Методическая разработка по музыке План-конспект урока музыки в 7 классе по теме: «Вечные темы искусства. Рок-опера Иисус Христос – суперзвезда»


Матвеев Евгений Васильевич
Учитель музыки
МБОУ СОШ № 34 пгт. Джубга
Методическая разработка по музыке
План-конспект урока музыки в 7 классе по теме:
«Вечные темы искусства. Рок-опера "Иисус Христос – суперзвезда»
Цель: познакомить обучающихся с направлениями современной музыки, научить в них ориентироваться. Познакомить учащихся с жанром рок - оперы; Рассмотреть драматургию развития и музыкального языка увертюры.
Задачи урока:
Воспитывающая: Воспитывать умение работать в коллективе, уважительно относиться друг к другу.
Обучающая: Обеспечить усвоение знаний обучающихся о направлениях рок-музыки.
Развивающая: Развивать музыкальный уровень обучающихся, способность чувствовать, понимать, любить явления искусства.
Развивать умение давать эмоциональную характеристику музыкальных образов.
Развивать умение вести беседу. Развивать память и речь, музыкальный слух.
Методы:
1)словесный
2)наглядно-зрительный
3)ретроспективы
4)похвалы
Оборудование: Фортепиано, баян, ПК, проектор, записи мп3, колонки, наглядности: фотография Э. Л. Уэббера, Т. Райса, группы deep-purple, презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель: Этой истории две тысячи лет. 2000 лет от Рождества Христова – так идёт летоисчисление во всём мире. На протяжении всего этого времени яркий образ Иисус Христа вдохновлял художников, писателей, композиторов на создание замечательных произведений. Интерес к событиям Библии, к жизни Иисуса Христа сохранился и в наши дни. Американский композитор Э.Л.Уэббер и либреттист Тим Райс рассказали о последних семи днях жизни Христа языком музыки в стиле рок, взяв для этого классический жанр оперы. 
Что мы знаем об этом музыкальном направлении?  (Ответы уч-ся). 

Вашему вниманию будет представлен небольшой музыкальный фрагмент. Постарайтесь определить – к какому жанру он относится.
Звучит начало песни «Суперстар».
- К какому жанру относится прозвучавшая музыка?

(Сейчас звучала увертюра из рок - оперы «Иисус Христос – суперзвезда»).
- Вы можете сказать, что такое увертюра?
- Ребята, а вы знаете, что такое опера?
- Что такое ария?
Тема нашего урока: «Рок- опера» ( Запишите тему урока в тетрадь)
Рок-опера – это сплав истории и современности, сплав, который открыл возможность сближать различные музыкальные стили прошлого и настоящего.
Жанр оперы существует уже 300 лет (300 лет зрители слушают в театре классические оперы!). Жанр рок-оперы появился во второй половине 20-го века.
«Иисус Христос – Суперзвезда» – одна из самых известных и величайших рок-опер в мире, с довольно длительной историей, ставшей шедевром и легендой мира музыки.
Никому не известный до этого момента молодой композитор Эндрю Ллойд Уэббер практически в одночасье стал знаменитостью. 12 октября 1971 года на Бродвее состоялась премьера  рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда». Молодые авторы были потрясены успехом постановки. Уже в августе 1972-го шоу открылось в Лондоне. А в 1973 году рок-опера была экранизирована. Фильм сняли в Израиле, в тех самых местах, где и происходили события, продемонстрированные в фильме. За 40 лет существования рок-оперы  «Иисус Христос – Суперзвезда» постановки шоу прошли на сценах 17-ти стран мира.
Основной вопрос, на который мы с вами должны ответить сегодня на уроке:
– Почему композитор написал это произведение в стиле рок ?
- Можете ли вы мне сказать, что лежит в основе любой оперы?
-Вспоминаем, что обозначает слово либретто?
(Либретто – это литературная основа оперы. Без него композитор не может написать оперы, т. к. в либретто записывается сюжет оперы или балета. В основу либретто может быть положен какой-нибудь исторический факт или литературное произведение.)В основу сюжета рок-оперы положены события Евангелие.
- Что такое Евангелие?
(Это книга, входящая в состав Библии, в которой рассказывается о жизни и смерти Иисуса Христа. Основой для сюжета рок-оперы стали евангельские повествования, события, произошедшие на заре Христианской Эры. В сюжете рассказывается о последних семи днях жизни Иисуса Христа.
Постановка рок-оперы сопровождалась большим скандалом. Представители церкви буквально прокляли её, потому что библейские события в либретто были представлены от имени Иуды, который впоследствии предал Иисуса Христа за «тридцать сребреников». Официальная церковь была возмущена тем, что рок-опера заканчивается сценой распятия Христа, а не Его чудесным воскресением (как повествует Евангелие). Высказывалось мнение, что раскрытие религиозных сюжетов языком рок-музыки может оскорбить чувства верующих людей.
Однако, темы, к которым обратились создатели этого произведения, вечные: это добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство… Каждое поколение людей пытается осмыслить эти темы по-своему. В рок-опере органично переплелись различные направления классической оперы и популярной музыки (такой как хард-рок, джаз, рок-н-ролл, балладный рок и др.), что сделало доступной библейскую легенду о Христе широкому кругу молодежи.
- Сейчас мы посмотрим фрагмент из кинофильма «Иисус Христос – суперзвезда» снятого по сюжету рок- оперы. Будет звучать ария Иуды.
Обращаю ваше внимание на то, что при прослушивании каждого музыкального фрагмента вам предстоит заполнить таблицу, постарайтесь определить, какие чувства испытывают действующие лица рок - оперы в тот или иной момент.
СЛУШАНИЕ: «Ария Иуды»
- Какие чувства испытывает Иуда?
- Как композитор с помощью музыки показал характер Иуды.
( Иуда возмущён: музыка гневная, бурная; он не понимает, почему Христос не хочет себя спасти, хотя это в его силах.)
Иуда в опере является воплощением человека, отягощённого земными страданиями. Он понимает, что Иисус Христос знает о его предательстве, но не меняет своего отношения к нему и даже не пытается ничего изменить, хотя может творить чудеса.
Слушание «Ария Иисуса Христа в Гефсиманском саду»
- Как звучал голос певца? (Сначала мягко, умоляюще, потом взволнованно, срываясь на крик)
- Ребята, охарактеризуйте музыкальный образ арии Христа.
- Как вы считаете, какой фрагмент арии можно назвать кульминационным?
- Как композитор с помощью средств музыкальной выразительности смог нам это передать?
( Перед последним куплетом звучат мощные, трагические аккорды в исполнении медных духовых инструментов).
Иисус осознает, что его ждет впереди, но не совсем понимает цели собственной жертвы, хоть и относится к этому как к судьбе, не подлежащей изменению. Иисус страдает от этого знания, он хочет понять, зачем Бог-отец посылает его на смерть.
-А теперь обратимся ещё к одному фрагменту.
-Под эту музыку появляется царь Ирод.
- Знаете ли вы, какую роль сыграет он в судьбе Иисуса Христа?
Слушание «Ария Ирода»
- О чём в этом фрагменте Ирод просит Иисуса Христа?
- Какая музыка по характеру? ( Танцевальная, «бездумная», глуповатая)
Почему ария царя Ирода написана композитором в танцевальном стиле? ( Потому что он глупый и не понимает, что чудеса в этой жизни просто так не происходят).
Теперь давайте проанализируем ваши таблицы. В чём сходства и различия между рассмотренными музыкальными образами. Кому из них вы сопереживаете и почему?
Итог урока.
-А сейчас пришло время вернуться к основному вопросу нашего урока.
- Почему Эндрю Ллойд Уэббер написал музыку этого произведения в стиле рок ?
- На слайде вам предложены варианты ответа на этот вопрос. Выберите (выпишите) тот, который вы считаете наиболее верным.
(Именно рок, как одно из направлений современной музыки, наиболее остро и точно передаёт всю гамму человеческих страданий и переживаний. Рок-музыка сделала более доступной библейскую легенду об Иисусе Христе широкому кругу молодежи.
Время создания рок- оперы совпало с периодом расцвета рок- музыки. Нельзя не сказать что аккомпанировали в рок-опере известные английские рокеры группа Deep-Purple, сольные партии исполнил лидер группы Ян Гиллан.
-Давайте попробуем доказать актуальность и современность этого произведения.
( События, показанные в этой рок- опере до сих пор волнуют сердца людей. Ведь во все времена композиторы обращались, обращаются и будут обращаться к человеку, его чувствам, мыслям. Будут отражать их в своих произведениях музыкальным языком, характерным для данной эпохи, страны.) А поскольку авторов рок- оперы, судя по всему, волновали судьбы творческих людей вообще и музыкантов в частности, то и Иисус в постановке напоминает рок-звезду (что и отражается в названии). И судьба его походит на судьбы знаменитостей – то толпа превозносит своего бога, то требует его крови. Чем не взлеты и падения мировых рок - идолов?
- Понравилась ли вам музыка, которая сегодня прозвучала? Опишите свои чувства.
-Если вас заинтересовала тема нашего урока, я советую вам прослушать ещё несколько произведений этого жанра.
(Подведение итогов. Оценки)Мне было приятно с вами общаться, надеюсь и вам тоже. Спасибо, до свидания.
Приложения
Приложение 1 (МУЗЫКА).
Трек 1 – начало песни «Суперстар», время звучания трека 1 минута 50 секунд
Трек 2 – первый раздел увертюры, время звучания трека 52 секунды
Трек 3 – первый и второй разделы увертюры, время звучания трека 2 минуты 13 секунд
Трек 4 – третий раздел увертюры, время звучания трека 1 минута 05 секунд
Трек 5 - четвертый раздел увертюры, время звучания трека 55 секунд
Приложение 2 (ВИДЕО).
Часть 1 – песня «Суперстар», время видеофрагмента 4 минуты 01 секунда
Часть 2 – увертюра, время видеофрагмента 5 минут 31 секунда