Программа летнего отдыха, оздоровления и занятости детей «Весёлая регата»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №8 им. А.С. Пушкина г.Черемхово»
Программа
летнего отдыха,
оздоровления и занятости детей дневного пребывания
«Весёлая регата»
г. Черемхово
2016 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №8 им. А.С. Пушкина г. Черемхово»
Программа
летнего отдыха,
оздоровления и занятости детей
«Весёлая регата»
Составитель: Хангилдян Ольга Сергеевна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
г. Черемхово
2016 г.
Содержание.
Пояснительная записка………………………………………………….. 4
Содержательная часть программы…………………………… 7
Этапы реализации программы………………………… 7
Механизм реализации программы………………………8
План воспитательной работы…………………………..11
Планируемы результаты реализации программы……………20
Условия реализации программы………………………………24
Литература………………………………………………………26
Приложения……………………………………………………..27
Люди могут вместе совершить то,
чего не в силах сделать в одиночку;
единение умов и рук, сосредоточение
их сил может стать почти всемогущим.
Д. Уэбстер
Пояснительная записка
В наши дни, когда противоречия и проблемы детей и взрослых, казалось бы, не имеют разрешения, когда все испытанные и неоднократно проверенные педагогические средства не столь эффективны, как раньше, родители, учёные, воспитатели всё чаще вспоминают об игре.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественнозначимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребёнку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества.
Лето для детей – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. В лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.
Концептуальные основы программы
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания, межнациональная неприязнь и т. д.).
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
В современной системе воспитательной работы, которую можно рассматривать как систему социального становления личности, все большее место отводится активным приёмам и средствам воспитания. Известные педагоги прошлого и не столь отдалённого настоящего Песталоцци, Ушинский, Шацкий, Корчак и Сухомлинский относились к феномену игры как к уникальному явлению детства.
Игра – это не имитация жизни, это очень серьёзная деятельность, которая позволяет ребенку и самоутвердиться, и самореализоваться. Фактически, становясь участником лагерной смены, построенной в форме сюжетно-ролевой игры, ребёнок пробует себя в различных социальных ролях. Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.
Являясь активным участником игры в лагере, ребёнок, как правило, после окончания смены начинает использовать приобретённые игровые знания в школе, в классе, компании друзей с целью организации досуга. Новая роль организатора игр также способствует личностному развитию. Он часто становится лидером детского объединения или ученического коллектива. Полученные знания разнообразных игр и опыт организаторской деятельности позволят ему стать хорошим помощником педагога в реализации программ воспитания и закрепить на практике приобретённый социальный опыт. Таким образом, игра, её положительное влияние на развитие и становление личности ребёнка, расширяет своё поле деятельности и выходит за границы лагеря. Множественность функции игры определяется её содержанием. Наиболее значимы для ребёнка следующие функции: формирования нравственных оценок, социального закаливания, проектирования собственной деятельности, познавательная, развивающая и другие.
В зависимости от того, какой игре отдаётся предпочтение, каково содержание игры, какую роль в ней играет взрослый, какую позицию по отношению к игре занимает ребёнок, игра может оказать существенное влияние на развитие тех или иных качеств личности. Именно поэтому в каждый этап программы «Весёлая регата» включены разнообразные типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребёнка, а также всестороннего развития его личности. Таким образом, ребёнок сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником общественной жизни в лагере и дома.
Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. В прошлом году лагерь проработал по программе «Большие гонки». Эта программа полностью отвечала требованиям и задачам, поставленным перед педагогами, работающими в летнее время с детьми. Ребята с удовольствием создавали свои команды, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, вели летопись творческих достижений своего отряда. Возможность лично окунуться в мир творчества и показать свои умения, никого из детей не оставило равнодушным.
Все это стало возможным, благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей. Проанализировав прошлогоднюю работу, коллектив воспитателей и детей пришли к выводу, что такую работу следует продолжить, но, чтобы не повторяться, решили изменить название и некоторые правила. В этом году работа лагерной смены будет проходить в «открытом море». Детям будут предложены разнообразные игры, развлечения, соревнования, аттракционы, интересные встречи, коллективно-творческие дела, праздники, концерты, викторины, конкурсы.
Новизна программы.
Новизна программы состоит в том, что результативность реализации программы рассматривается с точки зрения воспитательных результатов. Данная программа является средством приобретения школьником социальных знанийо принятых в обществе нормах, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска и структурирования информации, об основах разработки творческих и социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности. Дети получат элементарные представления о нравственных ценностях; опыт развития ценностных отношений к родному Отечеству, родной природе, к труду, к другим людям, будут мотивированы к реализации нравственных ценностей в пространстве школы и семьи.
В рамках этой программы ребёнок получит возможность приобрести опыт самообслуживающей деятельности, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе, первоначальный опыт эмоционального постижения мира, опыт организации общественно значимых мероприятий.
Актуальность программы.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры. У отечественной педагогической теории и практики воспитания богатые традиции. Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый.
В то же время парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов почти не учитывает внутренние культурные условия и потенции саморазвития ребёнка, сложный социокультурный контекст его существования. Реальная альтернатива данной парадигме - воспитание у школьника способности к самоопределению. И главным здесь становится коллективное творчество, в процессе которого обучающиеся прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное.
С одной стороны, при организации традиционного отдыха с набором мероприятий неизбежно непонимание самобытного творчества ребёнка, навязывание стандартных, стереотипных образов и приемов. В результате такого подхода ребенок не имеет средств к самовыражению, развитию, его работы становятся только несовершенными попытками копирования.
С другой стороны, Федеральный государственный стандарт определяет приоритетные цели воспитания, которые лежат в области воспитания духовного мира человека, развития эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир, согласно законам красоты. Духовное осмысление и художественное освоение действительности настраивает человека на самосовершенствование и гармонизацию внутреннего «я» с внешней средой.
Программа учитывает возрастные ииндивидуальные особенности каждого ребёнка. Предназначена для детей 7-12 лет.
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребёнок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности. Таким образом, в силу возрастных особенностей, они эмоциональны, подвижны, впечатлительны. Средний школьный возраст: чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. Стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений. Трудности роста, половое созревание, интерес к противоположному полу. Потребность в общении, самоутверждении, в деятельности.
Цель: развитие творческого потенциала и активной жизненной позиции детей, создание благоприятных условия для сохранения и укрепления здоровья в условиях летнего оздоровительного лагеря, получение опыта самостоятельного общественного действия.
Задачи:
Развить лидерские и организаторские способности через коллективно-творческие дела смены.
Научить жить в детском коллективе, поддерживать дух сотрудничества и взаимопомощи.
Научить детей работать в команде.
Обучить навыкам конструктивного взаимодействия и пониманию других.
Расширить кругозор ребёнка через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей и интеллектуального уровня.
Формировать межэтническую толерантность.
Педагогические принципы программы
Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Природосообразность - учет основных закономерностей развития личности учащихся, исходя из эталона возраста.
Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Содержательная часть программы.
Этапы реализации программы:
Вся игровая деятельность смены подразделяется на три этапа:
Организационный: «Искатели приключений»
Основной: «По волнам, по морям»
Итоговый: «Совет капитанов»
В организационном этапе «Искатели приключений» основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Этап проходит в течение 3-4 дней и заканчивается стартом сюжетно-ролевой игры. В этот период принимаются законы совместной деятельности, в течение игры происходит знакомство с главными героями и её идеей.
Организационный этап
Цель: мотивировать педагогов и познакомить с программой лагеря.
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы;
формирование органов самоуправления;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап «По волнам, по морям» занимает большую часть времени, 10-11 дней. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Основным механизмом реализации общелагернойдеятельности являются тематические дни. Каждый день проход ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня. С целью достижения максимального результата в течение всего основного этапа коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводят отрядные и межотрядные коллективно-творческие дела (КТД), отрядные сборы, огоньки и др.
Основной этап
Цель: реализация содержания программы в течение летнего сезона.
этап знакомства ребят с руководителями и участниками проекта, тематикой и основными задачами предполагаемых исследований;
принятие правил лагеря;
выявление интересов детей.
Основной период
Цель: реализация проекта смены.
Подготовка и участие детей и взрослых в мероприятиях;
проведение физкультурно-оздоровительно досуговых мероприятий;
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел.
В итоговый этап «Совет капитанов» изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа всех отрядов. Основным событием итогового периода становится мероприятие, посвящённое закрытию лагерной смены.
Итоговый этап
Цель: подведение итогов летней занятости детей и подростков, анализ работы и перспективы.
Подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесёнными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
психолого-педагогическое исследование по итогам смены;
анализ работы педагогического коллектива;
обработка и оформление информации аналитических справок смены.
Механизм реализации программы.
Легенда.
Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Весёлая регата». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря и действуют согласно своим ролям. Участники смены являются одной командой. Лагерь- большая регата, отряды – это экипажи кораблей, а их комнаты – кубрики. Воспитатели – капитаны, вожатый – штурман.
Словарь.
Столовая – камбуз, повар – кок, врач – судовой врач, комнаты для кружковой работы – кают-компании. Начальник лагеря – адмирал флота, ст. старший воспитатель - контр-адмирал Линейка и утренняя зарядка – «Свистать всех наверх!» Дежурство в кубрике – вахта. Дела на кораблях – отрядные дела.
Структура самоуправления смены.
Работа по привитию навыков самоуправления
Выявление лидеров, генераторов идей.
Распределение обязанностей в отряде.
Закрепление ответственных по различным видам поручений.
Дежурство по столовой, игровым комнатам.
Организуется учёба в морской школе - школе юнг, где дети проходят испытание при зачислении на корабль (игры на знакомство), где можно научиться разным морским премудростям – морской терминологии, ориентированию, навигации, выживанию в трудных условиях, пению. Личное первенство между юнгами: на каждого члена экипажа в бортовом журнале заводится дневник «Мои успехи в школе юнг», где фиксируются достижения детей (рисуются морские звёзды разного цвета), выполняющих правила жизни экипажа и всего лагеря, активно участвующих в деятельности лагеря. После старта регаты каждый отряд (экипаж) получает отрядный флаг, на который делает и укрепляет эмблему. За победу в различных делах экипаж может получить знак успеха на свой флаг в виде якоря. Каждый якорь имеет свой цвет и значение:
Якорь красного цвета – 1 место и 15 миль;
Якорь синего цвета – 2 место и 10 миль;
Якорь зеленого цвета – 3 место и 5 миль.
За особые заслуги – золотой якорь.
Задача каждого экипажа – собрать как можно больше якорей, что может выявить лучший экипаж – суперэкипаж.
Для индивидуальной системы роста в каждом экипаже разработаны свои знаки успеха. Набрав 5 отличительных знаков успеха, участник игры получает звание «юнга» и отличительный знак – ленточку голубого цвета, который крепится к одежде при помощи маленькой булавочки. Те, кто зарабатывает в сумме 10 знаков успеха – присваивается звание «матрос» и выдаётся ленточка зеленого цвета. Звание «морского волка» и нагрудную ленточку красного цвета получают те, ребята, кто за смену набирает 20 знаков. 1 раз в 3 дня созывается Совет капитанов, который корректирует маршруты судов при помощи жеребьёвки, ведь во время регаты корабль может:
1. Сесть на мель. Чтобы сдвинуть корабль с места надо приложить физические силы. Для этого в экипаже провести спортивное мероприятие или водно-сухопутное соревнование.
2. Попасть в шторм. На моряков свалилось сразу всё: и вода, и ветер и т.д. Отряд в течение 3-х дней должен справиться с 5 различными по характеру заданиями.
3. На корабль напали пираты. Этот отряд получил чёрную метку. И между отрядами должно пройти соревнование «Огонь, вода и медные трубы». Если побеждают пираты, то они забирают у соперников 5 миль к своим победным.
4. Рифы. Они могут подстерегать ни о чём не подозревающие экипажи, когда они идут своим курсом. Если экипаж наскочил на них, то он должен составить новый маршрут для плавания (игра на местности по запискам).
5. Штиль – отряд должен сделать сюрприз для другого экипажа, чтобы поднять настроение.
6. Попутный ветер. Просто так принесёт команде 5 миль.
Ежедневно каждый экипаж получает 5 миль на карте плюс за победу в конкурсах и соревнованиях. Дежурный воспитатель может дать 5 миль за самый чистый отряд в столовой, кубрике и каюте. Совет капитанов по проведению регаты может дать ещё 5 миль за интересное отрядное дело (если оно еще описано и сдано в банк интересных дел).
Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в: названии экипажа; девизе, символах и атрибутах; законах и традициях отрядной жизни; игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, оформлении отрядного уголка. Информационное обеспечение программы «Весёлая регата» осуществляет пресс-центр лагеря.Написание заметок о жизни своего корабля и путешествия в целом для газеты «Бортовой журнал». Газета «Бортовой журнал» включает в себя: экран соревнований (экран поддержки чистоты, выполнение упражнений на зарядке, меню, план мероприятий на весь сезон лагерной смены «Весёлая регата».
В ходе игры ребята получат навыки коллективно-творческой деятельности.
Также в рамках программы в течение всей смены будут проводиться занятия в мастерских. Участники программы выбирают занятия исходя из своих интересов и потребностей. В ходе функционирования модели самоуправления реализовываются следующие функции:
Коммуникативная - способствует развитию различных форм общения «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «ребенок-общество».
Регулятивная - проявляется в процессе выполнения детьми управленческих, организаторских и исполнительских, постоянных и временных поручений.
Функции социальных связей.
Организаторская.
Досуговая.
Профориентационная.
Позиция взрослого при функционировании модели отражается в следующих правилах:
не подменять детей там, где они сами могут справиться;
поддерживать идеи детей.
уважать решение детей, помогать их реализовывать;
избегать прямого нажима, стараться убеждать, объяснять.
План – сетка
Вечер знакомств. Линейка открытия «Полный вперёд!» Линейка памяти «Всем, кто ушёл в бессмертие – посвящается!» Конкурсная программа
«Два корабля». Музыкальное шоу «Большие танцы».
Развлекательная программа
«Парадиз – коктейль» Большая игра «Пиратский клад»,
Праздник
«Пиратский день рождения». Круглый стол «Остров спорта»,
Спортивный конкурс «Морские состязания».
Открытие Олимпийских игр.
Акция: «Стоп – Пиво – Никотин!»,
Конкурс рисунков «Олимпиада – 2014 год в Сочи»
Народные игры.
Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни».
Закрытие Олимпийских игр. Награждение. Интеллектуальная игра «Счастливый случай»,
Интеллектуально-творческая игра «Золотая середина» Видеоролик «Водопады мира».
«Алые паруса» - конкурс стихов, рисунков, поделок. Разработка проекта «Живи, доброта!»
Коммуникативная игра «День влюблённых».
Игровая программа «Нам без шуток – никуда!»
Конкурс смешных историй Спортивно-развлекательная игра «Четыре корабля». «Бал цветов» - конкурсная программа с элементами литературно-музыкальной композиции. Конкурсная программа «Битва хоров».
«У самого синего моря…» - конкурс сказок на морскую тему. Ток-шоу «О красоте, о моде и хорошем настроении».
Конкурс
«Мисс – Жемчужина
Итоговое анкетирование.
Гала-концерт
Хит- парад «На морской волне!»
План воспитательной работы
«Весёлая регата»
Тема дня Название мероприятия Ответственный
«Вперёд, весёлая регата!»
Приём детей, оформление документов. Знакомство с техникой безопасности и правилами внутреннего распорядка лагеря.
Входная диагностика. Директор лагеря, воспитатели, медсестра
Игры, конкурсы «Ярмарка идей» (выбор названия отряда, девиза, эмблемы) Воспитатели,
вожатые
Игры на выявление лидера. Воспитатели
Линейка открытия «Полный вперёд!» Воспитатель
Дискотека
Хит-парад «На морской волне». Музрук, воспитатели
«Свистать всех наверх!»
Утренняя зарядка на корабле. Физрук, воспитатели
Операция «Уют» Воспитатели, медсестра
Спортивный час
Игра «Морские гонки». Физрук, воспитатели
Минутка здоровья «Мой рост и мой вес» Медсестра
Инструктаж для детей:
«Правила пожарной безопасности». Директор,воспитатель
Линейка памяти «Всем, кто ушёл в бессмертие – посвящается!» воспитатель, вожатые
Время творческих дел: выбор органа самоуправления отряда, оформление отрядных уголков. воспитатель
Праздничный концерт «На всех парусах». воспитатель, вожатые
Дискотека «Будем знакомы». Музрук
«Подводная одиссея»
Утренняя зарядка на корабле.
Минутка здоровья «Влияние физических упражнений на организм. Физрук, воспитатели
Операция «Уют» Воспитатели
Спортивный час «Морская эстафета» Физрук, вожатые
Инструктаж «Правила поведения детей при прогулках и походах». Директор, воспитатель
Минутка здоровья «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» Медсестра, воспитатели
РВС. Игровая программа «Прибрежные лабиринты».
Конкурс на лучший отрядный уголок. Воспитатели
Конкурсная программа «Два корабля». Воспитатель, музрук, вожатые
Сбор Совета капитанов. воспитатель,
Дискотека «Море волнуется раз…» Музрук
«Музыкальный залив»
Утренняя зарядка на корабле. Физрук, воспитатели
Операция «Уют» Воспитатели, медсестра
Спортивный час «Морская эстафета» Физрук, воспитатели
Минутка здоровья «Для чего мы моем руки?» Медсестра, воспитатели
Инструктаж «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде».
Медсестра, воспитатели
Музыкальное шоу «Большие танцы». Воспитатель, вожатые
Дискотека «Танцуют все!» Музрук,
«Молодёжь
на островах»
Утренняя зарядка на корабле. Физрук, воспитатели
Операция «Уют» Воспитатели, медсестра
Спортивный час «Зов джунглей» Физрук, вожатые
Минутка здоровья «В гостях у доктора Айболита». Медсестра
Лидер-шоу. Конкурс капитанов. воспитатель
•Экологическая тропа (туристический поход). Физрук, воспитатели, медсестра
•Викторина «Зеленые страницы». Воспитатель, вожатые
•Познавательно – профилактическое занятие «Огонь - друг, огонь – враг, берегись беды, когда ты у воды». Воспитатель, медсестра
Развлекательная программа
«Парадиз – коктейль» Воспитатель, вожатые
Дискотека «С2». Все экипажи в белом. Музрук
«Пираты на корабле» Утренняя зарядка на корабле. Воспитатели
Операция «Уют» Воспитатели, медсестра
Спортивный час с пиратами «Огонь, вода и медные трубы». Физрук, воспитатели,
Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию». Медсестра
Конкурс на лучшее поздравление для пирата. Воспитатели, вожатые
Большая игра «Пиратский клад». Вожатый, физрук
Совет капитанов. воспитатель
Праздник
«Пиратский день рождения». Воспитатель, вожатые
Дискотека «Авария» Музрук
Олимпийские игры
Утренняя зарядка на корабле. Физрук, воспитатель
Операция «Уют» Воспитатели, медсестра
Открытие Олимпийских игр. Физрук,. воспитатель
Соревнования по футболу, волейболу, пионерболу, шашкам, шахматам, легкая атлетика. Физрук, воспитатели,
«Неболейка» - урок здоровья. Первая помощь при ожоге. Медсестра
Круглый стол «Остров спорта». Воспитатель, вожатые, физрук
Спортивный конкурс «Морские состязания». Воспитатели, физрук
Дискотека «Танцуй, пока молодой!» Музрук
Олимпийские игры
Утренняя зарядка на корабле. Физрук, воспитатели
Операция «Уют» Воспитатели, медсестра
Спортивный час «Народные игры»
Турнир по шашкам и шахматам. Физрук, вожатый, воспитатели
Акция: «Стоп – Пиво – Никотин!», Медсестра, физрук
Конкурс рисунков «Олимпиада – 2014 года в Сочи». Воспитатели, вожатые
Совет капитанов. Воспитатель
Военно-патриотическая игра «Ни шагу назад!» Воспитатель
Дискотека «Физкульт – ура!» Музрук
Олимпийские игры
Операция «Уют» Воспитатели
Спортивный час «Мой весёлый звонкий мяч».
Турнир по пионерболу. Физрук, воспитатели
Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки». Медсестра, физрук
Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»
Акция «Голосуй за здоровье!» Физрук, воспитатель
Турнир по настольному теннису. Физрук, вожатые
Закрытие Олимпийских игр. Награждение. Физрук, воспитатели
Дискотека «Танцуют все!». Музрук
«Круиз эрудитов» Утренняя зарядка на корабле. Физрук,
вожатые
Операция «Уют» Воспитатели
Спортивный час «Знатоки спорта». Физрук
Минутка здоровья
«В здоровом теле – здоровый дух». Медсестра
Интеллектуально-творческая игра «Золотая середина». Вожатые, воспитатели
Совет капитанов. Воспитатель
Интеллектуальная игра «Счастливый случай». Воспитатель
Дискотека «Вернисаж» Музрук
«Водопад творчества»
Утренняя зарядка на корабле. Физрук,
воспитатели
Операция «Уют» Воспитатели
Спортивный час «Морской бой»
(игра-эстафета). Физрук, воспитатели
«Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых. воспитатель, вожатые
Видеоролик «Водопады мира». воспитатель
«Алые паруса» - конкурс стихов, рисунков, поделок. Воспитатели
Дискотека. Танцевально-экзотическое шоу с нательной живописью и фантастическими прическами «Морской бриз». Музрук , вожатые
«Океан любви» Утренняя зарядка на корабле. Физрук, воспитатели
Операция «Уют» Воспитатели
Спортивный час
Спортивные эстафеты «А вам Слабо?» Физрук, воспитатели
Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье».Викторина на тему: «Правила безопасного поведения на воде». Медсестра, вожатые
Разработка проекта «Живи, доброта!» Воспитатель, вожатые
Коммуникативная игра «День влюблённых». Воспитатели, вожатые
Дискотека. Танцевально – развлекательная программа «Ты – морячка, я – моряк!» Музрук, старший воспитатель
«Пролив Юмора» Утренняя зарядка на корабле. Физрук, воспитатели
Операция «Уют» Воспитатели
Спортивный час Физрук
Минутка здоровья «Смех – великий лекарь!»
Игровая программа «Нам без шуток – никуда!»
Медсестра, воспитатели
Конкурс смешных историй. Воспитатели, вожатые
Совет капитанов Воспитатель
Конкурная программа «Рассмеши комика!» Воспитатель
Дискотека «Чунга–чанга» Музрук, вожатые
«Мы на суше»
Утренняя зарядка на корабле. Физрук
Спортивный час «Лесная эстафета». Физрук, воспитатели
Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами» Медсестра
Конкурс плакатов « Береги природу». Воспитатели, вожатые
«Диалоги о животных» - викторина. Воспитатель
Урок безопасности «Не случится с вами беда – если будете соблюдать правила безопасности всегда!». Выпуск листовок по правилам безопасности, профилактике здоровья. Физрук, медсестра, вожатые
Совет капитанов. Воспитатели
Спортивно-развлекательная игра «Четыре корабля». воспитатель, вожатые
Дискотека «Разноцветная игра». Музрук
«Озеро Надежды»
Утренняя зарядка на корабле. Физрук, воспитатели
Операция «Уют» Воспитатели
Спортивный час «На дворе у нас игра» - подвижные игры на свежем воздухе. Физрук, воспитатели,
вожатые
Просмотр видеоролика «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы». Разработка проекта «В здоровом теле – здоровый дух» Воспитатель, медсестра, вожатые
Викторина «Рыбы, птицы, звери». Вожатые
Конкурс на лучший летний букет.
Музыкально – познавательная игра «Цветы в песнях».
Игра «Буриме» - сочинить стихотворение на заданные рифмы. Воспитатель, вожатые
«Бал цветов» - конкурсная программа с элементами литературно-музыкальной композиции. Воспитатель
Дискотека «Танцы на привале» Музрук
«Залив морских песен» Утренняя зарядка на корабле. Физрук, воспитатели
Операция «Уют» Воспитатели
Спортивный час (ориентирование с заданием) Физрук, воспитатель
Своя игра «Гигиена питания». Медсестра, воспитатели
Смотр песни и строя морских экипажей. Воспитатели, вожатые
Совет капитанов. Воспитатель, вожатые
Конкурсная программа «Битва хоров». Воспитатель
Дискотека «А когда на море качка». Музрук
«Морские байки» Утренняя зарядка на корабле. Физрук, воспитатели
Операция «Уют» Воспитатели
Спортивный час
Подвижные игры на свежем воздухе. Физрук, вожатые
Подготовка к конкурсу сказок на морскую тему. Воспитатели
Конкурс рисунков «Рыбное царство». Воспитатель
«Морская правда» - выпуск экспресс-газет экипажами. Воспитатели
«У самого синего моря…» - конкурс сказок на морскую тему. Воспитатель, вожатые
Дискотека «Танцуют все!» Музрук
«Пристань Жемчужин» Утренняя зарядка на корабле. Физрук
Операция «Уют» Воспитатели
Спортивный час «Морской футбол» (шуточная игра) Физрук, воспитатели
Минутка здоровья «Лекарство у нас под ногами». Медсестра
Совет капитанов. Воспитатель
Ток-шоу «О красоте, о моде и хорошем настроении». Воспитатели, вожатые
Конкурс «Мисс - Жемчужина Воспитатель
Итоговое анкетирование. Воспитатели
Хит- парад «На морской волне!» Гала-концерт. Вожатые, воспитатели
Дискотека «На балу у Жемчужин». Музрук
РЕЖИМ ДНЯ
8:30 – 8:40. С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
8:40-9:00. Всем ребятам на зарядку!
9.15-9.30Линейка (Построение)
На линейку быстро стройся!
76200876309.30-10.00 Завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
434340082550 10:00-13:30 Занятия по интересам
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить,
Все занятия хороши!
Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся,
В быстрой речке искупайся.
Раз пришел веселый час,
Здесь играют все у нас!
13.30-14.00
-7620034290 Обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
4114800698514.00-14.30
Линейка «Итоги дня»
Рейд чистоты
-381000-4445
А теперь всем: "До свидания!"
Завтра снова мы придем!
Принципы реализации программы.
«Дойти до каждого» - это основной принцип работы лагеря. В отряде 28-30 человек, что является почти оптимальным для организации работы в творческих мастерских и внутри отрядной жизни.
«Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому из пассивных поглотителей информации вырастают творцы, созидатели. Работа мастерских завершается выставками, итоговыми показами. Руководители должны чётко представлять, над чем и ради чего они работают.
«Уважай личность ребёнка». Создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребёнка.
«Принцип открытых дверей». Все службы лагеря доступны ребёнку (спортплощадка, мастерские).
«У каждого своё дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя ответственность, но общий результат.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания.
Принцип сочетания защиты и социального развития детей.
Атрибуты.
эмблема флаг
Девиз: «Друг за друга мы горой,
Таков обычай наш морской.
Каждое утро улыбкой встречай,
Если товарищ в беде – выручай!»
Морские законы
Закон Уважения
Закон Дружбы
Закон Честности
Закон Творчества
Закон Дисциплины
Закон Песни
Закон Чистоты
Закон Бережливых
Корабельная песня.
Напрасно нас бурей пугали,
Вам скажет любой моряк,
Что бури бояться нам стоит едва ли.
В сущности, буря – пустяк.
В буре лишь крепче руки,
И парус поможет в пути.
Гораздо трудней
Не свихнуться от скуки
И выдержать полный штиль.
Припев: Вперёд, друзья! Зовёт нас море,
И пусть нас поднимет волна
И вдаль за собой поведёт,
И если цель одна есть у вожатых –
То тот, кто не струсит и вёсел не бросит,
Страну Эльдорадо найдёт!
(Припев исполняется 2 раза)
(на мотив песни «За тех, кто в море)
Заповеди
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе.
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Рубрика «Пресс-центр»
Информационный стенд
Режим дня
«А у нас…» (план работы на смену)
«Собирайся народ – дел у нас невпроворот» (план на день)
«Приглашаем на кружок – торопись скорей, дружок» (график посещения)
Отчёт – рисунок о делах дня (дежурный отряд)
«Не грусти в семействе нашем, мы поем, танцуем, пляшем» (Музыкальное облачко)
Ящик «Задаем вопросы» (вопросы нач. лагеря, педагогам, вожатым)
«Прошу слова» (заявка на выступление)
Оформление отрядов
Название экипажей;
Девиз, эмблема, песня;
Органы самоуправления;
Экипаж- дружная семья – талантами сильна» (план на день)
«А сейчас для удивленья вам сюрпризы, поздравленья»
Планируемые результаты.
Метапредметные:
Личностные УУД:
формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в творческой деятельности, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей;
рефлексия способов и результатов деятельности.
формирование основ оптимистического восприятия мира.
Познавательные УУД:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД:
определение цели, функций участников группы, способов взаимодействия;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
умение договариваться, находить общее решение.
Ожидаемые воспитательные результаты:
Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия; о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска и нахождения информации; об основах разработки творческих проектов и организации коллективной творческой деятельности; Результаты второго уровня: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе, культуре, искусству, к труду, к другим людям
Результаты третьего уровня: получение опыта самостоятельного общественного действия, школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности,; опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества; первоначальный опыт эстетических переживаний, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; опыт общения с другими поколениямиопыт организации общественно значимых мероприятий художественно-эстетической направленности.
Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря по укреплению физического здоровья.
общее оздоровление детей.
укрепление здоровья детей через
соблюдение режима питания;
витаминизацию организма;
закаливание организма;
организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе.
Критерии эффективности программы
благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах;
удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
желание участвовать в работе лагеря в дальнейшем;
проявление инициативы детей в организации досуга;
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребенка;
укрепление связей между разновозрастными группами детей.
В лагере есть информационный уголок, материалы которого постоянно обновляются. Там можно найти: объявления о конкурсах, спектаклях и соревнованиях; распорядок на каждый день; фотографии с места событий.
Педагогические технологии, формы и методы работы по программе
Ведущая технология программы – игровая.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Активные методы работы различаются между собой как по своим целям и задачам, так и по степени их «приближенности» к личности. Наиболее глубоко проникающим в личностно-значимые сферы деятельности участников групповой работы является социально-психологический тренинг. Именно эта форма позволяет в реальных жизненных ситуациях, формировать недостающие навыки и умения.
Совещание – это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.
Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.
Достоинства этого метода:
снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;
участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;
эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.
Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Также в работу будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:
познавательные игры и викторины;
спортивные игры и соревнования;
психологические игры;
игровые тестирования, опросы, анкетирование;
концерты, фестивали, акции и др.
Виды деятельности
В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:
1. Коммуникативно-игровая деятельность – деятельность ребёнка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.
3. Аналитическая деятельность. Анализ игровых ситуаций, обсуждение, сопоставление с современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений осуществляется на Советах, спецмероприятиях (ролевые игры, игры по станциям, спор-шоу и т.п.).
Педагогическая диагностика и способы корректировки программы
Диагностика осуществляется в несколько этапов:
на организационном этапе будет происходить сбор данных о направленности интересов ребёнка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (тесты, анкеты, игры);
промежуточная диагностика позволяет корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации:
сочинение «Я вчера, сегодня, завтра»;
«Мой портрет» (ассоциация);
«Мой отряд» (рисунок, сочинение и др.);
итоговая диагностика помогает оценить результаты реализации программы (опрос, тестирование, анкеты).
Диагностика настроения. Настроение участников смены, их переживания и волнения, взаимоотношения, отношение к жизни в лагере образуют психологический климат коллектива. По итогам каждого дня каждый член отряда делает отметку на «мишени настроения». Затем на «часе отряда» совместно проводится анализ «мишени настроения» и выясняется общее настроение коллектива. По итогам строится график настроения. Это поможет корректировать работу, помогая тем, кому по каким-то причинам плохо и неуютно.
Мониторинг отрядов. Мониторинг – процесс наблюдения оценки и прогноза, процесс отслеживания деятельности отрядов, иными словами, это форма организации соревнования. Мониторинг проводится воспитателями на «часе отряда» по итогам каждого дня. Итоги фиксируются в мониторинг – карте.
Критерии оценки дня: позитив – что получилось, достижения, негатив – что не получилось, промахи, деловое предложение – как сделать лучше, настроение – эмоциональное состояние дня, выносим благодарность – поощрения. Мониторинг – карта заполняется ежедневно. На Совете лагеря анализируются результаты мониторинга. По итогам смены проводится полный анализ и поощрение отрядов. Диагностика физического развития детей составляется дважды: в начале и в конце смены. Фиксируются результаты физического развития по различным видам спорта. Диагностика необходима на протяжении всей смены: на «огоньках», после КТД, перед проведением какого-либо экспериментального мероприятия, по окончании лагерной смены.(См. Приложение 1.)
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
осмотр детей медицинским работником;
утренняя гимнастика;
соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
организация экскурсий;
организация здорового питания детей;
организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
Игровой тренинг «Давайте познакомимся!»
Игры на сплочение коллектива
Работа по развитию творческих способностей детей
Коллективно – творческие дела ( в соответствие с планом):
концертно - развлекательные программы;
игры –развлечения, викторины, соревнования;
экологические марафоны;
выставки рисунков и поделок.
Работа по этническо – патриотическому воспитанию детей
Конкурс художественного детского творчества (мини-выставка изделий детского декоративно-прикладного творчества: рукотворные игрушки-сувениры, полезные вещи в быту и т.д.).
Беседа «Поговорим о матушке-природе».
День памяти и скорби, конкурс рисунков на бумаге.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период.
Инструктажи для детей
«Правила пожарной безопасности».
«Правила поведения детей при походах».
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
«Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде».
Беседы, проводимые медицинским работником:
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
«Мой рост, мой вес»;
«О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя».
Использование предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
начальник летнего лагеря;
медицинский работник;
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
вожатые;
инструктор по физическому воспитанию;
обслуживающий персонал.
Научно-методическое обеспечение
наличие программы лагеря, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
проведение беседы для отрядных воспитателей;
подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
подбор реквизита для проведения дел;
подведение итогов, анкетирование.
Журналы «Воспитание школьника», «Классный руководитель», «ПедСовет».
Актовый зал укомплектован необходимой мебелью (столики, стулья, тумбочки, диваны, телевизор, DVD, музыкальный центр), наборами различных настольных игр.
Большая часть времени отводится пребыванию детей на свежем воздухе. На территории школы есть спортивно - игровая площадка.
Все события, происходящие в лагере, снимаются на цифровой фотоаппарат, в конце сезона набирается большой архив фотографий. Записанные на диск фотографии становятся прекрасным подарком для ребят.
Нормативно-правовое обеспечение
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституциия РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Трудовой кодекс Российской Федерации
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
Федеральный Закон №120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887 -2007 «Об услугах детям у учреждениях отдыха и оздоровления»
Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей. Санитарно-гигиенические правила и нормы.
Постановление. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации. Об утверждении санпин 2.4.2842-11 «Санитарно-эпидемиологическое требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха» от 18 марта.2011 №22
Литература
1. Горизонты лета (программы тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков). – М., 1997.
2. Здравствуй, лето! Сборник методических материалов в помощь организаторам отдыха детей. Вып.3/ Н.Э. Климова, Е.Б. Шарец. – Екатеринбург. Объединение «Дворец молодежи», 2002 г.
3. Игры для робинзонов. Кипарис -14. Методическое пособие для вожатых / авт.-сост. С.А. Куватов, Л.И. Дорогова, А.А. Ефремов. Педагогическое общество России, 2005 г.
4. Как сделать отдых детей незабываемым праздником: материалы авторских смен / авт. –сост. А.П. Гузенко и др. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
5. Кипарис – 7. Учебное пособие./ сост. И. Хуснутдинова. Педагогическое общество России. - Москва, 2004г.
6. Копилка вожатого: проблемы эффективного взаимодействия с детьми / авт.-сост. А.П. Красичкова, Д.Н. Зимин. – Волгоград: Учитель, 2007г.
7. Лето. Дети. Лагерь: сб. программ загородных лагерей в помощь организаторам летнего отдыха. – Омск, 2002.
8. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях) / сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
9. Организация летнего отдыха детей: сборник документов/ сост. Н.В. Останина; Центр внешкольной работы. – Реж, 2001г.
10. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие. / авт.-сост. М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: ЦГЛ, 2005 г.
11. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / авт.-сост. А.А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007г.
12. Решаем и планируем вместе: метод.пособие в помощь организатору. – М., 1998.
13. Советы бывалого вожатого. КИПАРИС – 9. Учебное пособие./ сост. Т.А. Юзефавичус.- М.: Педагогическое общество России, 2005г.
14. Справочник вожатого. Авт.-сост. С.И. Лобачева, О.Е. Жиренко. – М.: ВАКО, 2007. -
15. Учебно-методическое пособие/ под общей редакцией И.Н. Хуснутдиновой .-М: Педагогическое общество России, 2005 г.
16. Шмаков, С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия. – М., 1994.
17. Шмаков, С.А. Лето. – М., 1993.
18. Школа интересных каникул/ авт.-сост. С.Г. Огнева и др. – Волгоград: Учитель, 2007г
Приложение 1.
Организация рефлексии
№ Мероприятие Ответственный Дата
1. Совещание с педагогическим коллективом «Мониторинг в лагере» Ст. вожатая
воспитатель 2. Входное анкетирование Воспитатели,
ст. воспитатель 3. Рефлексия мероприятий. Воспитатели,
ст. воспитатель В теч. смены
4. Мониторинговое исследование «Выбор» Воспитатели,
ст. воспитатель 5. Мониторинговое исследование «Игра в слова» Воспитатели,
ст. воспитатель 6. Итоговое анкетирование Воспитатели,
ст. воспитатель ВЫБОР
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас хорошие вожатые.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.
У = общая сумма баллов / общее количество ответов
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
АНКЕТА(на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..
Я боюсь, что…………………………………………………………………………….
Пожалуйста, напиши также:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
МЕТОДИКА ОПРОСНИКА
Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, В детском лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.
В нашем детском лагере
Мне понравилось Мне не понравилось
1 1
2 2
И т.д. И т.д.
ИГРА В СЛОВА
Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда.»
Наш отряд – это _________________ и ________________ люди. Они собрались для того, чтобы ___________________ и __________________ провести время и научиться _______________________________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что _______________________________________________.
Наш отряд объединяет _______________мальчишек и ____________ девчонок.
Наши воспитатели помогают нам в ______________________________________ и нам вместе с ними ____________________ и ____________________.
АНКЕТА(в конце смены)
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
С кем из ребят ты подружился?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………..
Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________
ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Фамилия, имя.
Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …
Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось …
Несколько слов о нашем отряде …
Мои впечатления о лагере.
Если бы я был вожатым, то бы я …
Хочу пожелать нашему лагерю «Солнышко» …
Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?