«Гений русской басни» заседание любителей русской словесности

Гений русской басни.

Заседание любителей русской словесности, посвященное 245 – летию со дня рождения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.

Задачи: углубление знаний учащихся о жизни и творчестве И.А.Крылова;
развитие речи и творческих способностей учащихся;
воспитание непримиримого отношения к лени, лжи, лицемерию,
грубости, невежеству;
воспитывать думающего читателя.
Участники заседания:
учитель русского языка и литературы
библиотекарь
учащиеся 5-7 классов русской и казахской школы.
Оборудование: книжная выставка, стенгазета, иллюстрации, портрет.
Председатель заседания: учитель русского языка и литературы.
Секретарь: заведующая библиотекой.

План заседания

1.Жизнь - как подвиг (рассказ учителя о жизни и творчестве И.А.Крылова)
2.Это интересно! Удивительная страница биографии (слово библиотекаря)
3.Инсценировка учащимися басен И. А. Крылова:

«Волк и Ягненок»
«Свинья под дубом»
«Стрекоза и Муравей»
«Мартышка и очки»
«Кукушка и Петух»
«Лебедь, Щука и Рак»
«Слон и Моська»
«Квартет»
4.Викторина по творчеству И. А. Крылова «Знаешь ли ты?»
5.Решение заседания любителей русской словесности.

В Петербурге 2 февраля 1838 года на торжественном обеде по случаю пятидесятилетия литературной деятельности Ивана Андреевича Крылова В.А.Жуковский сказал: «Наш праздник есть праздник национальный; когда бы можно было всю Россию на него пригласить, она бы приняла в нем участие»
Крылов и сегодня живет среди нас, «как живой с живыми говоря». Образы и крылатые строки его басен с детских лет запечатлелись в нашем сознании. Они применяются нами в самых разнообразных случаях жизни, они вошли в наш разговорный язык, стали пословицами: «Хоть видит око, да зуб неймет», «Беда, коль пироги начнет печи сапожник», «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» и т.д.
Крылов родился в Москве 13 февраля 1769года. Отец его, Андрей Прохорович Крылов весь век тянул солдатскую лямку, с большим трудом дослужился до офицерского чина и, выйдя в отставку, умер. Жене, тихой неграмотной женщине, и двум своим сыновьям оставил лишь сундучок с книгами. Его старшему сыну Ивану в ту пору едва минуло девять лет. У мальчика были незаурядные способности, живой природный ум, влечение к литературе и ненасытная жажда знаний. Крылов прекрасно знал русскую литературу, самостоятельно изучил итальянский и французский языки, занимался математикой.
Детство и юность Крылова были трудными. Десять лет отроду, зарабатывая себе на хлеб службой в канцелярии, он изо дня в день видел взяточничество чиновников, нищету, невежество, бесправие трудовых людей. Мальчик рано начал разбираться в неприглядной правде жизни.
В возрасте 14 – ти лет он написал первую пьесу «Кофейница», в 20 лет Крылов создает сатирический журнал «Почта духов», в 1806 году в журналах начинают появляться крыловские басни. И всем истинным ценителям поэзии становится ясно: в литературу российскую пришел великий баснописец.

Библиотекарь:
Это произошло в 1812 году. Баснописец и драматург И. А. Крылов, к тому времени человек известный, приглашается в Императорскую Публичную библиотеку г. Петербурга и назначается «библиотекарским помощником». Но прежде, чем назначить его на эту должность, директор пишет ходатайство министру народного просвещения, в то время Разумовскому, где просит его о том, Крылов – известный своими знаниями в области русской словесности и драматургии, может быть весьма полезным библиотеке. Занимающим эту должность предписывалось наблюдать за книжным фондом, вести каталоги, принимать посетителей. А также быть добропорядочными, честными и бескорыстными людьми.
На начало формирования книжного фонда в 1812 году в библиотеке было только 4 книги на русском языке. Крылов начал вести работу по сбору книг, газет и журналов почти по всей России и за рубежом. В очень небольших, на то время, книжных издательствах он находил книги, журналы и старые газеты, которые просил подарить библиотеке, но некоторые приходилось покупать. Много русских людей в то время находились в эмиграции, по разным причинам приходилось покидать родину, увозили с собой домашние библиотеки. Но Крылов находил время встретиться и убедить их подарить книги или любые рукописи в публичную библиотеку из своих личных библиотек.
В 1814 году Крылова назначили библиотекарем. В это же время открывается библиотека для посещения читателей. Книжный фонд на тот момент уже составлял около 600 экземпляров. В 1819 году, через 5 лет книг в библиотеке было уже 4636 экз. В год ухода Крылова из библиотеки книжный фонд уже составлял 30 тысяч экземпляров.
Работая библиотекарем, Иван Андреевич занимался не только комплектованием книжного фонда, но и вел большую работу по организации каталогов, шифровал и расставлял книги на полках. ШИФР КНИГИ – ЭТО МЕСТО КНИГИ НА ПОЛКЕ (объяснить детям). Этот метод шифрования, придуманный Крыловым, действует и в настоящее время. Библиотечное начальство неоднократно отмечало «усердную и похвальную» службу Крылова. Именно за работу над составлением каталога русской литературы он получил правительственную награду - орден Святого Владимира 2 степени.
Почти 30 лет прослужил великий баснописец Иван Андреевич Крылов библиотекарем в Публичной библиотеке г. Петербурга, одновременно работая над своими знаменитыми баснями (в то время он написал 204).Пост библиотекаря он оставил в возрасте 72 лет по состоянию здоровья, а в возрасте 75 лет он умер, оставив после себя произведения, вошедшие в золотой фонд русской литературы.

Учитель литературы: Басни Ивана Андреевича Крылова – это мини – спектакли, это маленькие забавные сценки, которые так любят разыгрывать учащиеся, изучающие его творчество.
(Дети инсценируют басни)

Библиотекарь: На уроках литературы вы изучали творения этого замечательного баснописца. Его творчество внесло в нашу жизнь немало крылатых выражений и афоризмов, которые живут по сегодняшний день. И сейчас кое – что мы с вами постараемся вспомнить. Проведем викторину.
1.Что такое басня?
2.Кто привил маленькому Крылову любовь к чтению?
3.Кем Крылов работал с девяти лет?
4.Закончи крылатое выражение: «Чем кумушек считать
трудиться»
5.Откуда эти строки: «Уж сколько раз твердили миру»?
6.В какой басне звучит мораль, ставшая впоследствии
крылатым выражением: «У сильного всегда бессильный
виноват»?
7.Какую историческую личность высмеивал автор в басне
«Волк на псарне»?
8.Кто олицетворяет легкомыслие, беспечность, лень в басне
«Стрекоза и Муравей»?
9.От кого Ворона получила сыр?
10.Кто была соседкой Моськи?

А сейчас мы подведем итоги викторины.
Учитель литературы: Как много правды можно сказать в таком маленьком стихотворении, как басня! Когда Крылова спросили, почему он избрал такой вид стихотворений, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».
А сейчас мы вынесем решение нашего заседания любителей русской словесности.

Библиотекарь: Решение заседания любителей русской словесности, посвященного 245 – летию со дня рождения великого баснописца
И. А. Крылова.
1.Продолжить изучение жизни и творчества Крылова.
2.Развивать навыки выразительного чтения и творческие
способности на материале русской классической литературы.
3.Воспитывать в себе такие нравственные качества как
доброта, честность, трудолюбие, целеустремлённость.
Хочется нашу встречу закончить стихотворением М. Исаковского , которое посвящено великому Крылову.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.






15