Рабочая программа по курсу Основы мировых религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс.
Модуль «Основы православных культур»
Учитель: Беликова Марина Анатольевна, учитель начальных классов, ОРКСЭ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Чайковский Пермского края
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета.
Актуальность В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу предмета «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Учебный предмет включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики».
Модуль «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Программа «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» – это программа формирования знаний обучающихся, установок, личностных ориентиров и норм их поведения, направленная на обеспечение: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Объем и сроки изучения Программа курса общим объемом 34 часа в год, 1 час в неделю, один год обучения. Изучается в 4 классе.
Цели и задачи Цель реализации модуля «Основы православной культуры» – духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника на основе исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви.
Задачи реализации модуля «Основы православной культуры»
знакомство обучающихся с основами православной культуры;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Методическое обеспечение Программа курса: к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс / авт.- сост. И.В. Метлик – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 (Начальная инновационная школа)
Рабочая программа курса: к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс / авт.- сост. И.В. Метлик – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 (Начальная инновационная школа)
Янушкявичене О.Л. Методическое пособие к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, И.В. Метлик. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014 (ФГОС. Начальная инновационная школа)
Учебно-методический комплекс:
Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс, авторы О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной (под редакцией И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014).
Рабочая тетрадь к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной, 2014 г.
Ценностные ориентиры
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Организация
занятий Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков:
урок изучения нового материала;
комбинированный урок;
урок рефлексии;
урок итогового контроля;
Нетрадиционные формы уроков:
интегрированных,
уроков-игр и др.
На уроках активно используются: познавательные беседы; взаимообъяснение, решение ситуативных задач по заданной тематике; экскурсии; встречи; ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры; дискуссии, обсуждения; мини-проекты; составление словаря терминов и понятий и др.
Обучение строится на деятельностной основе, т.е. освоение знаний, формирование универсальных учебных действий происходит в процессе деятельности.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.
Формы контроля Безотметочное обучение. Объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность обучающегося, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества.
Подходы к оцениванию следующие:
контроль учителя: устный опрос, проверка выполнения домашней работы, самостоятельной работы;
взаимоконтроль: проверка работы по образцу/алгоритму, устный опрос (в парах, в группах);
самоконтроль;
фронтальная проверка знаний;
творческий отчет.
Одними из способов оценивания являются: наблюдение, анкетирование, тестирование (приложение), участие во внеурочных и внешкольных занятиях, мероприятиях; в конкурсах, викторинах, выставках, олимпиадах по Основам православной культуры, Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры; активность в подготовке творческих проектов, творческий отчет, пополнение портфолио.
Итоговый контроль Диагностика и мониторинг сформированности представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним, по следующим разделам: отношение к миру, отношение к другим людям, отношение к самому себе (приложение).
Результаты освоения учебного
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Работа с текстом
Поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
ИКТкомпетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно, формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять данные.
Предметные действия
готовность к нравственному совершенствованию, духовному развитию на основе ценностей и традиций православной культуры;
знакомство с основными нормами православной христианской морали, понимание их значения для выстраивания отношений в семье, обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование представлений о православном христианстве как традиционной религии, о его роди в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли православного христианства в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовной традиции русского народа, других православных народов в России;
осознание ценности человеческой жизни, духовной жизни человека в православной христианской традиции;
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
знание важнейших страниц истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
нравственная оценка поведения исторических лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
Содержание учебного предмета Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Введение в исламскую духовную традицию. Введение в буддийскую духовную традицию. Введение в иудейскую духовную традицию.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Условия реализации программы - уроки проводятся 1 раз в неделю;
- продолжительность урока 45 мин.
- уроки проводятся в кабинете № 433, 441, 428, 434;
- имеется возможность работать в группах;
- обучающиеся обеспечены учебниками, рабочими тетрадями;
- имеется доступ в кабинет медиатеки для использования на уроках ТСО и ИКТ.
Интернет-источники Библия Он-лайн. Русский синодальный перевод. Церковно-славянский текст. http://bibleonline.ru/bible/rus/53/13/Православный календарь. http://days.pravoslavie.ru/Основы религиозных культур и светской этики. http://www.orkce.org/Общероссийская Олимпиада школьников по Основам православной культуры. http://opk.pravolimp.ru/Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (ОРОИК РПЦ), http://www.otdelro.ru/Православное образование. http://media.otdelro.ru/Сайт «Вера и время». Московская городская Ассоциация учителей Православной культуры. http://www.verav.ru/common/theme.php?num=7Московский институт открытого образования, лаборатория истории и культуры религий. Курсы повышения квалификации по ОПК http://mioo.seminfo.ru/course/Методические материалы по Основам православной культуры. http://wiki.iteach.ru/index.php/Основы_православной_культурыПоиск презентаций по тематике православной культуры (по ключевым словам). http://www.myshared.ru/category/1/Светоч. Учебные и методические материалы по православной культуре. http://svetoch-opk.ru/Курс занятий. http://vologda-eparhia.ru/category/методические-материалыОсновы православной культуры. Издательский дом «1 сентября». http://vos.1september.ru/12 уроков Православия. http://www.12urokovpravoslavia.ru/index.htmlТематическое планирование
№ дата Тема урока Основные понятия Планируемый результат Форма, вид контроля Виды работ примечание
1 Введение в предмет. Культура и религия. Культура и религия. Основы православной культуры.
Россия – наша Родина. Православие в России. формирование первичного понимания учащимися задач и содержания курса. Расширение представлений о том, что такое Родина; Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи. анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в религиозных традициях;
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом 2 Россия – наша Родина.
Православие в России. 3 Самая главная встреча Во что верят православные христиане. текущий 4 Введение в православную традицию Введение в православную духовную традицию. Православие в России. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Выскажи свое мнение о том, какое значение имеет православная традиция в жизни твоей семьи 5 Есть только одна Книга.
Библия и Евангелия. Православный храм и другие святыни. Во что верят православные христиане. анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм;
текущий беседа, самостоятельная работа с источниками информации 6 Есть только одна Книга текущий беседа, комментированное чтение, 7 Бог – Творец мира Долг и ответственность. Во что верят православные христиане. описывают изученные феномены, явления православной культуры;
текущий беседа, комментированное чтение, 8 Долг и ответственность. Во что верят православные христиане.
текущий работа с иллюстративным материалом, работа со словарём 9 История одного предательства Добро и зло в православной традиции. Долг и ответственность. Во что верят православные христиане. Сообщение на тему, «Какие представления по теме есть в преданиях, культуре других традиционных религий в нашей стране» беседа, самостоятельная работа с источниками информации 10 В ожидании Спасителя Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. излагают свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, российского общества;
соотносят нравственные формы поведения с нормами православной нравственной культуры, традиции;
Сведения о том, в культуре каких древних народов сохранились сказания о всемирном потопе беседа, самостоятельная работа с источниками информации, устный рассказ на тему, 11 Возлюби Господа Бога твоего… Добро и зло в православной традиции. Во что верят православные христиане. текущий комментированное чтение 12 Возлюби ближнего твоего… Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему. Христианская семья и её ценности. Долг и ответственность. текущий беседа, работа с иллюстративным материалом,
работа с источниками информации 13 Девочка, Которая стала Храмом Во что верят православные христиане. Праздники. соотносят нравственные формы поведения с нормами православной нравственной культуры, традиции;
знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства;
текущий беседа, работа с иллюстративным материалом 14 «В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос…» Во что верят православные христиане. Праздники. Православие в России. Сочинение «Свои впечатления от встречи праздника «Рождество Христово» обсуждение, беседа 15 Сын Человеческий Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Рисунок по теме «Чудеса, совершенные Иисусом Христом» беседа, работа с иллюстративным материалом,
работа с источниками информации 16 Притчи Иисуса Христа Символический язык православной культуры. Добро и зло в православной традиции. Милосердие и сострадание. Любовь к ближнему. Придумать свою притчу работа с источниками информации, беседа 17-19 Как стать счастливым Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему.. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение;
Осмысление, знание заповедей беседа, работа с иллюстративным материалом,
работа с источниками информации 20 Планирование учебных проектов Все дидактические единицы Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по Основам православной культуры осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;
Выбор темы работа с источниками информации, беседа 21 Подвиг христианской жизни Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Милосердие и сострадание. Долг и ответственность. Добро и зло в православной традиции Сочинение-рассуждение «духовный опыт, когда твое доброе поведение помогло изменить ситуацию» обсуждение, беседа 22 Крестный путь и Воскресение Во что верят православные христиане. Милосердие и сострадание. строят отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе принципов веротерпимости, уважения прав человека на мировоззренческие и культурные особенности с учетом общепринятых в России нравственных ценностей, норм поведения;
текущий беседа, работа с иллюстративным материалом,
работа с источниками информации 23 Церковь – корабль спасения Во что верят православные христиане. Символический язык православной культуры, иконы, православный календарь. текущий беседа, работа с иллюстративным материалом,
работа с источниками информации 24 От рождения до вечности Во что верят православные христиане. Символический язык православной культуры. Христианская семья и её ценности. текущий беседа, работа с иллюстративным материалом,
работа с источниками информации 25 Каждый день праздник Праздники. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, прикладное искусство), православный календарь. Православие в России. Православный храм и другие святыни. строят отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе принципов веротерпимости, уважения прав человека на мировоззренческие и культурные особенности с учетом общепринятых в России нравственных ценностей, норм поведения;
осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;
текущий 24 Дорога к храму Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Зарисовки, фотографии, рассказ о храме экскурсия в храм 25 Икона – окно в Божий мир Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески). Во что верят православные христиане. Православие в России. текущий Экскурсия в краеведческий музей 26 «Героем тот лишь назовётся…» Добро и зло в православной традиции. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. текущий беседа, работа с иллюстративным материалом,
работа с источниками информации 27 Пастырь добрый Любовь к ближнему. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Праздники. Православие в России. текущий беседа, работа с иллюстративным материалом,
28 «Не в силе Бог, а в правде!» Долг и ответственность. Праздники. Православие в России. соотносят нравственные формы поведения с нормами православной нравственной культуры, традиции;
осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;
групповая работа: презентация «О месте упокоения святителя Николая» работа с источниками информации 29 Жизнь как горящая свеча Любовь к ближнему. Праздники. Православие в России. текущий беседа, работа с иллюстративным материалом,
30 Любовь сильнее смерти Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Христианская семья и её ценности. Православие в России. мини-исследование беседа, работа с иллюстративным материалом,
31 Заключение. Богатыри Добро и зло в православной традиции. Долг и ответственность. Отношение к труду. беседа, работа с иллюстративным материалом,
работа с источниками информации 32-33 Подготовка и представление творческих проектов учащихся обязательный минимум содержания основных образовательных программ по Основам православной культуры готовят и представляют сообщения по выбранным темам; презентационный 34 Потребность познавать и совершенствовать мир осуществление контроля и самоконтроля по итогам изучения курса Диагностика
(приложение)
самостоятельная работа Приложение
Диагностика и мониторинг освоения курса ОРКСЭ
Отношение к миру
Объекты отношения В чем выражается ценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного роста) В чем выражается антиценностное
отношение личности к данным объектам
(показатели личностного регресса)
Семья уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни
Отечество гражданственность, патриотизм обывательство и социальное иждивенчество
Земля любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам потребительское отношение к природе и ее богатствам
Мир миротворчество и неприятие насилия, пацифизм милитаризм
Труд трудолюбие, стремление к творчеству лень
Культура интеллигентность бескультурье, хамство и вандализм
Знания любознательность невежество
Отношение к другим людям
Человек как таковой (такой же, как Я) гуманность жестокость
Человек как Другой, как альтер-Эго (не Я) альтруизм эгоизм
Человек как Иной (не такой, как Я) толерантность ксенофобия, национализм, расизм
Отношение к самому себе
Я - телесное забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма
Я -душевное самопринятие и душевное здоровье комплекс неполноценности
Я - духовное Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека превращение личности в «социальную пешку»
Опросный лист для учащихся 4-х классов
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай - согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в специальном бланке рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3, или -4).
«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» - да, конечно (сильное согласие);
«+2» - в общем, да (среднее согласие);
«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);
«О» - ни да, ни нет;
«-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«-2» - в общем, нет (среднее несогласие);
«-3» - нет, конечно (сильное несогласие);
«-4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе заранее!
1. Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.
2. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
3. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
4. Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.
5. Я способен с радостью выполнять разную работу.
6. То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.
7. Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие вопросы учителю - ведь это не так уж и важно.
8. Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.
9. Глупо рисковать ради другого человека.
10. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
11. Спортивные занятия - необходимость для здоровья каждого человека.
12. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.
13. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными силами.
14. Когда я стану взрослым, то смогу прожить счастливо и не создавая собственной семьи.
15. Мне повезло, что я живу именно в России.
16. За новогодней елкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую пушистую.
17. Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы.
18. Физическим трудом занимаются одни неудачники.
19. Внешний вид - показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.
20. Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.
21. Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей.
22. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.
23. Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
24. Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение после трудной работы.
25. Я часто недоволен тем, как я живу.
26. Я не боюсь сделать ошибку, когда выбираю что-то в своей жизни.
27. Хорошо, когда у человека нет семьи и детей - так он чувствует себя более свободным.
28. Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину от врагов.
29. Держать животных в передвижных зверинцах - бесчеловечно.
30. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью помогают детям стать смелыми и мужественными.
31. Работа дворника не менее важна, чем любая другая работа.
32. Нецензурные выражения в общении - признак бескультурья.
33. Учеба - занятие для заумных «ботаников».
34. Если ради справедливости надо убить человека - это нормально.
35. Мне нравится дарить подарки своим друзьям, родственникам, знакомым.
36. Большинство преступлений в нашем городе совершают люди, приехавшие к нам из других мест.
37. Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.
38. Я очень сильно переживаю любые свои неудачи, даже самые маленькие.
39. Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.
40. Я горжусь своей фамилией.
41. День Победы (9 мая) - праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых людей.
42. Торговля животными, занесенными в Красную книгу, - неплохой способ заработать деньги.
43. К военнопленным можно относиться жестоко, ведь они наши враги.
44. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.
45.Если ребенок резко перебивает разговор взрослых, в этом нет ничего страшного - ребенок тожеимеетправо высказаться.
46. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу того, что не знаю многих важных вещей.
47. Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного невиновного человека.
48. Люди, которые просят милостыню, скорее всего, ленивы и лживы.
49. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.
50. Все известные, прославленные люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.
51. Мне тяжело знакомиться с новыми людьми я часто при этом стесняюсь и смущаюсь.
52. Я хочу знать, зачем и ради чего я живу.
53. Рассматривать старые семейные фотографии - занятие для чудаков.
54. Мне не нравится, когда исполняется наш гимн - это скучно и приходится все время вставать.
55. Убирать чужой мусор на туристических стоянках - глупое занятие.
56. Уступить в споре - значит, показать свою слабость.
57. Хорошая учеба - это тоже важный и серьезный труд.
58. На стенах подъезда можно рисовать и писать все, что вздумается.
59. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.
60. Я плохо себя чувствую, когда окружающие меня люди чем-то расстроены.
61. Я помогу другому человеку, даже если очень занят.
62. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
63. Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у компьютера или телевизора.
64. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
65. Мои поступки чаще зависят не от меня самого, а от других людей.
66. Человеку не обязательно что-то знать о своих предках или родственниках.
67. Бывает, что я испытываю сильное волнение, чувство гордости, когда слышу песни о своей Родине.
68. Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой кран в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.
69. Сильную военную державу, в том числе и Россию, другие страны должны уважать и бояться.
70. Субботник по очистке территории дома или школы - бесполезное занятие.
71. Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого - ведь он уже взрослый.
72. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем устроиться на неплохую работу.
73. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.
74. Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
75. Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из Азии и Африки, так как их приток увеличивает уровень преступности.
76. Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное для человека.
77. Я не грущу и не тоскую, когда остаюсь в одиночестве.
78. Я чаще всего соглашаюсь с мнением большинства.
79. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
80. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в своей стране.
81. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и зимующих птиц.
82. Мне кажется, что у нашей страны слишком много оружия и это плохо - его количество можно было бы уменьшить.
83. Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.
84. Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится.
85. Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать из него что-то новое, на это есть школа.
86. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
87. Человек никогда и ничего не будет делать, если ему это не выгодно.
88.Люди другой расы или национальности могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
89. Вкус продуктов питания важнее, чем их полезность.
90. Мне кажется, что во мне больше плохого, чем хорошего.
91. Когда я поступаю плохо, меня мучает совесть.
Бланк для ответов
1 14 27 40 53 66 79
2 15 28 41 54 67 80
3 16 29 42 55 68 81
4 17 30 43 56 69 82
5 18 31 44 57 70 83
6 19 32 45 58 71 84
7 20 33 46 59 72 85
8 21 34 47 60 73 86
9 22 35 48 61 74 87
10 23 36 49 62 75 88
11 24 37 50 63 76 89
12 25 38 51 64 77 90
13 26 39 52 65 78 91
Фамилия, имя (указать по желанию)
Обработка результатов
Ответы школьников распределяются по 13 шкалам: им соответствуют 13 строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале.
1. Характер отношений школьника к семье показывают его оценки высказываний №1,14, 27, 40, 53, 66, 79. При этом в ответах на вопросы №№ 1, 40, 79 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 14, 27, 53, 66 знак меняется на противоположный.
2. Характер отношений школьника к отечеству показывают его оценки высказываний № 2, 15, 28, 41, 54, 67, 80. При этом в ответах на вопросы № 15, 28, 67, 80 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 2, 41, 54 знак меняется на противоположный.
3. Характер отношений школьника к Земле показывают его оценки высказываний № 3, 16, 29, 42, 55, 68, 81. При этом в ответах на вопросы № 29, 81 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 3, 16, 42, 55, 68 знак меняется на противоположный.
4.Характер отношений школьника к миру показывают его оценки высказываний № 4, 17, 30, 43, 56, 69, 82. При этом в ответах на вопросы № 4, 82 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 17, 30, 43, 56, 69 знак меняется на противоположный.
5. Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний № 5, 18, 31, 44, 57, 70, 83. При этом в ответах на вопросы № 5, 31, 44, 57, 83 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 18, 70 знак меняется на противоположный.
6. Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний № 6, 19, 32, 45, 58, 71, 84. При этом в ответах на вопросы № 19, 32 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 6, 45, 58, 71, 84знак меняется на противоположный.
7.Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний № 7, 20, 33, 46, 59, 72, 85. При этом в ответах на вопросы № 20, 59 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 7, 33, 46, 72, 85 знак меняется на противоположный.
8. Характер отношений школьника к человеку как таковому показывают его оценки высказываний № 8, 21, 34, 47, 60, 73, 86. При этом в ответах на вопросы № 47, 60, 73 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 8, 21, 34, 86 знак меняется на противоположный.
9. Характер отношений школьника к человеку как Другому показывают его оценки высказываний № 9, 22, 35, 48, 61, 74, 87. При этом в ответах на вопросы № 22, 35, 61 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 9, 48, 74, 87 знак меняется на противоположный.
10. Характер отношений школьника к человеку как Иному, как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры показывают его оценки высказываний № 10, 23, 36, 49, 62, 75, 88. При этом в ответе на вопрос № 10 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 23, 36, 49, 62, 75, 88 знак меняется на противоположный.
11. Характер отношений школьника к своему телесному Я показывают его оценки высказываний № 11, 24, 37, 50, 63, 76, 89. При этом в ответах на вопросы №11, 50, 63 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 24, 37, 76, 89 знак меняется на противоположный.
12. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному Я показывают его оценки высказываний № 12, 25, 38, 51, 64, 77, 90. При этом в ответе на вопрос № 77 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 12, 25, 38, 51, 64, 90 знак меняется на противоположный.
13. Характер отношений школьника к своему духовному Я показывают его оценки высказываний № 13, 26, 39, 52, 65, 78, 91. При этом в ответах на вопросы № 13, 26, 39, 52, 91 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 65, 78 знак меняется на противоположный.
1. Отношение к семье
От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - ценность семьи высоко значима для ребенка. Он дорожит семейными традициями и устоями, помнит о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при его участии и помощи в подготовке. В будущем он хочет создать счастливую семью.
От + 1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - семья представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»). Подросток принимает участие в семейных праздниках, но не всегда помнит о Дне рождения кого-то из близких. Заботу родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает, что семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой он живет сейчас.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - отношение к семье, как правило, потребительское. Ему «должны» давать деньги на мелкие расходы и прощать шалости. Но если от родителей нужно что-то серьезное, подросток добьется этого любыми путями - лестью, ложью, послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - семья не представляет для ребенка какой-либо ценности. Такое отношение проявляется в чувстве стыда за свою фамилию, сознательном неприятии принятых в семье норм поведения, представлений о жизни. Все это в будущем может негативно отразится на его способности и желании создать собственную счастливую семью.
2. Отношение к Отечеству
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для него не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится. Он чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются глубоко личными, пережитыми.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако, ему кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Он встает, когда звучит гимн, скорее, не по душевному порыву, а потому, что так принято. При необходимости подросток не откажется помочь ветеранам, хотя сам своей помощи может и не предложить.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - старается не проявлять свое отношение к стране. К разговорам об ее «убогости» он в принципе равнодушен. Он может «правильно» выступить на тему гражданственности и патриотизма, но в зависимости от ситуации по-разному расставить акценты. Подросток умеет угадывать, в какой момент что «патриотично», а что нет. Ему кажется, что то, что происходит со страной и с ним самим, имеет между собой мало общего.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное) - можно предположить, что подростка отличает обывательское отношение к своей стране. Родина для него просто место, где он живет, и которое легко можно поменять на любое другое. Все успехи - это его собственные успехи, а в неудачах виновата страна («да разве в этой стране...»). Может быть, сам он не будет участвовать в осквернении памятников, но точно не осудит других, ведь память - это не то, за что можно получить дивиденды.
3. Отношение к Земле (природе)
От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - вполне развитое экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; он готов убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберет и накормит брошенного щенка, не забудет полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живет).
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему. Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при этом не зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то он ею, скорее всего, воспользуется.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - собственное мнение подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну. Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и собак во дворе, он не задумывается о том, что делает. И уж тем более не отреагирует, если то же самое делают другие. Всех животных он делит на полезных и бесполезных, радующих его взгляд и вызывающих брезгливое отношение.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - природа воспринимается подростком как предмет потребления. Отношение подростка к лесу, животным, водоемам продиктовано потребностью в собственном комфорте, а если получится, то и выгодой для себя. Он способен причинить боль животному ради простой забавы. Он с насмешкой относится к тем, кто проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим».
4.Отношение к миру
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - наличествует четко выраженная пацифистская позиция. Он считает, что к насилию прибегают только слабые люди и государства. К проявлениям грубой силы он относится подчеркнуто отрицательно. Уверен, что всегда есть возможность уладить конфликт, не ущемляя при этом права других людей. Не боится идти на уступки.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - в целом разделяет идеи мира и ненасилия, но при этом считает, что в отдельных случаях применение силы оправданно. К проявлениям грубой силы он относится со смешанным чувством неприятия и страха. Подросток полагает, что в сложном современном мире надо всегда быть готовым к противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обойтись без оружия. Он старается не идти на уступки, потому что не хочет показаться слабым в глазах окружающих.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - уверен, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами. Он рассматривает войну как один из естественных способов разрешения конфликтов. По его мнению, сильный тот, кого боятся. Считает, что вокруг хватает потенциально враждебных людей и государств. Вряд ли он сам будет инициатором насильственного деяния, но сыграть роль «второго плана», скорее всего, не откажется.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - можно предположить, что для подростка не существует альтернативы - переговоры или военная операция. Война для него может быть ценностью -с помощью нее можно решить проблемы перенаселения и нехватки продуктов на всех. Он целиком и полностью на стороне силы, а все, кто пытается этому противостоять, для него «слабаки». Скорее всего, это касается и локальных (класс, двор, школа), и крупных конфликтов, где от него пока ничего не зависит.
5.Отношение к труду
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Он получает удовольствие от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считает зазорным помочь родителям по хозяйству, может сам предложить что-либо сделать. Подрабатывает он где-то или пока еще нет - в любом случае подросток этого не стыдится.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростка. Хотя если все окружающие заняты чем-то не престижным (например, уборкой территории во время субботника), то может и поучаствовать «за компанию». Он поможет и в домашних делах, но его будет раздражать, что это занимает столько времени.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - по возможности переложит часть своей работы на другого. Если узнает, что кто-то из одноклассников работает после школы, то отреагирует, скорее всего, так: «Тебе что, делать нечего?!». В его представлении «грязная» работа - удел людей второго сорта или тех, кто не сумел устроиться в жизни. Сам-то он уж точно никогда за нее не возьмется.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - более-менее сложная работа вызывает у подростка отвращение. Он придумывает себе массу причин, по которым за нее не стоит браться. Подросток с удовольствием воспользуется плодами чужого труда, по возможности выдавая их за свои. Между трудолюбием и жизненным благополучием для него нет никакой связи.
6.Отношение к культуре
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни. Ему чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, он внимателен и тактичен по отношению к другим людям. Он понимает необходимость сбережения того культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлет вандализма.
1
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток признает объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни. Он наверняка хотел бы выглядеть «культурным человеком», но не готов прикладывать ежедневные усилия к этому. Он находит оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства («я хамлю только в ответ»), неряшливости («ну и пусть встречают по одежке, зато провожают по уму»), нецензурной брани («сильные эмоции трудно выразить по-другому») и т.п. Вандалы антипатичны ему.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь. Он сторонник естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считает, что культурная огранка только помешает ему быть таким, какой он есть. Слово «культура» наверняка ассоциируется у него с телеканалом «Культура» и навевает непреодолимую скуку. Вряд ли он сам способен на акт вандализма, но и осуждать вандалов-сверстников, скорее всего, не станет.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - слово «культура» во всех своих формах вызывает у подростка неприятие и рассматривается как проявление лживости взрослого мира. Он наверняка знает, что представляют собой культурные формы поведения, но в своей повседневности реализует их с точностью до наоборот. Тактичность кажется ему проявлением слабости, хамство и нецензурная брань -силы, «потягивание пивка» под аккомпанемент матерщины - лучшим времяпрепровождением. Памятники прошлого воспринимаются им, вероятнее всего, как обыкновенная старая рухлядь, поэтому он совсем не против «скинуть их с парохода современности».
7.Отношение к знаниям
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - перед вами любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового. Может быть «неудобен» учителю, так как много спрашивает на уроке, сомневается, казалось бы, в очевидных вещах. Он считает, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний, и стремится к их получению.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта. В его сознании знания и будущая карьера, конечно, связаны, но не прикладывать же для этого столько усилий!
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - никогда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно. Откровенно не понимает, как по телевизору можно смотреть научно-популярные программы. Знания носят для него чисто утилитарный характер (выучил, ответил - значит, не нажил неприятностей).
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - очевидно, потребность в получении знаний у подростка практически отсутствует. Он откровенно презирает тех, кто учится, считает их «ботаниками» - людьми, живущими неполноценной жизнью. Он уверен, что уровень и качество его образования не окажут никакого влияния на его дальнейшую жизнь.
8. Отношение к человеку как таковому
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - ценность человека, как он есть во всех своих проявлениях, безусловно, значима для подростка. Человеческая жизнь для него бесценна. Никакие соображения справедливости не могут оправдать «слез невинных». «Лес рубят, щепки летят» - это недопустимо для нашего героя. Он милосерден, способен к сочувствию, состраданию, прощению.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - ценность человека может и осмыслена подростком, но полноценно не прочувствована. Он может продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей (например, психически больные, попрошайки, бомжи) представляются ему теми, кто мешает ощущать радость жизни. Подросток допускает смертную казнь за самые тяжкие преступления. Когда на разных чашах весов оказываются торжество справедливости и «милость к падшим», он скорее всего выберет первое.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - скорее всего, подросток склонен делить людей на нормальных и ненормальных. К первым он относится вполне уважительно, может быть даже милосердным к ним; вторых же считает «недочеловеками» и хотел бы как можно реже с ними сталкиваться. Великой цели, по его мнению, нельзя добиться, не замарав рук. Принцип «лес рубят, щепки летят» вполне приемлем для подростка. При этом он одинаково не хочет быть ни «лесорубом», ни «щепкой», - скорее, «сборщиком» или «вязальщиком дров».
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - человек как ценность, скорее всего, пустой звук для подростка. Он склонен к проявлениям жестокости в отношении других людей, презрительно относится к любым актам милосердия. «Слабаки» и «ненормальные», по его мнению, ухудшают нашу жизнь, тормозят рост благополучия, поэтому должны быть полностью изолированы от общества. Наверняка он считает, что справедливость, порядок, стабильность стоят того, чтобы ликвидировать психически больных, бомжей. Самое опасное, что от слов он может перейти к действиям.
9.Отношение к человеку как Другому
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подлинный альтруист. Он всегда готов помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны. В своих действиях бескорыстен. Всегда готов помочь слабым, нуждающимся. Ради подобной помощи готов рисковать собственным благополучием. Любит дарить подарки «просто так».
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - не прочь оказать помощь нуждающимся, но предпочитает делать это тогда, когда его об этом попросят. Он осторожен в своих действиях во благо других, старается не подвергать риску собственное благополучие. Не доверяет искренности просящих милостыню, и если они оказываются поблизости от него, старается сделать вид, что их не замечает. Испытывает удовольствие, делая подарки, но при этом в глубине души рассчитывает на ответный дар. Если этого не случается, расстраивается.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - лишь изредка думает о потребностях и чувствах других людей. В большинстве своем это те, от кого он в той или иной степени зависит. Бескорыстие кажется ему расточительством, он предпочитает все делать с выгодой для себя, умело это маскируя. Он уверен, что всякое доброе дело должно адекватно вознаграждаться, поэтому прежде, чем сделать что-либо доброе, не стесняется узнать, а «что ему за это будет».
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - сосредоточен исключительно на собственной персоне, искренне полагает себя «центром вселенной». Не то чтобы делать, но даже думать о других не входит в его планы. Во всем он ищет выгоду, не очень-то это и скрывая. Бескорыстие кажется ему нелепостью, несусветной глупостью. Он склонен к злословию, циничному отношению к тем, кто в чем-то нуждается, кому необходима помощь. Все нищие для него - лентяи и лжецы. Гораздо больше, чем дарить, ему нравится принимать подарки, желательно дорогие и полезные.
10.Отношение к человеку как Иному
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - признает права людей на иной, отличный от его собственного, образ жизни и свободное выражение своих взглядов. Он, безусловно, принимает иные культуры, положительно относится к культурным отличиям, восприимчив к любым проявлениям культурной дискриминации. Он стремится к пониманию, проникновению в суть других культур, способен избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов. В нем также ощутимо стремление рассматривать иные культуры не со своей «колокольни», но сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - склонен к признанию и принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных социокультурных групп, но при этом разделяет (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использует стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием Другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости подросток пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, сегрегация, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных».
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - сознательно отказывается признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Он склонен характеризовать культурные отличия как девиантность, не желает признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Зачастую он демонстративно враждебен и презрителен к таким людям, жаждет «очистить» от них пространство собственной жизни. Подросток не испытывает ни малейшего желания взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры.
11.Отношение к своему телесному Я
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - для подростка ценность здоровья является приоритетной. Он понимает, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивирует его и связывает с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Он способен противостоять попыткам вовлечь его в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постарается не допустить этого в отношении других.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - ценность здоровья значима для подростка. Объективно он понимает важность здорового образа жизни, но субъективно ставит его не слишком высоко. Здоровье для него - естественное состояние, само собой разумеющаяся «вещь», а не то, что требует специальных усилий. Пристрастие к вредным привычкам - извинительная слабость, а не проявление безволия. Возможно, в глубине души он полагает, что способен добиться жизненного успеха, не уделяя пристального внимания своей физической форме.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - ценность здоровья невысока в сознании подростка. Размышления и разговоры о здоровье и здоровом образе жизни он считает пустой тратой времени, уделом пенсионеров. Ему хочется хорошо, по-спортивному, выглядеть в глазах окружающих, но что-то делать для этого ему откровенно лень. Вредные привычки не кажутся ему такими уж вредными, наоборот, в них есть некая приятность, шарм. Он наверняка одобрительно усмехнется, услышав фразу «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет».
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - собственное здоровье, тем более здоровье окружающих, не представляет для подростка сколь-нибудь значимой ценности. Ему либо вовсе наплевать на свое физическое состояние, либо он ненавидит все то, что связано с его телесной жизнью (последний случай реален при условии низкого самопринятия подростка). Заботящихся о своем здоровье он презирает. Свои вредные привычки полагает делом абсолютно естественным и, может быть, даже гордится ими. При случае он не преминет высмеять все, что связано с темой здоровья, физической культуры и спорта.
12.Отношение к своему душевному Я
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подросток принимает себя таким, какой он есть. Он верит в свои силы и возможности, честно относится к себе, искренен в проявлении чувств. Комфортно чувствует себя даже в незнакомой компании. Он не боится одиночества, минуты уединения для него важны и плодотворны. Он стойко переносит личные неурядицы, не боится показаться смешным.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - принимая себя в целом, подросток все же может испытывать неловкость по поводу некоторых своих особенностей. Он думает о себе как о человеке, который симпатичен для других, но некий червь сомнения и неуверенности все-таки подтачивает его. Ему хотелось бы и сейчас, и в будущем гарантировать себя от попадания в смешные положения и ситуации. Он несколько тяготится уединенным положением и по возможности старается чем-либо (слушанием музыки, просмотром видеофильмов и т.д.) заместить его.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. Ему все время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым и знаменитым. Его кумиры, как правило, именно такие. В глубине души он надеется на свою привлекательность для других, но уверен, что они в первую очередь видят его недостатки. Одиночество одновременно и тягостно для него, и спасительно. В обществе сверстников он предпочитает быть на вторых ролях.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - не принимает себя, считает себя заурядным и недостойным внимания других. Он ненавидит свое отражение в зеркале (свою речь, свою одежду и т.д.). Любое изменение ситуации воспринимает как потенциально катастрофичное для него по последствиям. Оказавшись в одиночестве, начинает заниматься «мазохистским самокопанием» и «самоедством». Собственная неполноценность является его навязчивой идеей. Он испытывает острое чувство вины за то, что он вообще есть, которое в будущем может обернуться болезненным стремлением доминировать над окружающими.
13.Отношение к своему духовному Я
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно для него, и ради этого чувства он готов противостоять внешнему давлению. Он способен на самостоятельный и ответственный выбор. Для него очень важно найти смысл собственной жизни, которую он хочет прожить «по совести».
От +1 до + 14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - ощущает в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагает это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств. Ему нравится чувствовать себя свободным, но он не готов рисковать собственным благополучием ради свободы. Выбор привлекателен для него, но он идет на него с оглядкой: возможность ошибки и ответственность настораживают его. Он признает объективную значимость категорий совести и смысла жизни, но в своей повседневности предпочитает руководствоваться иными, более прагматичными регуляторами.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной жизни. Он ищет общества людей, чья духовная сила могла бы «прикрыть» его нерешительность и неуверенность в себе. Старается по возможности уйти от выбора; при заметном внешнем давлении готов отказаться от личной свободы в пользу ощущения покоя и душевного комфорта. Склонен объяснять свои неудачи неблагоприятным стечением обстоятельств. Муки совести тяготят его, поэтому предпочитает о своей совести не думать.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - ощущает себя «пешкой» в окружающей его стихии жизни, заложником могущественных и неподвластных ему внешних сил. Он боится и избегает любого свободного действия. Ищет покровительства сильных мира сего и готов им довериться без оглядки. Он предпочитает полную определенность и однозначность во всем и не хочет выбора. Верит в силу и непогрешимость большинства, ибо это спасает его от личной ответственности за себя и свою жизнь. Принцип его жизни - не высовываться.