Модульный урок Количественные и порядковые числительные

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Зеленокумска Советского района»













Модульный урок

Тема урока:  Имя числительное  как часть речи.  Количественные и порядковые числительные.

Класс: 6 а.

Учитель: Литвинова Н. Ю.




















2013-2014 учебный год
Тема урока:                    Имя числительное  как часть речи.  Количественные и порядковые числительные.
Технологии:                   модульная, групповая, проблемная, дифференцированного обучения
Цели урока:                  1) дать понятие о числительном как части речи (ИЧ), о количественных и порядковых ИЧ;
                                        2) учить отличать ИЧ от других частей речи;
                                        3) развивать навыки грамотного письма, грамотной  устной речи;
                                        4) воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего  товарища,
                                            умение работать в коллективе, умение слушать; культуру речи и общения.
Виды контроля:          самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.
 
                                                                 Карта учащегося
                                              ПАМЯТКА  для работы по модулю:
                                                                  Дорогой друг!
       Сегодня учить себя ты будешь сам. Сам оценишь свои достижения в изученной теме, используя Оценочный лист.
Помни, что работу с учебными элементами (УЭ)  необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце  каждого УЭ.  Не забывай, что у тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя.                  Используй это право!
      Фраза «Работа в парах!» означает, что при выполнении этой работы тебе придется  помочь своему  товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Работа в парах требует спокойной, без криков, работы, взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого.   Не забывай об этом!
        Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию.
       
 НЕ ТОРОПИСЬ!                               У ТЕБЯ ВСЁ  ПОЛУЧИТСЯ!                                              ЖЕЛАЮ  УСПЕХОВ!
  Учебный элемент

 
           Название учебного элемента. Цели и задачи.
Рекомендации по работе с модулем, примечания

УЭ-0
Постановка цели урока.
На этом уроке ты:
- познакомишься с новой частью речи;
- узнаешь, на какие разряды делится эта часть речи;
- научишься отличать   эту часть речи  от других частей речи.
В конце урока ты должен:
- знать  признаки  этой части речи;
- узнавать  разряды этой части речи;
- отличать   её от других частей речи;
- находить   эту часть речи  в тексте.
 

У УЭ-1
Проблемный подход к  изучению нового материала.
Цель:   самостоятельно определить тему урока.
Задание:  запишите в тетрадь  в столбик следующие слова
(с вопросами);  справа  определите   их морфологическую принадлежность.
 тройка, тройной, утроить, три, втрое, втроем, тройник, третий, тройственный, трилогия, трое, троица, трехэтажный, тридцатый
Задание:  изучите материал, данный в Приложении 1.
 
Вернитесь к своей работе и попробуйте еще раз выполнить задание.
С какой частью речи вы будете сегодня на уроке работать?
Запишите тему урока в тетрадь.
!Работа в парах!
Вы смогли выполнить задание?  В чем затруднение?
Обратитесь  к Приложению 1
!Самоконтроль!
Сверьте свою работу с контрольным листом учителя.

УУЭ-2
 
Изучение нового материала.
Цели:  -  познакомиться с ИЧ  как  частью речи;  
            -  научиться находить ИЧ в тексте, отличая его от  других частей  
               речи;
Задание: откройте учебник и прочитайте правило об ИЧ на стр. 145
Задание 1.  Прочитайте стихотворение А. Барто «Звонки». Распределите выделенные слова (вместе с вопросом) в два столбика: в первый - ИЧ, во второй – слова другой  части речи (с вопросом).
Я Володины отметки Узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой, Раздается три звонка. Если вдруг у нас в квартире Начинается трезвон - Значит, пять или четыре Получил сегодня он. Если он приходит с двойкой - Слышу я издалека: Раздается два коротких, Нерешительных звонка. Ну, а если единица - Он тихонько в дверь стучится.
Задание 2.  Найдите в следующих предложениях ИЧ.
                    Выпишите их  в столбик.
1) Не успели волны закрыть мальчика, как уже двадцать  молодцов  
     матросов спрыгнули с корабля в море.
2) Мимо бревно суковатое плыло;
    Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
    Зайцев с десяток скопилось на нём.
3) Все пятёрки в дневнике у Светловой Нади.
4) Один ум хорошо, а два лучше.
5) У маленькой скотинки сто монеток на спинке.
6) Наш дом восьмиэтажный.
Преобразуйте записанные вами  количественные ИЧ в порядковые и запишите их справа (во вторую колонку)
Молодцы! Вы справились с заданиями. Легко? Попробуйте  справиться с заданием  посложнее.  Будьте внимательны!
!Работа в парах!
 !Самопроверка!
Если необходимо, обратитесь еще раз  к Приложению1
 
 
Если необходимо, вернитесь на стр. 145 учебника и прочитайте еще раз правило о разрядах ИЧ. 
!Самоконтроль!
Сверьте свои ответы с контрольным листом учителя !Самооценка!
Оцените  задания 1 и 2   УЭ-2, используя оценочный лист.

УУЭ-3
Практическая работа по теме урока.
Цель: правильно применить   новые знания  по теме «Имя числительное. Количественные и порядковые ИЧ»
Задание:    Прочитайте и отгадайте загадку.   
Две ноги на трех ногах,
А четвертая в зубах.
Вдруг четыре прискакали
И с одною ускакали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом,
Да тремя по четырем!
Но четыре завизжали
                              И с одною убежали  ( К.И.Чуковский)
Запишите стихотворение в тетрадь.
Над количественными ИЧ напишите букву к. ,  над порядковыми – п.  
  Молодцы!  Вы справились с основными заданиями по новой теме!  
!Работа в парах!
 
!Взаимопроверка!
Поменяйтесь работами и, сверяясь  с контрольным листом учителя, оцените друг друга.
Результат занесите в Оценочный лист.

УУЭ-4
Тестовая проверка  знаний, умений, навыков, полученных по данной теме.
Цель:  за отведенное  время применить знания, умения, навыки, полученные по данной теме.
Задание. Тест.
1.  Какое из утверждений является неверным?
     А. Имя числительное обозначает число, количество  
          предметов или их порядок при счете.
      Б.  Имя числительное – служебная часть речи.
      В. Числительное  отвечает на вопросы сколько? который?   какой?
      Г.  Имя числительное изменяется по падежам.
2. Укажите слово, не являющееся ИЧ:
      А. пять      Б. пятеро      В. пятак      Г. пятый
3. Укажите слово, не являющееся ИЧ:
      А. десятеро         Б. две десятых    
      В. десятиэтажный         Г. десятый
4. Укажите количественное (-ые) числительные
      А. сто десять       Б. два      В. сто первый        Г. восьмой
5. Укажите порядковое (-ые) числительные:
      А. (на) втором         Б. (в) первом  
      В. двадцать пятый           Г. сто двадцать пять
Вы справились  с трудной работой! Молодцы!
Теперь вернитесь к УЭ – 0.
 Запишите ответы в тетрадь.
!Взаимопроверка!
Поменяйтесь работами и, сверяясь  с контрольным листом учителя, оцените друг друга.
Результат занесите в Оценочный лист.

У УЭ-5
 Подведение итогов (рефлексия)
1. Прочитайте цели урока (УЭ – 0).
2. Как вы считаете, цели урока достигнуты?
3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:
а) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;
б) я сам всё понял, но объяснить другому не возьмусь;
в) для полного понимания мне  нужно еще все повторить;
г) я ничего не понял
Если ты достиг поставленных целей, то смело переходи к самому ответственному этапу – экспертному контролю!
Если нет, еще раз обратитесь к уроку или проконсультируйтесь с учителем!
Обведи нужный для тебя ответ  вПриложении 2.

У УЭ-6

Домашнее задание.
Выполните  упр. 254
Найдите и запишите в тетрадь десять фразеологизмов, в состав которых входят количественные ИЧ.
 
Найдите в этимологическом словаре историю происхождения числительных  миллион, тысяча, сорок.
Ты обязательно справишься! Желаю успехов!
!Экспертный контроль!
Не забывай, что дома ты можешь воспользоваться материалами урока, сетью Интернет, толковым словарем
Даля или Ожегова  

                                     ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ  
    Учебный  
     элемент
(этапы работы)
            Критерии оценивания
                Количество  
                   баллов
         (заполняет учащийся)



УЭ – 1
Проблемный подход к изучению нового материала
Без ошибок – 14б
Одна ошибка  - минус один балл
т.е. 13 слов верно – 13 баллов,
       12 слов – 12 баллов и т.д.
     
            Max   14 баллов



УЭ – 2
 Изучение нового материала
  Задание 1
Без ошибок – 7б
Одна ошибка  - минус один балл, т.е. 6 слов верно – 6 баллов,
 5 слов –  5 баллов и т.д.
     
Задание 2
Без ошибок – 8б
Одна ошибка  - минус один балл, т.е. 7 слов верно – 7 баллов,
6 слов –  6 баллов и т.д.
   
     Мах  
 7 баллов
 
     
Мах
8 баллов

УЭ – 3
Практическая работа по теме урока
Без ошибок – 11 баллов
Одна ошибка  - минус один балл,
т.е. 10 слов верно – 10 баллов,
 9 слов –  9 баллов и т.д.
Верно отгаданная загадка  5 балла
          Мах 16 баллов                  
     
         
   



УЭ – 4
Тестовая проверка знаний, умений, навыков по теме урока
  Один верный ответ – один балл
                  Мах  5баллов                  



Итоговый  балл
за работу
45б  -  50б        «5»
35б  -  44б        «4»
25б  -  34б        «3»
Менее   25 б     «2»
                Max 50 баллов  



____________________(Фамилия, имя, класс, число)
____________________________________________________________________                                                                                (Фамилия, имя, класс, число)
 * Домашнее задание оценивается отдельно после выполнения.
Приложение 1                   
УЭ – 1      Проблемное изложение нового материала.
          Название «числительное» произошло от слова «число».
По частоте употребления в речи ИЧ занимает 8-ое место. Самые частотные числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. От них образовано много слов других частей речи.
Как же отличить ИЧ от других частей речи?  
1) Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.
2) Числительные отвечают на вопросы  Сколько?  Какой? или Который  по счету?
УЭ – 2      Изучение нового материала.
К заданию 1:  чаще всего имена числительные можно спутать с именами существительными!
                         Будьте внимательны!!!     Имена существительные отвечают на  падежные вопросы    
                         (что? чего? и т.п.)
Приложение 2
УЭ – 5        Подведение итогов (рефлексия)
1. Прочитайте цели урока (УЭ – 0).
2. Как вы считаете, цели урока достигнуты?
3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:
а) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;
б) я сам всё понял, но объяснить другому не возьмусь;
в) для полного понимания мне  нужно еще все повторить;
г) я ничего не понял
Уходя с урока,  оставьте  на своем рабочем  месте смайлик,  соответствующий выбранному вами результату рефлексии

Заголовок 215