Элективный курс по русскому языку Трудные вопросы орфографии (7 класс)


МБОУ Токарёвская СОШ №2
Рабочая программа учебного курса по русскому языку "Трудные вопросы орфографии"
для 7 класса
Учитель Тюрина М.А.
2016-2017
 
 
Пояснительная записка
 
   Данный элективный курс является дополнением к основному курсу русского языка  и предназначен  для учащихся 7 классов. Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории  устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические навыки детьми 13-14- летнего возраста, в условиях современной действительности, усваиваются слабо. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».
   Данный курс предлагает решить эту проблему через систему морфемико - словообразовательных упражнений.  Изучение словообразования является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса - не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и  научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.
     Методика изучения словообразования как основы формирования орфографических навыков и развития мышления предполагает знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их морфами: корнем, суффиксом, приставкой, изучение фонемо - буквенного состава морфемы, наблюдение над возможным позиционными и непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании.       В рамках данного курса целесообразно обратиться к вопросу систематизации морфем (смыслообразующих и формообразующих). Особый раздел курса, конечно же, должен быть посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.
     Работа по созданию «банка морфем» помогает решить  проблему усовершенствования орфографических навыков учащихся. В практике учителей возможна следующая система работы по созданию «банка морфем».
1.Введение морфем в память.
2.Выделение морфемы в словоформах.
3.Выделение морфем в производных словах.
4.Упражнения по словообразованию.
5.Включение изученных морфем в систему попутного повторения.
 Программа разработана на основе следующих документов:
1) Программ общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Барановой. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2006
2) Государственного стандарта общего образования
3) Федерального компонента образовательного стандарта по русскому языку,
4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку
Цель курса – прокомментировать ряд орфографических правил, расширяя, углубляя и систематизируя информацию, полученную ранее, для отработки орфографической зоркости.
Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих задач:
• формирование представления о русском языке как целостной структуре, овладение основными приемами самоконтроля и самоанализа;
• развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профиля обучения, познавательного интереса к родному языку;
• углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;
• овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;
• применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;
• совершенствование логического мышления, аналитических навыков.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Ученик должен уметь отличать самостоятельные части речи от служебных . знать общие принципы слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаний.Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах. Употребление и правописание частиц НЕ и НИ. Выбирать гласные после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях. Функции Ъ и Ь знаков. отличать самостоятельные части речи от служебных; уметь писать сочинение-рассуждение на лингвистичекую и морально-этическую темы.
Уметь отличать сложное предложение от простого, правильно расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении и сложноподчиненном предложении; отличать сложносочиненное предложение от сложноподчиненного предложения.
 
Содержание
 
1.Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.(1)
2.Корень как основная морфема слова.(11)
Классификация корневых морфем.
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.
 Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).
Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов.
Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
3.Правописание приставок.(9)
Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).
 Приставки с традиционным написанием .Приставки с позиционным написанием.
Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.
4.Понятие о суффиксе.(7)
Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи).
Правописание суффиксов существительных.
Правописание суффиксов прилагательных.
Правописание суффиксов глаголов.
Правописание суффиксов причастий.
Правописание суффиксов  деепричастий и наречий.
5. Понятие об окончании.(4)
Правописание окончаний имен существительных.
Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.
Правописание окончаний глаголов.
Орфография (3)
И-Ы после Ц в разных частях слова.
О-Ё после шипящих в разных частях слова.
 
 Ученик научится:
отличать самостоятельные части речи от служебных . Общие принципы слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаний.Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах. Употребление и правописание частиц НЕ и НИ. Выбирать гласные после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях. Функции Ъ и Ь знаков.
Ученик получит возможность: писать сочинение на лингвистическую тему
 
Тематическое планирование
Раздел Количество часов контрольные
Смыслообразующие и формообразующие морфемы 1 Корень как основная морфема слова 11 1
Правописание приставок 9 1
Понятие о суффиксе 7 1
Понятие об окончании 4 1
Орфография 3 1
Итог 35 5
 
 
 
 
Календарное планирование
№ Дата Тема занятия
Смыслообразующие и формообразующие морфемы(1)
1. 1   Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
Корень как основная морфема слова (11)
2. 1   Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.
3. 2   Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.
4. 3   Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.
5. 4   Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.
6. 5   Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).
7. 6   Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-).
8. 7   Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А  (-бер- и аналогичные , -кос-).
9. 8   Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).
10. 9   Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов.
11. 10   Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
12. 11   Контрольная работа на тему: «Правописание корней».
Правописание приставок(9)
13. 1   Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).
14. 2   Приставки с традиционным написанием.
15. 3   Приставки с позиционным написанием.
16. 4   Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.
17. 5   Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.
18. 6   Самостоятельная работа.
19. 7   Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
20. 8   Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.
21 9   Контрольная работа.
Понятие о суффиксе(7)
22. 1   Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи).
23. 2   Правописание суффиксов существительных.
24. 3   Правописание суффиксов прилагательных.
25. 4   Правописание суффиксов глаголов.
26. 5   Правописание суффиксов причастий.
27. 6   Правописание суффиксов причастий.
28 7   Правописание суффиксов  деепричастий и наречий. Самостоятельная работа.
Понятие об окончании(4)
29 1   Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных.
30. 2   Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.
31. 3   Правописание окончаний глаголов.
32. 4   Правописание окончаний глаголов.
Орфография (3)
33. 1   И-Ы после Ц в разных частях слова.
34. 2   О-Ё после шипящих в разных частях слова.
35. 3   Итоговая контрольная работа.