Урок на тему Библейская тема
МОУ Слизневская ООШ
Конспект урока по изобразительному искусству
«Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь.»(Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»)
Учитель Киселёва Н.В.
Класс 7
Слизнево 2012 год
Урок № 8 третья четверть 7 класс
Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь.
(Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»)
Цель: сформировать представление о библейской теме в изобразительном искусстве на примере картины Рембранта «Возвращение блудного сына».
Задачи:
познакомить учащихся с великой картиной Рембранта «Возвращение блудного сына»;
Сформировать представление о сложном мире сюжетной картины;
Формировать зрительские умения и навыки;
Воспитывать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;Развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка.
Оборудование и материалы:
репродукция картины Ремрандта «Возвращение блудного сына»;
Портрет Ремрандта;
Плакаты с эпиграфами;
Музыкальный ряд: Четвёртая симфония А.Шнитке;
Токато и фуга ре минор И.-С. Бах;
«Прекрасное далёко» Е.Крылатова;
мультимедийная презентация.
Методы:
Рассказ
Ролевая игра (подвижная минутка)
Беседа
Рассматривание художественного произведения
Интервью (по ролям), сообщение по итогам интервью с родителями
Практическая работа
Домашнее задание
Эпиграфы к уроку:
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не бесчинствует, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, всё покрывает, всему верит, всему надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…
Евангелие от Павла
Ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех приручил.
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Антуан де Сент-ЭкзюперХод урока:
Учитель: «Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».
Слайд 1
Эти слова Джона Донна американский писатель Эрнест Хемингуэй взял эпиграфом к роману «По ком звонит колокол».
И в самом деле, жизнь невероятно сложна и полна неожиданностей, в любой момент в судьбе каждого из нас может «зазвонить колокол», возвестив о потере, несчастье.
Важно быть готовым с честью пережить испытание и помочь ближнему справиться с горем. Для этого нужно быть милосердным, уметь любить и прощать.
Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о всепрощающей любви, ощутить её.
Слайд 2
Существует вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всём протяжении своей истории.
Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви – одна из таких тем. Её-то и воплотил в своей картине «Возвращение блудного сына» голландский художник Харменс ванн Рейн Рембрандт.
Слайд 3,4
Нам сегодня нужно понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал своё полотно. В его основе лежит библейский сюжет – «Притча о блудном сыне».
Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощении, ненависти и всепрощающей любви.
Сценка. Притча о блудном сыне
Автор: У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу:
Младший сын: Отче! Дай мне следующую часть имения.
Автор: И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно.
Когда прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал:
Младший сын: Сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я
умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему:
«Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих».
Автор: Встал и пошёл к отцу своему. И когда был ещё далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему:
Младший сын: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим»
Автор: А отец сказал рабам своим:
Отец: Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил; пропадал и нашёлся.
Автор: И начали веселиться. Старший же сын его бал на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил:
Старший сын: Что это такое?
Слуга: Брат твой пришёл; и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым.
Автор: Он осердился и не захотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Отец: Сын мой, идём к нам.
Автор: Но он сказал в ответ отцу:
Старший сын: Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка.
Отец: Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё – твоё. А о том надобно было
радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил; пропадал и нашёлся.
Учитель. Как вы думаете, какой фрагмент в этой притче самый волнующий, самый драматичный?
Ученики. Встреча отца и сына.
Учитель. Именно этот фрагмент и стал сюжетом картины.
Демонстрация репродукции. Слайд 5.
Внимательно рассмотрим картину. Провести беседу по этой картине нам помогут вопросы, написанные на доске:
История создания картины (создана в 1669 году, незадолго до смерти художника).
Отец и сын
-Чьи фигуры изображены в центре картины?
-Видно ли лицо сына?
-Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из легких?
-Что говорит о его раскаянии?
-Каким чувством проникнут отец?
-Что выражают руки и лицо старика?
3. Реакция окружающих
-что выражают лица, стоявших рядом людей?
-говорят ли люди, пытаются ли вмешаться?
4. Идея картины
5. Композиция картины
После беседы учитель расставляет (или раздает) на 4 столах таблички: «Блудный сын», «Отец», «Старший сын», «Близкие друзья семьи»
Учитель. Предлагаю вам присесть за любой стол. Слушая рассказ и музыку, постарайтесь представить себя одним из действующих лиц.
Слайд 6. На экране слайд-репродукция картины Рембрандта, на фоне «Токаты и фуги ре-минор» И.-С.Баха звучит рассказ.
В год смерти, в 1669 году, как бы подводя итог всем творческим исканиям, Рембрандт написал всемирно известную картину «Возвращение блудного сына». Сюжет её взят из евангельской притчи, в которой художник увидел трагедию и духовное величие человека.
Слепой отец прижимает к себе сына, вернувшегося в покинутый им из-за гордыни дом. Лица сына почти не видно, но детали правдиво рассказывают, что жизнь его была не из легких. Одежда превратилась в лохмотья, стоптались башмаки, загрубели ступни ног.
В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выражен трагический путь познания жизни, а в образе отца, простившего блудного сына, воплощено высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце.
Бесконечная нежность и доброта выражены в жесте рук и в выражении лица старика, вновь обретшего сына. Он прильнул к отцу, впервые за много лет ощущая тепло и ласку родительских рук.
Главные герои словно озарены внутренним светом. Другие персонажи отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь ещё сильнее выделяют словно светящиеся теплым сиянием отцовскую любовь и всепрощение, которые оставил людям как завет великий голландский художник.
Учитель просит ребят порассуждать о позиции художника – согласиться или поспорить с ним. Им предлагается ролевая игра: учитель – корреспондент, берущий интервью, ученики – персонажи картины.
Учитель- интервью
«Отец», скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда младший сын ушёл из дому, взяв полагающееся ему наследство?
Что вы ощутили, когда увидели возвращающего домой сына?
Что заставило вас с почестями принять опозорившего вас сына?
«Блудный сын», что вы почувствовали, увидев отца, встречающего вас с радостью?
О чем подумали, когда пришли в себя?
Как изменится впоследствии ваша жизнь?
«Старший сын», какие чувства вызвала у вас радость отца при встрече с младшим сыном?
Каково ваше отношение к брату?
«Друзья семьи», чего, на ваш взгляд, заслуживал блудный сын?
Каково ваше мнение о реакции отца на возвращение сына?
Кто, по вашему мнению, достоин восхищения в этой ситуации?
Спасибо. А теперь вопросы к классу:
Как вы думаете, почему отец простил младшего сына?
Ученики. Им руководило чувство всепрощающей любви, она оказалась выше ненависти, обиды, мести.
Да, отец умел любить, простить ошибку сына и забыть об оскорблении. Взгляните на доску, вы видите цитату из Библии, это концепция христианской любви. (Зачитывает.) Как вы понимаете слова отца, сказанные о младшем сыне: «…Был как бы мёртв и ожил»?
Ученики. Ожил, т.е в нем возродилась способность к любви.
Кто, по-вашему, в «Притче о блудном сыне» не следовал библейскому совету: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?
Ученики. Старший сын
Притча – это, как известно, небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. Чему же учат эта притча и картина Рембрандта?
Ученики. Милосердию, прощению.
Возможно, кто-то из вас, ребята, не определился, принять ли идею притчи и картины о всепрощающей любви или отвергнуть её. Может быть, пристать к тому или иному берегу помогут вам родители, интервью с которыми я провела. Они отдельно друг от друга отвечали на один вопрос: «Если ваш сын (дочь) совершит ошибку, возможно, серьёзную, так что все отвернутся от него, вы готовы простить, помочь и любить, несмотря ни на что?»
Учитель читает, а ученики слушают.
- «Как мы отвернёмся от него, он же наш сын.
- Если мы отвернёмся, он ещё больше наделает глупостей.
- Ошибиться нетрудно – трудно исправиться. С каждым из нас может случиться беда. Если мой ребёнок делает какую-то глупость, мне бывает очень стыдно перед людьми за его поступок. Но обидно бывает, что он не слушает наших с отцом советов.
- Заставим его попросить прощения и вместе с ним будем думать, как исправить ситуацию.
Как вы думаете, можно ли, зная, что любящие вас простят и помогут, сознательно приносить им боль и несчастье?
Ученики. Нет, любовь обязывает ко многому: благородству мыслей и действий.
Ваши мамы и папы сказали, пожалуй, о самом важном в жизни каждого человека. Всепрощающая любовь существует не только на страницах Библии и картине художника, но и в жизни, в сегодняшнее непростое время. Об этом же сказал французский писатель Антуан Экзюпери… (Чтение эпиграфа). Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами.
Слайд 7 …Звучит песня Е. Крылатова «Прекрасное далеко»
Песня, которая сейчас прозвучала, - моё пожелание вам: любите и учитесь прощать, взращивайте семена добра, укрепляйте их. Будет ваша жизнь жестокой или прекрасной – зависит от вас!
Творческое задание: На готовом шаблоне изобразить черты лица близкого вам человека
Домашнее задание: соберите материал на тему «Главные музеи мира»
Кунсткамера, Эрмитаж, Лувр, Музей Прадо, Дрезденская картинная галерея, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина