Рабочая программа по обществознанию в 10-11 классах ГОС


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Волоконовская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области
"Утверждаю"
Директор школы ________И.А. Железнякова
Приказ №______ от "_____"_________2016 г. "Согласовано"
_____________________
Заместитель директора
по УВР______________
Л.Н.Кривоносова
Рассмотрена на заседании МО
Протокол №______
от "_____" ___________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
( включая экономику и право)
10-11 классы
(базовый уровень)
Разработала: Кривоносова Л.Н.
учитель обществознания,

первая квалификационная категория

с. Волоконовка
2016 -2017 учебный год
РАБОЧАЯ программа
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)  общего образования
По КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 10-11 КЛАССЫ
(базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа является рабочей программой по курсу «Обществознание».
Программа
реализует содержание      Федерального компонента Государственного стандарта основного общего      образования, утвержденного приказом      Минобразования России "Об утверждении федерального компонента      государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего      (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г. N 1089;
создана на основе примерной      программы основного общего образования по курсу «Обществознание» (включая      экономику и право), разработанной Минобразования      России;
разработана на основе авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования ( под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова), 2009 г
предназначена для  X-XI классов.
 Программа конкретизирует содержание предметных тем содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
В программе указано примерное распределение учебных часов по разделам программы курса.
Программа является основанием для составления учителем календарно-тематического планирования. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса.
При реализации программы за учителем остается право предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации обучающихся.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного курса.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по  темам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного курса
Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
 
Цели
Изучение курса обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место предмета обществознания в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе:   в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации учителем авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Данный курс обеспечен учебниками « Обществознание» (базовый уровень), выпущенными издательством « Просвещение»:,для 10 класса- под редакцией Л.Н. Боголюбова, для 11 класса- под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой, А.И.Матвеева
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса в пределах предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:
-    определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
-    объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-    решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
-    применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-    умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
-    поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-    выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-    работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
-    самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-    участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
-    формулирование полученных результатов;
-    создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
-    пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-    владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует содержанию федерального компонента государственного образовательного стандарта. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ (140 час) 
Человек как творец и творение культуры (14 час)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах  человека. 
Мышление и деятельность.  Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия.  Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание,  методы  научных исследований  Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации  личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Общество как сложная динамическая система (10 час)
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
 Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.
 Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
 
Экономика (30 час)
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.  Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок.  Особенности развития фондового рынка в России.
 Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.  Глобальные экономические проблемы.
Социальные отношения (14 час)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. 
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
 Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность  сектантства.
Политика как общественное явление (16 час)
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.  Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.
 Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания  в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Человек в системе общественных отношений (14 час)
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры.  Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника,  потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
 Политическое лидерство. Типология лидерства.  Лидеры и ведомые.
Правовое  регулирование общественных отношений (30 час)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица.  Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
 Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
 Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Резерв учебного времени 16 часов.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками социальной  информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной  информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ по социальным дисциплинам.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
 тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; 
анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
 
раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
 подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
        применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
 
 Учебно- тематический план
10 класс

раздела /
темы Наименование
разделов и
тем
Всего
часов
В том числе, час.
Теория
Практика
50 % рабочего времени Контроль
Повторение 1 0,5 0,5 Срезовая контрольная работа 1 1
1раздел Общество и человек 15 6 7 2
Глава 1 Общество 4 1 2 1
Глава 2 Человек 11 5 5 1
2раздел Основные сферы общественной жизни 40 16 20 4
Глава 3 Духовная культура 8 3 4 1
Глава 4 Экономика 5 2 2 1
Глава 5 Социальная сфера 16 7 8 1
Глава 6 Политическая сфера 11 4 6 1
3 раздел Право 13 4,5 7,5 1
Глава 7 Право как особая система норм 13 4,5 7,5 1
Всего 70 27 35 8
Учебно- тематический план
11 класс

раздела /
темы Наименование
разделов и
тем
Всего
часов
В том числе, час.
Теория
Практика
50 % рабочего времени Контроль
Повторение по курсу:
«Общество как сложная динамическая система» 1 0,5 0,5 Срезовая контрольная работа 1 1
1раздел Человек и экономика 23 10,5 11,5 1
2раздел Проблемы социально- политической и духовной жизни 15 6,5 7,5 1
3 раздел Человек и закон 23 10,5 11,5 1
Итоговое повторение 4 1 2 1
Контрольная работа/Пробный экзамен 3 3
Всего 70 29 33 8
Календарно-тематическое планирование по обществознанию –
10 класс
Программа по обществознанию Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф.Ивановой и др.
(базовый уровень) 2009 год
Учебники: 1. «Обществознание -10 класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва
«Просвещение» ,2014 г

2 часа в неделю, 70 учебных часов за год
СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ
http://nsportal.ruhttp://ru.wikipedia.orghttp://www.zavuch.infohttp://www.openclass.ruКалендарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во
часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля, измерители ЭЭлементы дополнит.содержания Дом.
задание Дата проведения


план Факт
1 Повторение 1 2 Срезовая контрольная работа 1 Раздел 1. Общество и человек (15 часов)
Глава 2. Общество (4 часа)
3,4 Что такое общество
2 Изучение нового материала.
Комбинированный
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.
— давать определение понятию общество, выделяя его характерные признаки;
— различать понятия государство, общество, страна, и давать определения;
— уметь объяснить сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни;
— уметь объяснить сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни страны и зарубежных государств;
— уметь объяснить сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования;
— разъяснять особенности социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности развития общества; Вид контроля:
Устный опрос. Проблемные задания. Составление таблицы « Общественные науки»Измерители:
Ответы на вопросы
Эволюция и революция как формы социального изменения. § 1 учебник , вопросы после §. 5 Общество как сложная динамическая система 1 комбинированный Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры, новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй природы»
Культура материальная. Проблема
сохранения культурного наследия.
Законодательство об охране памятников истории и культуры Знать основные положения урока - объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах.
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное.
Решать проблемные вопросы.
Работать с материалами СМИ Работа по таблице « Социальные институты», составление плана « Особенности социальной сиситетмы»
Измерители:
Ответы на вопросы
Процессы глобализации. § 2 учебник , 6 Общество 1 Повторительно-обобщающий урок Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Понятие общественного прогресса. Угрозы и вызовы XIX века.
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное. Отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий Вид контроля:
Самостоятельная работа
Измерители:
Ответы на вопросы. Тест. Анализ документов Глава2 Человек (11 часов)
7-8 Природа человека 2 Изучение нового материала. комбинированный Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Знать основные положения урока- что такое «природа» в узком и широком смысле слова;
— объяснить взаимосвязь человека, общества и природы,
— объяснять варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом;
— знать и применять разработанные человеком способы защиты природы,
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Практические задания.Составить словарик по теме
Измерители:
Ответы на вопросы
§ 3 учебник 9-10 Человек как духовное существо 2 Урок изучения нового материала. Комбинированный урок Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы.
Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Знать основные положения урока - виды и уровни человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.
Работа над документами, составление таблицы « типы мировоззрения», классификация объектов по критериям § 4 11-12 Деятельность – способ существования людей
2 Урок изучения нового материала. Комбинированный урок Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Мировоззрение и его роль в жизни человека Потребности человека, интересы и мотивы деятельности.       Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения Характеризовать моральные ценности
Объяснять сущность мировоззрения Знать основные положения урока —что такое деятельность;
- характеризовать характерные черты деятельности,
- знать что такое потребности, иерархическую теорию потребностей.
- определять мотивы деятельности
- раскрывать на примерах многообразие видов деятельности
- определять взаимосвязь деятельности и сознания Решение познавательных и практических задач, составление схемы 2 Потребности человека» § 5
учебник ,вопросы после § 13-14
Познание и знание 1 Урок изучения нового материала. Комбинированный урок Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение.      Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность Знать основные положения урока - проблема познаваемости мира. Что такое наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Знать, что представляет собой знание и процесс познания,
Объяснять сущность чувственного и рационального познания. Анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;
Уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения.
Тест, составление таблицы « Отношение фолософов к проблеме познаваемости мира», составление схемы « Истина и её критерии» Понятие истины, её критерии. § 6 учебник подготовить материал о рациональном и чувственном познании 15-16 Человек в системе социальных связей 2 Урок изучения нового материала. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.   Познание человеком самого себя. Самооценка Характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке.
Выделять основные признаки понятия «личность». Объяснять в каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается
Определять связь между самоопределением и самореализацией личности. Знать связь свободы и необходимости Групповые письменные задания по карточкам § 7 учебник , вопросы к § 17 Общество и человек 1 Повторительно-обобщающий урок Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и
социальное поведение. Девиантное поведение.
Общественная значимость и личностный смысл образования в условиях информационного общества.
Рациональное экономическое поведение потребителя, семьянина, работника и гражданина.
Человек в политической жизни. Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Контрольная работа с различными уровнями сложности Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Знания и навыки. Индив.
тесты Раздел 2.Основные сферы общественной жизни(40 часов)
Глава 3Духовная культура ( 8 часов)
18-19 Культура и духовная жизнь общества 2 Уроки изучения нового материала. Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. Знать основные положения урока — разъяснять сущность понимания культуры у различных народов;
— знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться;
— уметь анализировать особенности культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия
Уметь анализировать проблемы сохранения культурного наследия.
Делать выводы о проблемах сохранения культурного наследия. Отвечать на вопросы.
Задания по карточка, тест со свободными ответами составить таблицу « Функции культуры», анализировать источники социальной информации § 8 учебник 20-21 Наука и образование 2 Урок изучения нового материала. Комбинированный урок (практическое занятие) Наука, ее роль в развитии государства. Достижения науки. Открытия. Изобретения.Научно-техническая революция. Научно-технический прогресс.
Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Знать основные положения урока —что такое наука,
каковы ее функции в обществе,
какие существуют учреждения науки;
что представляет собой высшая школа,
Знать, какие виды высших учебных заведений есть в РФ;
— уметь осознанно выбирать ВУЗ для продолжения обучения
— уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;
— уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы Текст на восстановление соответствия. Решение проблемных задач. Составление словарика по теме § 9 учебник , вопросы после § работа над проектом « Школа вчера, сегодня, завтра» 22-23 Мораль и религия 2 Урок изучения нового материала. Комбинированный урок Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. В Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей..  Вероучение в мировых религиях. Знать основные положения урока
роль морали в жизни человека и общества.
- определять становление нравственного в человеке
— знать, что такое религия;
— иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии и их проявлениях в истории человечества;
— знать особенности мировых религий Составить таблицу « Мировые религии» и словарик по теме § 10 учебника , вопросы после § 24 Искусство и духовная жизнь 1 комбинированный Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства». Знать основные положения урока —что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой;
— объяснять, кто является субъектом художественной культуры;
— уметь анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает Составить схему « Искусство и его формы» § 11 учебника , вопросы § ,подготовить сообщение о культурной жизни современной Росии 25 Духовная культура 1 Повторительно-обобщающий урок Духовная жизнь человека. Религия. Искусство. Мораль и право.
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы. Вид контроля:
Самостоятельная работа
Измерители:
Ответы на вопросы
Тест Глава 4 Экономика (5 часов)
26-27 Роль экономики в жизни общества 2 Урок изучения нового материала. Комбинированный урок Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок — основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров
Знать основные положения урока —что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе;
— понимать сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства;
—что представляет собой производство;
— уметь определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере;
— уметь определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества;
— решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни Составить словарик по темеи таблицы « Виды экономической деятельности» Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Фондовый рынок. Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга. § 12 учебника , вопросы после § 28-29 Экономическая культура 2 Урок изучения нового материала. Комбинированный урок Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности Знать основные положения урока - знать основные элементы экономической культуры
- определять значение экономической направленности и социальных установок личности
- определять от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения
- объяснять в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике. Работа над документами. Решение проблемных задач. Составление словарика темы и памятки «Этический кодекс предпринимателя» Экономическая политика Российской Федерации. § 39 учебника , вопросы и задания после § 30 Экономика 1 Повторительно-обобщающий урок Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры..
Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Постоянные и переменные затраты, необратимые затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Государственный бюджет. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. .
Мировая экономика. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России.
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Тестирование с разными видами сложности. Решение задач Государственный долг.
Государственная политика в области международной торговли.
Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства
Глава 5. Социальная сфера(16 часов)
31-33 Социальная структура общества
3 Урок изучения нового материала. Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления материала Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс Знать основные положения урока —что такое социальный статус личности в обществе; социальная группа, социальные отношения;
— разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества;
—анализировать социальный образ, имидж личности;
—объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью
—что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей;
— объяснять на конкретных примерах,
— уметь анализировать положение человека в обществе Составить схему « Социальная структура общества» и словарик по теме Социальная мобильность § 14
учебника 34-36 Социальное взаимодействие 3 Урок изучения нового материала. Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления материала Социальные отношения и взаимодействия.Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальны аспекты труда. Культура труда Знать основные положения урока - что такое социальная связь и социальное взаимодействие
- какими факторами обуславливается социальное взаимодействие людей
- каковы причины социальных конфликтов
- определять последствия социальных конфликтов – объяснять социальные аспекты труда, сущности и значение культуры труда Знать как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности и какими социальными характеристиками они обладают; —анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни;
—что представляет собой такое явление, как бедность и какие ее типы выделяют социологи;
— анализировать отдельные социальные группы людей с позиции их уровня жизни и причины, подтолкнувшие людей к порогу бедности;
Решение проблемных заданийСоставить словарик по теме § 15
учебника , 37-39 Социальные нормы и отклоняющееся поведение 3 Урок изучения нового материала. Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления материала Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение. Преступность Социальный контроль Знать основные положения урока – что такое нормы и социальный контроль
- приводить примеры, характеризующие виды социальных норм определять причины отклоняющегося поведения
- объяснять социальную опасность преступности Определять в чем состоит значение самоконтроля
Составить таблицу « виды социальных норм» Роль права в жизни общества §16 учебника 40-41 Нации и межнациональные отношения
2 Урок изучения нового материала. Комбинированный урок
Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. Знать основные положения урока —что такое межнациональные отношения;
— разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры;
объяснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами;
— уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе;
— уважительно относиться к представителям других национальностей Эссе на тему « Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления» Ментальные особенности этноса §17 учебника, ответить на вопросы 42-43 Семья и быт
2 Урок изучения нового материала. Комбинированный урок
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи/Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль Знать основные положения урока —что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи;
— описывать жизненный цикл семьи;
— уметь анализировать мотивы и причины распада семей;
— уметь анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций Составить схему « Функции семьи» Проблема неполных семей.
Тенденции развития семьи в современном мире, культура семейных отношений §18 учебника, ответить на вопросы 44 Социальное развитие и молодежь 1 комбинированный Социальны процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. Знать основные положения урока - знать актуальные проблемы нашего общества и молодежи
- характеризовать особенности молодежи как социальной группы
-знать как изменяются социальные роли человека в молодые годы
-какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников Задания группам: выделить проблемы современной молодёжи, проработать пути их решения Проблемы молодёжи в современной России § 19 учебника , вопросы к § 45-46 Социальная сфера 2 Повторительно-обобщающие уроки Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль.. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья и брак.. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения в Российской Федерации. Роль церкви в жизни современного общества. Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Тестирование с несколькими вариантам ответа Индив. тесты Глава 6. Политическая сфера ( 11 часов)
47-48
Политика и власть
2 Уроки изучения нового материала. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Знать основные положения урока — знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе;
— пояснять, что представляет собой власть, ее виды;
— уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть Составить схемы « политические институты», « власть и ее виды» Типология властных отношений § 20
49-50 Политическая система
2 Уроки изучения нового материала Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента Знать основные положения урока —что такое политическая система общества и какова роль государства в ней;
— давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства;
—основные функции государства уметь их анализировать;
Знать, что причины могут лежать в основе зарождения государства;
— уметь анализировать виды монополии государства
—политический режим и какие существуют их типы;
— уметь анализировать виды политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности Объяснять назначение парламента. Анализировать структуру парламента. Составить схему «Политическая система» и словарик по теме Особенности формирования политической элиты в современной России § 21
51-52 Гражданское общество и правовое государство
2 Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления материала Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Гражданское общество и правовое государство Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Знать —что такое гражданское общество;
— уметь анализировать взаимоотношения государства и общества;
—что представляет собой институт «гражданства», кто такие граждане,
каков их правовой статус;
—что такое правовое государство, каковы его основные признаки Уметь определять признаки правового государства и гражданского общества Знать основные положения урока.
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы
. Решение проблемных заданий. Составить кластер « Правовое государство» и словарик Политическая идеология § 22 написать эссе «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
53-54 Демократические выборы и политические партии
2 Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления материала
(практикум) Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы Знать, что представляет собой политическая система,
- определять сходства и различие мажоритарной и пропорциональных политических систем
Знать-типологию политических партий и их сущность.
Уметь объяснять сущность многопартийности Составить таблицу «Политические партии, их программы» Особенности политического процесса в Р Ф § 23, подобрать материалы из СМИ по теме
55-56 Участие гражданина в политической жизни
2 Урок изучения нового материала. Комбинированный урок
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни Знать основные положения урока —что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм;
— объяснять сущность активного и пассивного избирательного права;
— анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения; — уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения;
— знать, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения
Анализ материалов СМИ, выполнение проблемных заданий Понятие политической культуры. Политическая психология и политическое поведение. § 24
повтор.20-23 57 Политическая сфера 1 Повторительно-обобщающий урок Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политическая идеология.
Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Вид контроля:
Самостоятельная работа
Измерители:
Ответы на вопросы.Тест
Раздел 3. Право (13 часов)
Глава 7. Право как особая система норм ( 13 часов)
58-59 Право в системе социальных норм
2 Урок изучения нового материала. Комбинированный урок
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.гражданских правах. Знать основные положения урока - знать, чем отличаются подходы к определению права
-объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия
-общее в морали и праве
-роль системы права в регулировании общественных отношений
Знать, что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие;
— разъяснять сущность права, а также различные его значения; уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах; Составить схему « Структура права», таблицу « Отрасли права» § 25
60 Источники права
1 комбинированный Что такое источники права.
Основные источники права..
Виды нормативных актов Знать основные положения урока — уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права;
— уметь определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений Составить схему « Источники права» Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения § 26
61-63 Правоотношения и правонарушения
3 Урок изучения нового материала. Комбинированный урок
Что такое правоотношение.
Что такое правонарушение.
Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Правоотношения и правонарушения. Знать основные положения урока — разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» личности
-раскрывать важнейшие признаки правоотношений.
- определять особенности правонарушений
-объяснять различия между проступком и преступлением
- называть главные черты юридической ответственности Объяснять основные цели деятельности судебной системы
Знать, что такое правоотношения и правонарушения. Составить схему « иды юридической ответственности» Конституционное судопроизводство § 27
64-65 Современное российское законодательство 2 Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления материала
(диспут) Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. Основные отрасли права Знать основные положения урока - общие черты и специфика отраслей российского права.
-отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров
-различие проступка и преступления Знать основные отрасли права. Уметь объяснять специфику отраслей права § 28
66 Предпосылки правомерного поведения
1 Урок изучения нового материала Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение Знать основные положения урока -что такое правосознание
- основные элементы правосознания
- каким образом взаимодействует право и правосознание
- правомерное поведение и его признаки
- предпосылки правомерного поведения
- соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры Эссе на тему « Правомерное поведение» составить словарик по теме Роль права в жизни общества § 29, повтор. 25-28
67-68 Общество в развитии 2 Комбинированные уроки
Многовариантность общественного развития
Целостность и противоречивость современного общества.
Проблема общественного прогресса.
Общественный прогресс
Критерии общественного прогресса
Формы общественного прогресса Знать основные положения урока - чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития
- что такое процесс глобализации
-каковы проявления глобализации в экономической сфере
- основные глобальные проблемы современности Выполнение проблемных заданий Проблемы глобализации § 30
69 Человек и общество 1 Итоговый урок Человек, его происхождение. Смысл жизни. Предпосылки возникновения государства. Гражданское общество. Знать основные положения главы.
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Вид контроля:
Самостоятельная работа
Измерители:
Ответы навопросы Повторить с 1 по 10 параграф 70 Человек и общество 1 Контрольный урок Общество и сферы общественной жизни. Знать основные положения курса.
Уметь анализировать источники.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач Контрольная работа Повторить с 10 по 20 параграф Календарно-тематическое планирование по обществознанию – 11 класс
Программа по обществознанию Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф.Ивановой и др. (базовый уровень) 2009 год
Учебники: 1. «Обществознание -11 класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва «Просвещение» , 2014 г

2 часа в неделю, 70 учебных часов за год
СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ
http://nsportal.ruhttp://ru.wikipedia.orghttp://www.zavuch.infohttp://www.openclass.ruКАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовленности учащихся Вид контроля Домашнее задание Дата проведения
план факт
1 Общество как сложная динамическая система вводный Общество как сложная динамическая система. Многовариативность общественного развития. Особенности современного мира. Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений Индив.тесты 2 Срезовая контрольная работа контрольный Комбинированная контрольная работа Индив.тесты Раздел 1.Человек и экономика (23 часа)
3-4 Экономика: наука и хозяйство
2 Уроки изучения нового материала Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности
Знать тенденции развития важнейших социальных институтов Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, таблица «Разделы экономической науки §1.
задание 2 с. 16 5-6 Экономический рост и развитие
2 Комбинированные уроки Понятие экономического роста. ВВП, факторы экономического роста - интенсивные и экстенсивные, экономическое развитие, его измерители, экономический
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах. Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы, выполнение дифференцированных заданий §2, задание 1-4 с. 28-29 7-8 Рыночные отношения в экономике
2 . Уроки повторения и обобщения материала Спрос и предложение. Рыночные структуры. Виды рынков. Рыночные отношения в современной экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольное . Использовать приобретённые знания для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации §3, задание 1 с. 42 9-10 Фирмы в экономике
2 Комбинированные уроки Экономика предприятия. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса Факторы производства и факторные доходы.
Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий §4, задание 1 с. 54 11-12 Правовые основы предпринимательской деятельности
Организационно-правовые основы предпринимательства 2 Комбинированный урок Предпринимательские правоотношения. Организационные формы предпринимательства. Экономическая политика Российской Федерации..Коллективное обсуждение. Оформление тезисов по теме. Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия Устанавливать соответствия между существенными чертами и обществоведческими терминами Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий Составление сравнительной таблицы. §5, задание 1 с. 66 13-14
Слагаемые успеха в бизнесе
Основы менеджмента и маркетинга 2 Уроки повторения и обобщения материала Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы Источники финансирования. Банковская система. Банковский кредит
Использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств Критическое осмысление полученной информации коммуникации. §6,задание 1-3 с 77-78 15-
16 Экономика и государство
Экономические функции государства 2
1 Уроки изучения нового материала Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние факторы. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.. Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий §7, задание 3 с. 90, подготовка к семинару 17-18
Финансы в экономике
Инфляция: виды, причины, следствия 2 Итоговые уроки(семинар) Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ. Финансовые институты Виды, причины, последствия
инфляции Раскрывать на примерах изученные теоретические положения Устанавливать соответствия между существенными чертами и обществоведческими терминами Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах §8 19-20 Занятость и безработица
Государственная политика в области занятости 2 Комбинированные уроки Рынок труда. Заработная плата Государственная политика в области занятости. Безработица, её виды. Прожиточный минимум Оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Анализ таблицы «Рейтинг популярности профессий». §9, 21-22
Мировая экономика
Глобальные проблемы экономики 2 Уроки изучения нового материала Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования Глобальные экономические системы Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий §10, 23-24
Человек в системе экономических отношений
Производительность труда 2
Уроки повторения и обобщения материала Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции.Экономика потребителя, сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации §11,
задание 1-4 с. 137 25 Человек и экономика 1 Контрольный урок Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации §1-11, задания на с. 138-139, Раздел 2.Проблемы социально-политической и духовной жизни (15 часов)
26-27 Свобода в деятельности человека
Свобода и ответственность 2 Уроки изучения нового материала Свобода и ответственность. Признание и уважение прав других. Свободное общество. Проблема выбора Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах §12, задание 1-5 с. 148 28-29 Общественное сознание
Общественная психология и идеология 2 Комбинированные уроки Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Философия Политическое сознание. Обыденное и массовое сознание . Оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм Понимать особенности социально-гуманитарного познания. Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы выполнение дифференцированных заданий 13, задание 4 с. 158 (письменно 30-31 Политическое сознание
Средства массовой информации и политическое сознание 2 Комбинированные уроки Обыденное и теоретическое сознание. Идеология. Основные идейно-политические течения современности. Политическая психология и политическое поведение. Политическая пропаганда. . Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации Критическое осмысление полученной информации §14, 32-33 Политическое поведение
Политический терроризм 2 Уроки изучения нового материала Многообразие форм политического поведения. Политическое участие Регулирование политического поведения Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук, Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах. Оценивать действия субъектов социальной жизни П. 15,
Задание 1-4 с. 181 324-35 Политическая элита и политическое лидерство
2 Комбинированные уроки Политическая элита Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Роль политического лидера Использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий §16, задание 4 с. 193, 36-37 Демографическая ситуация в современной России
Проблемы неполной семьи 2 Уроки повторения и обобщения материала Тенденции развития семьи в современной России. Демографическая ситуация в РФ. Естественная убыль населения Негативные факторы демографии. Семья как социальный институт Использовать полученные знания для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах. Составление таблицы §17,зад.2 38-39 Религиозные объединения и организации
Проблема поддержания межрелигиозного мира 2 Комбинированные уроки Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность сектантства. Права религиозных организаций Работа в группах. Итог-выступление от группы по заданной теме Уметь формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Анализ документа §18, задание 1 с. 212 40 Проблемы социально-политической и духовной жизни 1 Контрольный урок Сущность свободы человека. Опасность политического экстремизма. Проблемы современного российского общества Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации § 12-18, задания на с. 213-216 Человек и закон (23 часа)
41-42 Современные подходы к пониманию права
Законотворческий процесс в РФ 2 Уроки изучения нового материала Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации, его стадии Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования Составление словаря по теме, выполнение индивидуальных заданий §19, задание 1 с. 227 43-44 Гражданин Российской Федерации
Права и обязанности граждан РФ 2 Уроки повторения и обобщения материала Гражданство в Российской Федерации. Основания для приобретения гражданства Права и обязанности, принадлежащие только гражданину Уметь подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации §20, задание 1-4 с. 238 45-46 Экологическое право
Способы защиты экологических прав 2 Комбинированные урок Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную экологическую среду и способы его защиты Экологические правонарушения. Природоохранные и природно-ресурсные нормы Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. §21, задание 2 с. 249 47-48 Гражданское право
Защита гражданских прав 2 Комбинированные уроки Субъекты гражданского права. Понятие юридического и физического лица. Имущественные и личные неимущественные права Способы защиты прав Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Формулировать аргументы по определённым
проблемам Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммун. §22, задание к документу с. 260 49 Семейное право
1 Комбинированный урок Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Моделировать ситуации по проблемам семейного права. Аргументировать его основные положения Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. §23 50 Права и обязанности членов семьи 1 Комбинированный урок Права и обязанности родителей и детей Моделировать ситуации по проблемам семейного права. Аргументировать его основные положения Работа с нормативными документами (Семейный кодекс) §23, задание 1-4 с. 273-274 51 Правовое регулирование занятости и трудоустройства
1 Комбинированный урок Трудовое законодательство РФ.. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора Понимать необходимость регулирования общественных отношений Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. ) § 24 52 Социальная защита населения 1 Комбинированный урок Занятость и трудоустройство сущность социальных норм, механизмы правового регулирования Работа с нормативными документами (Трудовой кодекс § 24, задание 1-4 с. 285-286 53 Процессуальное право: гражданский процесс
1 Комбинированный урок Споры, порядок их рассмотрения. Процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. §25 54 Процессуальное право: арбитражный процесс 1 Комбинированный урок Участники гражданского процесса. Арбитражный процесс Использовать приобретённые знания для реализации и защиты прав граждан Работа с нормативными документами §25, зад 3 55 Процессуальное право: уголовный процесс
1 Комбинированный урок Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации §26 56 Судебное производство 1 Комбинированный урок Конституционное судопроизводство. Меры процессуального принуждения Использовать приобретённые знания для реализации и защиты прав граждан Работа с нормативными документами §26, задание 1-4 с. 310 57-58
Процессуальное право: административная юрисдикция
Конституционное судопроизводство 2 Комбинированные уроки Особенности административной юрисдикции. Субъекты административной ответственности. Основные стадии конституционного судопроизводства. Административное правонарушение Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами §27, задание 2 с. 319 59-
60 Международная защита прав человека
Проблема отмены смертной казни 2 Комбинированные уроки Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени Использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Работа с нормативными документами по правам человека §28, задание 3 с. 330. 61-62
Взгляд в будущее
Постиндустриальное (информационное) общество 2 Итоговые уроки . Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Глобальные проблемы человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Информационное общество Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Формулировать аргументы по определённым проблемам Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в
дискуссии о социальных проблемах §29. Подготовка к зачёту 63 Человек и закон 1 Контрольный урок Современный подход к пониманию права. Современный механизм защиты прав человека Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации Записи в тетради, ответы на вопросы, решение тестов Итоговое повторение (7 часов)
64 Общество и человек 1 Комбинированный урок Общество как сложная динамическая система. Противоречивость воздействия человека на природную среду. Особенности современного мира Использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий Записи в тетради, ответы на вопросы, словарик темы 65 Экономика и социальные отношения 1 Комбинированный урок . Экономика и экономическая наука. Роль государства в экономике. Человек в системе экономических связей. Мировая экономика Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Формулировать аргументы по определённым проблемам Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий Записи в тетради, ответы на вопросы, словарик темы 66 Правовое регулирование общественных отношений 1 Комбинированный урок Право в системе социальных норм. Система права. Права и обязанности граждан, их защита Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий Записи в тетради, ответы на вопросы словарик темы 67-69
Пробный школьный экзамен/контрольная работа 3 Контрольный урок 70 Повторение и обобщение
Решение тестов и разбор заданий 1 Комбинированный урок Использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях Записи в тетради, ответы на вопросы, решение тестов