Рабочая программа внеурочной деятельности Волшебный мир оригами (4 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеклассная работа является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважение к людям труда, знакомит детей с производством. Занятия в кружке "Волшебный мир оригами» позволяет детям приобрести необходимые навыки и умения в создании своими руками предметов (поделок) из обыкновенной бумаги, которая бывает всегда под рукой. В наше время хочется внести такие изменения в развитие младших школьников, чтобы каждый ребенок мог радоваться своими маленькими победами.
Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Программа «Волшебный мир оригами», как средство дополнительного образования младших школьников" поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Данный курс направлен на развитие творческих способностей, умение видеть прекрасное и творить прекрасное своими руками.
Данная программа создана для учащихся 4 классов. В ходе изучения курса «Волшебный мир оригами» предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения реальности является важным условием успешного усвоения детьми материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней становится источником самостоятельных творческих поисков.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 24.08.2012 года № 01-03/06321.
Положение о структуре, порядке разработки рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) средней общеобразовательной школы №39 ОАО «РЖД» г. Россошь.
Учебный план средней общеобразовательной школы №39 ОАО «РЖД» г. Россошь на 2014-2015 учебный год.
Цели курса
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Изучение курса «Волшебный мир оригами» способствуют развитию мелких мышц пальцев (это необходимо и при письме). Причём, бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию как логического, так и образного мышления. Кроме того, активно развиваются пространственные представления ребёнка, появляется умение поэтапно планировать свою работу и доводить её до желаемого результата.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей.
Занятия по оригами развивают активный творческий поиск, прежде всего, для самого учителя, именно развивая и совершенствуя свои умения в складывании и конструировании, учитель сможет привить интерес к оригами у детей и поможет ввести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
Задачи учебного курса
знакомство с искусством изготовления бумажных фигурок путём складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея.
формирование коммуникативных, учебно-логических умений, умений применять полученные знания для решения задач собственного исследования и проектирования, закрепление навыков работы с бумагой.
воспитание любви к искусству складывания квадратного листа, воспитание интереса к удивительным фокусам, художественному труду, к посещению музеев, библиотек
расширить знания об окружающем мире, природе, географии;
научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
развивать конструктивное мышление и сообразительность;
прививать настойчивость в достижении цели;
обогащать и активизировать словарный запас;
вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;
научить экономному и разумному использованию бумаги;
тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;
создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 4 классе на изучение курса «Волшебный мир оригами» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
знакомит с основными геометрическими понятиями;
улучшает способность следовать устным инструкциям;
расширяет коммуникативные способности;
воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты обучения.
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которыеможно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
Метапредметные результаты обучения.
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работупо предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
слушать и понимать речь других.
Предметные результаты обучения.
Знать что такое оригами;
основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
условные обозначения к схемам;
названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сгибанием;
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
различным приемам работы с бумагой;
следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Что такое оригами?
Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения лабораторной работы, историей Японии.
Веселая геометрия.
Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами. Кто такой Архимед. Знакомство с готовальней, приемы работы с линейкой.
Квадрат - основная фигура оригами. Практическое занятие. Способ заготовки квадрата. Формируем квадрат Сгибание сторон к центральной линии. Складывание модели пополам Корректировка модели ножницами.
Простые базовые фигуры оригами.
Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.Учить самостоятельно делать квадрат, работать с инструкционными картами.
Моделирование елочных игрушек.
Знакомство с технологией промышленного изготовления елочных украшений, знакомство с инструкционными картами для изготовления наборных звезд в технике оригами.
Аппликация "Дед Мороз и Снегурочка". Знакомств о с фрагментом к\ф
"Морозко"
Из чего изготавливались фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Игрушки Дед Мороз и Санта Клаус. Знакомство с инструкционными картами для изготовления и сборки моделей
Изготовление снежинок.
Беседа по теме "Что такое снег и лед"; знакомство с инструкционными картами для складывания формы снежинки, образцы изделий, изготовление фона для коллективной работы, оформление панно.
Валентинки из оригами.
Знакомство с инструкционными картами. Практическая работа - оформление открыток "сердечки". Ознакомление с истории возникновения Валентинки.
Открытка для папы.
Индивидуальная работа по вырезыванию мелких деталей без контурных линий.
Беседа по теме: "ВОВ", "Красная Армия", знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей самолета, парохода, подводной лодки и танка.
Букет для мамы и бабушки.
Беседа по теме "История празднования дня 8 Марта"; знакомство с инструкционными картами для изготовления цветов. Учить работать с инструкционными картами для изготовления цветов.
Японские журавлики.
Беседа "Мир в детских руках!". Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей журавликов.
Пальчиковый театр "Репка".
Инсценировка сказки. Беседа по теме: "Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось". Вспоминаем сказку "Репка"; знакомство с инструкционными картами.
Аппликация "Птицы".
Беседа по теме: "Птицы весной", знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей птиц.
Аппликация "Космос".
Беседа по теме: "Космос", "Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт в мире"; знакомство с инструкционными картами моделей ракеты и лунохода.
Что такое модульное оригами?
Знакомство с модульным оригами (квадрат, прямоугольник). Соединение модулей в одно целое. Изготовление изделий. Подсчитывание количества модулей для изделия.
учебно-тематический план
Что такое оригами? (1 час)
Веселая геометрия (2 часа)
Квадрат - основная фигура оригами (2 часа)
Простые базовые фигуры оригами. (2 часа)
Моделирование елочных игрушек. (3 часа)
Аппликация "Дед Мороз и Снегурочка". Знакомств о с фрагментом к\ф
"Морозко" (2 часа)
Изготовление снежинок (1 час)
Валентинки из оригами. (2 часа)
Открытка для папы. (2 часа)
Букет для мамы и бабушки (2 часа)
Японские журавлики. (2 часа)
Пальчиковый театр "Репка". (3 часа)
Аппликация "Птицы". (2 часа)
Аппликация "Космос". (2 часа)
Что такое модульное оригами? (4 часа)
Чему мы научились за год (2 часа)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ», 4 КЛАСС (1 час в неделю, всего 34 часа)
№
п/п Дата по плану Дата по факту Тема занятия Характеристика деятельности обучающихся
1 Беседа "Что такое оригами" Правила техники безопасности.
2 Веселая геометрия. Знакомство с новыми фигурами. Учиться самостоятельно делать квадрат совмещением смежных сторон. Сгибание боковых острых углов в разных направлениях
3 Знакомство со знаками Акиры Йошизавы Закрепление складки
4 Квадрат - основная фигура оригами. Формируем квадрат Сгибание сторон к центральной линии Складывание модели пополам Корректировка модели ножницами
5 Практическое занятие. Способ заготовки квадрата. Развитие речи Отработка модели Рисование
6 Простые базовые фигуры оригами. Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Разучивание базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
7 Домашние и дикие животные. Делаем собачку, котенка, лисёнка, волчонка. Расширить представления о жизни домашних и диких животных. Просмотр фильма о жизни животных.
8 Моделирование елочных игрушек. Знакомство с технологией промышленного изготовления елочных украшений
9 Изготовления наборных звезд в технике оригами знакомство с инструкционными картами для изготовления наборных звезд в технике оригами.
10 Делаем снеговика в технике оригами Разучивание базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
11 Аппликация "Дед Мороз и Снегурочка". Знакомств о с фрагментом к\ф
"Морозко" Знакомство с инструкционными картами для изготовления и сборки моделей
12 Игрушки Дед Мороз и Санта Клаус. Знакомство синструкционными картами для изготовления и сборки моделей Украшаем кабинет к новому
13 Изготовление снежинок.
Беседа по теме "Что такое снег и лед" знакомство с инструкционными картами для складывания формы снежинки, образцы изделий, изготовление фона для коллективной работы, оформление панно.
14 Валентинки из оригами. Ознакомление с истории возникновения Валентинки. Аппликация Беседы об эстетике. Складывание.
15 Практическая работа - оформление открыток "сердечки" Закрепить приемы складывания, изученные в старшей группе. Складывание боковых сторон к диагональной линии. Приступить к ознакомлению с условными обозначениями.
16 Открытка для папы. Беседа по теме: "ВОВ", "Красная Армия", знакомство синструкционными картами для изготовления моделей самолета, парохода, подводной лодки и танка.
17 Изготовление модели самолета Вкладывание боковых сторон (многослойный квадрат). Знакомство многослойной ромбовидной фигурой. Закрепление сгибания углов и сторон.
Учить работать по не сложным схемам.
18 Букет для мамы и бабушки.
Беседа по теме "История празднования дня 8 Марта" Учить работать с инструкционными картами для изготовления цветов
19 Составление общей композиции «Цветы в корзине» Учить работать с инструкционными картами для изготовления цветов
20 Японские журавлики. Беседа "Мир в детских руках!". Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей журавликов.
21 Изготовление моделей журавликов. Работа с инструкционными картами для изготовления моделей журавликов.
22 Пальчиковый театр "Репка". Беседа по теме: "Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось". Вспоминаем сказку "Репка"; знакомство с инструкционными картами.
23 Практическая работа. Изготовление фигурок для сказки Работа с инструкционными картами для изготовления моделей к сказке
24 Инсценировка сказки "Репка". Развитие речи,
25 Беседа по теме: "Птицы весной", знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей птиц. Учить работать с инструкционными картами для изготовления моделей птиц.
26 Практическая работа Аппликация "Птицы". Учить работать с инструкционными картами для изготовления моделей птиц.
27 Беседа по теме: "Космос", "Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт в мире"; знакомство синструкционными картами моделей ракеты и лунохода.
28 Аппликация "Космос". Учить работать с инструкционными картами моделей ракеты и лунохода.
29 Что такое
модульное
оригами? Знакомство с модульным оригами. Учить складывать модуль из прямоугольника. Учить читать схемы, создавать свои схемы, свои варианты изделий.
30 Знакомство с модульным оригами (квадрат, прямоугольник). Знакомство с модульным оригами. Учить складывать модуль из прямоугольника. Учить читать схемы, создавать свои схемы, свои варианты изделий.
31 Изготовление изделия
«Лебедь» Знакомство с модульным оригами. Учить складывать модуль из прямоугольника. Учить читать схемы, создавать свои схемы, свои варианты изделий.
32 Изготовление изделия
«Тюльпан» Знакомство с модульным оригами. Учить складывать модуль из прямоугольника. Учить читать схемы, создавать свои схемы, свои варианты изделий.
33 Оформление выставочных работ Подведение итогов работы за год. Выставка моделей, изготов-ленных в течение года.
Оценивать свои знания.
34 Итоговое занятие Чему мы научились за год. Подведение итогов работы за год. Выставка моделей, изготов-ленных в течение года.
Оценивать свои знания.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.А. Богатеева, "Чудесные поделки из бумаги", Москва "Просвещение", 1992 год.
"Игрушки из бумаги", издательство "Дельта", Санкт-Петербург, 1995 год.
"Учимся оригами", под редакцией Ю.Шумакова, издательство "Лицей", Ростов наДону.
Кунихико Касахара, "Оригами", издательство "Алсия", Япония.
Ю. Афонькин, "Волшебный сад оригами", Санкт-Петербург, 1995 год.
Т.И.. Тарабарина "Оригами и развитие речи", издательство Академия развития,
Ярославль,1998 год.
Г.И. Долженко "100 оригами", Ярославль Академия развития 1999 год.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий.В 2 ч. Ч.1 / М.И. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.- М.:П, 2010 (Стандарты второго поколения)
С.В. Соколова «Оригами для старших дошкольников», Санкт-Петербург «Детство-
Пресс», 2009
С.В. Соколова « Театр оригами: Игрушки из бумаги». - Москва: Издательство
Эксмо: СПб.; Валери СПД, 2007
С.В. Соколова « Сказка оригами: Игрушки из бумаги». - Москва: Издательство
Эксмо: СПб.; Валери СПД, 2004.