Рабочая программапо изобразительному искусству, 7 класс


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 класс)
№ п/пНаим. разд. прогр. Тема урока Кол-во часов Содержание Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) Домашнее задание Дата проведения
план факт
1. РИСУНОК Искусство в жизни человека.
1 Роль и значение искусства. Понятие искусства. Знакомство в учебным курсом. Знакомство с различными видами искусства. Знать систему теоретических основ перспективы, светотени, композиции.
Уметь изображать с натуры отдельные предметы и натюрморты, голову человека.
Уметь передавать в рисунках конструкцию, пропорции, пространственное расположение,
перспективное сокращение, объем, тональные отношения
изображаемых объектов.
Повторить. 2. Рисунок углём. 1 Знакомство с техникой работы углем, отличительные особенности в работе по сравнению с карандашом. Учебник:
I часть, стр. 4 - 9 3. Рисунок сангиной. 1 Знакомство с техникой работы сангиной, отличительные особенности в работе по сравнению с карандашом. Проанализировать работу В.А. Серова «Портрет Марии Боткиной» (I часть , стр.15) 4. Натюрморт из простых предметов — рисование с натуры.
1 Особенности выполнения рисунка мягкими художественными
материалами (уголь, сангина).
Трехмерное восприятие картины
мира. Перспектива прямоугольника и круга. Выполнить любыми графическими материалами. 5. Перспектива. Линейная перспектива 1 Знакомство с законами линейной перспективы, обобщение полученных знаний в 5- 6 кл. по теме «Перспектива». Учебник, I часть, стр.16-27 6. Зарисовки домов с прилегающимпространством (высокая и низкая точки зрения) — рисование
по представлению (карандаш).
1 Обратная перспектива в средневековомизобразительном искусстве.
Дорисовать 7. Искусство и наша безопасность. Подготовка рисунков к конкурсу. 1 Передача через искусство общественно значимых проблем для общества. Выполнить красками 8. Перспектива круга. 1 Знакомство с законами перспективы круга, отличие от линейной перспективы. Учебник, I часть, стр. 27 - 34 9. Зарисовки предметов, расположенных выше или ниже линии горизонта, — рисование с натуры.
1 Явление световой перспективы.
Теория теней. Светотеневые характеристики предметов.
Дорисовать 10. РИ
СУНОК Обратная перспектива. 1 Основные законы обратной перспективы. Овладевать основными средствами художественной выразительности рисунка
Иметь представление о закономерностях цветоведения.
Овладевать различными приемами работы акварелью, гуашью
и другими живописными материалами.
Учебник, I часть, стр. 35 - 38 11. Линейно-конструктивный рисунок предмета сложной формы
(например, самовар) — рисование с натуры.
1 Законы линейной перспективы. Особенности построения предметов сложной формы. Построение
вспомогательных формообразующих частей.
Повторить тему «Перспектива» 12. Световая перспектива в натюрморте. 1 Законы световой перспективы. Учебник, I часть, стр. 38-40 13. Рисунок натюрморта в условиях
контрастного освещения — рисование с натуры (карандаш илилюбой мягкий графический материал).
1 Длина и направление падающих теней. Пограничный контраст в условиях естественного и искусственного освещения.
Доклад о перспективе в работах Леонардо да Винчи и др. стр.40. 14. Рисунок натюрморта в технике «трафарет» — рисование по представлению (гуашь).
1 Изменение восприятия объемной формы.
Выполнить штриховку карандашом. 15 – 16. Объем и контраст в рисунке. 2 Особенности построения предметов сложной формы. Построение вспомогательных формообразующих частей. Учебник, I часть, стр.41-46 17. Теория теней. 1 Знакомство с теневым соотношением в рисунке. Учебник, стр.46-54 18. Световой контраст. 1 Световой контраст. Пограничный световой контраст. Учебник, I часть, стр. 54 - 59, вопросы после параграфа. 19 - 20. Зарисовки головы человека (анфас, профиль, трехчетвертнойповорот) — рисование по представлению (карандаш).
Наброски головы человека — рисование с натуры (карандаш) 2 Изображение головы человека:
пропорции, характерные черты,
мимика. Особенности работы художника над образом изображаемого человека Учебник, I часть, стр. 60 – 74, проанализировать картину А.Иванова «Явление Христа народу» 21. Итоговая зачетная работа по теме «Рисунок» 1 Самостоятельная работа по обобщению знаний по теме «Рисунок». 22. Выполнение композиции «Осторожней будь с огнем» 1 Выполнение рисунков к районной выставке. Выполнить красками. 23. Этюды на определение цветовыхотношений в пейзаже — рисование с натуры или по представлению (гуашь).
1 Живописные отношения и пространство в натюрморте. Особенности изображения предметов первого и второго плана.
Световая и цветовая перспектива в пейзаже. Изменение цвета под влиянием воздушной перспективы.
Подобрать картины изв. Художников с различным цветовым решением. 24. ЖИВОПИСЬ Выполнение композиции на тему «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА» 1 Выполнение рисунков к районной выставке. Видеть цветовое богатство окру-
жающего мира и передавать своивпечатления в рисунках.
Анализировать тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные
особенности одного цвета с особенностями другого.
Передавать
тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже.
Применять в рисунках разныеприемы работы акварелью, гуашью, добиваться образной передачи действительности.
Использовать свои наблюдения
за природными явлениями в художественно-творческой деятельности. Выполнить красками 25. Живописные отношения и пространство в натюрморте. 1 Понятие живописные отношения, правильные пропорциональные особенности в построении натюрморта. Учебник, I часть, стр. 76 – 79, анализ картины П. Сезанна «Натюрморт с яблоками и апельсинами» 26. Натюрморт в технике «гризайль» — рисование с натуры или по представлению (гуашь).
1 Знакомство с видом живописной техники – «гризайль». Переходное звено между рисунком и живописью. Дорисовать 27. Световая и цветовая перспектива в пейзаже. 1 Световая и цветовая перспектива в пейзаже. Отличительные особенности. Учебник, I часть, стр.80 – 84. Прокомментировать явл. Световой и цветовой перспективы на примере пейзажа. 28. Пейзаж на тему «Мой любимый
уголок природы» — рисование
с натуры или по представлению
(любые живописные материалы). 1 Наличие в живописном произведении композиционного центра,
выразительного акцентного пятна. Выбор удачной точки зрения.
Выполнить красками. 29. Упражнения с цветом: светлотный контраст, цветовой контраст, последовательный контраст (гуашь).
1 Контрасты в живописи: светлотный, цветовой, последовательный. Влияние контраста на свойства цвета.
Учебник, I часть, стр. 85 – 102, проанализировать работы К.Моне и П.Пикассо. 30. Натюрморт: ограничение цветовой палитры (3—4 цвета) — рисование по представлению (гуашь).
1 Гармония цвета в живописныхпроизведениях.
Повторить тему «Контрасты в живописи» 31. Техника лессировки и акварельной живописи. 1 Понятие лессировки и акварельной живописи. Этапы выполнения работы в данной технике. Учебник, I часть, стр. 103 – 112. 32. Этюд кувшина с орнаментом —
рисование с натуры (акварель,техника лессировки). 1 Живописные техники: техника
лессировки в акварельной и масляной живописи. Дорисовать 33. Пуантилизм. Этюд кувшина — рисование по представлению (гуашь, техника пуантилизма)
1 Живописные техники: техника
пуантилизм.
Учебник, I часть, стр. 112 – 117 34 -35. Особенности изображения животных. 2 Особенности рисования животных. Этапы рисования. Доклад об одном из художников – анималистов. 36. Итоговая зачетная работа по теме «Живопись» 1 Самостоятельная работа по обобщению знаний по теме «Живопись». 37. Особенности композиции пейзажа 1 Архитектурные мотивы в пейзаже. Художественный замысел в композиции пейзажа. Учебник, I часть, стр. 120 – 140, Анализ пейзажей А.Боголюбова, И. Похитонова и др. 38. КОМПОЗИЦИЯ Эскиз композиции «Жизнь сов-
ременного города» — рисование на тему.
1 Композиция в художественномтворчестве мастера. Основные закономерности тематической композиции: подчинение второстепенного главному, равновесие
частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений. Знать закономерности, приемы
и художественные средства тематической композиции.
Сознательно применять законы
наблюдательной перспективы
(выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.
Передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.),
ландшафта, интерьера и времени
действия.
Раскрасить. 39. Композиция в художественном творчестве мастера. 1 Кульминационный момент, изоляция в композиции, композиционный центр. Учебник, II часть, стр. 4 – 12, доклад об истории создания картин И. Репина, В. Сурикова и др. 40. Композиция «Страницы истории
России» — рисование на тему.
1 Композиция в художественномтворчестве мастера. Основные закономерности тематической композиции: подчинение второстепенного главному, равновесие
частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений. Раскрасить. 41. Сюжет и его воплощение в картине. 1 Сюжет в художественном творчестве мастера. Основные закономерности сюжетной композиции. Учебник, II часть, стр. 13 – 22, привести примеры картин с интересной сюжетной линей. 42. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Костюмы всех времен. Композиция «Зарубежный друг». 1 Тема праздника в бытовом жанре.Произведения живописи И. Аргунова, С. Чуйкова, А.Головина. Рембрандта. Понятие костюма и его особенности в разные эпохи. Выполнить красками. 43. КОМПОЗИЦИЯ Искусство иллюстрации. Слово и изображение. 1 Искусство иллюстрации, синтез слова, изображения и мысли. Художественный образ. Сопоставлять героев композиции, используя средства художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного
и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого
и т. д.
Передавать художественными
средствами свое отношение к изо-
бражаемомуПодобрать иллюстрации к произведениям русских и зарубежных авторов. 44 -45. Иллюстрирование произведений
русских и зарубежных авторов
(В. П. Катаев «Сын полка»,А. Грин «Алые паруса», Ж. Верн
«Дети капитана Гранта»,
А. Дюма «Три мушкетера»,
Э. Распе «Приключения барона
Мюнхгаузена» и др.)2 Иллюстрирование литературныхпроизведений. Создание художественного образа.
Выразительное изображение действия
сюжета, персонажей. Сравнительная характеристика изображаемых героев. Творчество ведущих художников-иллюстраторов. Дорисовать. 46. Итоговая зачетная работа по теме «Композиция» 1 Самостоятельная работа по обобщению знаний по теме «Композиция». 47. ДЕКОРАТИВНО-
ПРИКЛАДНОЕИСКУССТВО И ДИЗАЙН Флористический дизайн. 1 Европейское искусство оформления букетов. Иметь представление о современном декоративно-прикладном искусстве.
Выполнять эскизное решение пространства интерьера согласно
его функциональному предназначению.
Разрабатывать эскизы монументально-декоративной живописи,
мозаик, витражей.
Выполнять изображения по правилам рисования.
Выполнять творческие мульти-
медиапроектыУчебник, II часть, стр. 24 – 35, ответы на вопросы после параграфа 48. Стили икебаны. Основные художественно – композиционные приёмы икебаны. 1 Стили и особенности икебаны. Основные художественно – композиционные приёмы икебаны. Учебник, II часть, стр. 35 – 48, перечислить основные отличия европейской аранжировки цветов от икебаны. 49. Эскиз композиции букета в стиле японской школы икебаны (любые графические материалы).
1 Флористический дизайн. Европейское искусство оформления букетов и японское искусство икебаны: стили и основные художественные приемы.
Выполнить красками. 50. Монументальная живопись. 1 Монументальные виды искусства, знакомство с монументальной живописью. Учебник, II часть, стр. 50 – 59, рассказать о росписях русских храмов. 51. Эскиз росписи для интерьера
классной комнаты (гуашь).
1 Интерьеры общественных и жилых зданий.
Доклад об одном из стилей в интерьере. 52. Национальные традиции в культуре народа. 1 Народный костюм и орнамент. Виды орнамента, расположение орнаментальных композиций, символика цвета, мотивы традиционной национальной одежды. Выполнить народный костюм. 53. Мозаика. 1 Мозаика. Особенности и отличие от других видов. Учебник, II часть, стр. 60 - 68,выполнить мозаику «Живая природа» из цветной бумаги. 54. Эскиз мозаики «Атрибуты
Искусства» (гуашь).
1 Современное монументальное искусство. Монументальное искусство в московском метро.
Закончить работу до конца. 55. Витраж. 1 Витраж. Особенности и отличие от других видов. Учебник, II часть, стр.69 - 75 56. Эскиз витража для окна своейкомнаты (тушь, акварель).
1 Красота монументальной живописи — мозаики, фрески, витражи.
Закончить работу. 57. Монументальное искусство в московском метро. 1 Основные закономерности и особенности в монументальном искусстве на примере московского метро. Учебник, II часть, стр. 76 – 81, Проанализировать интерьеры метро по фотографиям. 58. Искусство изготовления ковров и декоративных тканей. Знакомство с гобеленом и батиком. 1 Отличительные и характерные особенности гобелена и батика. Учебник, II часть, стр. 82 -98. 59. Эскиз гобелена «Четыре времени года». Творческая работа в технике батика.
1 Искусство изготовления декоративных тканей: гобелен, батик.
Художественно - выразительные средства гобелена, батика. Выполнить работу до конца. 60. Итоговая зачетная работа по теме «Декоративно – прикладное искусство и дизайн».
1 Самостоятельная работа по обобщению знаний по теме «Декоративно – прикладное искусство и дизайн».
Знать ведущие художественные
музеи России и мира.
Знать отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства.
Видеть прекрасное в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Анализировать эстетическое, духовное содержание и выражение
общественных идей в произведениях изобразительного искусства.
Самостоятельно в процессе зрительного восприятия художественного произведения.
Проводить
анализ средств художественнойвыразительности, которые способствовали созданию сильногопо эмоциональному воздействию
образа.
Выполнять творческие мульти-
медийные проекты 61-62. БЕСЕД
ЫОБИСКУССТВЕ Музеи мира:
—музей Прадо (Мадрид, Испания);
—музей Орсе (Париж, Франция);
—музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).
2 Музеи как объекты научного исследования. Художественные музеи как достижение человеческойцивилизации, как возможность хранить и делать доступными людям уникальные творения искусства. Классификация художественных музеев. Знаменитые
художественные музеи мира : музей Прадо, музей Орсе, музей Гуггенхайма
Учебник, II часть, стр. 100 - 116 63-64. Музеи России:
—Художественный музей им.
А. Н. Радищева (Саратов);
—Государственная картинная
галерея им. П.М. Догадина(Астрахань);
—Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых (Киров) 2 Музеи как объекты научного исследования. Художественные музеи как достижение человеческойцивилизации, как возможность
хранить и делать доступными
людям уникальные творения
искусства. Классификация художественных музеев. Знаменитые
художественные музеи России: Саратовский художественный музей им.
А. Н. Радищева, Астраханская
государственная картинная галерея им. П. М. Догадина, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых и др. Учебник, II часть, стр. 117 – 133. 65. Дворцово – парковые ансамбли. 1 Ораниенбаум. Учебник, II часть, стр. 134 - 142 66. Изобразительное искусство эпохи Возрождения. 1 Искусство эпохи Возрождения, биография и творчество величайших художников эпохи Возрождения стран западной Европы (Рафаэль, Микеланджело, Дюрер, Леонардо да Винчи) Рассказать о творчестве художников эпохи Возрождения. 67. Памятники нашей Родины. 1 Памятники истории и культуры города, их культурно-исторические ценности. Сочинение «Мое отношение к искусству, как одной из областей знаний». 68. Итоговый урок – обобщение пройденного материала. 1 Подведение итогов за год по курсу «Искусство»