционной школы не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развивать их творческие способности, активизировать познавательную деятельность детей и эпизодически интегрировать их в общество сверстников для успешной социализации. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Проблема развития творческого потенциала детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. Творчество детей представляет собой огромную возможность для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.
Обучение школьников неразрывно связанно с их воспитанием. В условиях коррекционной школы задачи воспитания входят в число наиболее трудных, т. к. нарушения эмоционально-волевой сферы и способности к отвлеченному мышлению ухудшают формирование относительно сложных социальных понятий и осознанного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. Усвоение нравственных понятий зависит от умственного развития учащихся. Многие из таких понятий наиболее полно формируются в старших классах. Трудовое обучение, в силу своей практической направленности, содержит наибольшие возможности в воспитании учащихся коррекционной школы, так как нацелено не только на выработку у детей определенных трудовых умений, но и на развитие творческого начала, формирование эстетической культуры путем развития исторической памяти, интереса и любви к искусству и природе родного края.
Большие возможности для развития творчества, как составной части социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет трудовое обучение. На уроках столярного дела дети приобретают навыки работы с ручным инструментом и приёмы обработки древесины на различных станках: токарном, сверлильном. В процессе обучения важно создать высокую степень мотивации деятельности учащихся, поддерживает активность ребят в творчестве, так появляются изделия не по образцу, а придуманные и воплощенные ребятами. Дети с интеллектуальными нарушениями в силу особенностей своего развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения, у них относительно меньшие возможности общения с окружающим миром. У них наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. На фоне эмоциональной обедненности имеет место снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному заражению, подражанию, слабая реакция на новое. У детей данной категории слабо выражено выделение собственного Я. Они практически не стремятся к самостоятельности и остаются индифферентными к своим достижениям. На уроках столярного дела учащиеся получают элементарные навыки владения столярными инструментами и их назначением, знакомятся с простыми операциями по обработке древесины. В основном выпускники выбирают полученные в школе строительные специальности.
2 часть. Одно из важнейших направлений работы учителя профильного труда по формированию личности ученика – развитие его творческого потенциала.
Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного человека передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика, возможно. Именно через творчество и проявляется неповторимость, уникальность и индивидуальность личности. Способствуя проявлению учащимися собственной индивидуальности, педагог помогает проявлению его креативности, что вносит свою лепту в решение проблемы развития творческой личности.
Сам процесс внеурочных занятий будь - то кружки и секции по интересам по выбору приносит учащимся истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творческий человек любознателен и постоянно стремится многое узнать, расширить свой кругозор, объединить данные из различных областей.
В нашей школе создаются все условия для развития творческого потенциала учащихся. Учащиеся посещают кружки, секции, удовлетворяя свои познавательные и творческие потребности.
Работая в коррекционной школе-интернат 18-й год учителем профильного труда по столярному делу и одновременно ведя кружок декоративно-прикладного творчества с 1998 года по 2000 год «Плетение изделий из лозы»; с 2000 года по 2014 год «Дело мастера боится»; и с 2014 года по сегодняшний день «Занимательная древесина», я пришёл к выводу, что интеграция этого предмета с кружком даёт положительные результаты. При изучении различных разделов программы я в своей работе стараюсь привлечь учащихся к созданию творческих заданий. Интеграция с кружком декоративно-прикладного творчества даёт возможность сделать изделие не только прикладное, а декоративно-прикладное.
Программа кружка «Занимательная древесина», целью которого является корректировка мелкой моторики, формирование более устойчивого внимания и воздействие на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности, состоит из таких основных направлений как «Выпиливание лобзиком, выжигание, токарные работы, резьба по дереву ножом».
Выпиливание, выжигание, резьба по дереву способствуют формированию более устойчивого внимания и воздействуют на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью, усидчивостью и более критическим отношением к своему труду и его результатам. Резьба по дереву ножом как один из видов труда имеет, прежде всего, коррекционно-развивающую цель, т.к. эта кропотливая работа корригирует мелкую моторику, нарушение которой имеют многие учащиеся нашей школы. Для решения коррекционных задач предназначен самоконтроль качества и обучение анализу выполненной работы. С этой целью даются самостоятельные работы, которые имеют комплексный характер, развивают инициативу и самостоятельность учащихся в правильном выборе приемов, инструментов и последовательности выполняемых операций. На формирование умения действовать самостоятельно, направлено и поэтапное сокращение помощи учителя в умственной и трудовой деятельности учеников. Объем помощи на конкретных уроках учитывает сложность заданий и индивидуального умения учащихся.
Развитие творческого потенциала старшеклассников предполагает преобразование индивидуальной познавательной, исследовательской деятельности над репродуктивным усвоением информации. Важнейший фактор развития творческого потенциала учащихся - творческая направленность как урочной, так и внеурочной деятельности.
Развитию творческих способностей учащихся в урочной деятельности способствует и ежегодное проведение предметной недели профильного труда, на которой обучающиеся активно участвуют в различных мероприятиях по профильным предметам. На уроках профильного труда обучающиеся выполняют также заказы школы-интерната.
Работая в данной школе-интернат 2-й учебный год я являюсь руководителем «Методического объединения учителей профильного труда и физкультуры», которое работает согласно методическому плану и по теме: «Роль трудового обучения и физкультуры в вопросах формирования навыков социальной адаптации учащихся».
С целью развития у учащихся интереса к изучаемому предмету, совершенствования и систематизации знаний и умений, в школе проводились учителями профильного труда:
в 2014-2015 учебном году «Неделя профориентации», во время которой проводилась игра по шести станциям «Мир профессий», одновременно она является своеобразным смотром достижений учителей и учащихся, итогом их общей работы. Все мероприятия трудовой недели были направлены на формирование интереса к предмету, улучшению знаний школьников. Ребята с большим интересом выполнили эти задания. Лучшие ученики награждены грамотами.
в 2015-2016 учебном году, проходила с 16.11.2015 года по 20.11.2015 года «Неделя профильного труда и физкультуры» под девизом «Землю красит солнце,- а человека труд», которая состояла из следующих мероприятия: Конкурс рисунков: «Мы – ребята Мастера»; Конкурсы «Путешествие по морям профессий» (между командами девочек и мальчиков 5 класса), «Экскурсия в город Мастеров и Мастериц» (между командами девочек и мальчиков 6-х классов, а также и 7-х классов), «Лучший по профессии» (между командами мальчиков 8-х классов и 9-го класса), «Хозяюшка» (между командами девочек 8-х классов и 9-го класса); Выставка «Ярмарка поделок», работ, сделанных руками обучающимися, воспитанниками на уроках профильного труда. Были подведены итоги конкурсов и награждены победители и активные участники «Недели профильного труда и физкультуры".
Целью «Недели профильного труда и физкультуры» было: Повышение уровня мотивации обучающихся к предметам профильного труда, домоводства и физкультуры; закрепление и углубление знаний полученных на уроках столярного дела, слесарного дела, швейного дела, домоводства, физкультуры; развитие интереса к предметам; воспитание трудолюбия, аккуратности.
Задачами «Недели профильного труда и физкультуры» было:
Расширение профориентационной работы с обучающихся и нацеливание их выбора в специальностях «швея», «столяр», «слесарь».
Прививание ответственного отношения к труду, то есть трудолюбия и любви к природе у обучающихся, воспитанников школы-интерната.
Выявление обучающихся с высоким уровнем трудовых умений и навыков через конкурсы мастерства «Путешествие по морям профессий», «Экскурсия в город Мастеров и Мастериц», «Лучший по профессии».
3 часть. Основная цель профильного труда: - подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, обеспечение успешной социальной адаптации.
Профильный труд направлен на формирование жизненно важных умений и качеств личности, таких как самостоятельность, инициативность, умение принимать решения, работать в коллективе.
Основная цель моей деятельности в процессе обучения детей столярному делу направлена на коррекцию и социальную адаптацию учащихся, социализацию выпускников в обществе после окончания школы в условиях рынка.
В каждом учебном году я старался создать систему по организации обучения столярному делу детей с ОВЗ, которая предусматривает реализацию обучающих целей через использование специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика. Главными задачами уроков по столярному делу являются овладение учащимися системой технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности к труду, формирование коммуникативной активности, подготовку работников физического труда способствующей успешной адаптации учащихся в социуме. На уроках больше применяю объяснительно-иллюстративный метод изучения материала (урок - инструктаж). Использую образец изделия, который формирует оперативный образ объекта труда; операционно-технологическую карту, дающую развитие способности планировать работу; чертёж изделия, способствующий приобретению навыков разметки и самоконтроля; пооперационное разделение труда, формирующее усвоение профессиональных приёмов и двигательных навыков у учащихся; рабочий стенд наглядных пособий и дидактический материал для приобретения, закрепления и систематизации знаний.
По программе В.В. Воронковой, разработал рабочую программу профильного труда по профилю «Столярное дело» для 5-9 классов с учётом регионального компонента и психофизических особенностей каждого классного коллектива. В процессе уроков по столярному делу стараюсь развивать и корригировать основные психические функции воспитанников, создавать коррекционную направленность уроков. Оптимально дозирую умственную и физическую нагрузку учащегося, имея в запасе на каждый урок несколько вариантов трудовых операций. Применяю различные способы контроля и самоконтроля, учащиеся обучаются рациональным приемам выполнения работы. Приучаю к стремлению выполнять максимально точные, аккуратные, имеющие эстетический вид, изделия. Прививаю навыки трудолюбия и усердия, таким образом, формирую востребованность своих учеников в дальнейшем на рынке труда, в будущей самостоятельной жизни. Во время занятий создаю морально-психологический комфортный климат.
Осуществляю мониторинг качества обученности воспитанников по профилю «Столярное дело». Для этого разработал четвертные и годовые контрольные работы, с 5 по 9 класс, состоящие из теоретической и практической части. По итогам, которых отслеживаю уровень усвоения знаний, профессионально-трудовых навыков, умений по теоретической и практической деятельности каждого ученика и всего класса.
Уровень обученности по столярному делу в 6 «б», 7 «а», 7 «б», 9 классах за 2014-2015 учебный год по итогам контрольных работ составил 100%. По результатам экзаменационных работ средний показатель обученности составил 4,5 балла.
Веду кружок «Занимательная древесина». Составил рабочую программу по дополнительному образованию (факультатив) «Столярное дело-6 класс» и «Мебельщик» - профильного труда «Столярное дело» для обучающихся 9 класса на 2015-2016 учебный год. Лучшие работы учеников моих классов и кружка демонстрировались на школьной и областной выставках декоративно – прикладного искусства.
Как заведующий мастерской постоянно веду работу над усовершенствованием и обновлением оборудования кабинета (занесенного в Паспорт кабинета), систематизацией накопленного дидактического и коррекционно-развивающего материала по предмету.
4 часть. Формирование положительной мотивации и устойчивого интереса к урокам столярного дела.
В своей работе я опираюсь на положение о значительных потенциальных возможностях учащихся, ориентируясь на более сильных учеников. В этой работе имеются три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе выявляется уровень развития учебной мотивации учащихся, занимающихся столярным делом. Определяется уровень развития познавательных процессов и степень успешности обучения.
На формирующем этапе обеспечивается тесное сотрудничество между учителем и учащимися, что позволяет улучшить работу с программным материалом, помогает обеспечить коррекционно – развивающую направленность учебного процесса.
На контрольном этапе определяется то, как повлияла коррекционно – развивающая работа на становление и развитие учебной мотивации и оценка конкретных результатов обучения столярному делу.
Наблюдая за деятельностью учащихся на уроках столярного дела, я выяснил, что при выполнении учебных заданий, учащиеся очень часто чрезмерно уверены в своих силах, пытаются брать задания посложнее и большого объема. Это говорит о завышенной самооценки, но вместе с тем показывает, что у таких учащихся есть желание учиться и они стараются активно работать на уроках. Я стараюсь проявлять максимум терпения и такта в объяснении не посильности поставленной учеником задачи, чтобы не отбить вообще желание заниматься столярным делом.
Основной мотив учения – самоопределение и самоутверждение. Как правило, учащиеся, заинтересованные в обучении, остро реагируют на оценку: пытаются исправить плохую отметку, просят дать им дополнительное задание. Учащиеся стараются выполнить задание даже в том случае, когда они не полностью понимают учебный материал из – за низкого уровня сформированности мыслительной деятельности. Эти учащиеся требуют постоянной поддержки и поощрения со стороны учителя.
В программу обучения я включаю упражнения по развитию наглядно – действенного, наглядно – образного и словесно – логического мышления. Благодаря этому совершенствуются основные мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение и другие. С учетом значения памяти в учебную деятельность включены упражнения по развитию памяти.
Большое внимание в индивидуально – коррекционной работе я отвожу игровому тренингу познавательных процессов учащихся. Одним из средств повышения активности и самостоятельности учебной деятельности учащихся является использование при выполнении учебных заданий, повторении пройденного и закрепление нового материала с помощью подбора заданий и упражнений разной степени сложности.
Наиболее эффективное формирование учебных мотивов обеспечивается построением обучения направленного на развитие познавательной деятельности и творческой активности учащихся. Важную роль в развитии положительной мотивации играет уровень сформированности познавательных процессов и успешности обучения учащихся, что приводит к закономерностям, характерным для нормально развивающихся сверстников.
СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО в 5-9 классах.
I блок – оборудование
Виды деятельности
Формируемые знания, умения и навыки
мероприятия
Ответственный
Инструменты и оборудование в столярной мастерской и на предприятиях города: механическое оборудование (сверлильный станок, электроточило, токарный станок)
-Работа инструментами, разметка длины деталей, пиление поперек волокон;
-Подбор материала.
-Подготовка рабочего места.
-Разметка заготовки. Строгание под размер.
Устройство сверлильного, токарного станка.
-Правила безопасности работы.
-Токарные резцы.
-Организация рабочего места.
- Точение на станке.
-Предупреждение брака.
Уроки ПТО
(столярное дело)
Учитель столярного дела
II блок – материаловедение
Виды деятельности
Формируемые знания, умения и навыки
мероприятия
Ответственный
- строение древесины;
- твердые породы древесины; существующие пороки и дефекты древесины.
- способы промышленной заготовки древесины; виды пиломатериалов;
-Умение различать пиломатериалы (доска, брус брусок).
-Использование досок при изготовлении мебели.
-Использование досок при изготовлений мебели.
-Виды материалов для резьбы (липа, береза, клен) узоры и рисунки для резьбы, работа с морилкой, анилиновым красителем. Отделка морилкой, вырезание орнамента.
Уроки ПТО
(столярное дело)
Учитель столярного дела
III блок – работа с древесиной
Виды деятельности
Формируемые знания, умения и навыки
мероприятия
Ответственный
Обработка твердых пород древесины режущими инструментами:
пиление столярной ножовкой;
строгание древесины рубанком;
обработка на деревообрабатывающих станках;
фугование;
-Пиление поперек волокон. Пиление под углом в 45 градусов.
-Разметка для сверления. Сверление сквозных и не сквозных отверстий.
-Строгание широкой и узкой грани бруска.
-Пиление поперек волокон. Пиление под углом в 45 градусов.
-Разметка для сверления. Сверление сквозных и не сквозных отверстий.
-Строгание широкой и узкой грани бруска.
-Чтение технической документации. Изготовление рамок, коробок, подвижных и не подвижных элементов мебели.
-Подготовка инструмента. Фугование кромок. Склеивание щита. Строгание под размер, зачистка изделия.
Уроки ПТО
(столярное дело)
Учитель столярного дела
IV блок – ремонт столярных изделий
Виды деятельности
Формируемые знания, умения и навыки
мероприятия
Ответственный
ремонт носилок;
ремонт сельхозинвентаря;
ремонт табуретов и стульев;
ремонт снежных лопат;
ремонт оборудования столярной мастерской.
-Определение вида ремонта.
-Изготовление сломанных деталей.
-Сборка на клею.
-Замена сломанных деталей.
-Сборка лопат.
Уроки ПТО
(столярное дело)
Учитель столярного дела
V блок – допрофессиональной подготовки
Виды деятельности
Формируемые знания, умения и навыки
мероприятия
Ответственный
автоматизация полученных умений и навыков-
- механизация и автоматизация мебельного производства;
- сборка мебели из готовых деталей;
Профессиональное просвещение
- трудовое законодательство;
- нормирование, квалификация рабочего;
- оплата труда;
- права и обязанности рабочего на производстве.
- пожарная безопасность на предприятии;
-Изготовление мебели на крупных фабриках.
-Сравнение механизированного и ручного труда по производительности и качеству работы.
-Механизация и автоматизация столярных работ
-Основные законы о труде.
-Основные права и обязанности рабочих и служащих.
-Трудовой договор, расторжение, зарплата, время работы и отдыха
-Трудовая дисциплина. Охрана труда.
-Обеспечение пожарной безопасности при выполнении столярных работ.
-Пожарная безопасность на территории предприятия.
-Правила поведения при пожаре.
Уроки ПТО
(столярное дело)
Учитель столярного дела
13 EMBED PowerPoint.Show.12 1415
Создание условий для полноценной социал
Рисунок 1