Рабочая учебная программа по курсу внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» для 1-4 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2



Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
МО учителей _________________________
и научно-методическим Советом школы
Протокол №_____ от __________
Зам. дир. по УВР
______________ С.В.Цымбалова
Утверждено:
Пр. ОУ №___от________
Директор МБОУ СОШ № 2
________Л.Г. Пархоменко




Рабочая учебная программа
по курсу внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»
(наименование учебного предмета)
для 1-4 класса


Срок реализации программы 2013-2014учебный год

Составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
(указание примерной программы общего образования)

ФИО учителя Мишина Т.А.
Квалификационная категория первая




г. Красный Сулин
2013г





Оглавление:
Пояснительная записка______________________________________2
Содержание программы_____________________________________5
разделы программы;
планируемые результаты;
система оценки планируемых результатов
Календарно – тематическое планирование:______________________9
тематическое планирование;
поурочное планирование
Материально – техническое обеспечение________________________13













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Фантазия» (оригами) составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Оригами:
развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
знакомит с основными геометрическими понятиями;
 улучшает способность следовать устным инструкциям;
расширяет коммуникативные способности;
воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.
Оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику, природоведение. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового. Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:
конечный результат уроков – поделки оригами;
объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
элемент мероприятий – например,  «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа «Фантазия» (оригами) является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы: Обучающие
знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
обучение различным приемам работы с бумагой.
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
воспитание интереса к искусству оригами.
расширение коммуникативных способностей детей.
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Нормативные акты и учебно – методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

·Закон Российской Федерации «об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г.

·Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

·Примерное региональное положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

·приказ Минобразования Ростовской области от 14.07.2011г. №6104;

·основная образовательная программа школы;

·Устав МБОУ СОШ №2;

·Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализуемых школой;

·авторская программа «Художественное творчество» Т.Н.Просняковой.
Программа «Фантазия» адресована учащимся 2-х классов. В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на 37 часов в год, 1 час в неделю, включая осенние и весенние каникулы. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Введение
Диагностика обученности учащихся; правила техники безопасности
Осенние композиции
Составление композиций из природного материала и бумаги
Базовые формы
«Треугольник», «Воздушный змей, «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт», «Рыба», «Дверь»
Изготовление композиций
Изготовление открыток к праздникам, оформление выставочных работ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Предметные результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

К концу обучения обучающиеся должны

знать
уметь

что такое оригами
подбирать бумагу нужного цвета

историю возникновения оригами
выполнять разметку листа бумаги

основные приемы работы, способ складывания базового треугольника
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов
пользоваться чертежными инструментами, ножницами

название, приемы складывания модулей
собирать игрушки – «оригамушки»

необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы
составлять композицию из готовых поделок


уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку


анализировать образец, анализировать свою работу


СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся
- в классе
- в школе
- в библиотеке
Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п
Дата
Наименование тем
Количество часов




теория
практика
всего



Введение




1.

Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся
1
1
2

2

Беседа по охране труда
1
-
1



Осенние композиции
-
2
2



Базовые формы


26

1

Базовая форма «Треугольник»
-
1
1

2.

Базовая форма «Воздушный змей»
-
2
2

3.

Базовая форма «Двойной треугольник»
1
2
3

4.

Базовая форма «Двойной квадрат»
1
9
10

5.

Базовая форма «Конверт»
-
6
6

6.

Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»
1
2
3

7.

Базовая форма «Дверь»
-
1
1



Изготовление композиций


7

1.

Поздравительная открытка к празднику 8 марта
-
3
3

2.

Итоговое занятие
1
1
2

3.

Оформление выставочных работ
-
1
1



ИТОГО:
6
31
37



Поурочное планирование
2 класс (37 часов)


Тема урока
Вид урока
Колич. часов
Виды деятельности обучащихся
Дата

Введение – 2 часа

1
Вводное занятие
объяснение нового материала
1
Цели и задачи второго года обучения. Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
4.09
6.09

2
Беседа по охране труда
объяснение нового материала
1
Повторение правил техники безопасности
11.09
13.09


18.09
20.09







Осенние композиции – 2 часа

3-4
Композиция на лугу

практическое занятие
2
Заготовка деталей композиции
Оформление композиций.

25.09
27.09
2.10
4.10


Базовые формы - 26 часов

5-6
Складывание «гармошкой»
комбинированный
2
Заготовка деталей композиции
Оформление композиций.
9.10
11.10

7-8

Композиция «Последний листок»
практическое занятие
2
Заготовка деталей композиции
Оформление композиций
16,23.10
18,25.10




9
Теория
объяснение нового материала
1
Складывание по диагонали
30.10
1.11

10
Бабочка
практическое занятие
1

Складывание по образцу
6.11
8.11

11
Летучая мышь
практическое занятие
1

13.11
15.11

12
Золотая рыбка.

Композиция «Аквариум»
Конкурс работ
1
Заготовка деталей ; оформление композиции
20.11
22.11

13
Голубь
практическое занятие
1
Складывание по образцу


27.11
29.11

14
Пароход
практическое занятие
1

4.12
6.12

15
Рыбка
Комбинированный
1

11.12
13.12

16
Петушок
практическое занятие
1

18.12
20.12

17
Журавлик
практическое занятие
1

25.12
27.12

18
Сова

1

15.01
17.01

19
Совиное семейство
Конкурс работ
1

22.01
24.01

20
Ворон

1

29.01
31.01

21
Итоговое занятие
Конкурс работ
1

5.02
7.02

22
Конструируем из модулей (теория)
ознакомление с новым материалом
1
Заготовка модуля по образцу
12.02
14.02

23-24
Клоуны
практическое занятие
2
Самостоятельная работа учащихся по заготовке модулей для клоуна и звезды с «секретом»
Сборка моделей
19,26.02
21,28.02

25-27
Звезда с «секретом»
практическое занятие
3

5,12,19.03
7,14,21.03

28-29
Изготовление цветов
ознакомление с новым материалом,практическое занятие
2
Работа с бумагой, складывание по образцу
26.03,2.04
28.03,4.04

30
Составление букета
Конкурс работ
1
Оформление букета
9.04
11.04

Изготовление композиций – 7 часов

31
Колпак
ознакомление с новым материалом
1
Работа по образцу
16.04
18.04

32-33
Превращения одной шапочки
Конкурс работ
2
Изменение формы шапочки
23,30.04
25.04

34
Аппликация «Яблочко
практическое занятие
1
Заготовка деталей, составление аппликации
7.05

35-36
Итоговое занятие (по выбору учащихся)
Конкурс работ
2
Самостоятельная работа учащихся
14,21.05
16,23.05

37
Оформление выставочных работ

1

28.05
30.05





МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование:
Компьютер
Проектор
Пособие для учителя: «Оригами детям» Т.Н. Проснякова
Презентации: «Свойства бумаги», «Правила работы с бумагой»
Папки трудового обучения

Список литературы:
Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
Художественная творческая деятельность. Оригами. Авторы-составители И.А.Рыбакова, О.А.Дюрлюкова Волгоград, 2012
Цветы и вазы оригами. С.Афонькин, Е. Афонькина, 2002

Интернет ресурсы:
http://stranamasterov.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13 PAGE 14615









Заголовок 115