Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока «Ох, уж эти словарные слова!»


Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе
Тема урока «Ох, уж эти словарные слова!»
Цели урока:
-обобщить знания учащихся о пройденных словах с непроверяемыми написаниями;
-повторить и закрепить написания этих слов;
-отрабатывать разнообразные способы и методы работы со словарными словами;
- использовать метапредметные связи при работе со словом;
-учить анализировать и делать выводы из пройденного материала;
- систематизация знаний учащихся о словах с непроверяемыми написаниями;
- использование графической работы как метод систематизации знаний учащихся
Методическая цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о словах с непроверяемыми написаниями, обогащение урока разнообразными приемами работы со словом.
Этапы:
I Оргмомент (проверка готовности к уроку)
II Чистописание
– Ребята, сейчас я произнесу несколько слов, а вы должны определить, что связывает эти слова: КОРОВА, СОРОКА, ВАГОН, МОЛОКО (опора на карточки).
– Правильно! Это словарные слова или слова с непроверяемыми написаниями. Наш урок сегодня посвящен словарным словам. Какую букву нужно запомнить в каждом из этих слов? Итак, какую пару звуков ученики путают чаща всего? (О и А). Давайте посвятим этим буквам нашу минутку чистописания. Запишем строчные буквы о и а.
III Работа с презентацией (определение слова по лексическому значению, по истории происхождения, загадке, ассоциации, использование родственных слов) Запись слов телефон, виноград, автобус, ананас, фиалка, рисунок.
IV Закрепление материала
1 Работа у доски (двое учащихся)
– Поработаем следующим образом: я называю словарное слово, а вы должны изменить его по заданным условиям. Например: измените слово «интерес», чтобы оно стало прилагательным женского рода. (интересная)
– Ветреная. Подберите родственное слово– существительное мужского рода (ветер)
– Работа. Часть речи остается та же. Новое слово получается прибавлением суффикса. (работник)
– Яблоко. Назовите родственное слово – прилагательное среднего рода (яблочное)
–Дежурный. Назовите начальную форму однокоренного глагола (дежурить)
2 Загадки (задают ученики):
Бежать– бежать, не добежать,
Лететь– лететь, не долететь.
Туда дойти мы не смогли,
Где неба край и край земли (горизонт)
В поле росла,Под жерновом была,Из печки на столКараваем пришла. (пшеница)
Сосульке той не нужен карниз –Растёт она в землю, кончиком вниз.Оранжевым боком, зелёной косицейИ вкусом заставит всех удивиться! (морковь)
Для уборки урожая
Я на поле выезжаю.
И за несколько машин
Я работаю один (комбайн)
V Физкультминутка:
-Внимание! Если вы слышите слово, где надо писать букву А, опускает руки вниз, если в слове пишется буква О- поднимаем руки, образуя круг.
Слова : малина, мороз, хорошо, машина, Россия, шофер, магазин. Молодцы!
VI Продолжение работы
Игра « Вставь слово»:
- Дама сдавала в …
Диван, чемодан, саквояж… (багаж)
- Я записался в …. и сразу взял две книги. (библиотека)
- Почту в разные районы
Доставляют почтальоны
И заходят в каждый дом
То с …., то с письмом. (газета)
- Дом пылает за углом,
Сто зевак стоит кругом.
Ставит … команда,
От огня спасает дом. (лестница)
- Какое слово из четырех записанных- лишнее? Почему? Как определить род имен существительных? Выделите родовые окончания.
6 Итог урока
- Какая тема была у сегодняшнего урока? Как иначе называются словарные слова?
VII РефлексияVIII Домашнее задание
Резерв
Игра: Сочетаемость слов:
1 Она может быть большая или маленькая, светлая, просторная, тесная, чистая, уютная, детская, соседняя , моя (комната)
2 Он может быть огромный, маленький, дружный, трудовой, школьный, танцевальный, творческий (коллектив)3 Она может быть широкая или узкая, просторная, тенистая, солнечная, березовая, дубовая… (аллея)
4 Он может быть твердый, жидкий, мягкий, ковкий, драгоценный… (металл)
- Какое слово здесь лишнее и почему? (комната- не имеет удвоенной согласной)