Урок по теме «Традиционное народное прикладное искусство Казахстана. Знакомство с произведениями народных мастеров и художников ДПИ Казахстана «
Поурочный план
Тема:Традиционное народное прикладное искусство Казахстана. Знакомство с произведениями народных мастеров и художников ДПИ Казахстана
5 класс
Цель: Обобщить знания учащихся о культуре Казахстана.
Задачи: Проверить уровень знаний учащихся об образе жизни казахского народа, об обычаях и обрядах, о национальном костюме и др. Дать представление о традиционных народных ремеслах. Закрепить практические навыки по украшению предметов быта казахским национальным орнаментом. Развивать навыки работы в группах, умение общаться друг с другом и находить общее решение. Развивать навыки публичного выступления и умения представлять свои творческие работы. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность. Воспитывать любовь к своей Родине, взаимопонимание, уважение друг к другу.
Оборудование и материалы:инструменты и материалы необходимые для работы
План
Организационный момент. Самостоятельный просмотр выставки. Приветствие.Проверка по пройденной теме
Постановка цели урока.
Беседа с учащимися “Что мы знаем о Культуре Казахского народа”
Физ. минутка
Сообщения по теме
Практическое задание. Постановка цели.
Демонстрация работ.
Подведение итогов урока.
Ход урока
Начало урока. Приветствие.
Учитель. Доброе утро. И надеюсь, что это утро даст начало прекрасному дню. Желаю всем успехов.
Культура Казахстана
1. Женский жакет из бархата яркого цвета. (Камзол)
2. Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней. (Ювелир)
3. Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо. (Орнамент)
4. Шерстяной материал, используемый для утепления юрты. (Кошма)
1. Изделия из глины, закрепленные обжигом, гончарное искусство. (Керамика)
5. Мастер, создающий посуду из глины. (Гончар)
6. Безворсовый ковёр, сотканный из разноцветной пряжи. (Палас)
7. Мусульманское культовое сооружение. (Мечеть)
8. Круглая маленькая шапочка, украшенная орнаментом. (Такия)
9. Узорчатое изделие из шерстяной ткани, выполненное из нитей разного цвета. Бывает ворсовые и безворсовые. (Ковер)
10. Питательный напиток из кобыльего молока. (Кумыс)
11. Чугунный котел различной величины. (Казан)
Глава 1. История декоративно-прикладного искусства казахского народа.Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. Археологические находки свидетельствуют о развитии ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших на территории Казахстана. На развитие культуры казахского народа большое влияние оказали народы Южной Сибири, Средней Азии. Значительных высот достигли традиционные народные ремесла во второй половине XIX — начале XX в.Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов — посуды, мебели, одежды — связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев. Особенно большим спросом пользовались изделия мастеров по изготовлению седел, ювелиров, сапожников и др. Мастера, занимающиеся мелким производством, трудились в своем доме или же у заказчика. Все свои инструменты, сырье они возили с собой и могли кочевать вместе с аулом на жайляу и работать. А мастера по дереву, изготавливающие основу юрты, арбы, большие деревянные изделия, мастера по железу, обработке камня открывали свои мастерские, где изготавливали и продавали свой товар.В казахской семье принято было готовить каждому ребенку, который был способен самостоятельно передвигаться на лошади, конскую упряжь.Среди казахских мастеров было немало умельцев, занимавшихся обработкой шкур. Подобное ремесло было развито в городах Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Омске, Оренбурге, Верном, Таразе, Ак Мечети (Кызылорда). Кожевенное искусство. Большое и важное место в жизни казахов занимали различные предметы из кожи. Из шкур шили различную одежду, из кож - обувь, пояса, сосуды различного назначения, мастерили конскую сбрую, колчан, создавали даже настенное панно, кожаные сундуки (жаглан - шабадан - чемодан) и т.д. Обработкой шкур и кож занималась каждая семья, в основном мужчины, но помогали им и женщины, они и шили одежды. В каждом доме был тон (шуба), дакы, жакы, жаргак (тулуп). Распространенным был пошив ішік из волчьих, лисьих, хорьковых и других звериных шкур. Эти шкуры, шерстью вовнутрь, обшивались сверху плотной домотканой материей - шекпен, сукном - шуга и другими материалами. Мастерицы шили также меховые шапки - борік. На предметы декоративно-прикладного искусства шли кожи домашних животных - лошадей, рогатого скота и верблюдов, очищенных от шерстяного покрова. Особую отрасль составляло тиснение с помощью штампов на коже, и этим занимались мужчины. Мастера изготовляли сосуды для хранения, перевозки и изготовления молочных продуктов: торсык, саба, суйретпе, мес. Из кож лошадей и крупного рогатого скота изготавливали ведра - шелек, посуда для дойки кобылиц и верблюдов - конек. Было немаловажна роль сапожников - етікші. Толстая кожа, обработанная кустарным способом и шедшая на обувь, называлась - кон. А фабричные кожи, называли, былгары. Мастера шили сапоги - етік, ичиги - масі и кожаные калоши - кебіс. Сосуды и части сапог сшивались сухожильными нитями - тарамыс. Кожаные ремни, пояса мог делать каждый взрослый мужчина, то плести плетки из ремешков мог только специалист - орімші. Плетки - камшы сплетались из 3-4 ремешков до 24-32 ремешков. Все указанные предметы готовились путем очищения шкуры от волоса в специальном растворе (малма, іи), получаемого из перебродившего айран, іркіт (кисломолочные напитки).
Ювелирное искусство. Женские украшения не только подчеркивали красоту, оттеняли и разнообразили одеяние, обозначали ее положение в обществе, свидетельствовали о достатке рода, но и несли сакральную функцию, выполняли роль оберегов, амулетов, родовых знаков и т.п.Как правило украшались (оберегались) виски, лобная часть лица, грудь, запястья, солнечное сплетение.Украшения были праздничными и повседневными и казашки носили их постоянно с течении всей своей жизни.Наиболее распространены у казашек серьги и височные украшения в форме полумесяца, кольцевые, с подвесками, сложной конфигурации со вставками из камней, пластинчатые, проволочные и т.д.Функцию оберега выполняли специальные амулетницы, предназначенные для молитв из Корана - бойтумар и тумарша, которые получили широкое распространение в конце XIX - начале XX веков. Украшения изготавливались в виде полых трубчатых и треугольных изделий с декоративными элементами на лицевой поверхности.Казахские ремесленники по благородному металлу - зергер (ювелир), создавали свои предметы в декоративно-прикладном исполнении. Металл, серебро и золото покупали на базарах Средней Азии, Восточного Туркестана или у купцов. Казахские мастера-зергеры владели сложной техникой ювелирного дела: штамповкой, гравировкой, чеканкой, сканью, насечкой, литьем, чернением, зернью, филигранью, эмальем. Все драгоценные предметы казахи называли асыл буйым (досл. - сокровище, ценный предмет). Ювелирные изделия: оніржиек - нагрудное украшение, білезік - браслеты, жузік - перстни, сырга - серьги, кемер белдік - женские пояса, кісе, куміс белбеу - виды мужских пояс. К ним относятся и убранство лошади (ер-турман, ат абзелі), в которое входят седло (ер), узда (жуген), чепрак (тебінгі), подпруга (айыл-тартпа), ремень с подвешенными на нем стременами (таралгы), седельная шлейка (куйыскан), нагрудные украшения (омілдірік), потфейное убранство, а таже потник (токым). Луки седла (ердін касы), особенно передние, и все остальные предметы конской сбруи украшались накладными металлическими пластинами, литыми, чеканными и рельефными. В создании ювелирного убранства коня соединялись два вида ремесла: кузнечное и ювелирное. Кузнец ковал стремена (узенгі), узорные облицовки передней и задней луки седла, различные формы пластин, пряжек, блях для пояса и конской сбруи и т.д. По конструкции и технике изготовления седла подразделяются на 5 основных типов: восточный или найманский, центрально- и северо-казахстанский, западный, семиреченский и сырдарьинский. Для первого вида седла характерна широкая и высокая передняя лука. Седла центрального и северного казахстана имеют сходство с седлами найманов, однако, они с более низкой передней лукой. Совершенно своеобразная форма седел Западного Казахстана. Они легкие, с характерной передней лукой - узкой, вытянутой вверх, овальной. Семиреченские седла были с узкими высокими передними луками и назывались шошак бас ер. Передний лук у седла сырдарьинских казахов имеет форму гусиной головы, и назывался уйрек бас ер. Зергер имел набор форм - калып для изготовления различных ювелирных изделий, таких как білезік калып (для браслет), жузік калып (для печатей и перстней), алка калып (для штамповки нагрудных украшений). Наряду с серебряными пластинками пояса украшали драгоценными камнями, вставленными в серебряную оправу: рубином (лагылтас), топазом (асылтас), сердоликом (акык), кораллом (маржан), агатом (сынгар тас), хрусталем (акшыны), бирюзой (феруза). У знатных встречались пояса кісе (пояс обозначающий статус человека, с различными подвесками) со вставными бриллиантами (гаухар тас) и алмазом (алмас). Серебреные изделия иногда опыляли золотом. Разнообразны по форме и декоративному оформлению застежки для женского камзола. В Центральном и Западном Казахстане эти изделия известны под названием ылгек и карсы ылгек.По преданию сердолик символизирует «Око Аллаха», и, в основном, именно из этого камня зергеры (ювелиры - каз.) изготавливали подвески – акык. Камню придавали фигурную форму, гравировали и обрамляли плоской проволокой из серебра или другого металла.К нагрудным украшениям относились броши - туйреуыштер. Они очень разнообразны по форме, но чаще всего встречаются круглые броши или фигурные с мелкими подвесками. Украшая женскую повседневную одежду, они являются "украшениями-оберегами". Броши имеют свои региональные названия - туйреуыш, бастырма, танакоз. Их поверхность декорируется традиционными орнаментами и гармонирует с другими ювелирными украшениями.В традиционном казахском костюме использовалось много разновидностей пуговиц. Они изготавливались из серебра, других металлов, иногда с применением позолоты; украшались полудрагоценными камнями: сердоликом, кораллами, перламутром, бирюзой, а также стеклом и смальтой. Кроме своего прямого назначения они служили декоративным украшением всего ансамбля одежды. На территории Казахстана издревле изготовлялась мелкая пластика из камня, кости.Косторезное искусство. Создание изделий из кости - древнейший вид трудовой деятельности человека (находки игл, гребней в эпоху каменного века говорят об этом). Резчик по кости - сұйекші имел те же инструменты, что и мастера по дереву и серебру. Создавали интересные по орнаментальным мотивам и композиции предметы домашнего обихода. Изделия, инкрустированные костью, смотрелись живо и оригинально. Материала (костей животных) было предостаточно: лопатки, голень, ребра и челюсти лошадей, верблюдов, крупного скота и овец. В косторезное дело шли также рога, копыто домашних и диких животных. Наилучшими для обработки считались кости упитанных животных. Костей или рога, предназначенные для применения, в течение нескольких часов кипятили. Рога шли на изготовление рукояток кинжалов, плеток и ножей. Из рогов барана выделывали сосуды для хранения табака - шакша. Из рогов крупного рогатого скота изготовляли половник для разливки кумыса - ожау. Особым искусством отличалась инкрустация костяными пластинами различной мебели: кровати, кебеже, сандык, шест-вешалки, асадал, подставки для вещей - жукаяк. В богатых юртах инкрустировались костью двери, основания купольных жердей, а также мутовка для приготовления кумыса - піспек и чашки - тостаган. Особа ценилась казахская домбыра, корпус и дека которой богато инкрустировалось костью. Орнамент наносился при помощи различных зубил - шапкы.Обработка камня. Камнерезное дело казахов было связано в основном с сооружением различных надгробных памятников. Мастера-камнерезы по спросу изготовливали ручные жерновы из камня. Этим ремеслом занимались специалисты, искусство которых часто передавалось от поколения к поколению. Регион, где наиболее было распространено камнерезное искусство, охватывал Западный Казахстан. Казахи делали следующие надгробные сооружения: - кулпы тас - стелы; кошкар тас - надгробное сооружение в виде стилизованного изображения барана-самца; кой тас - вертикальный гладкий или резной блок, покоящийся на земле или на пирамидальном возвышении; сандык тас - надмогильное сооружение в виде сундука; саганатам - надмогильное сооружение в виде ограды с открытым верхом; кумбез - мавзолей. Контуры орнамента наносились шилом (біз) или резцом (кыргы) по трафарету, вырубались набором долот (кашау) и заравнивались ножом с коротким лезвием (пышак)
Кузнечное ремесло. Кузнечное ремесло у кочевников носило скромные размеры, и то было подчинено потребностям кочевой жизни, обеспечивало население предметами хозяйственного и бытового назначения. Большим уважением в народе пользовались кузнецы и их называли уста, дархан, шебер - мастер, умелец, искусник. В народе существовало представление, что кузнецы обладают сверхъестественными силой и способностями. Кузницу называют - дукен или уста дукені. Секреты своего мастерства кузнецы хранили в тайне и передавали по наследству. Кузнецы делали орудие труда: сохи, лемеха, серпы, лопаты, кетмени, ломы, инструменты для ремесленников и охотников; различную домашнюю утварь: кувшины, чайники, подсвечники, подставки для котлов (казан), в виде круга на треноге - ошак, а также узенгі (стремена), жуген (узда), металлические пряжки и кольца для конской сбруи, ножницы для стрижки овец (кырыктык, кайшы), подковы (тага). Инструменты кузнеца - корік (меха), тос (наковальня), ерітетін ожау (тигли), балга (набор молотков различных размеров с плоскими или выпуклыми рабочими концами), косеу (кочерга), бургы (бурава), тескіш (пробойники), кашау (долото), турпі (рашпиль), а также имел различные формовки для заготовки гвоздей, волочения проволоки и отливки мелких деталей. Кузнец применял в работе горячую ковку, отливку металла по приготовленным формам, заклепку различных деталей, филигрань и чернение. Умелые кузнецы ковали и отливали сабли и полусабли (кылыш, селебе), трехгранные наконечники копий (жебе), двухгранные и четырехгранные наконечники стрел и даже фитильные ружья (шиті, білтелі мылтык).
Применение древесины в ДПИ Казахстана.Издавна в быту казахского народа особое место занимают предметы быта, изготовленные из древесины. Мастеров по дереву в зависимости от производимой ими продукции подразделяли на деревообделочников, мастеров по выделке деревянных частей юрты и др.Кочевники сами изготовляли деревянные изделия, необходимые в быту и для ведения скотоводческого хозяйства. Резчики по дереву - ерші, агашшы, агаш шебері, производили в основном седла - ер, ящики для хранения продуктов -кебеже, и вещей - сандык, абдіре, шест-вешалка для одежды - адалбакан, кровать - тосек, футляр для перевозки пиал - кесекап, вырезали разнообразные по форме кумысные наборы из круглых или ладьеобразных чаш - тостаган, саптыаяк, мисок - шара, половник для разлива кумыса ожау, блюда для подачи мяса - табак, тегеш. Значительное место среди деревянных изделии занимали подставки под сундуков - жукаяк, под саба - сабаяк, кадушка для сбивания масла - кубі, цельнодолбленная чаша для мяса - астау, деревянные ступы - келі, шкафы для посуды и пищи - асадал. Эти предметы часто украшались различными орнаментами, инкрустацией из кости и серебром. Резьба по дереву выполнялось при помощи 4-х технических приемов: контурной резьбы, трехгранно-выемчатой, барьелефной и выдалбливания фона узора, прорисованного по положенному трафарету. Инструмент для выделки деревянных предметов были маленький топорик-тесло - шаппа шот, набор долота -кашау, турпі, рашпил - егеу, шил - біз, щипцов - кыскаш и др.Категорию специалистов-мастеров по выделке деревянных частей юрты - уйші особо ценили казахи. Предки казахов и сами казахи были когда-то кочевниками-скотоводами. В условиях кочевого быта они изобрели универсальное жилище – юрту. Юрта быстро ставилась и разбиралась, легко перевозилась на верблюдах и лошадях. Ее войлочное покрытие не пропускало струи дождя, в знойные дни внутри юрты было прохладно, и даже в зимнее время, разогрев очаг, вполне можно было жить. Юрта очень проста по конструкции. Она включает в себя деревянный каркас, покрытый войлоком. В собранном виде юрта имеет вид войлочного дома. Перевод казахского названия юрты кии зуй – так звучит – войлочный дом. Основные элементы юрты изготовлялись из войлока, кожи, шкур, жердей. Остов юрты поверх циновок покрывается в два слоя войлоком. Большие полотнища из плотно скатанного войлока покрывают юрту от середины свода до земли. Это нижний слой – туурлыки. Узуки – верхний слой войлока – покрывают юрту от шанырака. Человека, впервые входящего в традиционную, доставшуюся нам от предков юрту. Поражает ее убранство. Любая вещь – из мягкого металла, дерева, кости – украшена орнаментом, инкрустирована костью, серебром, пластинами. Основное украшение юрты – ковры. Они утепляют юрту, создают особый уют. Юрта выглядит нарядно от ярких баскуров, ковровых дорожек, полос и лент с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей. Юрта – древнейшее и то же время современное жилище кочевников. И в настоящее время юрта устанавливается на летних пастбищах, а любые торжества, даже в городе, не обходятся без юрты. Юрта – одна из связующих нитей между прошлым казахского народа и его настоящим. Ремесленник имел стационарную мастерскую, которая включала в себя печь для распарки жердей, решеток - мор, станок для выпрямления и изгиба деталей юрты - тез, сверлильный станок - ускі, и другие наборы инструментов. уйші сам заготовлял древесину и производил все детали юрты - кереге или канат (раздвижная секция основания юрты), уык (купольная жердь), шанырак (круговое навершие юрты), сыкырлауык (двухстворчатый дверь с косяком).
Применение орнамента в ДПИ казахов.Орнамент и его история. Изучением орнамента занимались многие ученые: австралийские (В.Куррер, Ф.Т. Куглер), русские (С.В. Иванов, В.В. Стасов, Ф.К. Волков, С.А. Давыдов, Н.Ф. Сумцов), казахские (А. Маргулан, Т. Басенов, А. Масанов, М. Муканов и др.). В своих трудах они описали виды орнамента, его классификацию, историю возникновения на основе собранного ими богатого этнографического материала. Указанные исследователи с особым интересом изучили орнаментальное искусство восточных народов, символическое значение узоров, изображающих полумесяцы, рога, листья, геометрические фигуры, возникновение их названий на основе определенных представлений. Например, изучая происхождение геометрических композиций из ломаных, параллельных, круговых линий, треугольных, четырехугольных, ромбовидных узоров, одни исследователи пришли к выводу, что их основой явилась своеобразная форма предметов, другие же предполагают, что в основе лежат различные картины геометрического орнамента из растительного мира (например, сломанные стебли камыша, ветки дерева и т. д.). Отдельная группа ученых считает, что геометрические узоры являются результатом развития орнаментального искусства, продуктом воображения и фантазии народных умельцев. Поэтому история возникновения орнамента, его сюжетного содержания, названия еще ждет своего исследования.Виды национального орнамента.Этапы работы:Рисунок музыкального инструмента
После окончания работы, изделия вывешиваются на подготовленные стенды. После окончания работы, изделия вывешиваются на подготовленные стенды.
Стань опорой всего народа,
А не только опорой дома своего.
Стань талантливым человеком,
Достойным народа своего.
Чего и вам желаю. Урок окончен. До свидания.