Методическая разработка В стране занимательной математики
МБОУ ООШ №138
«В стране занимательной математики»
1 класс.
Учитель: Щербакова Л.М.
г.Самара
Тема: «В стране занимательной математики».
Форма: игра-путешествие.
Цели:
Образовательная:
закреплять вычислительные навыки в пределах 10
Развивающая:
развивать интерес детей к математике;
развивать их математические способности;
развивать внимание, память, логическое мышление, смекалку
Воспитательная:
воспитывать интерес к процессу познания, расширять кругозор учащихся
Оборудование: компьютер, презентация, конверты с заданиями, числовые домики , математический цветок, таблицы для быстрого счёта, таблицы с цифрами, ребусы, жетоны.
Ход занятия.
Учитель. Дорогие ребята и гости! Сегодня мы отправляемся в удивительную страну, страну занимательной математики.
Учитель. Математика – очень важная наука. Без неё не обходится ни один человек независимо от профессии. Математика-царица всех наук.
Дети.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом вы заметьте-ка,
Очень важная наука.
Дети:Ма-те-ма-ти-ка!
2.Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Дети:Ма-те-ма-ти-ка!
3. Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать,
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодиласьДети:Ма-те-ма-тика!.
Коллективный счёт от 1 до 10 и обратно.
Выстраиваем цифры в ряд,
Они нам много говорят.
Десять их , но сёстры эти
сосчитают всё на свете.
Учитель:
Цифры занять свои места.
Весёлый счёт.
1.Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
2.А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
3. А за двойкой – посмотри-
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков
Состоит из двух крючков.
4. За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
5.А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
6.Цифра шесть- дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
7.Вот семёрка –кочерга.
У неё одна нога.
8.У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.
9.Цифра девять иль девятка –
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
10. Цифра вроде буквы О-
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним единицу примостим.
Он побольше будет весить,
Потому что это - десять.
Учитель. А знаете ли вы ребята, что математика стала наукой только с появлением числа. Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счёта. В те далёкие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «5 пальцев», «5 яблок», «5 домов» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5». Так появились числа.
Но прошло ещё много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге.
Один из величайших математиков древности Пифагор, живший в Древней Греции, считал, что числа очень важны для жизни людей.
Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.
ми
ют
упля
ларом
чисрав
«Миром управляют числа».
Учитель. Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу, выражать различные величины, сравнивать, производить вычисления и многое другое.
Все эти знания нам пригодятся в нашей игре – путешествии по Стране занимательной математики.
В нашей игре участвуют две команды.
Команды представьтесь.
Команда «Круг»
Команда «Квадрат»
Каждая команда за правильный ответ будет получать жетон.
Итак игра начинается.МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
«Круг»
Сколько ушей у трёх малышей?
Сколько носов у шести псов?
Сколько дней в неделе?
У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука?
«Квадрат»
Сколько ушек у трёх старушек?
Сколько месяцев в году?
Сколько пальчиков на правой руке у мальчика?
У жука три пары ноu. Сколько всего ног у жука?
«Быстрый счёт»
Разминка для капитанов команд
Быстрый счёт
14
8 12 4
10
13 1 15
3
17 20 7
19
6 9 11
5
2 16 18
Математические ребусы
Каждой команде надо разгадать ребусы. Побеждает та команда, которая первой отгадает правильно все ребусы.
«Круг»
ПО 2 Л
7 Я
ЛАС.
С 3 Ж«Квадрат»
ВИ 3 НА
У . АК 3 СА
Р 1 А
Задачи в стихах
«Круг»
У маленькой Светы 4 конфеты.
Ещё 2 дала Алла.
Сколько конфет стало. 4+2=6
«Квадрат»
3 ромашки- желтоглазки,
2 весёлых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете 3+2=5
«Круг»
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? 6-1=5
«Квадрат»
Как то четверо ребят
С горки покатились,
Двое в саночках сидят,
Сколько в снег свалились 4-2=2
«Круг»
Ёжик по грибы пошёл,
Десять рыжиков нашёл,
Восемь положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везёшь
На своих иголках, ёж? 10-8=2
«Квадрат»
Ветер дунул, лист сорвал,
А потом упало пять.
Кто их может сосчитать? 1 + 5=6
Задачи - шутки
«Круг»
Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа.
Сколько птиц прилетело?
«Квадрат»
У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок.
Сколько всего детей у мамы?
Конструирование
Учитель. Математика – царица всех наук. Один из разделов математики – геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.
Учитель. Перечислите геометрические фигуры, которые вы видите:
Учитель. Это было задание для всех. А сейчас каждая команда получит конверт, в котором лежит квадрат, но он разрезан на несколько частей. Ваша задача – собрать квадрат, чтобы вам было легче, давайте вспомним его существенные признаки (4 угла, 4 стороны, все стороны равны).
Геометрия интересна тем, что здесь можно не только строить, измерять, вычислять, но ещё и фантазировать.
У каждой команды своё название. Сейчас вам предстоит пофантазировать, дорисовать геометрические фигуры, ставшие названиями команд, до известных предметов.
Ученикам выдаётся лист бумаги с изображением круга, квадрата или треугольника, которые нужно дорисовать до известного предмета.
Фольклор
Учитель. Творчество русского народа тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами. Вспомните, какое число в народе считается несчастливым? (Тринадцать).
Учитель. А вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках. Назовите пословицы и поговорки с числом «7».
Дети.
- Лук – от семи недуг.
- За семью морями.
- Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.
- Седьмая вода на киселе.
- До седьмого пота.
- Семь вёрст до небес.
- За семь вёрст киселя хлебать.
- На седьмом небе от счастья.
- Семеро одного не ждут.
- Семь бед – один ответ.
- Семь раз отмерь – один раз отрежь.
- У семи нянек дитя без глазу.
- Семь пятниц на неделе.
- В осеннее ненастье семь погод во дворе.
- Семеро с ложкой – один с сошкой.
Экология.
МАТЕМАТИКА И ЭКОЛОГИЯ Учитель. Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия. А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всём нужны числовые подсчёты.
17 кг чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека.
Человеку в день требуется 2 литра воды.
65 ударов в минуту делает сердце взрослого человека.
Учитель. Леса называют «лёгкими» нашей планеты, т.к. именно деревья поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Но, несмотря на их огромную пользу, на Земле каждую минуту вырубают 20 гектаров леса.
В отрывке из поэмы Н.А. Некрасова «Саша» описана трагедия вырубаемого леса. Послушайте внимательно этот отрывок и ответьте на вопрос:
«Круг»
Какие деревья вырубали, сколько их видов названо в стихотворении?
«Квадрат»
Какие живые обитатели леса убегают, сколько их?
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились –
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал,
В тёмную нору забилась лисица,
Машет крылом осторожная птица,
В недоуменье тащат муравьи,
Что ни попало, в жилища свои.
– А теперь вернемся к заданиям.
«Круг»: В стихотворении названо четыре вида деревьев: береза, ель, калина, дубок.
«Квадрат»: В стихотворении говорится о четырех видах животных: зайце, лисице, птицах, муравьях.
У. А не случится ли так, что по вине людей совсем не останется лесов? Как это предотвратить?
Д. Использовать леса бережно, по-хозяйски, собирать макулатуру и сажать молодые деревца.
Логика.
Учитель. Это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, рассуждать и доказывать свои мысли.
«КРУГ»
1.Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу? (4 кг)
2.На столе стояли 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан, поставив стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (3)
3.Два автобуса ехало в город. По дороге они встретили три легковые машины Сколько машин ехало в город?
«КВАДРАТ»
1.Что тяжелее – килограмм ваты или килограмм железа? (вес одинаковый)
2.На полке стояли детские книжки. Подбежала собака взяла одну книжку, потом ещё одну, потом ещё две. Сколько книжек она прочитает? ( ни одной – собаки не умеют читать)
3. Две девочки шли в парк, им навстречу шли пять подруг. Сколько всего девочек шли в парк?
Подведение итогов игры.
Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие.
Я уверена, что после такого количества разнообразных заданий вы стали ещё сообразительнее, находчивее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.
Математика – интересная, занимательная и полезная наука. Когда придёт время выбирать профессию, вы поймёте, что нет на Земле такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике.
Подсчёт очков. Награждение команды-победительницы
Всем спасибо за игру!.