Открытое мероприятие для учащихся 3 класса.
Цель: познакомить с историей создания книги, развивать познавательный интерес детей, воспитывать бережное отношение к книгам, коррекция памяти путём установления связи с имеющимися знаниями.
Ребята, сегодня мы будем говорить о ., а о чём вы узнаете, если отгадаете загадки.
Хоть я не шляпа, а с полями.
Не цветок, а с корешком,
Разговариваю с вами
Всем понятным языком. (Книга)
Сама мала, а ума придала. (Книга)
Вы правильно отгадали. Наша беседа посвящена книгам.
Приходит книга в дом любой. Ей злая вьюга не страшна,
Коснись её страниц- И не страшна распутица,
Заговорит она с тобой С тобой беседует она,
Про жизнь зверей и птиц. Как умная попутчица.
Увидишь ты разливы рек, Ну, а когда взгрустнётся вдруг,
Услышишь конский топот. Не огорчайся слишком:
Придут к тебе иЧук, и Гек, Как самый лучший, верный друг,
Тимур и дядя Стёпа. Развеет скуку книжка.
Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище. Бывает , что мы не всегда ценим и бережём её. О вдумайтесь, ведь книга – это надёжное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книги знакомят нас с прошлым, позволяют разобраться в настоящем и , словно крылья, уносят нас в будущее. Книгу можно назвать «машиной времени». С помощью книги можно попасть в Древний Рим, побывать в любой части света, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга – источник знаний.
Сейчас мы вам кратко расскажем историю рождения книги. Книги живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы их видим сегодня.
В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого ,т. к. были написаны от руки. Писали гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте, пергаменте.
Папирус. В глубокой древности в странах Северной Африки было введено в культуру травянистое растение семейства осоковых – папирус, который в основном растёт в Египте. Со временем растение одичало и заполонило берега рек и ручьёв зарослями. Из стеблей этого растения жители вырезали полоски, которые укладывали друг на друга, прижимали тяжёлым камнем и сушили на солнце. После сушки получались ленты, на которых можно было писать. Их называли папирус. Готовые ленты склеивали в одну длинную. Н папирусе писали древние египтяне и другие древние народы.
Береста. Первые письмена и книги на Руси писали острой палочкой на бересте. Это верхний слой коры берёзы. Вскоре бересту стали использовать и для изготовления корзин и других вещей.
Пергамент. При освежевании туш животных люди заметили, что после промывания снятой шкуры на её «тыльной» поверхности остаются засохшие следы крови. Попробовали нарисовать что либо – получилось. Правда, качество оставляло желать лучшего. Вскоре пергамент стали делать из кожи телят, коз, овец. Кожу тщательно чистили, скоблили и обрабатывали серной кислотой, пока она не становилась жёлтой или белой. Поскольку из обработанных шкур шили одежду, то можно было попробовать сшить листы пергамента. Так появились первые пергаментные книги.
И вот 10 веков назад стали изготовлять бумагу. Более 400 лет назад в России Иван Фёдоров и его помощники стали печатать первые книги.
Печатались книги на станке. Место, где печатают книги называется типография.
Книга прошла нелёгкий и длинный путь, прежде чем попасть к нам. Много людей трудилось над её созданием. Чтобы сделать бумагу трудились лесорубы (ведь бумагу делают из древесины). Писатели, учёные писали тексты, художники рисовали иллюстрации (рисунки). И ещё много других людей трудилось над созданием книги.
Книги бывают разными. Книжки – малышки для маленьких детей. Книжки – игрушки. Учебники для школ. Энциклопедии, где собраны сведения на разные темы. Художественная литература. И много, много других книг.
А вы, ребята, любите читать? Сейчас мы проверим.
Викторина.
Сейчас вы услышите отрывки из ваших любимых книг. Отгадайте откуда они.
1.В синем море волны плещут,
В синем небе звёзды блещут.
Бочка по морю плывёт. (А. Пушкин)
2.Лихо мерили шаги
Две огромные ноги;
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги. (С. Маршак)
3.Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся(Чиполлино)
4.Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудачок,
С ним хозяин, мальчик Робин,
Приятель – Пятачок.
Для него прогулка-праздник
На мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник-
Медвежонок.(Винни-Пух)
5.Скорей бы приблизился вечер
Час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Приехать на сказочный бал. (Золушка)
Все книги созданы трудом людей. Этот труд нужно ценить и обращаться с книгой бережно. А вы бережёте книги? Давайте прочитаем и запомним правила обращения с книгой:
1 Бери книгу только чистыми руками.
2 Оберни книгу, вложи в неё закладку.
3 Не перегибай книгу при чтении.
4 Не делай в книге пометок, не загибай страницы.
5 Если книга порвалась- подклей её.
А вы, ребята, соблюдаете эти правила?
Давайте посмотрим сценку «Разговор двух книжек»
Ведущий. Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
1-я книга. Ну, как твои делишки?
Ведущий. Одна спросила у другой.
2-я книга. Эх, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с «мясом»,
Да что обложкиОборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей
Боюсь, листы мои пойдут на «змей»,
Тогда лететь мне облака!
А у тебя целы бока?
1-я книга. Твои мне не знакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки!
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, о них
И говорить-то не прилично
Зато и я учу не как-нибудь.
А на «отлично»!
2-я книга. Ну, мой на «тройках» едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.
Ведущий.В басне нет загадки: расскажут напрямик
И книжки, и тетрадки ,какой ты ученик.
Мы надеемся, что вы с книгами так не поступаете.
Итак, ребята, вы сегодня узнали историю создания книги. Узнали, как нужно обращаться с книгой. Давайте вспомним, кто и когда в России первым напечатал книгу? Теперь мы думаем, что вы любить и беречь книги ведь как говорится в пословице «Хорошая книга -лучший друг».
У тебя друзей немало, и живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга -самый лучший друг!
Книга -друг твой и товарищ,
Мы берём её везде,
Ведь она тебе поможет
И в учёбе , и в труде.
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить!
15