Урок по русскому языку для 8 класса (формирование коммуникативной компетенции на уроках развития речи) по теме «Сочинение-описание в художественном стиле»


Урок русского языка в 8-ом классе (формирование коммуникативной компетенции на уроках развития речи).
Урок разработала и провела учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №4». Данный урок построен с использованием некоторых стратегий технологии критического мышления.
Программная тема: сочинение-описание в художественном стиле.
Разговорная тема: личные впечатления от музыкального произведения А.Шейнина «Летний дождь».
Цели урока: развивать творческие интересы обучающихся, их критические способности и эстетический вкус;
показать возможности плана работы в виде «карты рассказа».
Стратегии: «карта рассказа», «5-минутное эссе», «музыкальный ларец».
Ход урока.
Сообщение учебных целей; проверка готовности к уроку.
Стадия вызова:
Вспомните, что такое рассказ? (Ответы сверяются с определением, до нужного момента закрытым: Рассказ – прозаическое произведение малого объёма с динамичным развитием сюжета; небольшое по объёму повествование, в котором действительно возможное происшествие).Как вы считаете, только ли литератор может стать автором рассказа? (Рассказывать может и художник, и композитор).
Сегодня я предлагаю вам услышать «музыкальный рассказ», но вначале прочитаю отрывок о музыке природы из стихотворения М.Ивенсена «Музыка».
Послушай: музыка вокруг. Ей служат ветер, плеск волны,
Она во всём – в самой природе, Раскаты грома, звон капели,
И для бесчисленных мелодий Птиц нескончаемые трели
Она сама рождает звук. Среди зелёной тишины.
Закрыв глаза, слушаем отрывок из музыкального произведения А.Шейнина «Летний дождь», стараемся зрительно представить музыку дождя.
Стадия осмысления услышанного.
Что вы услышали? (Пение птиц, шум дождя, шёпот листьев, стук падающих капель, музыку природы).
Какую картину вы увидели? (Летний сад, умытый дождём лес, красоту родной природы, разнообразие трав и цветов, радугу после дождя).
Что вы почувствовали? (Тепло летнего дождя, удары капель, спокойствие, умиротворение, вдохновение).
Для перехода к следующему этапу работы читаю отрывок из стихотворения А.Фета.
97155520065
Печальный дождик – музыка души,
Клавиатура чувств и настроений!
Его услышать, друг мой, поспеши
И принимайся с радостью за дело.
Итак, наше дело – написать сочинение по музыкальным впечатлениям. В этом нам поможет «Карта рассказа». (Работа с изменённой «Картой рассказа»).
«Карта рассказа» (подписывается учеником).
План Диалог между автором и слушателем
В музыкальном произведении Мои наблюдения
КТО? ГДЕ? КОГДА? О ЧЁМ? (Тема) ЗАЧЕМ? (Основная мысль) ПРОБЛЕМА (?) ПУТИ РЕШЕНИЯ КАК? КОМПОЗИЦИЯ Как вы думаете, в какой колонке будут «сухие» факты, а в какой найдётся место фантазии и творчеству? (Совместно заполняем 2-ую колонку, а 3-ю – самостоятельно).
Почему колонку «Мои наблюдения» нельзя заполнять сообща? (После её заполнения делимся впечатлениями, обсуждаем, добавляем).
Какие графы (строчки) останутся сегодня незаполненными, почему?


Рефлексия. Творческая работа.
Ваша задача – описать словами услышанную музыку. Напишите сочинение на тему «О чём мне рассказала музыка?». Стиль – художественный или разговорный; тип речи – описание (природы, чувств). (Для слабых обучающихся на доске написаны опорные слова, передающие «музыку дождя»).



(Дождевой веер, умытый дождём лес, прозрачные лужицы, белоснежные ромашки, слёзы летнего дождя и т.д.)
Текущий контроль на уроке: чтение нескольких текстов.
Информация о домашнем задании.
Выяснить и записать композицию музыкального произведения, сравнить её с композицией литературного произведения.
Сочинить слова для музыки «Летний дождь» (по желанию).