Программа кружка Традиции русской народной культуры
«Согласовано» «Утверждаю»
зам. директора по ВР директор МОУ Шубинская СОШ
_______/Ю.В. Горбунова/ _________/Т.М. Лобанова/
«___»________2015 г. «___»_________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Руководитель
учитель изобразительного искусства
Зенина Г.И.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство - это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Актуальность программы кружка определяется, прежде всего, тем, что в современной России происходит рост национального самосознания разных народов, повышается интерес к своим культурным традициям, развивается культурное многообразие. Однако на этом фоне порой обостряются межнациональные противоречия, проявляются тенденции к распаду целостного культурного пространства России. В этой ситуации особое значение приобретает этнокультурное образование, в процессе которого не только распространяются знания об обычаях, традициях, культуре разных народов России, но и формируется уважительное отношение к ним, установки на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.
Содержание кружковой работы, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства русского народа. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребенок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст. 29).
Цель: приобщение учащихся к народной культуре.
Основные задачи:
- способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;
- способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному па народных традициях;
- расширить словарный запас учащихся;
- помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.
Программа кружка «Традиции русской народной культуры» основана на единых подходах и принципах:
- интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;
- использование разнообразных форм организации занятий;
- развивающий характер обучения;
- обеспечение психологического комфорта ребенка;
- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.
Обучение проводится в двух направлениях:
1) усвоение теоретических знаний;
2) формирование практических навыков.
Теоретическая часть - раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, экскурсий.
Практическая часть включает в себя навыки изготовления поделок и композиций.
Необходимо подчеркнуть значение взаимообогащения устного и декоративно-прикладного творчества. Эти виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приемов.
Предполагаемые результаты:
- учащиеся приобретут знания по русской народной культуре;
- повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность;
- выявится интерес к изучению истории, художественно-прикладной деятельности, фольклорному искусству, который способствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.
Программа кружка «Традиции русской народной культуры» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 5 класса общекультурного направления в соответствии с новыми требованиями ФГОС, которая рассчитанный на 34 учебных часа, 1 час в неделю во внеурочное время. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
В результате изучения кружка «Традиции русской народной культуры» учащиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о традициях и обычаях, культурном своеобразии народов, проживающих на территории России;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
получат возможность осознать своё место в мире и культурном многообразии России;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами;
научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
различать прошлое, настоящее, будущее в культуре России;
соотносить конкретную дату с веком;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия.
У выпускника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о культурном богатстве с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию культурного наследия России по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию о культурном наследии народов России с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
№ п/пНаименование тем курса
Всего часов
В том числе
Форма контроля
лекция
лекция
практика экскурсии другое
1. Введение
1
1
2.
Места проживания наших предков, строительство жилища
2
1
1
3.
Быт и основные занятия русских людей 2
1
1
4.
История народного костюма. Мужская и женская народная одежда. Обувь и головные уборы 3
2
1
Тест, кроссворд
5.
Календарь. История времяисчисления 1
1
6. Календарь. История времяисчисления
1
1
7. Русские народные праздники
1
1
8.
Русские народные художественные промыслы 10
4
6
9.
Русская народная игрушка 2
2
Выставка работ
10.
Русские колокола и колокольчики. Русская тройка
2
2
11. Русские народные песни 1
1
12.
Русские народные игры
1
1
Практическая работа
13.
Обычаи и традиции русской семьи
2
1
1
Карточки с заданиями
14.
Русские народные сказки, былины, предания
2
1
1
15.
Из истории русской кухни. Русский самовар и чаепитие на Руси
2
1
1
Кроссворд
16.
Итоговое занятие
1
1
Тест
Итого
34
16
13
1
4
тематическое планирование
№
п/пТема занятия Основные виды учебной деятельности Дата проведения занятия примечание
по плану фактич. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину. Уважительное отношение к культуре и искусству прошлого нашего народа.
Формирование эстетических чувств, наблюдательности и фантазии.
Формирование целостного мировоззрения культуры своего народа.
Формирование готовности и способности к саморазвитию и к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Формирование активного отношения к традициям культуры разных народов как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Формирование готовности и способности вести диалог с одноклассниками и учителем и достигать в нем взаимопонимания.
Формирование умения находить выходы из спорных ситуаций.
Уметь самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество.
Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия на уроке в соответствии с учебной задачей.
Уметь слушать собеседника и вести диалог.
Уметь понимать причины успеха и неуспеха в творческой работе и конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Развитие эстетическое осознание через освоение художественного наследия русского народа, его творческой деятельности, эстетического характера.
Установление связи между результатом полученных знаний и выполненного задания.
Осуществление взаимопонимания и контроль в совместной деятельности.
Освоения способов решения проблем творческого и поискового характера.
Активное использование на уроке речевых средств и средств ИКТ для решения познавательных и коммуникативных задач.
Принятие и освоение социальной роли обучения.
Развитие стремления к углублению знаний.
Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
1. Введение Познакомить учащихся с общей структурой содержания курса. 2. Места проживания наших предков Ознакомить учащихся со строительством древнерусского дома. 3. Строительство жилища Закрепление знаний учащихся о строительстве древнерусского дома. 4. Быт русских людей Знакомство с бытом и основными занятиями русских людей. 5. Основные занятия русских людей Закрепление знаний о быте и основных занятиях русских людей. 6. История народного костюма. Ознакомление с историей народного костюма. 7. Мужская и женская народная одежда. Знакомство с мужской и женской народной одеждой. 8. Обувь и головные уборы Знакомство с различными видами обуви и головных уборов, используемых на Руси. 9. Календарь. История времяисчисления Знакомство с историей времяисчисления, с различными видами календарей. 10. Народные приметы. Расширить знания учащихся о народных приметах. 11. Русские народные праздники Расширить знания учащихся о русских народных праздниках. 12. Русские народные художественные промыслы Знакомство с традициями русских народных художественных промыслов. 13-14. Русские народные художественные промыслы. Городецкая роспись. Знакомство с городецкой росписью. 15-16. Русские народные художественные промыслы. Русская матрешка. Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой. 17-18. Русские народные художественные промыслы. Золотая хохлома. Знакомство с хохломской росписью. 19-20. Русские народные художественные промыслы. Лаковая живопись. Знакомство с лаковой живописью. 21. Русские народные художественные промыслы. Синие цветы гжели. Знакомство с гжельской керамикой. 22-23. Русская народная игрушка. Знакомство с историей русской народной игрушки.
Особенности изготовления кукол. 24. Русские колокола и колокольчики. Знакомство с историей русских колоколов и колокольчиков. 25. Русская тройка Знакомство со средствами передвижения на Руси – русской тройкой лошадей. 26. Русские народные песни Расширить представление учащихся о русских народных песнях. 27. Русские народные игры Познакомиться с русскими народными играми. 28-29. Обычаи и традиции русской семьи Познакомиться с обычаями, обрядами и традициями русской семьи. 30. Русские народные сказки, былины. Познакомиться с произведениями русского фольклора – сказками, былинами.
Прививать уважение к народному творчеству. 31. Русские народные предания Познакомиться с преданиями Древней Руси. 32. Из истории русской кухни. Познакомиться с историей русской кухни. 33. Русский самовар и чаепитие на Руси Познакомиться с историей русского чаепития. 34. Итоговое занятие. Закрепление знаний учащихся о русских народных традициях.
V. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.Е.А. Гурбина, М.В. Гурко, С.А. Лёвина «Технология». 9 класс: элективный курс «Традиции русской народной культуры» - Волгоград: Учитель, 2007.- 171с.
Энциклопедия рукоделия: Пер. с англ. – М.: Ниола-Пресс,1997.
Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителя. - М., 1984.
Основы художественного ремесла: вышивка, кружево... /Под ред. В. А. Барадулина и О. В. Танкус. - М.: Просвещение, 1978.
А.Клиентов, Народные промыслы, - М.: Белый город, 2002
Коротковой М.В., Традиции русского народа,
http://www.artdolls.ru/ad/index.html История кукол
http://www.dollmaster.ru/masterclass.html, Кукольный мастер, мастер-класс
http://stranamasterov.ru/node, Страна мастеров
http://www.shkolaremesel.varkhangelske.ru/kursy parochki.html, Школа народных ремесел