Рабочая программа по праву. (10 класс). Учебник: Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Право. Базовый и углублённый уровни ООО Дрофа



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по предмету «Право» составлена для учащихся 10 (класса с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля) Данная рабочая программа для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по предмету «Право», базисного учебного плана, федеральных примерных программ общего образования, а также в соответствии с Примерной программой среднего образования по Праву для базового уровня.
Программа ориентирована на УМК Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и авторской программы «Право. 10-11 классы, базовый уровень». А. Ф. Никитин. – «Дрофа», 2008г. Учебник: Никитин А.Ф., Никитина Т.И.
Право. Базовый и углублённый уровни ООО "Дрофа"
Основанием выбора данной авторской программы является использование в учебном процессе учебника автора,
Место предмета в базисном учебном плане
Данная программа разработана для учащихся 10 класса, на основании БУП 2004 года рассчитана на изучение 0,5 часа при 34 учебных неделях. Материал изучается на базовом уровне.
Правовое образование в старшей школе обеспечивает изучением Права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Правовая информация, представленная программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Право, как учебный предмет на базовом уровне, обеспечивает изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государственного управления, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета, курса, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Изучение права на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Формы организации образовательного процесса и технологии обучения:
Выбор форм занятий в каждом конкретном случае и на различных этапах обучения определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем общего развития учащихся, образовательной целью и многими другими факторами.
Программа предполагает использование следующих форм обучения: викторина, учебная игра, презентация, защита проекта, индивидуальная работа, работа в группах, а также фронтальная.
Программа предполагает использование следующих методов обучения: лекция, семинар, рассказ, беседа, диспут, самостоятельная работа, наблюдение, методы системного анализа, игровой метод, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, работа с книгой, частично-поисковый и проектно-исследовательский. Эта работа осуществляется на основе также использования компьютерных технологий.
Виды и формы контроля, сведения о системе оценивания.
Контроль дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты, осуществить коррекцию знаний и навыков; позволяет повысить мотивацию, инициирует творческую деятельность, является средством обучения и развития. Он должен быть естественным продолжением обучения.
Дидактические принципы: системность, последовательность, доступность, дифференцированность; опора на базовые знания; содружество в совместной деятельности педагога и учащихся; индивидуально-ориентированный подход; гуманизация воспитания и обучения; преемственность, традиции; творчество и вариативность;
Предусмотрены следующие виды контроля: входной, промежуточный и итоговый контроль, также текущий в виде опроса; наблюдения; самоконтроля; взаимопроверки и взаимного контроля; беседы с элементами опроса; тестирования; исследовательской работы и контрольной работы.
Нормы оценок:
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Оценка «5»- материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4»- в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3»- в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Планируемый результат подготовки учащихся на конец учебного года в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования
Планируемый результат подготовки учащихся на конец учебного года в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).








Учебно-тематический план


Раздел
Тема
Кол-во
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (количество часов




Контрольные
Лабораторные,
практические работы, проекты
экскурсии и иные

1

Раздел 1. История и теория государства и права. (7ч.):
Глава1. Из истории государства и права.


4

1


2

Глава2. Вопросы теории государства и права.

3




3

Раздел 2. Конституционное право. (9 ч.):


1


4

Глава3. Конституция Российской Федерации.

4




5

Глава 4. Права человека.
4




6

Глава5.Избирательное право и избирательный процесс. (

1




7

Итоговое обобщение курса.
1
1





Итого по курсу права за год: 34 часа КР -1 Практических работ -2

















Учебная программа

Раздел, тема, урок
Тип урока
Содержание
Планируемый результат
Рабочее поле

1


Введение. Происхождение государства и права. Право Древнего мира.
комбинированный
Происхождение права и государства. Право в системе социальных норм. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования.
Знать Право в системе социальных норм.
Уметь делать:
-самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
-разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя.
-формулировать и защищать собственную точку зрения с использованием правовых норм;
-применять полученные знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
§1-2, введение,
термины, с. 10-11 схемы.
тестирование
творческое задание


2


Право Европы в Средние века и Новое время. Становление права в США.
комбинированный
Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства.
Уметь делать:
-самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
-разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя.
-формулировать и защищать собственную точку зрения с использованием правовых норм;
-применять полученные знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
§3,4,личности, теории.
словарный зачет

3


Развитие права в России IХ-н. ХIХ в. Российское право в ХIХ-ХХ в.
комбинированный
Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники (формы) права.
Уметь делать:
-самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
-разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя.
-формулировать и защищать собственную точку зрения с использованием правовых норм;
-применять полученные знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
§5-6,даты, правоисточники, личности. сравнительная таблица


4


Советское право в 1917-1991 г. г. Современное Российское право.
комбинированный
Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основные отрасли права.
Уметь делать:
-самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
-разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя.
-формулировать и защищать собственную точку зрения с использованием правовых норм;
-применять полученные знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
§7-9,даты, источники личности.

5


Государство, его признаки и формы. Право. Система права. Источники права.
комбинированный
Правотворчество. Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок.
Уметь делать:
-самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
-разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя.
-формулировать и защищать собственную точку зрения с использованием правовых норм;
-применять полученные знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
§ 10-11 с.63 и
с. 68-признаки,
с. 65-66- формы, с. 67-виды даты, с.70-74-схемы.
тестирование

6


Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей.
комбинированный
Правовые отношения. Законность и правопорядок. Механизм правового регулирования. Правосознание и правовая культура. Законотворческий процесс в России.
Знать Законотворческий процесс в России.
Уметь делать:
-самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
-разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя.
-формулировать и защищать собственную точку зрения с использованием правовых норм;
-применять полученные знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
§ 12-13,
схема с. 77.
творческое задание
работа в группах


7.


Право и другие сферы общества. О философии права в России.
комбинированный
Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды.
Уметь делать:
-самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
-разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя.
-формулировать и защищать собственную точку зрения с использованием правовых норм;
-применять полученные знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
§14-15,
с. 85 схема, идеи, подходы,
зад. 7 с. 94.
презентация

8.


Понятие Конституции, её виды. Конституционализм. Конституции в России. Конституция РФ.
комбинированный
Юридические факты. Юридический конфликт.
Уметь делать:
-самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
-разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя.
-формулировать и защищать собственную точку зрения с использованием правовых норм;
-применять полученные знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
§16-18,
с.97-схема, документы.
работа в группах

9.


Основы конституционного строя. Гражданство в РФ. Федеративное устройство.
комбинированный
Понятие правонарушения. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
Уметь делать:
-самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
-разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя.
-формулировать и защищать собственную точку зрения с использованием правовых норм;
-применять полученные знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
§19-21
с.111-элементы, с.113-схема,
с.117-схема, нормы.
словарный зачет

10.


Федеративное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Законодательный процесс в РФ.
комбинированный
Преступление и наказание.
Уметь делать:
-самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
-разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя.
-формулировать и защищать собственную точку зрения с использованием правовых норм;
-применять полученные знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
§22-24,
с.120-формы гос-ва,
с.129-виды парламентов, с.130-ФС РФ, с.137-стадии, полномочия.
проблемные задачи

11.


Правительство РФ. Судебная власть в РФ. Прокуратура. Местное самоуправление.
Лекция
Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание и правовая культура.
Уметь делать:
-самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
-разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя.
-формулировать и защищать собственную точку зрения с использованием правовых норм;
-применять полученные знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
§25-27,схемы, полномочия, функции.

12.


Права и свободы человека и гражданина. Международные договоры о правах человека.
Самостоятельная работа
Правовое поведение.
Уметь делать:
-самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
-разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя.
-формулировать и защищать собственную точку зрения с использованием правовых норм;
-применять полученные знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
§ 28-29, основные права, документы.
Работа в группах

13.


Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Право на благоприятную окружающую среду.
комбинированный
Правовые системы современности. Англо-саксонская, романо-германская, мусульманская правовые системы.
Уметь делать:
-самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
-разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя.
-формулировать и защищать собственную точку зрения с использованием правовых норм;
-применять полученные знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
§30-33,виды прав, источники.
Презентация


14.


Права ребёнка. Нарушения прав человека.
комбинированный
Система российского права.
Знать Законотворческий процесс в России.
Уметь делать:
-самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
-разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя.
-формулировать и защищать собственную точку зрения с использованием правовых норм;
-применять полученные знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
§ 34-35,
с. 218-схема, типы систем, термины.
Работа в группах

15.


Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени.
комбинированный Контрольная работа
Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс.
Знать Гражданство в Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс.
Уметь делать:
-самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
-разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя.
-формулировать и защищать собственную точку зрения с использованием правовых норм;
-применять полученные знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
§ 36-37, способы, виды, принципы защиты прав, источники.
Тестирование
Презентация


16.


Избирательное право. Избирательные системы и избирательный процесс.
семинар
Конституционные обязанности. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Конституционное судопроизводство.
Знать Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Конституционное судопроизводство.
Уметь делать:
-самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
-разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя.
-формулировать и защищать собственную точку зрения с использованием правовых норм;
-применять полученные знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
§ 38-39, термины, повторить § 1-39, подготовиться к к.р.
Работа в группах

17


Итоговое обобщение курса. Итоговый контроль.
повторительно-обобщающий
повторение и обобщение содержания курса
ЗУН по курсу
§ 1-39, повторить. К. Р.










Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса


Учебник
Учебные пособия для обучающихся.
Методические пособия для учителя
Материально-техническое обеспечение (ИКТ)


Интернет –ресурсы

1. Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. М, 1999
2. Алексеев С.С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. М, 1997.
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
4. Баглай М.В. Дорога к свободе. М., 1994.
5. Берлин И. История свободы: Россия М., 2001.
6. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество в 2-х ч. М,2006
7. Власть и право: Из история русской правовой мысли. Л., 1990.
8. История русской правовой мысли: Биографии, документы, публикации. М., 1998.
9. Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика М., 1990
10. Мухаев Р.Т. Хрестоматия по истории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000.
11. Политическая история России: Хрестоматия для вузов. М., 1996.
12. Сахаров А.Д. Мир. Прогресс. Права человека. М, 1990.
13. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1990.
Тематика проверочных работ
1.В.М. Сапогов. Поурочные методические разработки. 10-11 класс. Изд. «Русское слово» М.: 2009.
2.Гражданский кодекс РФ. – М., 2002.
3.Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.
4.Уголовный кодекс РФ. – М., 2002.
5.Семейный кодекс РФ. – М., 2002.
6.Административный кодекс РФ. – М., 2002.
7.Конституция Р.Ф. – М., 2008.
8.Комментарии к Конституции РФ. – М., 2008
9.Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2006.
10.Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков . М., 2005.
11.Правоохранительные органы: Учебник/ Л.К. Савюк М., 2006.
12.Интернет ресурсы (федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.)
Наглядно-демонстративные пособия.
Технические средства обучения.
Учебно-практическое оборудование.
Мультимедийный комплекс
Аудиторная доска




Тематика рефератов и презентаций

Теории происхождения государства.
Экономические, социальные и политические причины появления законов в древних государствах.
Мораль и право как мера поведения человека.
Взаимоотношения государства и общества.
Дискриминация и ограничение дееспособности.
Причины противоправных действий.
Роль общества в недопущении противоправных явлений.
Наказание и справедливость.
Экономические предпосылки реализации принципа законности.
Правовой нигилизм и пути борьбы с этим явлением.
Значение правовой культуры для развития государства.
Роль личности в формировании гражданского общества.
Происхождение сущность государства и права.
Гражданское общество
Правовая система.
Структура правоотношений.
Правонарушения юридическая ответственность.
Права человека и их защита.
Конституционное право РФ.

Лист внесения дополнений и изменений в рабочую программу.
















Заголовок 215