Открытый урок в 6 классе на тему Их именами славится Россия


МОУ «Карайская средняя общеобразовательная школа»
Волжского муниципального района
Республики Марий Эл
Открытый урок
русского языка в 6 классе по теме:
«Их именами славится Россия…
Имя существительное»



Разработала: Янцитова Ирина Евгеньевна,учитель
русского языка и литературы первой квалификационной категории
2014 г.
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: «Их именами славится Россия…Имя существительное»
Дата проведения: 14 мая 2011 года
Цели урока:
Образовательные: 1. Систематизировать и обобщить в ходе урока знания по
теме «Имя существительное».
2. Проверить знания, умения и навыки учащихся по данной теме;
определить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся.
Развивающие:
Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.
Развивать умение грамотно пользоваться именами существительными в речи.
Развивать умение работать как самостоятельно, так и коллективе (фронтальная, коллективная и индивидуальная работа).
Формировать навыки выразительного чтения.
Обогащать словарный запас школьников.
Воспитывающие.
Патриотическое, духовно-нравственное воспитание учащихся, любовь к малой родине, к землякам-героям.
Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Тип урока: урок - практикум
Методы обучения: частично-поисковые, эвристические методы.
Технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, технология сотрудничества; личностно-ориентированное обучение.
Универсальные учебные действия:
Личностные: уважение к истории страны, чувство гордости за свою страну, свою малую родину, стремление к речевому самосовершенствованию, формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня.
Регулятивные: соотносить цели и результаты деятельности, определить степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, свёртывание информации, анализировать, делать выводы.
Коммуникативные: работа с информацией, поиск информации из различных источников, понимание информации, речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Формы организации работы учащихся:
-групповая и индивидуальная деятельность учащихся;
-фронтальная
Дидактические средства: проектор; экран; компьютер; кадры из фильма, выставка краеведческой литературы, портреты героев, толковый словарь.Методическая литература: М.М. Разумовская. Русский язык. 6 класс, Поурочные планы по программе М.М. Разумовской, 6 класс, Поурочные разработки по русскому языку, 6 класс, универсальное издание.
Ход урока
Организационный момент.
Эпизоды из кинофильма о Герое России Валерии Иванове( показ эпизода из фильма)
Вступительное слово учителя и сообщение темы, цели урока.
Учитель. Проходит Вахта памяти. Мы вновь и вновь вспоминаем защитников Отечества, особенно наших героев-земляков.
На землю приходят одни, чтоб уйти.
Другие уходят, чтобы вернуться.
Вернуться в граните, вернуться в стихах
И в память народную чтобы вернуться. В. Якимов. (Слайд)
Сегодня проведём урок «Их именами славится Россия», урок-практикум по теме «Имя существительное». Повторим изученное об имени существительном на основе краеведческого материала. Приведём в систему знания об имени существительном, научимся их применять на практике.
Открываем тетради, запишем число, классная работа и тему урока.
Учитель. А теперь послушайте текст о наших земляках. Это была статья в газете о подвигах наших Героев-земляков. Написала ученица 7 класса.
А вы, ребята, должны запомнить имена существительные, некоторые можете записать в тетрадь. В тексте много имён существительных, они помогают построить текст.
- Чтение текста учеником.
Затем ребята читают свои выписанные существительные.
Устный опрос о существительных.
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Какие морфологические признаки имеют существительные?
- Как изменяются имена существительные?
В тексте были собственные и нарицательные существительные, одушевленные и неодушевлённые, назовите их? (Ответы ребят)
Письмо предложений под диктовку и выполнение заданий: найти существительные, определить род и число.
Ах, дембель, ах, дембель!
Лишь сутки остались,
Чтоб снова вернуться домой.
Последние сутки вечными стали –
Рванулся в бессмертный ты бой. (Слайд)
( Это слова нашего земляка, поэта Виктора Якимова.)
Обратим внимание на слово дембель. Что обозначает это слово? Обратимся к толковому словарю.
Дембель - демобилизация по истечении срока срочной службы.
Вот вы тоже, мальчики, вырастите и станете служить в армии, затем через некоторое время тоже станете дембелями.
Как определяем род существительных с Ь знаком на конце? ( Ставим в родительном падеже - дембеля, например, камень-камня, рубль-рубля)
Сутки – ( это существительное, оно используется только во мн. числе; Назовите ещё такие сущ.- брюки, ножницы, санки, переговоры.)
Разбор словосочетаний. К доске приглашается ученик.
Очень много существительных используютя в составе словосочетаний. Разберём с/с.
Славные герои, настоящий мужчина
А сейчас отправляемся на экскурсию в д. Большой Олыкъял. (Слайд)
- Физкультминутка.
Учитель. Мы с вами знаем, что это небольшая деревенька, в котором родился, жил и работал Герой Советского Союза З.Ф. Прохоров. И это также родина Героя России Валерия Иванова. Родители Валерия Вячеслав Иванович и Нина Николаевна учились в той же Большеолыкъяльской начальной школе, что и Зинон Прохоров. Много слышали о своём знаменитом односельчанине от своих родителей, учителей. Но не знали они и не могли знать, что много лет спустя их сын Валерий на другой войне совершит такой же подвиг.
Ребята, мы должны войти в музей. (Слайд) В музей войти имеют право только те, кто правильно выполнит задания. Восстановите окончания слов.
Слайд.
Очевидец подвига Сергей Гаврилович Прокопчук рассказал нам о бессмертн… подвиг… З.Ф. Прохорова. Продвижению бойц… мешал сильн… пулемётн… огонь. Гвардии лейтенант Прохоров со связкой противотанков… гранат в руке пополз на огнев… точк… противника.
Учитель. Теперь выходим из музея и подходим к аллее Героев. ( Слайд) Подойти может тот, кто выполнит следующее задание.
- Определите падеж существительных первого предложения.
Очевидец (им.п.) подвига(д.п.) Сергей Гаврилович Прокопчук(им.п.) рассказал нам о бессмертном подвиге(п.п.) З.Ф. Прохорова.
(Ответы ребят и проверка)
Вновь возвращаемся в Карай, заходим в школьный музей им. Прохорова. Нас встречает завмузеем Гордеева А.В., учитель истории и географии. Мы с вами в музее побывали неоднократно, ещё раз вспомним наших героев и выполним такое задание: определите склонение существительных.
Существительные даются в табличках. Война (1 скл, ж.р.), подвиг (2 скл, м.р.), гордость (3 скл, ж.р.), путь (разноскл.), пламя (разноскл.), кино (нескл.) Работа с учебником.
Откройте учебники, давайте вспомним правило НЕ с существительными. Далее составим предложения, используя НЕ с существительными.
Появилась ненависть к фашистам.
Неприятель численно превосходил нашу дивизию.
Он нам не приятель, а враг.
Перед вами выставка книг (Назвать книги).
Кто подробно хочет знать, изучить героев, читайте эти книги.
Выпишем предложение из книги и выполним морфологический разбор существительного.
Книга – прекрасный и своеобразный подарок её авторов юбилею и землякам Героя.
Юбилею – сущ., нач.ф. – юбилей, нариц. , неодуш., 2 скл., м.р., ед.ч., д.п., дополн.
Итог урока и оценивание.
Итак, мы повторили имена существительные. Много узнали о наших земляках – героях. Ребята, вы все были активные на уроке (Оценки)
Вывод: Мы будем всегда помнить и чтить память наших Героев, их именами всегда будет славится Россия. (Слайд и фото)