Рабочая карта урока по развитию речи. К.Г.Паустовский Телеграмма
К.Г.Паустовский «Телеграмма»
Прочитайте. Выполните задания.
1) Октябрь был на редкость холодный, ненастный. 2)Тесовые крыши почернели.
3) Спутанная трава в саду полегла , и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
4)Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. 5)Из них назойливо сыпался дождь.
6)По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать ,и пастухи перестали гонять в луга стадо.
Выписать слово с орфограммой «Непроизносимый согласный в корне слова»
Выписать слово,образованное приставочно-суффиксальным способом.
Напишите номера сложносочинённых предложений.
Выпишите грамматическую основу предложения №1
Из предложения №6 выпишите союзы.
Прочитайте. Выполните задания.
1)Ночи были уже долгие, тяжёлые, как бессонница. 2)Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам ещё с прошлого года лежали поверх ваты когда-то жёлтые осенние, а теперь истлевшие и чёрные листья.
Установить соответствие
А…жёлтые осенние, а теперь истлевшие и чёрные листья.
1.сравнение
Б. тяжёлые, как бессонница
2.антитеза
В. рассвет медлил, запаздывал.
3.эпитет
Г. тяжёлые ночи
4.олицетворение
5.метонимия
6.метафора
Прочитайте. Выполните задания.
Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмёрзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры.
Выпишите прилагательные в переносном значении.
Выпишите причастия с определяемыми словами
Выпишите безличный глагол.
Подберите синонимы к прилагательным: тонкий(снежок), сизые(дали), весёлый (запах)
Прочитайте. Выполните задания.
1)Как то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада.
2)Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову тёплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. 3)Шла она медленно, ощупью. 4)От холодного воздуха разболелась голова.5) Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. 6)Палые листья мешали идти.
7)Около калитки Катерина Петровна тихо спросила:
— Кто стучит?
8) Но за забором никто не ответил.
9) — Должно быть, почудилось, — сказала Катерина Петровна и побрела назад.
10)Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. 11)Его она посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
12)Катерина Петровна пожалела клён, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.
Выпишите из текста глагольные сочетания, которые показывают состояние Катерины Петровны.
Выпишите из текста словосочетания, которые показывают состояние природы.
Объясните смысл предложения №12
Прочитайте. Выполните задания.
1)Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу.
2)Валил водянистый снег. 3)На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. 4) Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву.
5)«Ненаглядная моя, — вспомнила Настя недавнее письмо. — Ненаглядная!»
6)Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. 7)Снег таял на лице, смешивался со слезами.
8) Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.
Выпишите словосочетания, характеризующие погоду.
Выпишите словосочетания, которые показывают состояние Насти.
Определите особенность предложения №7
Что помогло Насте сделать вывод, « что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.»?