Создание единого образовательного пространства в условиях реализации ФГОС ДО Тема: «Каждый ребенок имеет право на любовь и заботу родителей, имеет право воспитываться в своей семье»

АОУ ВО ДПО
«Вологодский институт развития образования»





«Создание единого образовательного пространства в условиях реализации ФГОС ДО»
(воспитатели малокомплектных ДОУ)







Бороухина Елена Александровна
Тема: «Каждый ребенок имеет право
на любовь и заботу родителей, имеет право
воспитываться в своей семье»
Социально-коммуникативное развитие
Возрастная категория: дети 6-7 лет








Задачи:
Познакомить детей с правом – воспитываться в своей семье, правом на любовь и заботу близких.
Познакомить детей со значением слова «семья».
Способствовать социально-нравственному развитию.
Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать в детях доброту, заботливое и внимательное отношение к своим родным и близким.
Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»
Форма организации детей на занятии: фронтальная
Форма проведения занятия: тематическое занятие
Материал для занятия:
Цветок, символизирующий права детей.
Модель семьи.
Толковый словарь С. И. Ожегова.
Мяч, детская панамка, два воздушных шарика (голубой и розовый).
Визитки с именами детей.
Индивидуальные альбомы с семейными фотографиями.
Листы бумаги, фломастеры.
Оборудование:
Магнитная доска.
Магнитофон.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о правах.
Изготовление цветка.
Рисование на темы: «Моя семья», «Я рисую свои права».
Работа с родителями по оформлению альбома: «Моя семья самая лучшая».
Оформление индивидуальных семейных альбомов.
Методы и приемы:
- наглядный
- словесный
- беседа
- проблемные вопросы









Ход занятия.

I.Вводная часть.
Здравствуйте, мои милые девчонки и мальчишки!
Воспитатель показывает два шарика: голубой - для мальчиков, розовый-
  для девочек.
Как славно девочек зовут:
Вот Яна - шелковый лоскут,
И Улечка- листва лесная,
Анюта - звездочка ночная.
Как славно мальчиков зовут:
Вот Дима - пушечный салют,
И Вадик - парус средь простора,
Егорка - ровный рёв мотора.
-Найдите свои визитки с именами на столе и прикрепите их к шарикам. Мы свяжем их вместе, чтобы показать, как мы дружно живем!
II. Основная часть.
- Дети, мы с вами много говорили о том, что у каждого человека есть свои права, в том числе, и у детей. Эти права написаны в специальном документе. Давайте вспомним, на что каждый ребенок имеет право?
Ответы детей: на лечение, на образование, на медицинское обслуживание, на жилье, на отдых. (Рассматривание цветка).

- Молодцы, вы уже достаточно много знаете прав. Сегодня мы познакомимся еще с одним очень важным правом – это право ребенка на любовь и заботу родителей, воспитание в семье.
- Как вы думаете, что такое «семья»? (Ответы детей)
- Кто живет в вашей семье? (Ответы детей) / Во время ответов детей воспитатель размещает на доске модель семьи, обобщает ответы детей./
- А давайте посмотрим, как про слово «семья» написано в толковом словаре: «Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми)».
- Сейчас я расскажу вам одну интересную историю. Несколько лет назад, когда вас еще не было на свете, встретились два человека. Они полюбили друг друга и создали семью. Любовь была так сильна, что они захотели подарить ее еще кому-то. И тогда появились вы.
- Кто были эти люди, которые создали семью до вашего рождения? (ответы детей).
- Правильно, это ваши папы и мамы. Родители еще до вашего рождения проявляли о вас заботу. Они хотели, чтоб дети родились здоровыми, красивыми, чтоб подходило имя, которое папа с мамой выбрали для вас. В это имя они вложили столько любви, надежды, ведь каждому имени соответствуют определенные качества: например, Лариса, означает – «скромная», Анна – «добрая», Виктория – «победа» и т.д. Знаете ли вы, что имя растет с человеком? Пока ребенок маленький, его называют уменьшительно-ласкательным именем. Ребенок вырастает и становится взрослым. И тогда его называют полным именем, по имени-отчеству.
Дидактическая игра «Назови свое имя».
Дети передают по кругу, по часовой стрелке, панамку, одевают ее, называя свое уменьшительно-ласкательное имя. Передавая кольцо против часовой стрелки, называют свое полное имя.
- Родители на протяжении всей жизни дарят вам свою любовь и заботу.
- Как вы думаете, что такое любовь? Забота?
- Легко ли жить без любви и заботы?
- Как можно почувствовать настроение родителей?
- Почему у мамы или папы может быть плохое настроение?
- Как можно улучшить настроение близких?
- Что они при этом почувствуют?
- Дети, помогите мне решить задачи:
Мама устала, прилегла на диван и уснула. Что приятное можно для нее сделать в этот момент? (ответы детей).
Два мальчика спорят, чья мама лучше. Первый говорит: «Моя мама самая хорошая, самая добрая, самая красивая». Второй говорит: «Нет, это моя мама самая хорошая, самая добрая, самая красивая» Что бы вы им ответили?
Вы идете с бабушкой по узкой дорожке, она боится упасть. Как бы вы поступили?
- Каждый человек считает, что его семья самая лучшая. Как считаете вы?
Дидактическая игра «Моя семья самая лучшая, потому что»
Дети встают в круг. В центре круга – воспитатель, бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, поймав мяч, говорит: «Моя семья самая лучшая, потому что»
- Дети, о чем мы с вами говорили сегодня на занятии? (ответы детей).
Воспитатель обобщает ответы детей: правильно, мы говорили с вами о папе и маме, бабушке и дедушке, братьях и сестрах, о том, как хорошо жить в своей семье. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в своей семье, право на любовь и заботу близких. (прикрепляет лепесток к цветку).
III. Работа за столами.
- Дети, сейчас можно взять свои альбомы, фотографии, посмотреть и вспомнить, как папа и мама, бабушка и дедушка любят вас, заботятся о вас. Улыбнитесь и нарисуйте, что вы чувствуйте при этом. А вечером, когда за вами придут, подарите свой рисунок маме или папе и скажите, что думали о них. Им будет приятно.

/Тихо звучит фонограмма песни «Первые шаги». Музыка С. Пожлакова, слова Ольгина./