Конспект урока по литературному чтению по теме Метафора и олицетворение в поэзии С.Есенина Зима


Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Урок литературного чтения
«Олицетворение и метафора в произведении С. Есенина «Зима»
2 в класс
Составила:
учитель начальных классов Касенова Б.К.
2015 г.
Аннотация
Урок направлен на обучение находить в авторском поэтическом тексте литературные приёмы, при помощи которых поэт создаёт образы. Анализ содержания урока даёт возможность понять, как С.Есенину удалось создать образ суровой зимы, при помощи этих приёмов. Материал активизирует мыслительную деятельность методом поисковой деятельности. Создаёт условия на определение границ знания и незнания. Предугадывают возможные задания, исходя из учебного материала и выполняют поставленную перед собой задание, доказывают результат. Постановка учебной задачи организует учащихся по исследованию проблемной ситуации направляет на сотрудничество в групповой форме.
Пояснительная записка
Вариант конспекта урока №2 по теме «: Олицетворение и метафора в произведении С. Есенина «Зима» относится к главе № 5 . Кульминация! Вершина воображения…(9 часов).
Данное планирование разработано на основе регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений НСО, реализующего стандарты первого поколения на первой ступени образования, направленное на реализацию качественно новое личностно-ориентированной развивающей модели школы.
Стратегическая цель курса: закладывание основ воспитания интеллигентного человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения.
Текущая цель курса: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
Автор программы: Н.А.ЧураковаПрограмма допущена МО РФ, год издания 2003г.
Автор учебника: В.Ю. Свиридова, Н.А.ЧураковаГод издания 2005, Самара: Корпорация «Фёдоров»
Количество часов: в неделю - 3ч.; в год - 105 часов.
По учебному плану: в неделю - 3ч., в год - 105 часов.
Литература: 1. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. Москва 2003г.
2. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» 2 класс, Москва, 2002 год.
3. Учебник «Литературное чтение» 2 класс В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова.
4. Хрестоматия 2 класс, Н.А.Чуракова, В.Ю.Свиридова5. В.Г. Горецкий, Л.И.Тикунова «Контрольные работы в начальной школе по чтению». Издательский дом «Дрофа», 2000 год.
6. Ожегов «Толковый словарь».
7. О. Н. Тишурина «Писатели в начальной школе»
(дидактическое пособие к урокам литературного чтения). «Дрофа», Москва, 2003 год
Требования к уровню подготовки учащихся по «Литературному чтению»
к концу второго года обучения.
В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать:
-Названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
-Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).
-Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учёта скорости).
-Определять тему и главную мысль произведения.
-Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).
-Создавать небольшой устный текст на заданную тему.
-Делить текст на смысловые части, составлять его простой план.
-Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.
-Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные.
-Приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-Самостоятельного чтения книг.
-Высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.
Тема: Олицетворение и метафора в произведении С. Есенина «Зима»
Цель: учить находить в авторском поэтическом тексте литературные приёмы, при помощи которых поэт создаёт образы.
Задача: Нам надо понять, как Есенину удалось создать образ суровой зимы при помощи этих приёмов?
Единица содержания: поиск слов, которые подобрал поэт, чтобы нарисовать образ зимы?»
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий поисковой работой.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация).
Развивающие:
развитие внимания;
развитие фонематического слуха;
Экологическое воспитание

ХОД УРОКА
Этапы урока Деятельность учителя. Вопросы. Деятельность учеников. Предполагаемые ответы. Формы работы
1 Организация класса Пусть сегодняшний день принесет нам всем радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут  сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь. Мы начинаем урок литературного чтения. Валеологическая пауза
2. Работа с учебником с. 3
Слаид 1
Слаид 2 - Разгадайте на что хотел нацелить нас художник.
- Как понимаете выражение – «ход конём»?
- И нам предстоит разгадать зашифрованное слово из четырёх букв, сделав три «хода конём» -Шерлок Холмс и доктор Ватсон исследуют шахматную фигуру – коня.
- Это правильный ход, который приводит чаще всего к победе. - умение отстаивать свою точку зрения
3. Слайды картин русских и современных художников
4.Слаид портретпоэта(рассказ ученика) - Но сначала посмотрите и полюбуйтесь картинами русских и современных художников. Что их объединяет?
-
- Красота, волшебство зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов на творчество.
-Красота и волшебство зимы вдоновляли и вдохновляют многих русских поэтов на творчество.Сегодня мы познакомимся с одним из таких поэтов – это Сергей Есенин. -Тема «Зимний пейзаж»
С. Есенин родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской области в селе Константиново. Рос как и все сельские мальчишки, лазал по деревьям, ночевал в шалашах, скакал на лошади, любил ходить со взрослыми на охоту. Окончил церковно-учительскую школу, но учителем не стал. Уже в 15 лет начал сочинять стихи, многие из которых посвящены вечному – Родине, Матери, Природе, России, Любви.
Стихотворение «Зима» он написал, когда ему было всего 15 лет. - умение отстаивать свою точку зрения
Заранее подготовленный ученик
5.Сообщение учебной задачи урока Нам надо понять, как Есенину удалось создать образ суровой зимы при помощи этих приёмов(, олицетворения, сравнения и скрытого сравнения - метафоры.)
- Холмс задание даёт: « Какие слова подобрал поэт, чтобы нарисовать образ зимы?»
И приёмы, которые использовал автор 6.. Первичное знакомство с текстом
7. Повторное чтение стихотворения
8. Словарная работа
Слаид9. Анализ содержания стихотворения
10Перечитывание текста вслух законченными смысловыми частями.
11.Рассказывают дети на фоне чириканья воробьев
12.Физминутка
13.Работа с иллюстрацией в учебнике
14. Составление
синквейна
15.. Итог урока.
16.Рефлексия
17Дома : выучить наизусть или подобрать и выучить своё Стихотворение читает ученик под музыку итальянского композитора Вивальди
- Поделитесь впечатлениями. Понравилось вам стихотворение? Чем?
- Откройте ученик на стр.5. Прочитайте стихотворение и выделите непонятные слова.
Стозвон –)
Сиротливые –.
Сосняк –
Ставни –
Метелица –
Вьюга –
Вихри-
О ком или о чем это стихотворение?
- Как вы думаете, почему стихотворение на звано «Зима», а не «Воробышки»?
- Какой цвет можно увидеть в стихотворении?
- Какие разные картины-образы рисует в нем С.Есенин?
Поёт зима -аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка..- Что такое сосняк?
-В тексте встретилось слово “стозвоном”, поэт его придумал сам, как вы думаете, что оно обозначает?
- Как зима аукает этими звуками?
-- Как вы думаете, песня зимы похожа на колыбельную песню?
-- Найдите художественные приемы в этом трехстишии
- Как вы понимаете это слово?
-Как будем читать?
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
-Что такое метелица?
-Как это -“стелется ковром”?
- В этой части автор употребил такой поэтический прием как метафора – скрытое сравнение.
-Как будем читать эту часть стихотворения?
Воробышки игривые
Как детки сиротливые
Прижались у окна
Озябли пташки малые
Голодные усталые
И жмутся поплотней.
Как вы думаете, автору жалко воробышков?
- Докажите словами из текста.
- Какой прием использует Есенин?
- Как прочитаем эти строчки?
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней
- Какой образ нарисовал поэт?
- Найдите поэтические приемы.
- Как будем читать эту часть?
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная
Почему пташки не спят, а дремлют?
-Как будем читать эту часть?
-Найдите образы зла.
- Найдите образы добра.
- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?
- А как вы думаете, автору жалко их?
- Наверное, таких слов не нашел бы человек, равнодушный к птицам.
- Как вы представляете воробышков?
Это интересно:
- Вот уже несколько лет по в России проводится Акция "Покормите птиц!" В ней участвуют тысячи взрослых и детей, делают кормушки. А 15 января стали называть "Воробышкин день"
После урока литературы я предлагаю выйти, повесить кормушки и покормить пернатых. Давайте будем помогать выживать птичкам
- Кто желает прочитать теперь всё стихотворение?
.Рассмотрите в учебнике иллюстрации. К рисунку подберите строчки из стихотворения.
1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
- Как вы считаете, с какой целью писал Есенин это стихотворение?
- Что вы не знали, а сейчас знаете?
- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке в дальнейшей жизни? Как?
Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление?
- Удалось ли вам найти образы и приёмы, которые использовал автор, чтобы нарисовать картину суровой зимы?
- Прочитайте отрывок, найдите приёмы, которые использовал автор
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!*На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
-
– образ сильного мощного звона в сто колоколов. тоскливо одинокие, унылые
– молодой сосновый лес
створки для прикрытия окна снаружи.
- сильный ветер со снегом.
-- порывистое круговое движение ветра.
О зиме и о воробушках
Именно зима центральный образ
Серый с белым- заснеженный лес, воробышки – коричневый, солнце- желтое, весна - зеленое)
Зима в лесу, метелица на дворе, воробышки у окна, зимняя вьюга, сон воробышков)
Мощный звон в сто колоколов)
Сосны звенят одно за за другим , как будто аукают
- Нет, конечно, это звон сотни колоколов)
Олицетворения, эпитет мохнатый
- громко, напевно
Вьюга намела снегу, точно ковер расстелила
-тихо, с жалостью
- да, жалко
- пташки малые,
голодные, усталые
- сравнения Как детки сиротливые
- олицетворения А вьюга с рёвом бешеным, стучит и злится
- громко, без жалости
-замёрзли очень
- тихо
Вьюга,. вихри, метелица)
Воробышки, красавица весна
Грустное, жалко воробышек.

он слабый и наивный, весёлый и разговорчивый, живёт рядом с человеком;
- он серый и незаметный, заставляет улыбнуться и поверить в радость, творить добро.
Воробей – это быстрота, ловкость умение выживать и защищать себя.Это верность Родине, человеку.
1 вариант – к рисунку слева
2 вариант – к рисунку справа
1. Зима
2. снежная, суровая
3. Запорошила, замела, завьюжила.
4. Все животные замерзли.
5. Время года
1. Воробышки.
2. Игривые, сиротливые.
3. Прижались, озябли, дремлют.
4.Маленький, да удаленький.
5. Пташки.
Горят алмазы – олицетворение
- словно яркие лучи (сравнение) Фронтальная работа учащихся
Работа с текстом
Работа с текстом
Работа с текстом
-выбор информации
Информационная компетентность – переработка информации
Выбор информации
Групповая работа
Выбор информации
Экологическое воспитание
выбор
информации
Информационная компетентность – переработка информации