Рабочая программа по элективному курсу Трудные вопросы орфографии

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы орфографии» в 8-м классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку М.М. Разумовской, В.И. Капиноса и др. (Программа по русскому языку. 5-9 классы. Авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос и др. М.: Дрофа, 2010).
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
В 2016-2017 учебном году в общеобразовательных организациях Оренбургской области реализуются:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-6 классы. 7-9 классы (введение ФГОС основного общего образования в пилотном режиме));
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.1. Нормативные документы (общие, для реализации федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта)
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38)
// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) // http://www. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528) // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. №729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2010 г. № 15987) // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013г. №1394 (ред. от 24.03.2016) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 N 31206)
Региональный уровень
1. Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. N 1698/506-V-ОЗ "Об образовании в Оренбургской области" (принят Законодательным Собранием Оренбургской области 21 августа 2013 г.)
1.2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Федеральный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г. №19644) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1645, от 31.12.2015 г. № 1578) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012 г. №24480) // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.3. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Региональный уровень
Приказ Министерства образования Оренбургской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области».

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 7 классе выявила серьезные пробелы в знаниях учащихся в области орфографии, особенно в правописании причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с этим возникла необходимость введения в школе, что позволит привести в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии в 5-7 классах. Актуальность этой работы определяется ещё и тем, что часы на изучение русского языка к 8 классу резко сокращаются. Так как в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 5-7 классов, темы, связанные с орфографией, присутствуют на уроках в 8 классе только в виде повторения. Данный спецкурс позволит учащимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и углубить знания по русскому языку. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки; нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ и к сдаче ГИА. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (по одному часу в неделю) в 8 классе и построен на блочной подаче материала. Это даёт возможность в каждом новом разделе предлагать учащимся новое содержание, но освоить его можно только в том случае, если опираться на те знания, умения и навыки, которые были получены в предшествующем блоке.
Для достижения основных целей курса необходимо использовать наиболее эффективные приёмы: работа с обобщающими схемами, таблицами по орфографии, разнообразными лингвистическими словарями, алгоритмами, текстами, орфографическим анализом текстов.
Для решения орфографических задач предлагается обратить внимание на орфографический и словообразовательный разборы слова. Они помогают предвидеть затруднения, вызванные морфемной особенностью словообразовательного образца.
Таким образом, курс по углублению и систематизации знаний орфографических правил поможет учащимся грамотно, точно, логически стройно передавать свои мысли в письменной форме, что является для восьмиклассников особенно актуальным в связи с предстоящей государственной итоговой аттестацией по русскому языку.
Содержание тем спецкурса
«Трудные вопросы орфографии»
Тема 1. Орфография как система правил русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания.
Тема 2. Правописание безударных гласных в корне слова
Система правил, связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые. Правописание словарных слов заимствованного происхождения.
Тема 3. Правописание корней с чередованием гласных
Правописание корней с чередующимися гласными: 1) -кос-//-кас-, -лаг-//-лож-, -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -дер-//-дир-, - мер-//-мир- и др.(зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) –раст (ращ)-//-рос-, -скак-//скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор-//-гар-, -твор-//-твар-, -клон-//-клан-, -зор-// -зар- (зависимость от ударения). 4)-мак-// -мок-, -равн-//- ровн-(зависимость от значения слова)..
Тема 4. Правописание согласных в корне слова: 1) правописание звонких/глухих согласных; 2) правописание непроизносимых согласных; 3) двойные согласные. Проверяемые и непроверяемые согласные.
Тема 5. Правописание приставок. Одновариантные (не изменяются на письме): об-(обо-,)от-(ото-),над-(н)адо-),под-(подо-),пред-(предо),в-(во-),за-,на-,вы-,у-,о-,су-,по-,пра-про.
Двухвариантные (меняют «з» на «с» перед глухими согласными): без- бес--вз-- вс-,воз- вос-,из- ис-,низ- нис-, раз- - рас-,роз – рос-,чрез-(через-) – чрес-(черес-).
Смысловые (различаются по значению): препри-
Фонетический и морфологический принципы написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок анти-, диа-, ди-, дис-, контр-, супер-, суб-. Особенности употребления в научном стиле речи с иноязычными приставками.
Тема 6. Употребление ь, ъ.
Ь пишется: на конце слова, середине слова после мягкого согласного перед твёрдым согласным, в середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твёрдым, а первый сохраняет свою мягкость; после мягкого согласного л [л’] перед любыми согласными: в формах творительного падежа множественного числа; в середине числительных, оканчивающихся на -десят, -сот; в конце числительных, оканчивающихся на –дцать;в прилагательных, образованных от названий месяцев с помощью суффикса -ск.
Сочетания букв:
-чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -рщ-, -рч-, -ст-, -нт-, -щн-
Употребление Ь для обозначения грамматических форм: после шипящих в именах существительных женского рода III склонения в форме единственного числа именительного и винительного падежа; после шипящих в наречиях (исключения: уж, замуж, невтерпёж), после шипящих во втором лице единственного числа глаголов настоящего и простого будущего времени ( что делаешь? что сделаешь?); после шипящих и других согласных в повелительном наклонении ( что делай(те)? что сделай(те)?); в неопределённой форме глагола (после т и ч) ( что делать? что сделать?); в родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит гласная, а также в четырёх существительных-исключениях (барышня, боярышня, деревня, кухня).
Ь не пишется:
- после шипящих в именах существительных мужского рода II склонения в форме единственного числа именительного падежа;
- после шипящих в краткой форме имён прилагательных (мужской род);
- после шипящих в трёх наречиях-исключениях;
- после шипящих в родительном падеже множественного числа существительных женского рода на -а (I склонение);
- в родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит согласная (исключения: барышня, боярышня, деревня, кухня);
- в глаголах в форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего и простого будущего времени ( что делает? что сделает? что делают? что сделают?);
Употребление разделительного Ъ: после согласного перед буквами е, ё, ю, я после приставки, оканчивающейся на согласную; в сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх-; в иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную: ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицы пан-.

Обратить внимание!

Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы; в середине слова (не после приставки!) (Исключение – фельдъегерь.); на стыке частей сложного слова; в существительном подьячий (в этом слове нет приставки под-!).
В середине слова пишется разделительный ь; в середине слова (в корне) арьергард пишется разделительный ь, а не ъ, поскольку приставки ар- в русском языке нет; в слове изъян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять.

Разделительный Ь пишется в следующих случаях: в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я, если после согласного перед гласным звучит [ j ]; в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о.
Тема 7. Правописание числительных. Мягкий знак в середине и на конце имен числительных Правописание сложных и составных порядковых числительных (шестнадцатый, девятисотый; две тысячи двенадцатый ).Правописание порядковых числительных, оканчивающихся на тысячный, миллионный, миллиардный (стотридцатитысячный (сто тридцать тысяч), пятидесятичетырехмиллионный (пятьдесят четыре миллиона), двухсоттридцатимиллиардный (двести тридцать миллиардов).. Правописание слов двухсполовинный, трехсполовинный, четырехсполовинный.Правописание дробных числительных ( три восьмых (3/8), четыре целых и одна шестая (4 1/6), три целых и одна четвертая, три с четвертью (3 1/4).) Числительные полтора (м. и ср. р.) - полторы (ж. р.) и полтораста. Собирательные числительные, образованные от количественных числительных четыре - десять, -ер-( четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Тема 8. Слитные, раздельные и дефисные написания слов
Слитное написание существительных (музей-усадьба, юго-восток); прилагательных (ярко-зеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе числительные (пол-лимона, пол-арбуза, пол-Лаишевки). Слитное написание предлогов (ввиду (= по причине), вместо, вроде (= подобно), вследствие (= по причине), наподобие, насчет (= о), сверх, навстречу), союзов (чтобы, тоже, также, причём, притом, зато) и наречий ( вничью, внакладе, впоследствии, всухомятку, наполовину) .
Дефисное написание имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и слов, имеющих в составе числительные; наречий (точь-в-точь, по-зимнему, мало-помалу), местоимений (кто-то, что-нибудь), частиц (–то, -либо, -нибудь, кое-(кой-), -ка, -де, -с, тка, -тко, -таки ).
Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).
Раздельное написание имен существительных (юбка мини), прилагательных (вечнозеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе числительные (пол большого дома). Слитное написание предлогов (в течение), частиц (бы, ли, же) и наречий (бок о бок). Исключения из правил.
Тема 9. Правописание н, нн в разных частях речи .
Имена прилагательные:1) Имена прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-,-ин- (глиняный, серебряный, куриный. ).2) Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн- (авиационный, родственный).3) Прилагательные, образованные от существительных с основой на -н с помощью суффикса -н- (картинный (картин-а + н-ый).
Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:1) две буквы -н- в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:1) с приставкой (вспаханный, отваренный ,но: смышлёный мальчик, названый брат);2) причастия с зависимыми словами ( варенная на молоке).3) причастия и прилагательные с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-:( маринованный, асфальтированный);4)причастие, образованное от бесприставочного глагола совершенного вида ( лишённый).
Одна -н- в кратких причастиях (воспитан), две -н- а в кратких прилагательных (кроме формы единственного числа мужского рода). Написание одной или двух букв -н- в сложных прилагательных (гладкокрашеный (красить, несовершенный вид); гладкоокрашенный (окрасить, совершенный вид). Наречия, образованные от прилагательных с двумя -н-,( шли организованно). Исключения из правил. Именах существительные, образованные от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных ( столько -н-, сколько их было в производящей основе: воспитанник (от воспитанный’), мученик (от мученый’).Две -н- во всех словах, образованных от основ на -н, с суффиксом, начинающимся на -н: пенный (пен-а+н-ый), шестигранник (шесть+грань+ник).
Тема 10. Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц.
Буква ё после шипящих в корнях слов под ударением ( решетка – решето, дешевый – дешевле, черный – чернеть). Исключения.Буквы О-Ё В суффиксах прилагательных и существительных (каблучок, зайчонок, , доченька, дороженька ). Буквы О-Ё в окончаниях существительных и прилагательных ( парчовый – грушевый, плечом – кучей). Буква Ё во всех словах, образованных от глагола (выкорчевка, обнаженный).Правописание и-ы после ц .Буква и в корне после ц и в словах на –ция. Буква ы после ц в суффиксе и в окончании слов. Исключения.
Тема 11. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий
Написание суффиксов в разных частях речи. Суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени- и др. Различение суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и -ик. Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -чив-, -лив-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Степени сравнения имён прилагательных и написание суффиксов в этих формах. Типичные суффиксы глаголов. Различение на письме суффиксов -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва-). Правописание суффиксов у глаголов прошедшего времени. Суффиксы причастий. Выбор суффикса причастий настоящего времени в зависимости от спряжения глагола.

Тема 12. Правописание окончаний. Правописание безударных окончаний имен существительных. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание безударных личных окончаний глагола. Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. Буква Ы в окончаниях существительных и прилагательных после Ц. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19.Исключения из правил.
Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Тема 13. Не с разными частями речи. Не с именами существительными (невежа, нечистоплотность). Не с глаголами в неопределённой форме и в форме любого наклонения, с краткими причастиями и деепричастиями ( не читать, не хватает, не спал, не курил бы, не спеши, не прочитан, не видя); а также с числительными, предлогами (кроме несмотря на, невзирая на), союзами, частицами и наречиями ((кроме наречий на -о): не один, не в клубе, не то... не то, не только, не всегда, не завтра, не по-твоему, не по-русски), б) с существительными, прилагательными, наречиями на -о при имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении: (Он говорил не правду, а ложь; Это была не большая, а маленькая станция; От общежития до института не далеко, а близко. Сегодня не холодно, а тепло), в) с полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов(: На столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга; На столе лежала не прочитанная мною книга), г) с прилагательными, наречиями на –о со словами далеко не, вовсе не, отнюдь н(: никому не известные причины, ничуть не интересная книга, никогда не замерзающее озеро, далеко не лёгкое решение, отнюдь не весело). Не с местоимениями, в том числе отрицательными ( некого, не у кого). Глаголы с приставкой недо-, имеющие значение неполноты действия ( недосмотреть за ребенком не досмотреть кинофильм).
Тема 14. Правописание предлогов, союзов, частиц.
Дефисное написание непроизводных парных предлогов-сращений из-за, из-под и просторечные по-за, по-над, по-под, для-ради, за-ради ( из-за леса, из-под земли).Производные предлоги и предложные сочетания ( сквозь, близ) Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки, управляющие формой дательного падежа существительного или местоимения( благодаря вовремя принятому решению; благодаря ему (ей, им); согласно вашему заявлению). Раздельное написание предлогов в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине. Предлоги в продолжение, в течение, их отличие от сочетаний существительных в предложном падеже, оканчивающихся на и, с предлогом в (в продолжении повести, в течении реки). Употребление производных предлогов. Правописание союзов Слитное написание союзов зато также тоже , чтобы (чтоб разг.) притом и причем.Сочетание ни при чем (Правду говоря, здесь щука ни при чем..). Раздельное написание союзов то есть ,составных союзов (состоящие из двух и более слов) для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.
Частицы не и ни, их различение на письме.
Тема 15. Употребление прописных букв.
Прописные буквы в начале текста. Прописные буквы после знаков препинания. Собственные имена лиц. Клички животных. Имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах. Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий. Географические и административно-территориальные названия. Астрономические названия. Названия исторических эпох и событий, геологических периодов. Названия праздников, народных движений, знаменательных дат. Названия, связанные с религией. Названия организаций, учреждений, предприятий, иностранных фирм. Названия документов, памятников старины, произведений искусства. Наименования должностей и званий. Названия орденов, медалей, знаков отличия. Названия литературных произведений и средств массовой информации. Сложносокращенные слова и аббревиатуры. Условные имена собственные
Тема 16. Итоговое тестирование


Учебно-тематический план

п/п
Содержание
Количество часов
Контрольные работы

1
Орфография как система правил русского правописания.
1


2
Правописание безударных гласных в корне слова
2


3
Правописание корней с чередованием гласных
2


4
Правописание согласных в корне слова
2


5
Правописание приставок
2


6
Употребление ь, ъ
2


7
Правописание числительных
2
1

8
Слитные, раздельные и дефисные написания слов
2


9
Правописание н, нн в разных частях речи
4


10
Правописание о-ё после шипящих.
Правописание и-ы после ц
2


11
Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий
3


12
Правописание окончаний
2
1

13
Не с разными частями речи
3


14
Правописание предлогов, союзов, частиц
3


15
Употребление прописных букв
1


16
Итоговое тестирование
1
1


Итого
34
3













Требования к уровню подготовленности обучающихся
В результате изучения дисциплины ученик должен
знать:
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
-приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
-правильно писать сложные слова,
-правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
-правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
-правильно писать не с разными частями речи.































Тематическое планирование

№ п/п


Тема занятия

Дата проведения занятия
Корректировка



по плану
фактически


1
Орфография как система правил русского правописания





2
3
Правописание безударных гласных в корне слова




4
5
Правописание корней с чередованием гласных




6
7
Правописание согласных в корнях слов




8
9
Правописание приставок. Употребление ъ после приставок.




10
11
Употребление ь и ъ. Употребление ь после шипящих в разных частях речи





12
13
Правописание числительных




14
15
Слитные, раздельные и дефисные написания слов




16-19
Правописание н,нн в разных частях речи




20-
21
Правописание о-ё после шипящих




22-
24
Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий




25
26
Правописание окончаний




27- 29
НЕ с разными частями речи




30-32
Правописание производных предлогов, союзов, частиц




33
Употребление прописных букв




34
Итоговое тестирование









































Методы и формы контроля

1
Устный опрос по вопросам

2
Словарный диктант

3
Распределительный диктант

4
Диктант

5
Выборочный диктант

6
Тестирование.

7
Письменный опрос.





































3. Оценка диктантов.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее ѕ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.
Оценка «1» ставится, если обучающийся не выполнил ни одного задания.

4. Оценка словарных диктантов.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».





























15