КТП «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы»
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» Данилюк А.Я. М., Просвещение 2012 год. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №17».
Учебно - методическое обеспечение:
Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год
Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» М., Просвещение 2012 год.
Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год
« Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2012
Актуальность.
Содержание данного комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» позволяет формировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважение к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Цели и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
- об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования решаются
следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и
сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие воспитание обучающихся, предусматривающее принятие
ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и физического здоровья обучающихся.
В УМК «Школа России» задачи начального общего образования в соответствии с требованиями
Стандарта сформулированы следующим образом:
развитие личности школьника, его творческих способностей;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного
отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного
знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и
преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.
Принципы построения учебного предмета «Основы православной культуры»:
1. Принцип научности.
Все исторические сведения, изложенные в учебном предмете «Основы православной культуры» основаны на свидетельствах и фактах, описанных отечественной исторической наукой, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники, археологические подтверждения сведений древней христианской и дохристианской истории, визуальной демонстрации изображений памятников христианской культуры при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
2. Принцип доступности.
Минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов, обеспечивает доступность материала для учащихся 4-го класса и легкость его усвоения.
3. Принцип культуросообразности.
Предмет «Основы православной культуры» призван преодолеть происшедшего в ходе предыдущего исторического периода искусственного отделения истории и культуры Российского государства от истории и культуры православия на Руси, что привело к нарушению принципов научности и культуросообразности. Настоящий курс «Основы православной культуры» восстанавливает неразрывное единство, давая возможность российскому школьнику ощутить взаимосвязь гражданской и церковной истории России в процессе изучения предмета.
Этот принцип способствует осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, основанного на православной религии, осознанию российской культуры как своей родной культуры, и, в перспективе, осознанию необходимости сбережения и защиты этого великого культурно-исторического наследия и своего Отечества.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ:
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные
ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество,
наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Концептуальные положения:
Общая духовная основа многонационального народа России формируется
исторически и основывается на ряде факторов:
· общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
· единое пространство современной общественной жизни, включающее общность
государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета,
развитую систему межличностных отношений;
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид
деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное
развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации
содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
· Патриотизм
· Социальная солидарность
· Гражданственность
· Семья
· Труд и творчество
· Наука
· Традиционные российские религии
· Искусство и литература
· Природа
· Человечество
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
Дети (обучающиеся), достигшие школьного возраста (не младше 9-10 лет).
Педагоги, изучившие в процессе курсовой подготовки требования, предъявляемые к ООП,
федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), владеющие
современными технологиями обучения, ответственные за качественное образование,
демонстрирующие рост профессионального мастерства.
Родители (законный представители) обучающихся, изучившие особенности ООП, нормативные
документы и локальные акты, обеспечивающие её выполнение.
ООП реализует функцию общественного договора с родителями, предоставляет возможность
родителям участвовать в работе органов государственно-общественного управления. Для
реализации прав семьи и ребёнка на выбор индивидуального образовательного маршрута в школе
созданы условия для самореализации учащихся в соответствии с их способностями, желанием и
направленностью личности.
Основное содержание программы:
Раздел, кол-во часов
Содержание раздела
Осуществление контроля
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Наша Родина – Россия, ее многонациональное население, история, культурные и духовные традиции. Человек и его духовный мир. Взаимосвязь религии, истории и культуры.
Творческие работы учащихся.
Основы православной культуры.Часть 1. (16 часа)
Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Что такое православие. Какие бывают молитвы.
О молитве «Отче наш».
Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие.
Проповедь Иисуса Христа во время Его земной жизни (Чему учил Христос). Нагорная проповедь. Духовные сокровища человека.
Боговоплощение. Бог есть Любовь. Рождество Христово. Голгофа. Жертва Христа. Распятие. Символика Креста.
Воскресение Христа. Празднование Пасхи.
Душа человека. Образ Божий в человеке.
Добро и Зло. Грех. Отречение Петра. Совесть. Покаяние.
Заповедей Моисея.
Значение слова «милосердие». Притча о добром самарянине. Любовь к ближнему. Христианское понимание слова «ближний». Милостыня.
Как поступать с людьми.
Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Творческие работы учащихся.
Основы православной культуры. Часть 2. (17 часов)
Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Крещение Руси. Церковь (как храм и как сообщество верующих людей). Таинства православной Церкви. Таинство Крещения. Святая Русь.
Христианское понимание подвига.
Заповеди Блаженств во время Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Святая Троица. Христианские добродетели – вера, надежда, любовь. Евангельская притча о Божием суде. Легенда о Христофоре. Жизнь и смерть в христианском понимании. Тайная вечеря. Христианские таинства в православии. Таинство причастия. Литургия
Создание семьи. Таинство брак, обряд венчания. Рождение детей. Отношения в семье, семейные традиции. Справедливые войны. Святые защитники Родины. Творение Богом мира. Заповедь труда первым людям в Раю. Грехопадение. Любовь к Родине и служение ей. Патриотизм
Творческие работы, экскурсия, праздничный проект.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
Требования к планируемым результатам изучения программы:
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к предметным результатам:
· знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
· знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
· формирование первоначальных представлений об основах православной культуры, их роли в истории и современности России;
· осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требования к метапредметным результатам:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
· формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Курс ОРКСЭ предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
привлечение родителей к совместной деятельности.
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Календарно-тематическое планирование:
№
уроков
Наименования разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика ( на основе учебных действий) по теме
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
1
Россия – наша Родина
Формируют представление о Родине, как совокупности жизненно важных ценностей, что создает желание изучать духовное и культурное наследие, приобщаться к нему и сохранять.
2
Культура и религия
Создают мотивацию и механизм восприятия всего курса учебно-воспитательной программы, как единого процесса усвоения ценностей православной культуры.
3
Человек и Бог в православии
Формируют понимание культуры как совокупности результатов материальной и духовной деятельности человека, сравнивают, оценивают (исходя из социальных и личностных ценностей).
4
Православная молитва
.
5
Библия и Евангелие
Осознают свою причастность к судьбе (настоящему и будущему) своего Отечества.
6
Проповедь Христа
Развивают ассоциативное мышления, необходимого для понимания Священного Писания, притчей, раскрытия образов.
Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
7
Христос и Его крест
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
8
Пасха
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать
нравственные формы поведения,
сопоставляя их с нормами православной религии.
9
Православное учение о человеке
Учатся дружелюбному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
10
Совесть и раскаяние
Учатся приводить примеры явлений православной традиции
11
Заповеди
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Участвуют в диспутах: учатся слушать
собеседника и излагать своё мнение.
Готовят сообщения по выбранным темам (теме)
12
Милосердие и сострадание
Участвуют в диспутах: учатся слушать
собеседника и излагать своё мнение.
13
Золотое правило этики
Учатся приводить примеры явлений православной традиции
и светской культуры и сравнивать их.
14
Храм
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
15
Икона
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
Формируют понимание культуры как совокупности результатов материальной и духовной деятельности человека, сравнивают, оценивают (исходя из социальных и личностных ценностей).
16
Творческие работы учащихся
Готовят сообщения по выбранным темам (теме)
17
Подведение итогов
Учащиеся презентуют свои творческие работы.
18
Как христианство пришло на Русь
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
19
Подвиг
Осознают свою причастность к судьбе (настоящему и будущему) своего Отечества.
20
Заповеди блаженств
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать
нравственные формы поведения,
сопоставляя их с нормами православной религии.
21
Зачем творить добро?
Участвуют в диспутах: учатся слушать
собеседника и излагать своё мнение.
22
Чудо в жизни христианина
Развивают ассоциативное мышления, необходимого для понимания Священного Писания, притчей, раскрытия образов.
23
Православие о Божием суде
Развивают ассоциативное мышления, необходимого для понимания Священного Писания, притчей, раскрытия образов.
24
Таинство Причастия
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
25
Монастырь
Формируют понимание культуры как совокупности результатов материальной и духовной деятельности человека, сравнивают, оценивают (исходя из социальных и личностных ценностей).
26
Отношение христианина к природе
Участвуют в диспутах: учатся слушать
собеседника и излагать своё мнение.
27
Христианская семья
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать
нравственные формы поведения,
сопоставляя их с нормами православной религии.
28
Защита Отечества
Устанавливают логическую связь понятий Родина, человек, история, культура.
Устанавливают связь понятий Родина и вера для православного христианина.
29
Христианин в труде
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать
нравственные формы поведения,
сопоставляя их с нормами православной религии.
30
Любовь и уважение к Отечеству
Осознают свою причастность к судьбе (настоящему и будущему) своего Отечества.
31
Подготовка творческих проектов учащихся
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
32-33
Выступление учащихся со своими творческими работами
Готовят сообщения по выбранным темам (теме)
34
Презентация творческих проектов
Участвуют в диспутах: учатся слушать
собеседника и излагать своё мнение.
Учебно-методический комплекс (состав):
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования
2. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2013.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Технические средства: компьютерный комплекс, мультимедийный проектор.
2. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам модуля;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);
- энциклопедическая и справочная литература;
- религиозная литература;
3. Печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
Учебно-методическая литература для работы с детьми, имеющими повышенную учебную мотивацию:
Андерсен Г.Х., Снежная королева.
Губарев В.Г., Королевство кривых зеркал.
Гайдар. А.П., Тимур и его команда.
Кун Н.А., Легенды и мифы Древней Греции.
Лагин Л.И., Старик Хоттабыч.
Линдгрен А. Малыш и Карлсон.
Маршак С.Я., Двенадцать месяцев
Погорельский А., Чёрная курица или Подземные жители.
Пушкин А.С., Сказка о попе и его работнике Балде.
Пушкин А.С., Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Перро Ш., Золушка.
Толстой А.Н., Золотой ключик, или приключения Буратино.
15