Технологическая карта к уроку . Тема Библейские темы в изобразительном искусстве ( 8 класс)
Технологическая карта урока к уроку№22-25_
Учитель: ИЗО и технологии
Предмет: Изо
Класс: 8
Тема урока: Библейские темы в изобразительном искусстве
Задачи:
Образовательные: Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (библейские темы в искусстве)
Учить применять ранее полученные знания.
Воспитательные: Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира, умение замечать его удивительные особенности. Воспитывать чувство коллективизма, дружбы, трудолюбия.
Развивающие: Совершенствовать свои умения. Развивать творческую фантазию, память, внимание, чувство гармонии. Развивать творческое и художественное мышление, умения и навыки.
Планируемые результаты:
Личностные: чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре; формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Предметные: 1.знать особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Зарисовки.
2. Ознакомление с Библейскими темами в живописи Западной Европы и в русском искусстве. Зарисовки.
3. Создание композиции на библейские темы, например: «Святое семейство», «Рождество».
4. Создание композиции на библейские темы, завершение работы
5. формулировать выводы об условиях и правилах необходимых для выполнения задания; 6.выделять характерные особенности наглядных объектов
Метапредметные: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.)
Межпредметные связи: Литература, СМИ, журналы.
Формы деятельности: фронтальная индивидуальная парная групповая
Формы обучения: деятельностный способ обучения, практикум исследования,создание композиции на библейские темысвоими силами.
Ресурсы:
Основные: компьютерная презентация, образцы репродукций икон, трафареты, бумага, краски, пастель.
Дополнительные: раздаточный материал сетевые ресурсы
Тип урока: обобщающий интегрированный урок.
Цель: 1. Содействовать развитию у учащихся творческого мышления, эстетического вкуса, формированию представления о культуре декоративного творчества.
2.Создать условия для закрепления знаний и умений, для выполнения практической и творческой работы.
3.Способствовать воспитанию художественного вкуса, уважения к традициям. Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
Организационный этап Вступительное слово. Повторение «Тематическая картина в русском искусстве XIX века». Рассказать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах, о роли эскизов и этюдов. О разнице сюжета и содержания. Самоопределение Смыслообразованияформулирование познавательной цели выдвижение гипотез и их обоснование Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) ЦелеполаганиеПостановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся.
Задачи.
Совершенствование у учащихся навыков рисования по представлению.
Совершенствование навыков работы графическими материалами.
Развитие творческого воображения. Смыслообразования Самоопределение выдвижение гипотез и их обоснование формулирование познавательной цели Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Целеполагание Планирование Прогнозирование
Актуализация знаний
о Б и б л и и:
«Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною,
твердою,
мудрою».
Иоанн Златоуст
Тема нашего урока сегодня –«Библейские темы в изобразительном искусстве»
Ознакомление с новым материалом
Мало кому из архитекторов удается спрятать за своими творениями тайну собственной души, уровень притязаний, интеллект. По оставленным домам можно судить об их создателях, читать их характеры подобно тому, как по почерку распознают личностные качества.
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить покой и мир в своём доме, оградить близких от зла и агрессии…
БИБЛИЯ – живой источник и для взрослых, и для детей. Открой библейские истории и вспомни некоторые из них, воплощенные в великих произведениях искусства… Нравственно-этического оценивания моделирование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий построение логической цепи рассуждений Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Целеполагание Планирование Контроль Коррекция Оценка
Первичное усвоение новых знаний В православных храмах всюду можно увидеть изображения святых и сюжеты из Библии
Фреска Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения в Новгороде
Богоматерь Владимирская
Спас
Троиц Андрей Рублев
Нравственно-этического оценивания Самоопределение Развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками построение логической цепи рассуждений анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений доказательство выдвижение гипотез и их обоснование Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Целеполагание Планирование Коррекция
Первичная проверка понимания
Первичное закрепление Презентация.
Вспомни и объясни какое изображение называют фреской, в чем ее отличие от иконы?
Православные иконописцы и художники Западной Европы по-разному видели и изображали Библейских героев:
Богоматерь Одигитрия Дионисий 1502 г.
Сикстинская мадонна Рафаэль 1512-1513 гг.
Мадонна Литта Леонардо да Винчи 1490-1491 гг.
Дай объяснение термину «канон». Каким образом он связан с иконографией?
Для чего необходима икона и для чего нужна картина?
Было время, когда не было ни дней ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть на них. По одному слову Господа Бога явились земля, солнце и всё-всё в мире…
Вспомни и назови, известные тебе, Библейские предания.
Определи, какое настроение стремятся передать художники, изображая райский сад.
Объясни, к каким видам изобразительного искусства можно отнести эти картины. Почему?
Определи, цветовые гаммы, в которых выполнены представленные работы?
Определи, какой момент из библейского предания Рембрандт воплотил на полотне.
Докажи, что освещение в картине – важный «помощник» художника.
Найди и дай краткое описание композиционного центра на картинах Рафаэля, Леонардо да Винчи и В.Боровиковского.
Объясни, на примере картин С.Ботичелли и В.Боровиковского, каким образом взаимосвязаны композиционное построение и формат картины.
Прокомментируй одинаковый выбор цвета одеяния Умение использовать различные способы , сбора, обработки, анализа, интерпретации и передачи информации Владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений Управление выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Умение определять общую цель и пути ее достижения Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка
Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Создайте эскиз композиции на темы Библейских преданий:
Райский сад
Всемирный потоп
Вавилонская башня
Блудный сын и другие ветхозаветные предания;
Благовещение
Рождество
Святое семейство
Ангел Хранитель
Жизнь и подвиги святых,
просиявших в земле русской
Дорога к храму Смыслообразованияанализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) поиск и выделение информации Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Целеполагание Планирование Контроль Оценка
Рефлексия (подведение итогов занятия) В ходе практической работы показана разнообразная деятельность учащихся.каждый выполнил индивидуальное задание .
Выводы, выставка работ, комментарии к работам. Выставление оценок. Уборка рабочих мест. Ознакомление с термином «Икона» , «Спас», Канон», «Библия». Дети ознакомились с особым языком изображения в христианском искусстве Средних веков, с Библейскими темами в живописи Западной Европы и в русском искусстве, создали свои композиции на библейские темы, например: «Святое семейство», «Рождество». Домашнее задание заключается в завершение работы
Научились применять ранее полученные знания.У нескольких детей было затруднение в работе с выбором тем, у других, с правильной постановкой композиции. С ними была проведена индивидуальное объяснение уч. материала с демонстрацией выполнения работ К концу урока должны знать: Должны знать о роли эскизов и этюдов. О разнице сюжета и содержания.
Уметь: выполнить эскиз на библейскую тему, жилого дома, используя полученные ранее знания. Целью урока было добиться эффекта нарисованной картины. Дети с интересом отнеслись к работе и она была выполнена успешно