Конспект урока по обществознанию по теме Что такое общество (6 класс)

Тема урока: Что такое общество.

Цель урока:
Познакомить учащихся с особенностями курса «Обществознание»,; разъяснить современное понимание общества и его основных сфер жизни. Объяснить, для чего важно изучать обществознание и каким образом знания, умения, полученные в школе, пригодятся в реальной жизни.
Оборудование: учебник автор: А.И.Кравченко.

Ход урока.
Оргмомент.
Новый материал.
План.
1. «Обществознание» в школе.
2. Понятие общества и его основные признаки.
3. Основные сферы общественной жизни:
а) Экономическая сфера общества;
б) Политическая сфера общества;
в) Духовная сфера общества;
г) Социальная сфера общества.
4. Взаимосвязь основных сфер общества.

«Обществознание» - можно разложить на два составляющих «общество» и «знание».
- «Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятиях?» (Предмет-это то, на что направлено изучение науки).

Обществознание общество и знание знания об обществе предмет – общество и деятельность людей в нем.
-«Как, с помощью чего изучают общество?»(В беседе выделяем основные методы изучения).

-«Какие науки изучают общество?» (В ходе беседы выделяем основные науки, изучающие общество).

Задание: Рассмотреть, что является предметом исследования общественных наук, а также какие способы исследования этого предмета использует наука. Записать в виде таблицы.

Наука
Проблемы исследования, предмет науки.

1. Экономика
Изучает способ производства товаров и предоставления услуг, поведение людей в рыночных отношениях, распределение созданных товаров и т.д.

2.Социология
Изучает большие и малые группы людей, их поведение, образ жизни в обществе.

3. Психология
Изучает внутренний мир человека, мотивы его поведения.

4. Политология
Изучает особенности власти, политических течений, партий.

5. Юриспруденция
Изучает юридические правила поведения людей и их объединений, подсказывая модели правомерного поведения, помогая предотвратить конфликты, защищая людей, наказывая нарушителей права.

6. Философия
Изучает систему идей, взглядов на мир, место человека в нем.

7. Культурология
Изучает мир искусства: живопись, архитектуру, образование, науку и т.д.


2. Каждому знакомо слово «общество», но что же оно означает?!
-«Попытайтесь самостоятельно дать определение этому понятию и привести конкретные примеры, в которых употребляется это слово»
Учеными выделено более сотни определений, но мы запишим и запомним три.
Модель понятия «общество»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

В любом значении общество понимается как система, подвергающаяся постоянной эволюции и изменению.
что представляло собой общество первобытных охотников и собирателей?; чем характеризовалась жизнь людей в эпоху рабовладения?; чем отличается деятельность людей от деятельности животных?».
Задание: определите, можно ли отнести к такому пониманию общества следующие объединения людей:
- общественное движение «За будущее России!»;
- 6 класс средней школы;
- город Москва с населением в около 9 млн. Человек;
- государство Япония;
- Древний Вавилон.
Нередко в представлениях детей понятие государство, страна и общество ассоциируется с одними и теми же признаками и кажутся синонимичными. Для того чтобы показать их разницу, необходимо выделить их характерные черты.

Задание: Пользуясь текстом учебника §1, заполните таблицу.



Понятие

Характерные черты

Государство
Независимость во внутри- и внешнеполитической жизни; свои законы, налоговая система; политическая организация страны; своя система управления; свои армия, суд, правоохранительные органы.

Страна
Часть света, территории; своя граница, географическое местоположение; имеет государственный суверенитет.

Общество
Социальная организация страны.

3. Закрепив в понимании детей сущность общества, необходимо разъяснить основные сферы его жизни.
В основе выделения сфер общества лежат те функции, которые необходимо осуществлять любому обществу для поддержания своего существования.

1). Приспособление к внешней среде (адаптация к природе и ее преобразование), создание материальных благ – экономическая сфера.
2). Достижение целей путем управления и политического руководства – политическая сфера.
3). Интеграция системы через учет интересов различных общностей, ассоциаций – социальная сфера.
4). Сохранение определенных ценностей и норм – духовная сфера.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


проблемный вопрос:
- «может ли какая-либо из общественных сфер нашей жизни существовать автономно?».
Все сферы общественной жизни тесно связаны между собой. Изменение в одной из них, как правило, влекут перемены в другой.

Делаем общий вывод по теме (что такое обществознание; понятия обществу, его признаки; сферы общественной жизни их взаимосвязь), а затем и по всему уроку.
Домашнее задание: §1. Вопросы к параграфу (устно).
общество

Группа людей, объединившихся вместе

Конкретный этап в историческом развитии народов

Часть материального мира, состоящая из людей с характерными способами взаимодействия, организации деятельности




















Политическая сфера общества



власть

Президент, правительство, парламент

Местные органы власти, армия, полиция

Общественные объединения


Политические партии


Духовная сфера общества


культура


наука



религия


образование



Здравоохранение, средства связи

Социально незащищенные слои населения, учреждения (бедные люди)

Организации, учреждения, обеспечивающие благосостояние людей


Социальная сфера



15