Рабочая программа внеурочной деятельности Волшебный мир оригами



Пояснительная записка.
Таинственный  мир  превращенья  бумаги. Здесь  все  чародеи,  волшебники,  маги. Творят  они  сказки  своими  руками. И  мир  тот чудесный зовут  ОРИГАМИ.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
-быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Оригами:
-развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
-знакомит с основными геометрическими понятиями;
- улучшает способность следовать устным инструкциям;
-расширяет коммуникативные способности;
-воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
-воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:
-конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
-объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
-наглядное сопровождение темы урока – например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;
-средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
- элемент мероприятий – например,  «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Цель программы:
-всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие
-знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
-формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
-обучение различным приемам работы с бумагой.
-применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
-развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
-развитие мелкой моторики рук и глазомера.
-развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
-воспитание интереса к искусству оригами.
-расширение коммуникативных способностей детей.
-формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе (135 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Ценностные ориентиры:
Ценность истины – это ценность разума и научного познания как части культуры человечества.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Введение
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Особенности материала, внешнего вида изделий декоративного искусства. Организация рабочего места, техника безопасного труда. Восприятие и анализ информации. Контроль и корректировка хода работы. Общее понятие о материале и его  происхождении. Исследование элементарных свойств материала. Подготовка материала к работе. Экономное расходование материалов.
Базовая форма треугольник
Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Общее представление о конструировании изделий. Изделие, деталь изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию. Виды и способы складывания формы треугольник. Знакомство с разными видами треугольников.
Базовая форма воздушный змей
Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Виды и способы складывания формы воздушный змей. Разные способы получения квадрата. Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой.
Базовая форма двойной треугольник
Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Складывание формы двойной треугольник. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Различать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.
-Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
По окончании курса учащиеся научатся:
-переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять ткань в пяльцы;
-подготавливать материалы для вышивки шёлковыми лентами к работе, подбирать материалы по цвету, тональности, насыщенности, пользоваться инструментами и приспособлениями;
-выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой; технологически правильно выполнять различные швы и применять их для художественного оформления различных изделий.
-организовать учебное место;
-соблюдать правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования.
Для оценки результативности можно применить следующие формы и методы контроля знаний и умений:
-опрос
-фронтальная и индивидуальная беседа
-выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
В конце года обучения учащиеся выполняют творческие проекты, т.е. самостоятельно, на основе изученных видов швов и стежков шелковыми лентами, выполняют изделие по собственному замыслу.
Основными показателями и формой подведения итогов определяющими эффективность программы являются:
выставки детских работ в кабинете
выставки детских работ, приуроченные родительским собраниям
принятие участия в конкурсах по декоративно-прикладному творчеству
организация выставки творческих работ учащихся в конце учебного года.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
К концу обучения обучающиеся должны
знать уметь
что такое оригами подбирать бумагу нужного цвета
историю возникновения оригами выполнять разметку листа бумаги
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов пользоваться чертежными инструментами, ножницами
название, приемы складывания модулей собирать игрушки – «оригамушки»
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы составлять композицию из готовых поделок
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку
анализировать образец, анализировать свою работу
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Тематический план 2 год обучения (34 часа)
№п/пНаименование тем Количество часов
Ауди-торныеВнеауди-торныевсего
1. Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся 1 1 2
2. Простые базовые формы оригами 2 2
3. Осенние композиции 2 2
4. Базовая форма «Треугольник» 3 3
5. Базовая форма «Воздушный змей» 2 2
6. Базовая форма «Двойной треугольник» 2 2
7. Базовая форма «Двойной квадрат» 3 3
8. Базовая форма «Конверт» 3 3
9. Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба» 1 3 4
10. Базовая форма «Дверь» 1 3 4
11. Поздравительная открытка к празднику 8 марта 3 3
12. Итоговое занятие 1 1 2
13. Оформление выставочных работ 2 2
ИТОГО: 4 30 34
Тематический план 3 год обучения (34 часа)
№п/пНаименование тем Количество часов
Внеауди-торныеВнеауди-торныевсего
1. Вводное занятие 1 1
2. Диагностика обученности учащихся 1 1
3. Чудесные превращения бумажного листа 5 5
4. Модульное оригами 1 4 5
5. Оригами на праздничном столе 1 5 6
6. Валентинки из оригами 1 1
7. Объёмные цветы к празднику 8 Марта 3 3
8. Оригами - почта! 3 3
9. Базовая форма «Дом» 2 2
10. Впереди – лето! 3 3
11. Итоговое занятие 1 1 2
12. Оформление выставочных работ 2 2
ИТОГО: 4 30 34
Тематический план 4 год обучения (34 часа)
№п/пНаименование тем Количество часов
Ауди-торныеВнеауди-торныевсего
1. Вводные занятия. 1 1 2
2. Оригами в Интернете 1 2 3
3. Изделия из складки 4 4
4. Базовая форма «Катамаран» 1 4 5
5. Новогодние украшения 4 4
6. Базовая форма «Птица» 4 4
7. Цветы и вазы оригами 4 4
8. Базовая форма «Лягушка» 2 2
9. Творческие работы 2 2
10. Итоговое занятие 1 1 2
11. Оформление выставочных работ 2 2
ИТОГО: 4 30 34
15
Содержание программы 2 класс (34 часа)

п/пТема занятий Виды деятельности Количество часов аудиторные внеаудиторные Дата
1 Вводные занятия Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности.
Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы». 1 1 07.09.
2 Простые базовые формы оригами Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. - 2 14.09. 21.09
3 Осенние композиции Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов.
Оформление композиций. - 2 28.09.
05.10.
4 Базовая форма: «Треугольник» Домик с крыльцом, домик с трубой.
Домик с верандами. Деревья и травы. - 3 12.10.
19.10.
26.10.
5 Базовая форма: «Воздушный змей» Лебеди (2 способа).
Утка с утёнком. - 2 09.11.
16.11.
6 Базовая форма: «Двойной треугольник» Тропическая рыбка.
Отделка модели. - 2 23.11.
30.11.
7 Базовая форма:
«Двойной квадрат» Золотая рыбка.
Краб.
Композиция «Аквариум». - 3 07.12.
14.12.
21.12.
8 Базовая форма:
«Конверт» Рыбка-бабочка.
Водоросли и камешки.
Оформление аквариума. - 3 11.01
18.01.
25.01
9 Базовая форма:
«Рыба» Царевна-Лебедь.
Пингвин (2 способа).
Композиция «Пингвины на льду». 1 3 01.02
08.02.
15.02
10 Поздравительная открытка к празднику 8 Марта Оформление поздравительной открытки.Конкурс «Я люблю свою маму».
1 3 22.02
29.02
02.03
11 Базовая форма:
«Дверь» Мышь и поросёнок.
Бурёнка.
Композиция «В деревне». - 3 14.03
21.03
04.04
12 Итоговые занятия.
Оформление выставочных работ Изготовление мобиля «Бабочки и цветы».
Подведение итогов работы за год.
1 4 11.04
18.04
25.04
16.05
13 Оформление выставочных работ Выставка моделей, изготовленных в течение года. - 1 23.05
18
18
18
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 класс (34 часа)

п/пТема занятий Виды деятельности Количество часов Дата
аудиторные внеаудиторные 1 Вводное занятие История развития искусства оригами.
Входная диагностика. 1 - 02.09.
2 Диагностика обученности учащихся Закладки.
Коробки.
Изготовление и оформление подарков. - 1 09.09.
3 Чудесные превращения бумажного листа Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей.
- 5 16.09. 23.09.
30.09.
07.10.
14.10.
4. Модульное оригами Правила этикета.
Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.
Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола. 1 4 21.10.
28.10.
11.11.
18.11.
5. Оригами на праздничном столе Бусы для елки.
Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками». 1 5 25.11.
02.12.
09.12.
16.12.
23.12.
6. Валентинки из оригами Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов. - 4 13.01
20.01
27.01
03.02
7. Объёмные цветы к празднику 8 Марта Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.
Датское и английское письмо.Оригинальный конверт (2 варианта). - 3 10.02
17.02
24.02
8. Оригами - почта! Знакомство с новой базовой формой.
Изготовление пилотки и шапочки с козырьком. - 3 02.03
09.03
16.03
9. Базовая форма «Дом» Складывание самолетов и истребителей.
Летные соревнования моделей. - 3 06.04
13.04
20.04
10. Впереди – лето! Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами - 2 27.04
04.05
11. Итоговое занятие Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем», «Цветы для наших мам». 1 2 11.05
18.05
12 Оформление выставочных работ Выставка моделей, изготовленных в течение года. - 1 25.05
21
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 класс (34 часа)

п/пТема занятий Виды деятельности Количество часов Дата
аудиторные внеаудиторные 1. Вводное занятие Беседа по охране труда.
Входная диагностика обученности. 1 1 03.09.
2. Оригами в Интернете http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами. http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации. 1 2 10.09.
17.09.
3. Изделия из складки Гвоздика. Роза.
Цветок в уголок. Декоративная композиция.
Китайская ваза. - 4 24.09.
01.10.
08.10.
15.10.
4. Базовая форма «Катамаран» Знакомство с базовой формой «Катамаран».
Модульное оригами.
Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама. 1 4 22.10.
29.10.
12.11.
19.11.
5. Новогодние украшения Звезда из 8 модулей.
Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка.
Бумажный конструктор: игрушки из модулей. - 5 26.11.
03.12.
10.12.
17.1224.12..
6. Базовая форма «Птица» Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик.
Ваза «Два журавля». - 4 14.01
21.01
28.01
04.02
7. Цветы и вазы оригами Игольчатая астра. Космея.
Крокус с листом.
Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. - 4 11.02
18.02
25.02
03.03
8. Базовая форма «Лягушка» Знакомство с базовой формой «Лягушка».
Складывание объемного цветка ирис. - 4 10.03
17.0307.04
14.04
9. Творческие работы Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами». - 3 21.04
28.0405.05
10. Итоговое занятие Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Анализ работ. 1 2 12.05
19.05
11. Оформление выставочных работ Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.
- 1 26.05
Перечень учебно-методического обеспечения:
1.А.Н. Зайцева «Модульное оригами» / Издательство «Эксмо», 2012г.
2. А.Зайцева «Секреты модульного оригами» /Издательство «Высшая школа», 2012г.
3. Анна Зайцева «Красивые птицы» 2013г.
4. В.Б. Зайцев «Оригами» 2012г.
Оборудование:
Бумага цветная.
Ножницы
Линейка
Клей
Цветной картон