Доклад «Инновационная направленность педагогической деятельности и формирование инновационной среды в педагогическом коллективе МКУ ДО «Городской центр детского и юношеского творчества»»
Доклад
Инновационная направленность педагогической деятельности и
формирование инновационной среды в педагогическом коллективе
МКУ ДО «Городской центр детского и юношеского творчества»
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам,так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот,кто сам не является развитым, воспитанным и образованным»А. ДистервегНововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают сами по себе, они являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных педагогов и педагогических коллективов. Этот процесс не должен быть стихийным, он нуждается в управлении.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастают роли администрации, педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов как непосредственных носителей новаторских идей.
При всем многообразии технологий обучения:
дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и др. – реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом.
С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий педагоги все более осваивают функции консультанта, советчика, аниматора, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности педагога и воспитанника.
В отечественной педагогике сделаны первые попытки объяснения сущности и содержания инновационных процессов. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейших проблемы педагогики:
проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.
Результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе.
Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение педагогов в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств, в практике обучения и воспитания, создания в МКУ ДО «ГЦДиЮТ» определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях разных типов. Инновационная направленность деятельности педагогов, включающая в себя создание, освоение и
использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастают роль и авторитет педагогического знания в педагогической среде.
В-третьих, изменение характера отношения педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер.
Именно поэтому важным направлением в работе нашей администрации, органов управления образованием становятся анализ и оценка вводимых педагогами педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.
Современным образованием накоплен богатый опыт, который должен быть реализован в педагогической деятельности, нок сожалению, он часто остается невостребованным, так как у большинства педагогов и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. Педагоги часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта и опыта своих коллег.
Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей ОО возникают новые требования к педагогической деятельности, вместе с тем, как справедливо отмечал Ю.К. Бабанский, «передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики».
Передовой педагогический опыт, формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными педагогическими закономерностями (Ю.К. Бабанский). Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению.
Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта таких педагогов и ученых России, как И.П. Волкова, Т.И. Гончарова, И.П. Иванова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенкова, Р.Г. Ямбурга, Амонашвили и др., должны стать достоянием всех педагогов страны.
Инновационная направленность деятельности педагогов включает и вторую составляющую – внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований.
Результаты научных исследований по педагогике и психологии часто остаются неизвестными педагогам из-за отсутствия своевременной информации, а часто не желанием работать по-новому и принимать информацию для внедрения в свою педагогическую деятельность.
В специальных работах В.Е. Гмурмана, В.В. Краевского, П.И. Карташова, М.Н. Скаткина и др. показано, что внедрение результатов
педагогических исследований предполагает специальное ознакомление практических работников с полученными данными, обоснование целесообразности их внедрения, развитие на этой основе потребности в применении научных результатов в своей практике.
Это возможно при условии специально организованного обучения
способам и приемам реализации научных рекомендаций при оперативной методической, консультативной помощи со стороны специалистов (ПДО ГКПД не хотят владеть знаниями по ФГОС ДО и не могут использовать в своей работе):
разработка парциальных программ;
создание собственных сайтов;
презентации;
проектная деятельность – носит принудительный характер;
участие в конкурсах различного уровня и использования Интернет ресурсов…
Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого
применения инновации в массовом опыте.
Анализ специальной литературы и опыта деятельности МКУ ДО «ГЦДиЮТ» свидетельствует о недостаточно интенсивном применении
педагогических новшеств, в практике работы нашего учреждения, так как часто педагоги отстают от инновационной деятельности администрации.
Можно выделить как минимум две причины нереализованности
педагогических инноваций.
Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации, а вторая причина заключается в том, что внедрение нового предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни в личностном, ни в психологическом отношении.Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в МКУ ДО «ГЦДиЮТ» инновационной среды – морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс.
Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности педагогов, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений.
Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает «коэффициент сопротивления» педагогов нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности.
Инновационная среда находит реальное отражение в отношении педагогов к педагогическим инновациям – администрация за последние годы сделала многое в этом направлении (главное ИКТ оборудование, базовые площадки, печатные издания…)
А методическая работа является необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, создания в МКУ ДО «ГЦДиЮТ» определенной инновационной среды.
На 2016 – 2017 учебный год администрацией разработаны новые Положения:
Положение о портфолио педагога.
Положение о портфолио воспитанника.
Положение ГКПД – изменения (название и количество воспитанников).
Эффективный контракт.
Положение о Проектном совете.
Проект по инновационной деятельности МКУ ДО «ГЦДиЮТ»…