Планирование по русскому языку для 7 класса
I ЧЕТВЕРТЬ
№п./п.
Дата
Основное содержание программного материала
Кол-во
часов
Основные знания, умения, навыки
Словарная работа
Измерители
Домашнее задание
1
Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость.
1
Познакомить учащихся с пособием «Русский язык. Практика» для 7 класса и научит по нему работать, также познакомить с разделами учебника «Русский язык. Теория», изучаемыми в 7 классе;
Привить бережное отношение к книге вообще и к учебнику в частности;
Заинтересовать детей предстоящим изучением родного языка;
Объяснить учащимся, что русский язык –это развивающееся явление, показать историческую изменчивость норм: лексических, орфоэпических, орфографических.
Лексико-орфографическая работа Реформатор
Реформа
§221, упр.6, подготовиться к мультимедийному уроку «Как я провел лето»
2
Р.Р. «Мультимедийный урок по теме «Как я провел лето»
1
Позволить детям выговориться, поделиться впечатлениями о прошедшем лете;
Провести экспресс-диагностику состояния правописных умений и навыков, привести учащихся в «рабочее состояние»;
Создать хорошее настроение через просмотр презентаций о лете, приготовленных заранее учениками.
§221, подготовить устное сочинение на тему «Язык как развивающееся явление»
3
Повторение изученного в 5-6 классах
1
Проверить знания учащимися слов с непроверяемыми орфограммами;
Повторить части речи, изученные ранее, три признака («три кита»), характерных для любой самостоятельной части речи, отличие служебных частей от самостоятельных, междометие как особую часть речи;
Вспомнить морфемы различных частей речи, их правописание, слова-омонимы, однокоренные слова;
Повторить виды разбора: фонетический, морфемный, синтаксический, орфографический.
Словарный диктант
§59,67,68,76,80-82, 84,88,91,105, упр.12
4
Повторение изученного в 5-6 классах
1
Провести анализ классных сочинений;
Повторить понятие словосочетания и предложения, грамматической основы предложения, членов предложения;
Вспомнить правила постановки знаков препинания при однородных членах в простом предложении и знаков препинания в сложном предложении.
Словарно-орфографическая работа
Сияние
Литература
Принести учебник «Русская речь» и тетрадь по развитию речи.
5
Р.Р. Что такое текст.
1
Познакомить учащихся с учебником «Русская речь» для 7 класса, научить по нему работать;
Повторить и углубить теоретические сведения об основных признаках текста, особое внимание уделить заглавию.
§1 «Русская речь», подготовить упр.13, §13-28 «Теория», упр.22 «Практика»
6
Повторение изученного в 5-6 классах
1
Повторить правописание окончаний глаголов и имен существительных, правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и имён прилагательных.
Словарный диктант
§41, 76, 91, упр.29, подготовить упр.30
7
Повторение изученного в 5-6 классах
1
Научить детей готовиться к диктанту;
Повторить правописание н и нн в именах прилагательных, правописание сложных имён прилагательных;
Провести контрольное списывание, уделяя особое внимание каллиграфии.
Информация
Санаторий
Галерея
Аллея
Симпатичный
Пропорциональный
Портфель
квартал
Контр. списывание
§105, 107, подготовить упр.34
8-9
Подготовительный диктант и его анализ по теме «Орфография»
2
Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся, навык самостоятельной подготовки к диктанту, умение детей объяснять пунктограммы и орфограммы, выполнять все виды разборов;
Провести работу над ошибками в подготовительном диктанте и в разборах;
Повторить правописание наречий, их отличие от похожих на них имен существительных;
Провести контрольный словарный диктант.
Контрольный словарный диктант
§35, 36, §82, 98, составить словарный диктант.
ПОНЯТИЕ О ПРИЧАСТИИ – 38 ЧАСОВ
10
Понятие о причастии
1
Дать понятие о причастии как части речи;
Научить опознавать причастия в тексте;
Сформировать артикуляционные навыки произношения причастий.
Словарный диктант
§132, упр.42
11
Понятие о причастии.
1
Продолжить изучение причастия как части речи;
Сформировать навык опознавания причастий в тексте;
Закрепить навык правильного произношения причастий.
Президиум
Президент
§132, упр.52
12
Признаки прилагательного у причастия
1
изучить порядок морфологического разбора причастия; объяснить учащимся признаки прилагательного у причастия; усвоить орфограмму «Гласные и согласные в окончаниях причастий», ввести понятия: «определяемое слово» и «определяющее слово»; поработать над тонкостями семантики причастий на основе сопоставления их с однокоренными словами.
Преобладающий
Словарный диктант
карточки
13
Признаки прилагательного у причастия
1
закрепить понятия «определяемое слово» и «определяющее слово» и правописание окончаний причастий; вспомнить критерии выразительного чтения текста; поработать с явлениями синтаксической синонимии, со словами-паронимами.
§ 133 («Теория»), упр. 60 («Практика»).
14
Признаки глагола у причастия
1
объяснить учащимся признаки глагола у причастия; вспомнить или объяснить глагольные категории залога и переходности; предупредить ошибки в употреблении возвратных причастий, потренироваться в произношении причастий.
§ 1 («Русская речь»), подготовить упр. 13 («Русская речь»).
15
Сочинение-описание по картине К.С.Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»
1
закрепить навыки написания сочинения-описания по картине; научить описывать натюрморт.
дописать сочинение; § 134 («Теория»), упр. 71, подготовить упр. 72 («Практика»).
16
Причастный оборот
1
дать понятие о причастном обороте; сформировать умение конструировать причастный оборот и определять его границы; предупредить возможные ошибки при употреблении причастных оборотов.
Словарный диктант
§ 135 («Теория»), упр. 78 («Практика»).
17
Причастный оборот
1
углубить понятие о причастном обороте; отработать навык интонирования предложений с препозитивным необособленным и постпозитивным обособленным причастным оборотом, стоящим в середине предложения; подготовиться к контрольному диктанту.
подготовиться к диктанту: повторить изученные орфограммы и пунктограммы (с. 318, с. 320 «Теории»), повторить фонетический, морфемный и лексический разборы, синтаксический разбор сложного предложения, упр. 82 («Практика»).
18-19
Контрольный диктант и его анализ по теме «Орфография и пунктуация»
2
проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся, умение выполнять фонетический, морфемный и лексический разборы, синтаксический разбор сложного предложения.
§ 1 («Русская речь»), упр. 14 («Русскаяречь»)
20
Описание общего вида местности
1
изучить композицию описания места; научить составлять план описания места; поработать над выразительным чтением стихотворного текста.
§ 135 («Теория»), упр. 83 («Практика»).
21
Причастный оборот
1
совершенствовать пунктуационные навыки оформления причастных оборотов, навыки интонирования предложений с причастными оборотами; повторить понятие однокоренных слов, вспомнить признаки частей речи; поработать с синтаксической синонимией.
Словарный диктант с самопроверкой
§ 135 («Теория»), упр. 90 («Практика»).
22
Причастный оборот
1
провести анализ и работу над ошибками в сочинениях; совершенствовать навыки опознавания причастного оборота, выделения его с помощью интонации в устной форме речи и запятыми на письме.
Баржа прибывшие
упр. 98 («Практика»).
135 («Теория»), упр. 96, подготовить
23
Правописание не с причастиями
1
усвоить орфограмму не с причастиями; тренироваться в применении алгоритма изучаемого правила на основе оппозиции «полное одиночное причастие - причастный оборот».
Суверенный государство
§ 140 («Теория»), упр. 102, под готовить упр. 107 («Практика»).
24
Правописание не с причастиями
1
продолжить формирование и закрепление навыка написания не с причастиями; закрепить пунктуационные навыки оформления причастных оборотов.
§ 2 упр. 23 (задания II и III); подготовить упр. 26 («Русская речь»).
25
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ Ф. П. ТОЛСТОГО «БУКЕТ ЦВЕТОВ, БАБОЧКА И ПТИЧКА»
1
закрепить навыки написания сочинения-описания по картине; сформировать навык описания натюрморта.
дописать сочинение; § 140 («Теория»), упр. 106 («Практика»).
26
Действительные и страдательные причастия
1
закрепить понятие действительных и страдательных причастий, научить их различать; запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий; повторить спряжение глаголов и правописание гласной в личных окончаниях глаголов.
Созданный
Контрольный
Словарный диктант
параграф 134 («Теория»), упр. 1.12 («Практика»).
27
Действительные и страдательные причастия
1
повторить и закрепить известный ученикам материал о действительных -и страдательных причастиях; повторить морфемный разбор.
Переданное
§134 («Теория»), упр. 117, подготовить упр. 116 («Практика»).
28
Образование и правописание действительных причастий настоящего времени.
1
познакомить с законами образования действительных и страдательных причастий; дать понятие основы глагола настоящего времени, основы инфинитива, основы прошедшего времени; изучить образование и правописание действительных причастий настоящего времени.
Подготовленный диктант с самопроверкой
§136 («Теория»), упр. 121, подготовить упр. 1-23 («Практика»).
29
Образование и правописание действительных причастий настоящего времени.
1
закрепить знание закономерностей образования причастий, правописание гласных в суффиксах ДПНВ; повторить пунктуацию при причастном обороте; совершенствовать навыки нормированного употребления изучаемых форм и конструкций.
Контрольное списывание
§2 («Русская речь»), упр. 24, подготовить упр. 27 («Русская речь»),
30
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ В. Д. ПОЛЕНОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
1
закрепить навыки написания сочинения-описания по картине; сформировать навык описания пейзажа.
дописать сочинение; § 136 («Теория»), упр. 122 («Практика»).
31
Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени.
1
повторить образование и правописание СПНВ; освоить нормы употребления причастий: орфографические и орфоэпические, а также нормы согласования.
Сессия
Делегат
Письмо по памяти
Выборочный диктант
Словарный диктант
§137 («Теория»), упр. 133 («Практика»).
32
Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени.
1
закрепить употребление разнообразных синтаксических конструкций; отработать правильное употребление причастий: правописание, произношение, склонение; подготовиться к контрольной работе.
Лексическая разминка:
Аккорд
Жалюзи
Инструкция
Эрудиция
Фолология
Форзац
Караван
Современник
33матрица
§132-137 («Теория»), упр. 138, подготовить упр. 140 («Практика»); подготовиться к контрольной работе, повторить морфологический разбор причастия
33
Контрольная работа по теме «Причастие»
1
проверить умение образовывать формы причастий от глаголов; проверить умение выполнять морфологический разбор причастия.
делегат
§ 137 («Теория»), упр. 140 («Практика»).
34
Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени.
1
закрепить навык образования ДППВ; обратить внимание учащихся на суффикс инфинитива и суффикс -ну- глаголов; совершенствовать навык постановки знаков препинания при причастном обороте.
Восстание
прогресс
Письмо по памяти
§ 2 («Русская речь»), упр. 25, подготовить упр. 28-П («Русская речь»).
35
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ И. И. ШИШКИНА «ПАРК В ПАВЛОВСКЕ»
1
закрепить навыки написания сочинения-описания по картине; сформировать навык описания пейзажа.
дописать сочинение, § 136 («Теория»), упр. 145, подготовить упр. 146 («Практика»).
36
Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени.
1
совершенствовать умение образовывать СППВ; усвоить акцентологические нормы употребления СППВ.
Орфоэпический диктант
§ 137 («Теория»), упр. 153,подготовить упр. 148 («Практика»).
37
Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени.
1
закрепить образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени; изучить правописание гласных в суффиксах причастий после шипящих; подготовиться к контрольному диктанту за I четверть.
Орфоэпический диктант
§ 132-140 («Теория»), упр. 155 («Практика»).
38-39
Контрольный диктант и его анализ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ по теме «Причастие» . «На земле Пушкина»
2
проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся, навыки выполнения грамматических разборов.
§ 137 («Теория»), упр. 156, § 2 («Русская речь»), упр. 29 («Русская речь»).
40
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ Г. Г. НИССКОГО «РАДУГА»
1
закрепить навыки написания сочинения-описания по картине; продолжить работу над формированием навыка описания пейзажа.
дописать сочинение, § 137 («Теория»).
41
Правописание гласных перед н и нн
1
изучить орфограмму «Гласные перед нн и н в причастиях»; понаблюдать над использованием в предложении синтаксических конструкций, выражающих определительные отношения.
§ 138 («Теория»), упр. 158, подготовить упр. 161 («Практика»).
42
Правописание гласных перед н и нн
1
закрепить правописание гласных перед нн и н в причастиях; усвоить нормы произношения, образования и употребления СППВ.
Проверочный диктант
§ 138 («Теория»), упр. 165, подготовить упр. 167 («Практика»).
43
Краткие причастия
1
уяснить семантику кратких причастий; сформировать навыки написания кратких причастий, а также навыки постановки ударения в этих формах.
Термин
Орфоэпический диктант
параграф 137 («Теория»), упр. 177 («Практика»); подготовить к диктанту упр. 182 («Практика»).
44
Краткие причастия
продолжаем формировать навыки нормированного употребления кратких причастий в устной и письменной формах
речи учащихся; повторить правописание нн и н в различных частях речи; поработать над синтаксической синонимией.
§ 2 («Русская речь»), подготовить упр. 33 («Русская речь»). Дополнительное творческое задание: работа над текстом и терминами по биологии.
45
Описание действий
1
изучить типовую схему текста-описания действий; научиться писать сочинение-описание действий.
§ 3 («Русская речь»), упр. 39 («Русская
Речь»
I четверть
Всего часов – 45;
Из них Р.Р. –8;
Контрольных работ – 3;
Из них по развитию речи – 1;
Словарных диктантов – 2;
Письмо по памяти – 1;
Контрольное списывание – 1;
II ЧЕТВЕРТЬ
46
Правописание нн в причастиях
1
познакомить с морфологическими омонимами - с омонимичными причастиями и отглагольными прилагательными; помочь уяснить правило правописания нн в причастиях.
Орфоэпический диктант
§ 139 («Теория»), упр. 190
47
Правописание нн в причастиях
1
тренировать в применении изученного правила; формировать навыки нормированного употребления причастий в устной и письменной формах речи учащихся.
§ 139 («Теория»), упр. 192, подготовить упр. 196 («Практика»).
48
Повторение по теме «Причастие»
1
обратить особое внимание на нормы употребления в устной и письменной речи семиклассников причастных форм и конструкций; обогатить синтаксический строй детской речи причастиями и причастными оборотами.
Письмо по памяти
§ 132-140 («Теория»), упр. 200 («Практика»).
49
Повторение по теме «Причастие»
1
повторить орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе «Причастие»; понаблюдать над ролью в художественном
тексте определений, выраженных причастиями и причастными оборотами.
§ 3 («Русская речь»), упр. 40 («Русская речь»).
50
Р.Р.Описание действий
1
изучить особенности описания спортивных действий; научить писать сочинение-описание спортивных действий.
: упр. 45 или 46 («Русская речь»); §'132-140 («Теория»), упр. 205 («Практика»).
51
Повторение по теме «Причастие»
1
повторить все изученное о причастии, обобщить и систематизировать; поработать над конструированием предложений с причастными оборотами.
Контрольный словарный диктант
§ 132-140 («Теория»), упр. 210,211
52
Повторение по теме «Причастие»
1
повторить все изученное о причастии и его правописание; подготовиться к контрольному диктанту.
Объяснительный диктант
§ 132-140 («Теория»), упр. 213 («Практика»); подготовиться к диктанту: повторить орфограммы и пунк-тограммы, которые будут в диктанте, и все виды разборов.
53-54
Контрольный диктант по теме «Причастие»
2
проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся, навык выполнения разборов; отработать навыки самостоятельной работы над ошибками.
§ 3 («Русская речь»), упр. 45 или 46 («Русская речь»).
55
Р.Р. Рассказ на основе услышанного
1
повторить типовую композицию рассказа; уяснить особенности введения к рассказу на основе услышанного; составить план текста и сопоставить его с типовой композицией рассказа.
§ 82-97, 116-119 («Теория»), записать в тетрадь слова в три столбика словарика «Пиши правильно» (с. 204 «Практики»).
56
Понятие о деепричастии
1
дать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи; сформировать навык выполнения морфологического разбора деепричастия; закрепить литературные нормы употребления деепричастия.
Словарный диктант
§ 141 («Теория»), упр. 220 («Практика»).
57
Понятие о деепричастии
1
поработать над интонированием предложений с деепричастиями; научиться находить деепричастия в предложении; понаблюдать над использованием деепричастий для усиления выразительности и точности речи.
Фигурист
чемпион
параграф 141 («Теория»), упр. 224 («Практика»).
58
Признаки глагола и наречия у деепричастия
1
уяснить признаки глагола и наречия у деепричастия; научить отличать деепричастия от глаголов и причастий.
спортсмен
§ 142 («Теория»), упр. 230 («Практика»).
59
Признаки глагола и наречия у деепричастия
1
углубить представление учащихся о признаках глагола и наречия у деепричастия; сравнить причастия и деепричастия как части речи; повторить правило выделения причастного оборота на письме; закрепить правописание не с деепричастиями.
§ 4 («Русская речь»), упр. 5%подготовиться к упр. 50 («Русская речь»).
60
Р.Р.Рассказ на основе услышанного
1
научить создавать рассказ на основе услышанного по тексту; поработать над синонимами-эпитетами к слову голос.
дописать сочинение, § 142 («Теория»), упр. 234 («Практика».
61
Деепричастный оборот
1
усвоить понятие деепричастного оборота; закрепить правило пунктуационного оформления деепричастного оборота; сформировать навык конструирования деепричастных оборотов, их правильного интонирования, совершенствовать умение строить высказывание с деепричастным оборотом.
Контрольное списывание
§ 143 («Теория»), упр. 244 («Практика»); провести наблюдения за речью своих товарищей: употребляют ли они причастные и деепричастные обороты? Сделать из своих наблюдений вывод о том, характерны ли причастные и деепричастные обороты для разговорной речи. Доказать, что в книжной, письменной речи они встречаются часто (использовать учебник по литературе).
62
Деепричастный оборот
1
закрепить правило пунктуационного оформления деепричастного оборота; усвоить постановку знаков препинания перед союзом и в предложениях с однородными деепричастными оборотами, с однородными членами и в сложных предложениях.
Минимальныйкомментировать
Репортаж
Арена
Сигнал
традиция
§ 143 («Теория»), упр. 247 («Практика»).
63
Деепричастный оборот
1
закрепить правило пунктуационного оформления одиночных деепричастий; повторить фразеологизмы, в состав которых входят деепричастные обороты; усвоить, что деепричастный оборот-фразеологизм не обособляется.
§ 143 («Теория»), упр. 251
64
Словообразование деепричастий
1
изучить словообразование деепричастий; развить морфемные навыки учащихся; усвоить орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия»; совершенствовать навыки использования деепричастий в речи обучаемых.
Экспресс
тенисс
§ 4 («Русская речь»), упр. 54, 55, подготовиться к упр. 56 («Русская речь»).
65
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ А. И. ЛАКТИОНОВА «ПИСЬМО С ФРОНТА»
1
научить писать рассказ на основе услышанного по картине; научить анализировать композицию рассказа и его художественные особенности.
дописать сочинение, § 144 («Теория»), упр. 254 («Практика»).
66
Повторение по теме «Деепричастие»
1
повторить порядок морфологического разбора деепричастия, орфограммы и пунктограммы, связанные с причастием; совершенствовать умения конструировать предложения с деепричастными оборотами, закрепить навыки нормированного построения предложений с ними; подготовиться к контрольной работе.
подготовиться к контрольной работе, § 141-144 («Теория»), упр. 266 («Практика»).
67-68
Контрольная работа и её анализ по теме «Деепричастие и деепричастный оборот»
2
проверить умение учащихся видеть деепричастие и деепричастный оборот, навык нормированного построения предложения с деепричастием; проконтролировать умение учащихся образовывать деепричастие от глагола, правильно писать не с деепричастием, выполнять морфемный и морфологический разборы деепричастия.
§ 141-144 («Теория»), упр. 259, 260 («Практика
69
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие
1
осознать неморфологический способ образования новых частей речи в русском языке; научиться правильно определять, к какой части речи относится слово, уметь доказать это.
§ 4 («Русская речь»).
70
Р.Р. Как создавать киносценарий в разных формах?
1
повторить киноведческие термины, касающиеся киносценария; написать киносценарий по рассказу И. С. Соколова-Ми-итова.
дописать киносценарий, § 145 («Теория»), упр. 271 - письменно («Практика»).
71
Повторение по теме «Орфография»
1
восстановить в памяти учащихся основные принципы русской орфографии; повторить основополагающее понятие «орфограмма» и «орфограмма-буква»; повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных, чередующихся гласных, правописание о и е после шипящих, правописание и и ы после ц.
Контрольный словарный диктант
повторить орфограммы (с. 217-222 «Практики»), упр. 278, подготовить упр. 274 («Практика»).
72
Повторение по теме «Орфография»
1
систематизировать знания учащихся по орфографии; подготовиться к контрольному диктанту и его заданиям.
Предупредительный диктант
подготовиться к контрольному диктанту; повторить синтаксический разбор простого' осложненного предложения, морфемный разбор, морфологический разбор деепричастия.
73-74
Контрольный диктант и его анализ за II четверть по теме «Деепричастие»
2
проконтролировать орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся; проверить навыки выполнения грамматических разборов.
§ 5 («Русская речь»), упр. 61- устно («Русская речь»).
75
Р.Р. Как создавать киносценарий в разных формах?
1
уяснить особенности киносценария в разных формах как жанра литературного произведения; научить писать киносценарий по образцу.
дописать киносценарий (упр. 62 или 63, или 64 «Русской речи»); прочитать повесть Р. И. Фраермана «Дикая собака Динго»; подготовиться к письму по памяти (упр. 279 «Практики»).
76
Повторение по теме «Пунктуация»
1
осмыслить коммуникативную значимость пунктуационной грамотности; повторить некоторые пунктограммы, закрепить пунктуационные навыки учащихся.
повторить пунктограммы (с. 320-321 «Теории»), упр. 284, подготовить упр. 286 («Практика»).
77
Понятие о служебных частях речи
1
усвоить специфику служебных частей речи; совершенствовать умение видеть служебные части речи в предложении, определять их роль.
Издательство
Редакция
Печать
Пресса
библиотека
с. 183 («Теория»), упр. 293
78
Понятие о предлоге
1
изучить предлог как служебную часть речи; сформировать грамматические навыки учащихся, помогающие овладеть орфографией предлога; совершенствовать навыки анализа роли предлога в словосочетании и предложении; изучить порядок морфологического разбора предлога.
Телевидение
радио
Лексический диктант
§ 146 («Теория»), упр. 297 («Практика»).
79
Понятие о предлоге
1
поработать над составлением словосочетаний с данными существительными и предлогами; понаблюдать над значением предлогов, которое они выражают вместе с падежными окончаниями, подобрать синонимы к предлогам; подготовиться к домашнему подробному изложению.
§ 146 («Теория»), упр. 302
80
Р.Р. Отзыв о книге
1
изучить отзыв о книге как жанр публицистики; подго-товить учащихся к написанию развернутого отзыва о художественной книге.
§ 6 («Русская речь»), упр. 71
II четверть
Всего часов – 35;
Из них Р.Р. –7;
Контрольных работ – 3;
Из них по развитию речи – 1;
Словарных диктантов – 2;
Письмо по памяти – 1;
Контрольное списывание – 1;
III ЧЕТВЕРТЬ
81
Правописание предлогов
1
усвоить орфограмму «Гласная е на конце производных предлогов»; поработать над культурой речи учащихся в аспекте употребления предлогов.
Словарный диктант
§ 147 («Теория»), упражнение 306 («Практика»); подготовить сообщение о предлоге из справочной и занимательной литературы по русскому языку.
82
Правописание предлогов
1
усвоить орфограммы «Пробел между частями производного предлога, образованного от имени существительного с предлогом» и «Отсутствие пробела в производных предлогах»; поработать над нормами использования производных предлогов.
Телевидение
Радио
Контрольное списывание
§ 147 («Теория»), упражнение 312 («Практика»).
83
Правописание предлогов
1
закрепить правописание производных предлогов; совершенствовать навык нормированного употребления производных предлогов.
147 («Теория»), упражнение 318
84
Правописание предлогов
1
закрепить правописание производных предлогов; совершенствовать навык нормированного употребления производных предлогов.
Словарный диктант
§ 6 («Русская речь»); упражнение 71 («Русская речь»).
85
Р.Р. Отзыв о книге
1
подготовить учащихся к написанию развернутого отзыва на научно-популярную книгу; проанализировать образцы отзывов на научно-популярную книгу.
§ 6 («Русская речь»), упражнение 77 («Русская речь»); § 147 («Теория»), упражнение 322 («Практика»), подготовить упражнение 323 («Практика»).
86
Повторение по теме «Предлог»
1
систематизировать теоретические сведения о предлоге;
совершенствовать орфографические навыки учащихся, а также навыки нормированного употребления предлогов.
Плакат
Эфир
§ 146, 147 («Теория»), упражнение 329 («Практика»), подготовить упражнение 332 («Практика»).
87
Повторение по теме «Предлог»
1
систематизировать теоретические сведения о предлоге; совершенствовать орфографические навыки учащихся, а также навыки нормированного употребления предлогов; подготовиться к контрольному диктанту.
Территория
Подготовительный диктант
§ 146, 147 («Теория»), упражнение 330 («Практика»), подготовиться к контрольному диктанту: повторить соответствующие орфограммы и пунктограммы, повторить фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический разбор предлога, синтаксический разбор сложного предложения.
88-89
Контрольный диктант и его анализ по теме «Предлог»
2
проконтролировать орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся; проверить навыки выполнения грамматических разборов.
§ 6 («Русская речь»), упражнение 77 («Русская речь»).
90
Р.Р. Отзыв о книге
1
уяснить изобразительно-выразительную роль предлога в тексте; развивать навыки письменной и устной речи; научить учащихся анализировать собственные сочинения-отзывы о книге.
§ 6 («Русская речь»), упражнение 80 («Русская речь»); § 146, 147 («Теория»), упражнение 331 («Практика»).
91
Понятие о союзе
1
дать понятие о союзе как части речи; изучить порядок морфологического разбора союза.
Архитектура
Ансамбль
Искусный
Искусственный
Искусство
§ 148 («Теория»), подготовить к свободному диктанту упражнение 335 («Практика»).
92
Сочинительные союзы
1
уяснить значения сочинительных союзов; на основе сопоставления структурных признаков простого и сложного предложений закрепить пунктуационный навык постановки запятой перед союзом и.
Процесс
Коллекция
§ 149 («Теория»), упражнение 341 («Практика»), подготовить к диктанту упражнение 339 («Практика»).
93
Сочинительные союзы
1
закрепить понятие о сочинительных союзах; сформировать навык правильного употребления сочинительных союзов.
списывание
§ 149 («Теория»), упражнение 344 («Практика»).
94
Подчинительные союзы
1
уяснить разряды и значения подчинительных союзов; научить конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными, выражающими различные отношения
§ 150 («Теория»), упражнение 348 («Практика»), подготовить упражнение 351 («Практика»).
95
Р.Р. Характеристика литературного героя
1
повторить понятие характеристики литературного героя; подготовить учащихся к написанию выборочного изложения; познакомить детей с лимериками.
§ 7 («Русская речь»), Написать выборочное изложение (упражнение 81 «Русская речь»); § 150 («Теория»), упражнение 349 («Практика»).
96
Подчинительные союзы
1
совершенствовать умение определять значения подчинительных союзов и придаточных предложений в составе сложно-подчиненного предложения; закрепить умение учащихся писать свободный диктант.
Контрольный словарный диктант
§ 150 («Теория»), упражнение 352 («Практикам).
97
Правописание союзов тоже, также, зато и др.
1
уяснить орфограмму «Отсутствие пробела в союзах»; научить различать слова-омонимы, усвоить этапы применения правила; сформировать навыки нормированного написания и употребления союзов.
Трасса
Помощник
§ 150 («Теория»), упражнение 356 («Практика»). Подготовить и составить словарный диктант из слов7 с орфограммами, изученными в темах «Предлог» и «Союз».
98
Повторение по теме «Союз»
1
систематизировать теоретические сведения о союзе; совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки учащихся, а также навыки употребления союзов в соответствии с нормами русского языка.
§ 148-150 («Теория»), подготовить упражнение 362 («Практика»).
99
Повторение по теме «Союз»
1
закрепить теоретические сведения о союзе как части речи; повторить орфографию союза, совершенствовать пунктуационные навыки; проверить умение писать свободный диктант.
Словарная работа
§7 («Русская речь»), упражнение 85 («Русская речь»),
100
Р.Р. Публицистический стиль речи
1
повторить средства языка, характерные для публицистического стиля; научить использовать эти средства в своей речи.
§ 8 («Русская речь»), упражнение 91 («Русская речь»); параграфы 148-150 («Теория»), упражнение 360 («Практика»). Индивидуальное задание по желанию: написать статью в газету об истории вашего города (станицы, села).
101
Повторение по теме «Орфография»
1
повторить правописание приставок; повторить правописание мягкого знака в различных частях речи.
Контрольное списывание
повторить орфограммы, подготовить по ним задания «Для соседа» по взаимопроверке (с программированными ответами); упражнение 369 («Практика»).
102
Повторение по теме «Орфография»
1
повторить правописание ъ после шипящих, употребление разделительных ь и ъ, другие функции ь; подготовиться к диктанту.
Выборочнй диктант
§ («Теория»), упражнение 372 («Практика»), подготовить упражнение 373 («Практика»).
103
Подготовительный диктант по теме «Орфография»
1
проконтролировать орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся; проверить их навык выполнять разборы и задания; проверить умение готовиться к свободному диктанту.
упражнение 374 («Практика»).
104
Повторение по теме «Пунктуация»
1
повторить синтаксические средства языка, характерные для текста научно-популярного стиля и постановку знаков препинания при них; сформировать навык постановки знаков препинания в предложениях с союзом и, в предложениях с прямой речью, в сложных предложениях, углубить понятие о сходстве и различии сложных предложений; показать роль интонации, отмеченной на письме знаками препинания, в понимании смысла текста.
Письмо по памяти
§ 8 («Русская речь»), упр. 91 («Русская речь»).
105
Р.Р.Интервью – жанр публицистики
1
познакомить учащихся с интервью как жанром публицистики; подготовить их к сочинению в жанре интервью.
§ 9 («Русская речь»), написать сочинение в жанре интервью; повторить пунктограммы, упражнение 375 («Практика»).
106
Понятие о частице
1
дать понятие о частице как служебной части речи; освоить семантику частиц, их функции в языке и речи, совершенствовать умение доказывать принадлежность слова к частицам; изучить порядок морфологического разбора частицы.
§ 151 («Теория»), упражнение 385 («Практика»).
107
Понятие о частице
1
усвоить частицы, образующие формы слов или новые слова; поработать над речевым этикетом при выражении просьбы; повторить орфограмму «Пробел между частицей и словом».
Командир
Офицер
Лейтенант
§ 151 («Теория»), упражнение 391 («Практика»); подготовить к диктанту упражнение 388 («Практика»).
108
Понятие о частице
1
повторить орфограмму «Пробел между частицей и словом»; совершенствовать навык различения частиц и омонимичных слов.
Подготовительный диктант
§ 151 («Теория»), упражнение 395 («Практика»), подготовить упражнение 393 («Практика»).
109
Значение частиц
уяснить значения частиц; совершенствовать навык «видеть» частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, уместно употреблять в своей речи.
Родина
Отечество
Отчизна
Подготовительный диктант
§ 9 («Русская речь»), написать сочинение в жанре интервью
110
Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста
1
познакомить учащихся с новыми для них функциями союзов: союзы могут соединять предложения в тексте и даже смысловые части текста; научить детей пользоваться союзами в качестве средства соединения.
Восстановительный диктант
§ 10 («Русская речь»), подготовить к письму по памяти упражнение 100 («Русская речь»), подготовиться к сочинению по картине Н. Р. Ромадина «Первое цветение» (упражнение 99); паранения 98, 99 и 100).
111
Значение частиц
1
дать понятие об отрицательной частице не и усилительной частице ни; изучить орфограмму «Гласные е-и в частицах не и ни»; уяснить, что частица ни при повторе становится союзом нини.
Лексико-орфографическая работа
§ 152 («Теория»), упражнение 407 («Практика»).
112
Значение частиц
1
: поработать над повторяющимся союзом ни-ни; научиться различать омонимичные сочетания не один - ни один, ив раз -ни разу, немало - нимало; изучить двойное отрицание с утвердительным значением.
§ 152 («Теория»), упражнение 414 («Практика»).
113
Значение частиц
1
проанализировать частицу не в восклицательных и вопросительных предложениях с усилительным значением; поработать с фразеологизмами с не и ни; обобщить все изученное о значении и правописании частиц не и ни.
Атака
Памятник
Солдат
Генерал
§152 («Теория»), упражнение 420 («Практика»), подготовить упражнения 411, 419, 421 («Практика»), подготовиться к контрольной работе.
114
Контрольная работа по теме «Союз»
1
проверить, как учащиеся усвоили изученное; проконтролировать орфографические и пунктуационные знания и умения
подготовить к письму по памяти упр. 100 («Русская речь»), подготовиться к сочинению по картине Н. М. Ромадина «Первое цветение» (упр. 99 «Русской речи»).
115
Р.Р. Сочинение – описание по картине Н.М. Ромадина «Первое цветение»
1
закрепить навык написания сочинения-описания по картине; сформировать навык описания пейзажа.
Дописать сочинение.
116
Слитное и раздельное написание не и ни.
1
уяснить слитное и раздельное написание не; сформировать навык правильно писать слова с не.
Адмирал
Офицер
Майор
Ветеран
Участник
§ 153 («Теория»), упр. 429 («Практика»), подготовить упр. 428 («Практика»).
117-118
Слитное и раздельное написание не и ни.
2
потренироваться в правописании слов с не; запомнить слова, которые пишутся с не раздельно и в предложении являются сказуемыми; вспомнить правописание неопределенных и отрицательных местоимений.
закрепить слитное и раздельное написание не и ни;
усвоить приемы различения не и ни.
Подготовительный диктант с самопроверкой
§ 153 («Теория»), упр. 439
параграфы 151-153 («Теория»), упр. 446 («Практика»), подготовить упр. 441 («Практика»).
119
Повторение по теме «Частица»
1
систематизировать все изученное по теме «Частица»; повторить правописание частиц.
академия
Контрольный словарный диктант
§ 10 («Русская речь»), упр. 101 («Русская речь»).
120
Р.Р. Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста
1
сформировать навык использования союза в качестве морфологического средства связи предложений и смысловых частей текста; уяснить использование простых и составных союзов для выражения сравнения.
§ 10 («Русская речь»), упр. НО («Русская речь»), подготовиться к сочинению по картине А. А. Пластова «Фашист пролетел» (упр. 111 «Русской речи»); параграфы 151-154 («Теория»), упр. 449 («Практика»), подготовить упр. 444 («Практика»).
121
Понятие о междометии
1
познакомить учащихся с особой частью речи - междометием; усвоить правописание повторяющихся междометий и пунктуацию при междометиях; изучить порядок морфологического разбора междометия
§ 155 («Теория»), упр. 454
122
Понятие о междометии
1
усвоить разряды междометий; научиться определять чувства, которые выражают междометия; понять, что междометия могут выступать в роли всех членов предложения; подготовиться к контрольному диктанту: повторить орфограммы и пунктограммы, которые будут представлены в диктанте, повторить разборы.
Предупредительный диктант
§ 155 («Теория»), упр. 461 («Практика»); подготовиться к контрольному диктанту.
123-124
Контрольный диктант и его анализ по теме «Служебные части речи»
2
проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся; проконтролировать их умение выполнять морфологический разбор служебных частей речи и междометия; сформировать навык анализа собственных ошибок и их причины.
подготовиться к сочинению (упр. 111 «Русской речи»).
125
Р.Р.Контрольное сочинение – описание по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел»
1
закрепить навык написания сочинения-описания по картине с трагическим содержанием; сформировать навык описания осеннего пейзажа, созвучного с грустным настроением человека.
дописать сочинение; § 155 («Теория»),295
126
Понятие о междометии
уяснить постановку знаков препинания при междометиях; проанализировать роль звукоподражательных слов в связных текстах; поработать над речевым этикетом.
§ 155 («Теория»), упр. 464 («Практика»). .
127
Повторение по теме «Орфография»
1
осмыслить значение грамотного письма в жизни человека; повторить изученные орфограммы, в частности правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий.
повторить орфограммы, упр. 474 («Практика»).
128
Повторение по теме «Орфография»
1
вспомнить правописание безударных окончаний существительных, прилагательных и причастий, правописание наречий; повторить, как отличать предлоги от существительных; продолжить формировать общеучебное умение пользоваться справочной литературой.
повторить орфограммы, упр. 481 («Практика»), подготовить упр. 482 («Практика»).
129
Повторение по теме «Пунктуация»
1
уяснить значение пунктуации в жизни человека; объяснить учащимся,, как тренировать память и зачем это нужно делать.
Свободный диктант
повторить пунктограммы, упр. 485 («Практика»); подготовиться к изложению (упр. 112 «Русской речи»).
130
Р.Р.Контрольное подробное изложение «Купание Егорушки»
1
закрепить навык написания изложения, близкого к тексту; закрепить умение составлять сложный план текста изложения; на основе анализа литературного образца научить описывать действия человека.
дописать изложение.
III четверть
Всего часов – 50;
Из них Р.Р. –9;
Контрольных работ – 8;
Из них по развитию речи – 2;
Словарных диктантов – 2;
Письмо по памяти – 1;
Контрольное списывание – 1;
IV ЧЕТВЕРТЬ
131
Повторение по теме «Пунктуация»
1
'повторить значения вводных слов и постановку знаков препинания при них; вспомнить функции знаков препинания и проверить себя.
повторить пунктограммы, подготовить упр. 487 («Практика»).
132
Свободный диктант по теме «Орфография и пунктуация»
1
проверить навык написания свободного диктанта; проконтролировать орфографические и пунктуационные навыки учащихся; выработать у учащихся навыки правильного, литературного произношения в особых случаях.
подготовить упражнение 490 («Практика»).
133-134
Повторение. Фразеологизмы: значение, сфера употребления; фразеологический разбор.
2
систематизировать и обобщить знания учащихся по теме;
познакомить со способами семантизации фразеологизмов (семантический, синонимический, описательный);
развивать умение самостоятельной работы со справочной литературой и словарями;
научить фразеологическому разбору.
Домашнее задание: определить, кто автор выражений, ставших фразеологизмами:
Рыльце в пуху, слона-то я и не приметил, а ларчик просто открывался, услужливый дурак опаснее врага; есть еще порох в пороховнице, легкость в мыслях необыкновенная, дистанция огромного размера, ну как не порадеть родному человечку.
Какие еще авторские фразеологизмы вам известны? Написать их. Сочинить, используя знакомые фразеологизмы, рассказ о летнем отдыхе в деревне, на море; о походе с друзьями в лес, в горы; о том, как вас учили печь пироги, разводить костер или о чем-либо еще.
135-136
Комплексное повторение. Правописание н и нн в разных частях речи, орфограммы в суффиксах; роль запятой.
2
способствовать формированию «языкового чутья»; расширять словарный запас; развивать речь в единстве нравственного, интеллектуального и речевого аспектов; воспитывать способность сопереживать, понимать и воспринимать поэзию слова; углублять межпредметные связи (русский язык, литература).
подобрать из бунинской лирики и записать строки на те орфограммы и пунктограммы, которые повторили сегодня на уроке; объяснить их написание.
137-138
Повторение. Комплексная работа с текстом
2
продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания личных окончаний глаголов; отработать постановку знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами; формировать речевые навыки и умения учащихся; развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.
Контрольный словарный диктант
написать сочинение-миниатюру «Запахи весны».
139-140
Повторение по теме «Фонетика»
2
повторить теоретические понятия, связанные с темой «Фонетика»; закрепить и обобщить практические навыки и умения производить фонетический разбор; уметь применять теоретические знания на практике; проанализировать функционирование,звуков в речи; продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся.
выучить наизусть ахматовские строки
141-142
Повторение по теме «Деепричастный оборот»
2
закрепить навыки конструирования деепричастных оборотов и их выделения на письме и в устной форме речи; совершенствовать умение строить высказывания с уместным использованием в нём деепричастных форм и конструкций.
Свободный диктант
143-144
Повторение по теме «Грамматическая основа предложения»
2
повторить и уточнить знания учащихся о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения; обеспечить понимание учащимися основ классификации сказуемых; сформировать
327умение расчленять целое на части и, рассмотрев каждую часть, делать вывод о целом (анализ и синтез); научить детей определять грамматическую основу, выраженную любыми частями речи, и правильно употреблять тире между подлежащим и сказуемым.
Контрольный срез
выучить теоретический материал по данной теме; дополнить составленную таблицу графой «Глагол-связка»; выписать текст из художественных произведений и проанализировать предложения на наличие грамматической основы и ||; вида сказуемых.
145-146
Р.Р. Сочинение – описание «Золотая осень»,
«Наш спортивный комплекс»
2
продолжить работу над обучением сочинению, усвоением правил его построения, проведением анализа сочинений своих одноклассников с целью выяснения положительных качеств и недостатков.
Дописать сочинение
147-148
Повторение по теме «Орфограммы в приставках»
2
систематизировать знания по изученным орфограммам в приставках повышать уровень грамотности учащихся; разобрать трудные случаи правописания в приставках; обобщить базовые теоретические сведения, актуализировать их в логике освоения норм правописания.
Орфографическая разминка
повторить орфограммы в приставках слов, подобрать примеры из произведений художественно-публицистической литературы и объяснить правописание приставок в словах.
149
Р.Р. Сочинение-описание по теме «Состояние среды моря»
1
научить наблюдать изменения окружающей среды, описывать их, используя определенные средства языка; развивать художественное видение, пространственное и образное мышление, воображение; письменную и устную речь; умение высказываться по поводу увиденного, приводя доказательные оценки и суждения; воспитывать интерес к различным произведениям искусства, интерес к творчеству отдельных писателей и художников.
подобрать понравившийся рисунок (или репродукцию), описывающий состояние моря, написать связное описание. Можно составить описание по его непосредственному наблюдению за водными просторами.
150-151
Повторение по теме «Словосочетание»
2
проработать объем материала по теме в соответствии с программными требованиями по русскому языку; проанализировать уровень знании, умении и навыков; активизировать познавательную деятельность; проверить знания теоретических вопросов, связанных с употреблением словосочетаний в устной и письменной речи, посредством тренировочных упражнений.
Письмо по памяти
пронаблюдать над языковым материалом с употреблением словосочетаний в произведениях художественно-публицистической литературы, охарактеризовать их написание, установить построение, сочетаемость и др. (по аналогии работы на уроках).
152-153
Повторение по теме «Служебные части речи»
2
углубить знания учащихся по теме; активизировать творческие формы работы; прививать устойчивый интерес к изучению предмета; развивать навыки самостоятельной деятельности.
Словарный диктант
выписать из текстов художественных и публицистических произведений предложения с синтаксическими конструкциями с союзом и и объяснить пунктограммы в них.
154
Общественный смотр знаний по русскому языку
стимулировать учебную деятельность учащихся; повышать ответственность за результаты обучения; позволить учащимся проявить свою индивидуальность, творчество; проработать материал (выборочно) в соответствии с требованиями программы по русскому языку; активизировать изучение русского языка.
155-156
Повторение по теме
« Правописание союзов»
2
путем сопоставления омонимичных конструкций закрепить один из важнейших пунктуационных навыков: постановки или отсутствия запятой перед союзом и (в сложном предложении и в простом при однородных членах); развивать речь учащихся на основе связных текстов.
Контрольный словарный диктант
выписать из произведений художественно-публицистической литературы предложения с употреблением союзов; объясните их правописание, сделайте морфологический разбор нескольких разных союзов.
157-158
Повторение по теме «Мягкий знак после шипящих»
Контрольный диктант за четверть
2
потренировать в написании орфограммы «Буква ъ после шипящих»; проверить усвоение навыка написания данной орфограммы; расширить кругозор учащихся выражениями народной мудрости; развивать образность и красоту речи, память и наблюдательность; активизировать творческую деятельность учащихся.
159
Повторение по теме «Правописание предлогов»
1
повторить и систематизировать материал по теме посредством выполнения практических заданий, построенных на основе наиболее типичных ошибок, допускаемых учащимися в правописании предлогов; формировать орфографическую зоркость и культуру речи.
Словарный диктант
выписать из произведений художественно-публицистической литературы предложения с наиболее частым употреблением норм правописания предлогов; объяснить все написания; сделать морфологический разбор 3-5 предлогов
160
Повторение по теме «Имя прилагательное»
3
повторить и систематизировать материал по теме через серию обучающих диктантов; формировать навыки объяснения написания орфограмм, связанных с именем прилагательным, умения проверять себя; активизировать самостоятельную творческую деятельность учащихся
Объяснительный диктант
161-162
Контрольный годовой диктант и его анализ
2
проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся
163
КВН юных филологов
1
способствовать развитию и повышению интереса к предмету; использовать различные виды занимательного материала познавательного характера; активизировать творческие силы учащихся, их способности
164
Повторение по теме «Морфологический разбор»
1
повторить порядок морфологического разбора имени существительного с углублением материала; развивать навыки и умения предоставить обоснования, доказательства принадлежности слова к соответствующей части речи
списать небольшой текст из литературного или публицистического произведения. Сделать морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи
165-166
Повторение по теме «Культура речи»
2
повторить основные понятия школьного курса русского языка; систематизировать понятия, связанные с культурой речи, усвоением речевых норм в процессе изучения морфологических тем.
повторить разделы курса русского языка за седьмой класс, особо уделив внимание тем из них, в которых допускались ошибки, еще существуют недочеты или ошибки в употреблении; подготовиться к итоговой тестовой работе.
167-168
Контрольное изложение и его анализ
2
провести изложение в качестве итоговой работы; проверить навыки усвоения норм правописания, грамотного письма и речевые умения.
написать сочинение типа характеристики или самохарактеристики.
169-170
Тестовая работа по курсу русского языка
провести тестовую работу; проверить навыки усвоения норм правописания, грамотного письма и речевые умения.
Тестовая работа по курсу русского языка
2
провести тестовую работу; проверить навыки усвоения норм правописания, грамотного письма и речевые умения.
IV четверть
Всего часов – 40;
Из них Р.Р. –3;
Контрольных работ – 7;
Из них по развитию речи – 2;
Словарных диктантов – 2;
Письмо по памяти – 1;
Контрольное списывание – 1;
15