Сценарий лекции-концерта На балу у Золушки
Краткое описание лекции-концерта:
данная работа - сценарий лекции-концерта с использованием слайдов репродукций картин, соответствующих эпохе и стилю звучащей музыки. Материал предназначен учителям музыки, педагогам дополнительного образования для проведения уроков, тематических и внеклассных мероприятий, дней музыки и т.д.
Программа рассчитана на широкую аудиторию.
На балу у Золушки
Слайд: М.А.Зичи «Бал в Зимнем дворце»
Музыка: - фанфарные сигналы трубы
Гулким эхом разлетелись по дворцу и возвестили о начале бала громогласные фанфары
- Король идет! – церемонимейстер праздника распахнул позолоченные двери.
Под звуки торжественного и величавого полонеза король предложил руку самой почетной гостье и с грацией повел ее по анфиладе галерей в праздничный зал. Вслед за ними двинулась вереница гостей, казалось, что вспыхнул и засверкал фейерверк – в глазах зарябило от ярких нарядов и блеска драгоценностей. Пышные юбки, невероятные прически, а главное, придирчивые взгляды соперниц заставляли красавиц гордо вскидывать головки, распрямлять спины. Каждая из них считала себя королевой бала.
Слайд: Т.Гейнсборо «Утренняя прогулка»
Музыка: П.Поплавский «Полонез»
Именно этот танец-шествие – Полонез, что в переводе означает «польский», открывал балы времен Золушки.
Слайд: Ш.Лебрен. Гобелен «Людовик XIV nринимает посла римского папы»
Итак, жил-был король. Настоящий. Не из сказок. Звали его Людовиком. А чтобы его не спутать с другими королями, тоже Людовиками, которые царствовали до него, назвали его Людовиком XIV.
Жил этот король во Франции и был самым могущественным королем в Европе и на Средиземноморье. Могущество пришло к нему как-то само собой – не потому, что был он очень храбр или умен, а так – между балами и маскарадами, увеселительными прогулками и охотами. Эмблемой своей он сделал солнце, и стали льстецы называть его Король-Солнце.
И решил король, что не подобает ему жить так, как жили до него другие короли. Поэтому он собственноручно разработал новые правила этикета. /Этикет – правила поведения./
Отход ко сну, обед, ужин, завтрак, прогулка – все обставлялось необычайно пышно и разыгрывалось, как заранее разученное представление. Но и этого ему казалось недостаточно.
Огромная армия приближенных из самой высокой знати получила при дворе разнообразнейшие должности. Появились министры с портфелем и без портфеля, и даже Министр «Подвязки». Среди важной и многолюдной свиты короля были два брата по фамилии Перро. Старшего звали Клод и он работал при дворе архитектором. Младший, Шарль, пробовал свои силы в литературе – издал сборник под смешным названием «Сказки матушки Гусыни». Так появились на свет Красная шапочка, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик, а в 1697 году родилась Золушка.
Людовик ХIV в это время каждый день устраивал театрализованные представления, больше всего на свете он любил танцевать и считал себя лучшим танцором в королевстве. То он античный герой, то Юпитер, то появлялся на сцене в облике простого дровосека. Да, да – дровосека. Ведь танцы возникли из движений и фигур, которые люди использовали в труде, играх, ритуалах и праздниках. Танцоры соревновались в силе и ловкости. Возможно, именно такой танец исполнял отец Золушки, ведь он был королевским лесничим и не разрешал рубить деревья в лесу. Чтобы принести побольше хвороста он утаптывал вязанку грубыми деревянными башмаками – сабо. Так возник танец французских дровосеков БУРРЭ.
Народные танцы были в основном хороводными. Незатейливые фигуры танца сопровождались грохотом тяжелых башмаков, которые так и норовили свалиться с ноги. Танцорам приходилось высоко поднимать колени и задирать носы сабо, чтобы не потерять свои «бальные туфельки».
Слайды: А.Ватто «Танцующая пара»
«Пастухи»
Лукас ван Фалькенберх «Пейзаж с деревенским праздником»
Музыка: Гассе «Бурре»
Но даже крестьянские танцы нужно уметь танцевать. Вы помните, что к сестрам Золушки приходил учитель танцев?
Слайды: А.Ленен «Юные музыканты»
Д.Ф.Чиппер «Музыканты»
У него в кармане была маленькая скрипочка – пашетта, на которой очень удобно играть и показывать фигуры танца. Дело в том, что скрипка была деревенским инструментом, на ней играли на ярмарке и на деревенских праздниках. Долгое время ее не пускали в высшее – придворное общество.
Вы готовы разучить старинный французский танец (ХVII - нач. ХIX в.) РИГОДОН?
Шаг в сторону правой ногой – левую приставить, вновь шаг в сторону правой ногой – прыжок на ней, при этом левую вынести согнутую в колене вперед («лягание коровы», «журавлиный шаг»).
Приставные шаги с притопом, чередование неглубоких приседаний на обе ноги с прыжками попеременно то на правую, то на левую ногу.
Музыка: Ж.Ф.Рамо «Ригодон»
Праздники крестьян и ремесленников резко отличались от праздников знати, как различались и их танцы. Простой народ веселился на площадях и лужайках, феодалы в дворцовых залах, стены которых украшались гобеленами, гербами, мечами и щитами, военными трофеями.
Слайд: Ф.О.Юшков «Готический зал в Зимнем дворце»
На рыцарских турнирах, которые обычно заканчивались пышными балами исполнялись променадные танцы – шествия. Роскоши дворцовых залов отвечали и костюмы. Мужчины носили обтягивающие ноги трико, короткие, в виде буфов, штаны, короткие камзолы, шляпы или береты. Туфли кавалеров имели длинные (до 50 см) носы – наподобие птичьего клюва. Такая обувь не предполагает резких движений и прыжков. Дамы носили платья с очень длинными шлейфами, доходившими до 5 метров, с множеством ниспадающих сборок и складок, которые закрывали ноги. Тяжелая ткань платья оттягивала корпус назад, что придавало всей фигуре рисунок изогнутой, s-образной линии.
Танцующие выстраивались в колонну парами (друг за другом) и демонстрировали под музыку себя и свой костюм. В этом и заключался смысл танца – шествия СИЦИЛИАНА.
Слайды: Мастер женских полуфигур « Музыкантши»
Эсайас ван де Велде « Общество на террасе
Музыка: И.С.Бах «Сицилиана»
Чаще всего сопровождали такие танцы бродячие менестрели и трубадуры на флейте или лютне. Не каждый крестьянин сможет не то, что играть, даже настроить такой инструмент. У лютни было 24 струны. Послушайте, как сегодня правнучка лютни – гитара исполнит
Музыка: Неизвестный автор «Пэкингтонс паунд» ХVI в.
Слайд: Жюль Ардуэн Мансар. Зеркальная галерея
Манеры, правила поведения и весь танцевальный этикет подвергался строгой регламентации. На праздниках присутствовали церемонимейстеры бала, которые указывали, кому надлежит открывать бал, кто и с кем должен танцевать, наблюдали за движениями танцующих.
Существовали правила, как нужно пригласить даму на танец. Приглашал кавалер не обращаясь по имени, а жестом, соединенным с поклоном, перед которым делали несколько шагов по направлению к даме. При прощальных поклонах отходили назад, не поворачиваясь к даме спиной. Иногда, приглашая на танец, кавалер опускался на одно колено перед дамой и целовал ее руку или дарил цветок.
Слайд: Ланкре «Портрет танцовщицы Камарго»
Музыка: Ю. Должиков « Старинный танец »
Важной частью танцевальной культуры были приветствия, реверансы – почтительные поклоны. Реверанс представлял собой сложную комбинацию движений: у кавалера – шаг в сторону, приветственный салют со шляпой в руке, почтительный поклон (шляпа к груди); дамы – шаг в сторону, глубокое приседание (на колено) в поклоне. В более позднем варианте ХVII – XVIIIв.в. реверанс выполнялся 4 шагами:
1 шаг – на месте левой ногой ;2 шаг – назад правой ногой в полуприседании с разведением рук в стороны;
3 шаг – левую ногу приставить к правой, выпрямившись;
4 шаг – на месте правой ногой.
Слайд: А.Ватто « Равнодушный»
Музыка: А.Корелли «Гавот»
Как бы ни кичились своим происхождением и знатностью придворные гавоты, луры, ригодоны, куранты, гальярды – все они повторяют движения сельских танцев. Например, праздник сбора винограда. Посреди деревенской площади ставили огромную деревянную бочку, в которую ссыпали спелые виноградные грозди. Босоногие юноши и девушки забирались внутрь и под звуки деревенских музыкантов начинали танцевать – давить виноград. Искрящийся сок стекал через отверстие в низу бочки – на радость крестьян.
Слайд: Иоахим Бекелар «Сельский праздник»
Музыка: Й.Гайдн «Анданте»
Это было время, когда все стремились украшать и удивлять. Мужчины носили жилеты нежнейших расцветок, расшитые золотом камзолы, кружевные рубашки и башмаки на высоких каблуках с пряжками, усыпанными драгоценными камнями.
Слайд: Т.Гейнсборо «Голубой мальчик»
Об ухищрениях женской моды всего и не расскажешь. Металлические обручи делали юбки широкими и пышными, корсеты из китового уса стягивали талии до «осиных» размеров. Мастерство парикмахеров выше всяких похвал.
Слайд: Г.Доре Вычурные прически XVIIIв.
Специальные подкладки позволяли создавать на голове дам целые корабли, замки и корзины… А еще были румяна и белила, пудра – в тон одежде, духи, а также « мушки » - крохотные наклеечки из тафты. Мушки на лице красавицы поначалу скрывали недостатки кожи, позже стали украшением – оттеняли белизну и румянец лица, и сообщали без слов о настроении хозяйки. Это была целая наука - если точка располагалась на лбу, то это означало – я недоступна; на левом виске – готова к приключениям; над правой бровью – в печали; на левой щеке – согласна; над губой – прощай.
Слайд: Ж.Б.Перроно «Портрет неизвестной девушки»
Обутые в узенькие туфельки на каблучках придворные красавицы должны были ступать очень осторожно, чтобы сохранить плавную походку «pas menu» - мелкий шаг. Именно эта поступь и стала основой танца королей – МЕНУЭТА, короля среди танцевальной сюиты.
Слайды: Т.Гейнсборо «Миссис Грем»
«Миссис Грейс Дэйлримпл»
«Леди София Шарлотта Шеффилд»
Музыка: А.Шнитке «Менуэт»
Слайд: Жан Анж Габриэль. Спальня Людовика XV
Слайд: Изображение клавесина
Украшено было все – даже потолки дворцов покрывались золотом гирлянд из цветов и ангелочков. Музыкальные инструменты делались из самых дорогих пород
дерева и сверкали золотом и перламутром. Чтобы подчеркнуть изящество и белизну рук аристократов, клавиши на клавесине – «дедушке» фортепиано делались из черного дерева и слоновой кости. Музыка, звучавшая на этих инструментах, тоже наполнена украшениями и реверансами.
Слайд: О.Фрагонар «Поцелуй украдкой»
Музыка: Л.Бетховен «Менуэт»
Многие правила поведения – этикет пришли к нам из той эпохи. Знаменитые французские парфюмеры создавали свои духи, чтобы приглушить неприятные запахи, ведь мыться в те времена считали вредным…
А веера, завезенные в Европу из Китая, при дворе Людовика XIV можно было раскрыть только в присутствии королевы. Юная Золушка, прежде чем появиться в высшем свете должна была научиться искусству обращения с веером. Существовал «язык веера». Так, если дама касалась веером губ и сердца, она говорила: «Ты мой идеал!» Если прикладывала веер правой рукой к левой щеке – ухаживания бесполезны.
Настоящий театр, т.к. кавалер мог выразить свои чувства с помощью букета цветов. Каждый цветок имел свое смысловое значение:
бессмертник – верность навечно;
василек – твердость духа;
мирт – твердость духа;
настурции – умение хранить тайны;
шиповник – неспособность противиться покоряющему чувству любви.
Слайд: Ф.Буше «Туалет»
Музыка: А.Глазунов «Гавот»
Если вы видели фильм «Золушка», то помните, что на балу героиня учит придворных танцевать польку. Авторы включили этот детский, легкий и озорной танец, чтобы подчеркнуть доброту и беззаботность Золушки. На самом деле, ПОЛЬКУ – чешский народный танец, в те времена не танцевали. «Пулка» - половинка, исполняется маленькими, легкими шажками и напоминает любимый танец Людовика XIV – КУРАНТУ.
Слайды: Д.Рейнольдс «Портрет дочерей», «Леди Кэролайн Скотт в виде Зимы»
Музыка: Д.Кабалевский «Полька»
В стремительном, неудержимом галопе мчится Принц в погоне за внезапно исчезнувшей Незнакомкой. Он одержим одним порывом, настойчивым желанием найти ту, которая похитила его сердце, оставив взамен лишь хрустальную туфельку. Сколько стран объездил он, сколько красавиц встретил на пути… Этот танец – ГАЛОП появится во Франции лишь в середине XIX века.
Музыка: Д.Кабалевский «Галоп»
Нашел! Нашел принц свою Золушку! Мечта о счастье Золушки осуществилась. Пожалуй, единственный танец, который может передать восторг и полет чувств Принца и Золушки – ВАЛЬС. И пусть он появится лишь в XIX веке, и не во Франции, а в Австрии, завершают наш бал волшебные, чарующие звуки вальса!
Музыка: П.Чайковский «Вальс цветов»