Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы православной культуры»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 г,Балея Забайкальского края
Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора по УВР: Приказ №
______________Устинова О.Л. ___________ Димова Е.И.
Рабочая программа
по курсу
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль: «Основы православной культуры»
для учащихся 4 класса
Автор-составитель: Димова Анна Петровна
Балей 2015г.
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль: «Основы православной культуры», составлена на основе: Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. —п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения). Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики», А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010. в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа реализуется в соответствии с учебным планом на 2015 – 2016 учебный год и рассчитана на 34 чапчса (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном плане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю).
Нормативная основа реализации программы:
Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится по поручению Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и на основании Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по в
списке учебников, используемых в 2015 – 2016 учебном году:
1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.
2. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
М. Просвещение. 2010.
Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы православной культуры». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
«От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье».
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Возможно, что сегодня духовно-нравственный кризис общества, обусловлен именно отрывом от национальных основ. Как говорится в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в период смены ценностных ориентиров в 90-е годы нарушилось духовное единство общества, произошло разрушение ценностей старшего поколения и искажение традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, поспешное механическое неадаптированное копирование западных форм жизни. Национальное начало может и должно стать тем фундаментом, опираясь на который можно будет преодолеть и государственный кризис, и школьный кризис. По определению академика И.П. Павлова, воспитание - это и есть механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории или окончательно произойдет угасание самосознания одного из величайших народов, а с угасанием самосознания распадется государство и исчезнет народ. Болью отзываются сегодня слова канцлера Германии Бисмарка, сказанные им ещё в прошлом веке: «Русских невозможно победить, в этом мы убедились за века, но можно привить им ложные ценности и тогда они победят себя сами».
В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.
Общая характеристика учебного курса
Целью проведения занятий является духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников посредством их приобщения к российской духовной традиции, формирование у младшего школьника основ мировоззрения в его духовных, нравственных, личностно значимых измерениях, установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор. Традиционные ценности, усваиваемые обучающимися, являются для них средствами осознанного различения добра и зла. Первоисточником духовной традиции в религиозном значении является Бог, а в светском – морально-нравственный опыт предшествующих поколений, культура народа.
Основные задачи курса:
1. Приобщать школьника к традиционным морально-нравственным ценностям, идеалам, нормам православной культуры: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, бережное отношение к природе, забота о слабых и младших, почитание старших и понимание их как основы традиционной культуры русского народа.
2. Развивать представления школьника о значении нравственных норм и традиционных ценностей народа для достойной жизни человека, семьи, общества.
3. Формировать у мл. школьников начальные представления о российской духовной традиции.
4. Формировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.
5. Познакомить учащихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям.
6. Развивать в детях навык совестной реакции, нравственного самоанализа.
7. Учить детей с любовью и уважением относиться к отечественной православной культуре и уважать каждую из традиционных российских религиозных культур.
8. Дать детям представление об уникальном опыте российского сотрудничества христиан и мусульман.
9. Показать детям их глубокую личную причастность к великим ценностям Православия, которые были созданы предками детей, русским народом и его государством, законными наследниками которых и являются теперешние дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой культуры.
Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам
православной культуры
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4класса:
– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно исторического наследия России;
– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4класса:
– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);
– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
– приобщение к духовно нравственным ценностям своего народа;
– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
– формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Ожидаемый результат
Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных
традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.
Конкретный результат
Создание учащимися творческих работ.
В ходе изучения курса учащиеся будут знать:
историю возникновения христианства на Руси;
основы христианского образа жизни, мировоззрения;
роль православной культуры в судьбе России;
православные культурные, духовные традиции и ценности русского народа;
образцы церковной архитектуры и живописи, церковной музыки и пения.
Учащиеся будут уметь:
соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;
формулировать вопросы, обобщать информацию, делать выводы;
делать осознанный нравственный выбор;
связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы;
обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.
Место учебного курса в учебном плане
«Основы православной культуры» изучаются в рамках учебного предмета 1ч в неделю в 4 классе. Всего 34 часа.
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
- разговор с замещённым собеседником.
Игровые и деятельностные методы:
-игра-испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.
Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Внеклассные занятия –классные семейные праздники.
Помощь нуждающимся людям, забота о младших, и т.п.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
Экскурсии.
Средства обучения
Предполагается использовать:
1. Учебное пособие «Основы православной культуры», автор А.В.Кураев
Глава I «Мир и человек каким его понимают христиане» с дополнительным материалом «Символ Веры» даёт основные и религиозные понятия и представления.
Это возможность постепенно перейти от первых смутных представлений ребёнка о Боге к понятиям, позволяющим логически с научной достоверностью объяснить детям явления духовной жизни.
Глава II «Жизнь по христианским добродетелям» с дополнительным материалом «Заповеди блаженств». Даёт образцы жизнеописания святых. Показаны примеры жизни наших соотечественников по заповедям Божиим. Необходимо излагать о них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно, чтобы создавался эффект реальности событий.
Глава III «Православные и семейные праздники» с дополнительным материалом «Двунадесятые праздники, Пасха». Православные праздники – неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа.
Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества и природы и в то же время обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.
2. Образцы житийной литературы, дающие примеры моральных исканий человека, проявления его гражданской сути: защита Отечества - Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение - Феодосии Печерский, Сергий Радонежский, верность Родине - патриарх Гермоген, семейные добродетели - Петр и Ефросинья Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека. 3. Фрагменты церковной музыки и пения, образцы церковной архитектуры и живописи.
4. Методические рекомендации по ОРКСЭ, модуль ОПК.
Учебный курс «Основы православной культуры» рассматривается в рамках культурологического подхода.
Содержание
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы православной культуры»
комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
№
п/п Тема
урока Основные
понятия Методика, виды
работ Методы и формы контроля, рефлексии Требуемые
Ресурсы Домашнее задание,
Привлечение родителей Дата
Россия – наша Родина Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся:
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.
Выставка книг о России. Флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д. Задание на дом (по выбору учащихся):
1) Расскажи членам семьи об известных тебе людях России. Какие книги о на-шей родине России они посоветовали бы тебе прочитать?
2) Придумай вопросы для интервью с известным человеком на одну из тем: «Любовь к Родине», «Духовные ценности», «Что такое патриотизм». Культура и религия Христианство. Православие. Культура. Религия. Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами христианство, православие, культура, религия. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Фотографии и изображения православных храмов, книг. Креста.
Электронное приложение к учебнику. Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы:
1.Что такое культура?
2.Что такое религия?
3.Какие слова благодарности вы знаете?
4.Какие черты православной культуры 17 в. так поразившие арабского путешественника живы до сих пор? Человек и Бог в православии Бог. Разум. Свобода. Совесть. Доброта. Любовь. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.
Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать 2-3 предложения из пособия, в которых идет речь о Священном Писании. Объяснить правописание словосочетания Священное Писание. Картины «Дорога к храму», Деревянные храмы. Кижи. Карелия. Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы:
1.Почему Бога называют Творцом?
2.Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?» Православная молитва Молитва. Православие. Благодать. Святые. Священное Предание. Беседа, работа в группах, взаимооценивание, подготовка творческой беседы с членами семьи. Как вы объясните разницу между Священным Писанием и Священным Преданием? Книга Священного Писания, Иллюстративный материал- фотографии старинных рукописных и печатных книг Священного Писания Расскажи членам семьи и друзьям, в чем разница между Священным Писанием и Священным Преданием. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия). Библия и Евангелие Священное Писание. Православие. Библия. Пророки. Евангелие.
Священное Писание. Откровение. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста 2-3 предложения, в которых говорится о вере, православных христианах. Картины.
Электронное приложение к учебнику. Расскажи членам семьи и друзьям, во что верят православные христиане. Проповедь Христа Нагорная проповедь. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать 2-3 предложения, в которых говорится о боге и мире. Объяснить, как вы поняли эти предложения. Репродукция И. Макарова «Нагорная проповедь».
Электронное приложение к учебнику. Подготовь рассказ на тему «Что говорит о Боге и мире православная культура». Христос и Его крест Воплощение. Распятие. Самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. Выписать 2-3 предложения, в которых говорится о человеке в православной культуре. Объяснить, как поняли эти предложения. Репродукции икон с изображением Христа- спасителя. Икона Дионисия «Распятие». Подготовь рассказ на тему «Что говорит о человеке православная культура». Пасха Пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Участие в учебном диалоге. Самостоятельная работа с источником информации. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. Фотографии Голгофы в Храме Гроба Господня, репродукция картин «Моление о чаше», фотография плащаницы «Положение во гроб». Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы:
1.Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
2.Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? Православное учение о человеке Душа. Внутренний мир человека. Тело. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге.
Ответы на подготовленные вопросы. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. В. Васнецов «Иван Грозный».
Электронное приложение к учебнику. Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы:
1. Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?
2. Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»? Совесть и раскаяние Добро. Зло. Грех. Совесть. Быть в ладу со своей душой. Раскаяние. Работа с текстом, работа с понятиями, работа с иллюстрациями Фронтальный опрос. Учебное пособие. Электронное приложение к учебнику. Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе»». Заповеди Заповеди. Работа с текстом и презентацией Анализ ситуации, связанной с нарушением заповедей Учебное пособие, электронное приложение. Написать мини-эссе на тему «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки». Милосердие и сострадание Милосердие. Сострадание. Ближний. Любовь к врагам. Милостыня. Участие в учебном диалоге, устный рассказ на тему. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Картины по теме урока, электронное приложение. Проведение интервью с членами семьи. Золотое правило этики Золотое правило этики. Неосуждение. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких.
Картины по теме урока из диска. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?
Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила. Храм Храм. Икона. Благословение. Иконостас. Царские ворота. Алтарь. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Картины по теме урока из диска, электронное приложение. Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы:
Что такое иконостас? Какие иконы в нём присутствуют всегда?
Может ли православный христианин молиться без иконы? Икона Икона. Нимб. Воскресение. Спаситель. Пасха христова. Великий пост. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. Картины по теме урока из диска.
Электронное приложение к учебнику. Подберите, вместе с членами семьи. пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом. Чем они схожи и чем отличаются? Творческие работы - Совместно с учителем выбор темы творческой работы. Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы. - Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам. Подведение итогов - Презентация творческих работ. Защита творческих работ. - - Как христианство пришло на Русь Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь. Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. Учебное пособие, электронное приложение. Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы. Подвиг Подвиг. Жертва Богу. Подвижник. Групповая работа с источниками информации. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Учебное пособие, электронное приложение. Написать эссе. Заповеди блаженств Заповедь. Дух. Духовность. Работа с текстом и презентацией. Анализ заповеди «Блаженны кроткие» Учебное пособие, электронное приложение. Вместе с родными обсудить одну из заповедей. Зачем творить добро Добро. Зло. Святой. Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. Учебное пособие, электронное приложение. Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы. Чудо в жизни христианства Чудо. Троица. Добродетель. Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Учебное пособие, электронное приложение Проведение интервью с членами семьи. Православие о Божьем суде Бессмертие. Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Учебное пособие, электронное приложение Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы. Таинства Причастия Причастие. Таинства. Литургия. Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. Учебное пособие, электронное приложение Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы. Монастырь Монах. Инок. Послушание. Обет. Групповая работа с источниками Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Учебное пособие, электронное приложение. Написать эссе. Отношение христианина к природе Милосердие. Пастырь Всемирный потоп. Беседа, комментированное чтение, творческие задания, участие в учебном диалоге. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. Учебное пособие, электронное приложение. Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы. Православная семья Семья. Тактичность. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение фрагментов из « Домостроя», например, из глав «Поучение отца сыну», «Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём», и др. Фотографии «Домостроя» различные издания «Домостроя» Картины по теме урока из диска.
Электронное приложение к учебнику. Рассказать членам семьи о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни. Защита Отечества Защитник. Справедливая война. Воин-христианин. Групповая работа с источниками Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Учебное пособие, электронное приложение. Написать эссе. Христианин в труде Труд. Пост. Возделывание. Первый грех. Учебное пособие, электронное приложение. Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы. Любовь и уважение к Отечеству Отечество. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом. Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, патриотизм, народ. Символика России, карта России. Электронное приложение к учебнику. Вместе с членами семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм). Подготовка творческих проектов - Совместно с учителем выбор темы творческой работы. Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы Электронное приложение к учебнику Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам. Подготовка творческих проектов - Совместно с учителем выбор темы творческой работы. Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы Электронное приложение к учебнику Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам. Выступление учащихся с творческими работами - Презентация творческих работ. Защита творческих работ. - - Выступление учащихся с творческими работами - Презентация творческих работ. Защита творческих работ. - Список литературы по разделу «Основы православной культуры»:
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1984.
Алпатов М.В. Краски древнерусской иконописи. М., 1974.
Баландин Р.К. Святые и подвижники православия. – М., 2007.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Любое изд.
Бухарев И. Жития всех святых, празднуемых православной греко-российской церковью. М., 1911.
Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. Условность древнего искусства. М., 1970.
Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 1996.
История иконописи. М., 2002.
Книга правил святых апостолов, святых соборов Вселенских и Поместных и святых отцов. Любое изд.
Лазарев В.Н. Русская живопись от истоков до начала XVI века. М., 1994.
Любимов Л. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. М., 1974.
Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М., 2000.
Православная энциклопедия. Русская православная церковь. М., 2000, с. 325 - 345.
Религии мира. СПб., 2003.
Русские монастыри. Искусство и традиции. СПб, 1997.
Русское православие: вехи истории. М., 1989.
Рыбин В.А. Религиозная идея в современной педагогике / В.А.Рыбин // Педагогика. – 2007. - № 4. – с. 85.
Свет веры и добра : сотрудничество образования и русской православной церкви. // Народное образование. – 2006. - № 3. – с. 241.
Степанов В. Духовное просвещение – основа развития этноса и государства / В.Степанов // Халах шкуле. – 2006. - № 1. – с.17.
Хуторской А.В. Заповеди Христа: духовно-нравственное образование / А.В.Хуторской // Школьные технологии. – 2009. - № 3. – с. 41.
Субботин Ю.К. Православные таинства. М.,1990
Тульцева Л.А. Традиционные верования, праздники и обряды русских крестьян. М.,1990
Фелицына В. П., Прохоров Ю. Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/Под ред. Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова. М., 1979.
Дополнительная литература для учителя
1.Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. — М.: АРВИК, 1995.
2Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. — М.: Хронос-Пресс, Звонница, 2001.
3.Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. — М., 1990.
4.Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. — М., 1999.
5.Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. — М., 1891.
6.Великие духовные пастыри России. — М.: Владос, 1999.
7.Закон Божий. / Сост. Серафим Слободской. — Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.
8.Знаменитые колокола России. / Сост. Козлов В. Ф. — М.: Отечество — Крайрут, 1994.
9.Колокола России. / Авт.- сост. Мишин В. В. — М.: Московский журнал, Красный звон, 1995.
10.Краткое объяснение всенощной, Литургии или обедни, последований таинств, погребения усопших, водоосвещения и молебнов. — М.: Вика, 1991.
11.Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.
12.Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. — М.: Белый город, 2003.
13.Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.
14.Православие для всех. / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000.
15.Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в её таинствах, богослужениях, обрядах и требах. — М.: Отчий Дом, 1994.
16.Русские монастыри. — М.: Очарованный странник, 1995.
17.Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.: Белый берег, 2002.
18.Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) — СПб: САТИС, 2004.
19.Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского (+ 48 слайдов). — Рига: Уходящие образы, 1991.
20.Современное православное богослужение. — СПб., 1996.
21.Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. — М., 1991.
22.Христианство. Энциклопедический словарь. — М.: Большая энциклопедия, 1993.
Электронные ресурсы:
http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал
http://omczo.org/publ/310 - методический центр «Основы нравственно-духовной культуры России»