Методическая разработка урока Орфоэпические нормы: нормы русского ударения


Тема: Орфоэпические нормы: нормы русского ударения.Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Место темы в изучаемой дисциплине: Тема урока продолжает раздел «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография», в частности тему: «Понятие нормы. Орфоэпические нормы: произношение».
Межпредметные связи: литература, информатика и ИКТ.
Оборудование к уроку:
ТСО: интерактивная доска,
дидактический материал: план-конспект, учебник Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008,
наглядное пособие: слайд-презентация, видеофрагмент художественного фильма «Москва слезам не верит» режиссера Владимира Меньшова, 1979г. - 2 мин.
Цель урока: узнать орфоэпические нормы современного русского литературного языка с целью применения их в практике речевого общения.
Задачи урока: обучающая: формирование знаний об особенностях русского ударения; смысла понятий языковая норма и культура речи; формирование умений определять орфоэпические нормы, пользуясь словарем, приведение устной речи в соответствии с нормами современного русского языка;
развивающая: развитие устной речи, мышления, способности к самооценке;
воспитательная: воспитание бережного отношения к языку, толерантности.
Ход урока.
1 Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Улыбнитесь, пожалуйста, мне и друг другу, садитесь. Настроение у всех прекрасное рабочее. Проверьте готовность к уроку: тетрадь, учебник, раздаточный материал, ручки, линейки должны лежать на столе. Приступим к работе.
2 Повторение изученного материала.
Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. Прежде, чем приступим к изучению новой темы, вспомним, ребята, пройденный материал.
Прием «Лови ошибку». Цель педагога: актуализация и обобщение имеющихся у студентов знаний по данной теме; пробуждение интереса к теме занятия; побуждение студентов к активной деятельности; развитие у студентов критического подхода к получаемой информации.
Я подготовила вам сжатый план-конспект предыдущего урока, в котором осознанно были допущены 4 ошибки. Ваша задача: внимательно прочитать текст, проанализировать, попытаться выявить ошибки, отметить их в конспекте. Время на выполнение задания – 9 минут. Такого рода задания развивают умение критически относится к получаемой информации.
План-конспект
Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий нормативное произношение.
Норма – это совокупность правил, законов.
В основе произносительных норм русского языка лежат фонетические законы: оглушение, например в слове, варежка, сделать (ошибка 1); озвончение, например, просьба, косьба; выпадение согласного из ряда звуков, например, чувствовать, солнце.Произношение гласных звуков в слове зависит от ударения. Гласный, на который падает ударение, находится в слабой позиции (ошибка 2), он произносится отчетливо. Гласный в безударном положении редуцируется, т.е. изменяется. Он находится в сильной позиции (ошибка 3). Например, в слове терраса, безударный гласный в первом предударном слоге подвергается слабой редукции, произносится как иЭ.
Сложность русского письма состоит в том, что оно не совпадает с правилами произношения.
Обсудим полученные результаты. Аргументируйте выводы.
На интерактивной доске: ошибки, допущенные в плане-конспекте.
Ошибка 1: например, сделать. Является примером не оглушения, а озвончения.
Ошибка 2: Гласный, на который падает ударение, находится в слабой позиции. Гласный, на который падает ударение, находится в сильной позиции.
Ошибка 3: Редуцированный гласный находится в сильной позиции. Редуцированный гласный находится в слабой позиции.
Ошибка 4: Нормативное написание слов определяется правилами орфоэпии. Правилами орфографии.
3 Актуализация темы.
«Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор» писал знаменитый Цицерон.
Внимание на доску! Вашему вниманию предлагаю небольшой фрагмент фильма «Москва слезам не верит», режиссера Владимира Меньшова. Суть фрагмента сводится к тому, что одна из подруг хочет выдать себя за дочь профессора.
(Просмотр фрагмента фильма)
Какое качество считает героиня должно быть свойственно человеку образованному, интеллигентному?
Сформулируйте тему урока. О чем мы будем говорить? Тема урока: нормы ударения.
Какие задачи будут стоять перед нами? Иметь четкое представление о нормах ударения, знать особенности русского ударения, приводить свою речь в соответствие с нормами литературного языка.
Запишите тему в тетради.
4 Основной этап работы.
В индоевропейских языках ударение, как правило, закреплено за каким-то определенным слогом: в английском языке оно падает в основном на первый слог, во французском – на последний, в польском – на второй от конца.
Что же представляет собой ударение в русском языке? В чем его особенность?
Я вам предлагаю провести небольшую исследовательскую работу, на основании которой вы сами сделаете вывод: в чем же его особенность.
На интерактивной доске: перепишите слова и поставьте ударение.
Компас, добыча, инструмент, сумчатый, издавна, болтливый, вода.
Скажите, на какой слог по счету падает ударение?
Вывод: в русском языке ударение разноместное, оно может падать на любой слог.
На интерактивной доске: перепишите слова, поставьте ударение. Определите, на какую морфему может падать ударение.
Лесок, выход, горячо, карандашом, яблоня, прибрежный, опись.
На какую часть слова падает ударение?
Вывод: в русском языке ударение может падать на любую часть слова.
На интерактивной доске: письменно от существительных трех групп образуйте формы им. п. мн. числа и на всех словах поставьте ударение
Инженер – инженеры, офицер – офицеры, пионер – пионеры.
Дом – дома, лес – леса, город – города.
Слесарь – слесари, слесаря; токарь – токари, токаря; штурман – штурманы, штурмана.
Чем отличается ударение у существительных 1 и 2 группы? Какая особенность в постановке ударения у существительных 3 группы?
Вывод: ударение в русском языке бывает неподвижным (во всех формах слова оно падает на один и тот же слог) и подвижным (при изменении слова ударение меняет свое место).
4.1 Тренировочное упражнение
Расставьте ударение в словах, руководствуясь литературными нормами.
Для этого нам необходимо обратиться к орфоэпическому словарю.
Пройдемте в компьютерный класс. В адресной строке пропишите: http://dazor.narod.ru//books/slovari/polistat. Зайдите в орфоэпический словарь Аванесова.
Кусочек торта, звонит, брала, тефтеля, свекла, щавель, кухонный, баржа, творог, алфавит, шофер, статуя, квартал, средства договор.Озвучьте результаты работы.
Сложность в определении места ударения в том или ином случае возрастает, поскольку для некоторых слов существуют варианты ударений.
4.2 Ударение в русском языке имеет большое значение и выполняет различные функции. В частности смыслоразличительную.
На интерактивной доске: Шашки наголо - остричь наголо
Переходный возраст – переходной балл
Погруженный на платформу – погружённый в воду
5 Подготовьте дома вопросы, которые остались, на ваш взгляд, без ответа.
6 Подведение итогов. Что мы узнали на занятии?
7 Рефлексия. Что вы делали и что вы чувствовали на занятии?