Конспект урока по литературе на тему Душевная щедрость учительницы. Ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа «Уроки французского».
Класс - 6
В.Г. Распутин «Уроки французского» (2урока)
2-й урок. Тема. Душевная щедрость учительницы. Ее роль в жизни
мальчика. Смысл названия рассказа «Уроки французского».
Тип урока - урок закрепления знаний и формирования умений.
Цели:
Образовательные: Познакомить учеников с рассказом Сухомлинского «Как жить на свете?». Ввести понятие антитезы. Раскрыть смысл названия рассказа и показать роль учительницы в жизни мальчика.
Развивающие: развитие интереса к истории, развитие мышления, монологической и диалогической речи, умения анализировать и обобщать, развитие навыков выборочного и выразительного чтения, развитие наыков самостоятельной работы.
Воспитательные: воспитание нравственных качеств, ответственности за свои поступки, добра и уважения по отношению к окружающим, развитие интереса к литературе в целом и к послевоенной литературе в отдельности
Эпиграф: Мне нужно было вернуть людям
то добро, которое в свое время
они сделали для меня.
В.Г.Распутин
Ход урока.
I. Орг.этап.Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведение В.Г.Распутина «Уроки французского». Прежде всего вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
II.Актуализация знаний. Проверка д/з.
Да, мы говорили об «уроках доброты», преподанных в произведении.
- Что вы усвоили для себя из прошлого урока?
- Каков смысл эпиграфа, который был использован на прошлом уроке?
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой)
Отлично. Молодцы.
Вы должны были понять, что добро бескорыстно, а также и то, что добро всегда возвращается добром. Об этом Распутин пишет в своей статье, об этом он повествует и в своем произведении «Уроки французского».
- Ребята, послушайте рассказ известного педагога Василия Сухомлинского «Как на свете жить?» и подумайте над вопросом: в чем его смысл?
«У маленькой Кати большая радость – поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.
А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.
Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:
- Наш папа выздоровел!
Мальчики посмотрели на Катю с удивлением и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.
Катя подошла к девочкам, игравшим в «классы».
- Наш папа выздоровел,- сказала она.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
- Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала».
- Итак, ребята, в чем смысл этого рассказа? Почему Катя заплакала? (ответы учащихся)
- Хорошо ребята. Молодцы.
- Да, действительно, порой нам с вами не хватает самого маленького человеческого участия. Когда нас похвалят, приласкают, порадуются вместе с нами, нам становится хорошо, и мы как будто окрыляемся, а когда люди с равнодушием смотрят на нас и порой просто не обращают на наши беды внимания, нам становится одиноко и тоскливо. Поэтому мы с вами должны проявлять заботу и внимание к тем, кто живет рядом с нами.
В Рассказе «Уроки французского» тем близким человеком стала для мальчика учительница, которая кроме того, что смогла привить интерес мальчику к языку, еще и научила ребенка быть честным, добрым, отзывчивым.
III. Закрепление знаний и формирование умений.
- Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы его понимаете? О чем говорит автор?
Эпиграф: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».(В.Г.Распутин)
Верно, автор пишет с благодарностью о своей учительнице Лидии Михайловне, которая в свое время с добротой и пониманием отнеслась к нему, которая изменила его жизнь.
Давайте найдем в тексте описания учительницы.
А описания героя? (Зачитывают)
- Какой вывод мы можем сделать из прочитанного?
- Какой представляется нам героиня и мальчик? (Героиня: молодая, терпеливая, добрая и тд. Герой: гордость, чувство собственного достоинства, стойкость, жажда знаний.) - Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для дополнительных занятий? Случайно ли это?
Обратите внимание на описание внешности героев.
«Одежда» учительницы и брюки мальчика, перешитые из «отцовских галифе».
Вывод: герои сопоставляются и противопоставляются.
Слово учителя: Прием противопоставления в литературоведении называется антитезой.
- Запишем этот термин в тетради.
Атмосфера в доме Лидии Михайловны и дом ребенка. Он – голодает, одет в лохмотья.
- Ребята, прочитаем по ролям кульминационный эпизод произведения.
- Вспомним из прошлого урока: что такое кульминация? какое событие в произведении является кульминацией?
- Как ведет себя директор?
- Как ведет себя учительница?
- Как это ее характеризует?
- Итак, ребята, какие же уроки преподала Л.М. мальчику?
- Какой же смысл вложил автор в название своего творения?
1-Уроки французского, учительница смогла привила любовь к своему предмету
2- Уроки жизненные, уроки доброты.
- В чем смысл предисловия к произведению?
IV.Включение в систему знаний и повторение.Самостоятельная работа по карточкам с индивидуальными заданиями.
V.Рефлексия деятельности. Итог урока.
- Ребята, что вы вынесли для себя из сегодняшнего урока?
- Какие выводы сделали?
- Какова роль учительницы в жизни мальчика?
Заключительное слово учителя: Л.М. открыла для мальчика новый мир, показала другую жизнь. Благодаря учительнице ребенок понял, что люди могут доверять друг другу. Мальчик увидел, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. Он увидел, что истинное добро бескорыстно.
Обращение к эпиграфу: автор с благодарностью написал о своей учительнице, и очень хотел, чтобы этот рассказ лег в душу как взрослого читателя, так и ребенка
В заключение хотелось бы сказать, что В.Г.Распутин за свой вклад в развитие русской литературы дважды удостоен Государственной премии СССР, а 12 сентября 2005 года Указом Президента Республики Башкортостан ему вручена литературная премия имени Сергея Тимофеевича Аксакова «За создание высокохудожественных произведений, проникнутых любовью к родной земле, большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций российской литературы, многолетнюю патриотическую общественную деятельность».VI.Информация о домашнем задании.- Ребята, ваше домашнее задание вы видите на доске: вам необходимо будет выбрать одну из предложенных тем и написать мини-сочинение, состоящее из 10-12 предложений.
Роль учительницы в жизни мальчика
Роль учителя в моей жизни
Уроки доброты в произведении
- Запишите, пожалуйста, это задание в дневники.
- Спасибо за урок. Вы свободны, ребята.
- До свидания.