Разработка внеурочного занятия на тему Метод исторической реконструкции на примере изучения быта и религиозных верований восточных славян
Разработка внеурочного занятия по теме «Метод исторической реконструкции на примере изучения быта и религиозных верований восточных славян»
Выполнила: учитель истории Чехова Тамара Андреевна
Форма занятия: урок-реконструкция
Цель:
Образовательная:
научить овладению технологией исторической реконструкцией на основе использования исторических источников.
систематизация и закрепление знаний, умений и навыков, полученных в прошлом учебном году;
активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
показать, какие качества необходимы при изучении истории;
Развивающая:
развитие познавательного интереса к истории;
развитие логического мышления, памяти, внимания.
формировать мыслительные операции (анализ, синтез, классификация) на основе учебного материала.
Воспитывающая:
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому наследию своих предков.
воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;
Планируемый результат обучения:
формирование в сознании ребят целостного представления о том, как жили наши далекие предки (о бытовой культуре и религиозных верованиях восточных славян).
Формируемые УУД:
Познавательные:
-формировать навыки работы с историческим источником;
-совершенствовать умение воспринимать информацию на слух;
Коммуникативные:
-формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать и отстаивать своё предложение;
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Ход занятия:
Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас приветствовать на нашем занятии, которое сегодня будет проходит в необычном формате, так как на нашем мероприятии присутствуют гости. Но я прошу вас не волноваться и не стесняться. Для начала я прошу вас обратить внимание на экран.
(демонстрируются картины русских художников – славянистов)
Ребята, вашему вниманию представлены картины известных русских художников, посвященные самому раннему периоду истории нашей страны. Как вы думаете, каким образом художники смогли воспроизвести события далекого прошлого?
( с помощью различных исторических источников)
Совершенно верно. В самом начале учебного года на занятиях по внеурочной деятельности мы с вами говорили о том, что ученые, изучающие историю, восстанавливают исторические события с помощью различных исторических источников. Кто может сказать, что это такое – исторический источник?
(все предметы и документы, которые содержат информацию о прошлом)
Какие виды исторических источников вы знаете?
(письменные, вещественные, устные, археологические)
А какие источники содержат самый большой объем информации?
(письменные)
Правильно. Итак, историки, изучая памятники письменности и устного народного творчества, исследуя археологические находки и данные языка, получают большой объем исторической информации. Но этими сведениями могут пользоваться не только ученые. Например, вот эти самые художники, чьи картины мы видели, в свое время на основе различных источников реконструировали, то есть воссоздавали картины нашего прошлого, изобразив их на своих полотнах. Историческими сведениями пользуемся и мы с вами, работая с книгами, иллюстрациями. И сегодня мы с вами на основе различных данных попробуем реконструировать прошлое. И попробуем мы это сделать на примере жизни восточных славян. Эта тема нам близка просто потому, что восточные славяне – это наши с вами предки, наша история. Кроме того, вы отчасти знакомились с жизнью и бытом славян в прошлом учебном году в курсе ОРКС. Думаю, что эта тема будет вам понятна и интересна. Для того, чтобы вы поняли, что такое историческая реконструкция, мы с вами попробуем для начала воссоздать историческую картинку на основе текста вместе.
Игра-реконструкция
(ребятам предлагается собрать картинку из предложенных элементов по теме «Поселок восточных славян»). Учитель зачитывает описание, а дети по одному приглашаются к доске, на которой крепятся детали и таким образом воссоздается цельное изображение)
Текст: Заселение славянами территорий Восточной Европы проходило постепенно. Но жизнь среди лесов и болот была нелегкой. Прежде всего, необходимо было найти сухое и сравнительно открытое место и расчистить его. Первоначально славянские поселки были редкими островками среди «лесного моря». Как писал Прокопий Кесарийский, «Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр» .Посёлки располагались обычно по берегам рек . Посёлки обносились земляным валом, следы которых нередко встречаются археологам. Земляной вал обносился частоколом для защиты от врагов и диких зверей. Славянские посёлки были невелики – от одного до пяти дворов. Поселки в несколько дворов были, судя по всему редкостью. Дома представляли собой полуземлянки и наземные дома – бревенчатые срубы.
Для того, чтобы рисунок «ожил», помещаются изображения людей и животных.
Основной этап – реконструкция картины по заданной теме
(работа в группах по 5 человек; работа рассчитана на 15 минут)
Объяснение учителя: Теперь вы будете работать самостоятельно по группам и попробуете себя в роли историков: вам будет предложен текст, содержащий историческую информацию по конкретной теме. Ваша задача – познакомиться с этим текстом, а затем на основе этой информации, а также с помощью иллюстраций (расположены на стендах) реконструировать картину. У вас есть заготовки картины (на ватманах заранее рисуется фон и некоторые элементы), но они еще не закончены, их нужно дополнить деталями, что-то наклеить, что-то раскрасить или дорисовать. Таким образом, вы сегодня выступите еще и в роли художников -реконструкторов.
Группа №1: «Реконструкция славянского жилища»
Карточка с текстом: Основным типом народного жилища на юге у восточных славян была полуземлянка, врытая на метр в землю. Строить ее начинали с того, что рыли большую квадратную яму -котлован глубиной примерно в метр. Потом вдоль стенок котлована начинали сооружать сруб (Сруб деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных брёвен). Сруб возвышался из земли тоже на метр, а общая высота будущего жилища с надземной и подземной частью достигала, таким образом, 2-2,5 метра. Для сохранения тепла окна в домах не делались, а двери выходили на южную сторону. Вход устраивали с земляными ступенями или лесенкой, ведущей в глубину жилища. Поставив сруб, принимались за крышу. Ее делали двухскатной, как и у современных изб. Плотно покрывали досками, сверху накладывали слой соломы, а потом толстый слой земли. Стены, тоже присыпали грунтом. Земляная засыпка помогала удержать в доме тепло, задерживала воду, предохраняла от пожаров. Пол в полуземлянке делали из хорошо притоптанной глины, досок же обычно не настилали. Основным элементом внутреннего интерьера славянского жилища была печь-каменка (реже глиняная). Устраивали ее в глубине, в дальнем от входа углу. Делали печи каменными ил глиняными. Обычно они были прямоугольными, размером примерно метр на метр, или круглыми, постепенно сужающимися кверху. Чаще всего в такой печи было только одно отверстие топка, через которую закладывались дрова. Печи топились «по-чёрному», то есть дым выходил прямо в помещение и через отверстие в крыше (печная труба отсутствовала). Иногда сверху на печке устраивали глиняную жаровню, на ней готовили пищу. А иногда вместо жаровни делали отверстие на вершине печи туда вставляли горшки, в которых варили похлебку. Вдоль стен полуземлянки устраивались лавки. На севере, где преобладала влажная почва и было много строевого леса, достаточно рано появились наземные срубные дома с полом (избы). Внутренне устройство в избах было аналогичным устройству полуземлянок.
Группа № 2: «Реконструкция языческого капища восточных славян»
Карточка с текстом: Жизнь славян – земледельцев, охотников и рыболовов целиком зависела от природы. Поэтому с древнейших времён восточные славяне почитали различный силы природы: у них сложился культ земли, солнца, неба, дождя, рек, грома и молнии, ветра, т.е. всего того, что в значительной мере определяло производственную деятельность земледельца. Считая природные явления могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им. У восточных славян было много богов, поэтому их ранняя религия – это язычество. Язычниками были многие народы в ранние периоды своей истории, и наши предки не исключение.
Главными в пантеоне славянских богов считались Перун – бог грома и молнии (изображался с серебряной головой и золотым усами) , Ярило – бог солнца, Сварог – бог неба и огня (излюбленным занятием Сварога считалось кузнечное дело, поэтому его символ –молот и наковальня), Велес – покровитель скота, Мокошь (Макошь) - единственное женское божество, покровительница домашнего хозяйства. Славяне совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы. Языческие святилища располагались обычно на вершине холма или на большой поляне в лесной болотистой местности и представляли собой ровную площадку округлой формы. Места, где поклонялись идолам, назывались «капища» (от старославянского «капь» изображение, идол), потому что главным элементом этих языческих святилищ были идолы богов, которые представляли собой огромные статуи (столбы), изготовленные из дерева или камня, с вырезными изображениями богов (смотреть иллюстрации). Эти идолы, установленные по кругу, как правило, располагались вокруг костра, служившего жертвенником (на нем приносились жертвы богам в виде убитых животных). Капища обносились частоколом или камнями. Скорее всего, культовые ритуалы совершались старейшинами племени и рода или князьями.
Группа № 3 : «Реконструкция празднования Ивана Купалы»
Карточка с текстом: У восточных славян-язычников было много праздников. Одним из важнейших праздников был Праздник Ивана Купалы . Это был день летнего солнцеворота – солнцестояния, который выпадал на 24 июня. На это время приходился период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным в году, а ночь самой короткой. В этот день люди одевали одежды белого цвета, который символизировал чистоту и обновление жизни. Традиционно Иван Купала начинался так: с утра девушки собирали травы и цветы, плели венки и припасали травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Старики с помощью трения сухих палочек добывали "живой огонь", разводили костры, которые разжигались на краю деревни, за пределами поселения, большие костры, искры от которых должны были до самых звезд долетать. Возле костров разворачивались гуляния: устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали. Прыгнув через костер, нужно было сразу после этого броситься в воду. Девушки пытались так прыгнуть в воду, чтобы венок с головы поплыл по воде. Добрым знаком было, когда венок не тонул, а плыл, направление его движения указывало, откуда ждать жениха. В венки вставляли свечку: если венок уплыл далеко, а свечка горела долго, тот будет счастлив и проживет долгую жизнь. Массовое купание - один из главных обрядов Иванова дня. Славяне верили, что в ночь накануне праздника водоемы покидают водяные и русалки, поэтому можно безбоязненно купаться. Одним из важных обрядовых действий игрищ у костра было перепрыгивание через купальский огонь. Кто выше всех прыгнет - будет удачливее всех, здоровее и красивее. Знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, в Иванову ночь собирали целебные коренья и травы на весь год. Традиционное действо в ночь на Ивана Купалу поиск цветущего папоротника. Папоротник считался одним из самых загадочных, колдовских растений. По народным поверьям, цветущий папоротник не только исполнял сокровенные желания, но и помогал отыскивать клады.
Физкультминутка
Давайте представим себя славянами-земледельцами. Будем сеять зерно. Одной рукой мы придерживаем лукошко, а другой размеренно разбрасываем семена. Повторяйте эти упражнения за мной. А теперь мы представим, что у нас сезон жатвы – уборки урожая. Берем в руки серп и начинаем жать рожь и пшеницу (наклоны и шаги вперед в согнутом положении).
(Звучит русская народная музыка).
Подведение итогов
На этом этапе ребята демонстрируют получившиеся работы, и учитель обращает внимание на то, что эти картины могут выступать в качестве объемного источника исторической информации. И детям предлагается составить по картинам небольшой рассказ. Таким образом, ребята выступают в роли экскурсоводов. В конце занятия ребята получают задание – кроссворд (работа в группах)
Рефлексия
Ребята оценивают проделанную работу и само занятие (понравилось/ не понравилось) с помощью смайликов.
15