Конспект урока по русской литературе на тему Миф об Орфее и Арионе


Тема: Мифы об Орфее и Арионе. А.С. Пушкин «Арион».
А. Родосский «Аргонавтика»
Класс: 6
Дата: 03.10.15
№ урока: Урок 8
(фрагменты).
Цель:
- продолжить знакомство учащихся с произведениями писателей разных эпох, отражающими мифы и легенды древней Греции, показать новые грани раскрытия образов античной литературы в произведениях этих писателей;
- развивать мышление и речь учащихся, аналитические способности и ассоциативное мышление;
- воспитывать эстетическое чувство, бережное отношение к литературному наследию.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
Беседа.
- Народ Древней Греции оставил всему миру множество легенд и мифов, с некоторыми из которых мы уже познакомились. Давайте вспомним, чем легенда отличается от мифа? Что между ними общего?
Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности, когда рассказы о наиболее важных событиях передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Со временем эти рассказы приобретали фантастические подробности.
Легенда – произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.
Миф – объяснение сложных явлений природы, происхождения мира и человека с помощью художественной фантазии.
- В легендах и мифах Древней Греции особое место занимает тема искусства. Вспомним миф об Орфее, великом певце, сыне музы Каллиопы. Своим искусством Орфей зачаровывал не только людей, но и зверей, и деревья, и реки, и самих богов. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой смиряя волны, помогая гребцам и прекращая споры между воинами.
Легенда об Арионе записана древнегреческим историком Геродотом. Арион, в отличие от Орфея, исторически реальное лицо. Он жил в 7 веке до н.э. Сохранился даже фрагмент одного из произведений Ариона – «Гимна к Посейдону».
- Когда и где происходит действие легенды об Арионе?
- Почему Арион оказался именно на этом корабле, плывущем в Коринф?
Он никому не доверял больше коринфян, поэтому, возвращаясь из Италии в Коринф, нанял корабль именно у коринфских мореходов.
- Как изображены эти мореходы? Почему они пытались убить Ариона?
Корысть, алчность, желание легкой наживы определили поведение коварных мореходов. Они знали, что Арион – великий певец, но знали и то, что он везет великое богатство, нажитое им в Италии и Сикелии. Однако убивать Ариона своими руками они не решились и заставили его самого лишить себя жизни.
- Что в образе Ариона вас особенно привлекает?
Арион талантливый человек, непревзойденный кифарет, который щедро делится своим талантом. Он достойно ведет себя перед лицом смерти, поет свою последнюю песнь, облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару. Он поет для преступников и храбро бросается в море в одеянии кифареда и с лирой в руках. Но он был подхвачен дельфинами, привлечёнными его дивным пением, и высажен у мыса Тенарон, откуда благополучно добрался до Коринфа.
- Какова главная мысль этой легенды?
В этой легенде говорится о спасительной силе искусства, об обаянии и красоте творца, о ценности искусства.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Арион».
Учитель читает стихотворение.
2. Словарная работа.
Тиран – (от «господин») – так называли насильственно захватившего власть в полисе и установившего единоличное правление.
Кифаред – тот, кто играет на кифаре.
Кифара – распространённый щипковый музыкальный инструмент античной Греции. На кифаре играли стоя, держа её перед грудью. Она считалась инструментом Аполлона.
3. Беседа.
- Что означает выражение «парус напрягали»?
Напрягать – 1) сделать упругим, натянуть; 2) приложить усилия, повысить степень проявления, действия чего-либо – натягивали, прикладывая усилия.
- Как вы объясните выражение «правил грузный челн»?
Управлял судном, лодкой, челном.
- Что такое риза? Элементом чьей одежды она является? Меняет ли пушкинский текст исконное значение этого слова или возвращает к нему?
Риза – обязательный элемент верхней церковной одежды священнослужителей. В стихотворении Пушкина это слово выражает авторское представление о священном, высоком предназначении искусства и его творца.
- Как сюжет легенды переосмыслен Пушкиным?
Корабельщики у Пушкина изображены соратниками, единомышленниками Ариона; Арион не бросается в море, он вместе с другими пловцами становится жертвой «вихря»: погибают все, кроме него, выброшенного на землю грозой. Главное в истории об Арионе для Пушкина – возможность сопоставить свое творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе по поводу гибели друзей, заявить о своей неизменной позиции: «Я гимны прежние пою».
- Стихотворение написано в несомненной связи с восстанием декабристов. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения своих связей с декабристами.
4. Слово учителя.
- Вам может показаться, что только поэты XIX-XX веков обращались к античным сюжетам, переосмысливали и перерабатывали их, но это не так. В третьем веке до нашей эры древнегреческий поэт Аполлоний тоже позволил себе (вопреки традиции) переосмыслить миф об аргонавтах, из-за чего его эпическая поэма не сразу была понята и принята современниками.
Аполлоний Родосский - древнегреческий эпический поэт и грамматик, родился около 270 г. до н.э. в Александрии (по другим сведениям - в Навкратисе). Более всего он известен эпической поэмой «Аргонавтика» в 4 кн. (всего 5835 стихов), повествующей о приключениях аргонавтов.
Произведение «Аргонавтика», написанное в духе, совершенно противоположном тому, в котором писались обыкновенно поэтические произведения александрийской школы, сначала не имело никакого успеха, что повлекло за собой ссору его с учителем Каллимахом. Каллимах полагал, что к некоторым уже доведенным до совершенства жанрам, прежде всего к гомеровскому эпосу, обращаться более не следует, а использовать следует меньшие, более отточенные литературные формы.
После ссоры с Каллимахом Аполлоний оставил Александрию и отправился в Родос. Тут он переработал «Аргонавтику» и приобрёл себе вскоре как учитель и писатель такую славу, что родосцы даровали ему гражданство. Здесь же он получил свое прозвище – Родосский. Позже он вернулся в Александрию и стал после Эратосфена начальником знаменитой Александрийской библиотеки.
Его грамматические сочинения, точно так же как и некоторые стихотворения, пропали, за исключением нескольких отрывков; сохранилась только эпическая поэма «Аргонавтика», в которой более выразилась учёность и прилежание, чем поэтический талант, хотя некоторым местам нельзя отказать в поэтической красоте. Римляне очень высоко ценили это произведение; Публий Теренций Варрон перевёл его, Вергилий, в особенности же Валерий Флакк подражали ему; множество комментариев на эту поэму доказывают, как усердно ею занимались.
Поход аргонавтов за «золотым руном» свидетельствует об особом интересе поэта к мифологическому преданию. Интересно то, что героические образы в поэме отсутствуют. А в центре замечательной по литературным достоинствам III песни поэмы - изображение влюбленной Медеи, а вовсе не героические подвиги. Тема любви Медеи к Ясону разработана с большим вниманием к психологии чувства. И в этом выразилось новаторство Аполлония Родосского.
5. Чтение отрывков из поэмы «Аргонавтика». Беседа.
Учитель или ученики читают отрывки из поэмы (стр. 79-80 учебника).
- Каким предстает в поэме искусство Орфея?
- Какое впечатление произвело пение Орфея на слушателей?
- Что помогает певцам Орфею и Ориону избежать участи других смертных?
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
Творческое задание.
- Попробуйте, опираясь на ритмическую схему, написать гекзаметром небольшое стихотворение об Орфее или Орионе.
(Ритмическую схему гекзаметра учитель изображает на доске и несколько раз озвучивает ее вместе с учащимися.)
V. Этап информации о домашнем задании
1. Прочитать миф о подвигах Геракла и отрывок из произведения Д. Апдайка «Кентавр».
VI. Этап рефлексии