ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 12 г. ВОЛЖСКОГО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛ.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по трудовому воспитанию
принята на методсовете
протокол № _ от _____________________
для младших школьников
составитель:
учитель нач. классов Клюева И.Ю.
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий: Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Весёлые уроки оригами в школе и дома»; Соколова С. «Сказка оригами»; Соколова С. «Школа оригами: аппликация и мозаика»; Бич Р. «Оригами»
Младший школьный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
· Формировать умения следовать устным инструкциям.
· Обучать различным приемам работы с бумагой.
· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивающие:
· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
· Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к искусству оригами.
· Расширять коммуникативные способностей детей.
· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Организационно-методическое обеспечение программы
Программа «Волшебный мир оригами рассчитана на 2 года. Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять 10 человек. Занятия проводятся 1 раза в неделю, с сентября по май.
Годобучения
Количество занятий
В месяц
в год
1
4
33
2
4
33
Методы, используемые на занятиях кружка:
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети: – научатся различным приемам работы с бумагой;– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;– научатся следовать устным инструкциям,; создавать изделия оригами – будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.– познакомятся с искусством оригами;– овладеют навыками культуры труда;– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Составление альбома лучших работ. Проведение выставок детских работ.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№п/п
Наименование тем
Количество часов
Теория (мин)
Практика(мин)
всего
1.
Знакомство с оригами
15
10
25
2.
Знакомство с условными знаками и приёмами оригами
10
10
20
3.
Бумага. Учимся складывать и резать.
10
10
20
4.
Базовая форма «Книжечка» 2 занятия
10
50
60
5.
Базовая форма «Треугольник» 2 занятия
10
50
60
6.
Базовая форма «Конфетка» 2 занятия
10
50
60
7
Базовая форма «Блинчик» 2 занятия
10
50
60
8.
у°Ёлка. Царевна- ёлочка. (композиция) 3 занятия
15
60
1час 15 мин.
9.
Цветик – семицветик.
10
60
1час 10 мин.
10.
Итоговое занятие.
15
20
35
11.
Оформление выставки.
5
30
35
2 – й год обучения
№п/п
Наименование тем
Количество часов
Теория (мин)
Практика(мин)
всего
1.
Базовая форма «воздушный змей» 2 занятия
10
50
1час 20 мин.
2.
Составление цветочной композиции. 2 занятия
10
50
60
3.
Рождественский чулок.
10
50
30
4.
Базовая форма « Двойной квадрат» 2 занятия
10
50
2 часа
5.
Праздничные салфетки. 2 занятия.
10
50
1 час
6
Базовая форма «Рыбы» 2 занятия
10
50
2 часа
7
Композиция «На дне морском» 2 занятия
10
50
1 час
8.
Базовая форма «Конверт» 2 занятия
10
50
1час 20 мин.
9.
Весенняя композиция.
5
25
30
10.
Оформление выставки.
Перспективный план
2 класс
Месяц
Тема
Содержание
Сентябрь
Знакомство с оригами.
Дом.
Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму «книжечка» изготовить дом.
Октябрь
Базовая форма «треугольник». Петушок. Щенок. Котёнок.
Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.
Ноябрь
Базовая форма «книжечка
Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей , соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию.
Декабрь
Базовая форма «конфетка». Новогодняя открытка.
Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям. Соединять детали в единое целое (еловая шишка), мастерить Новогоднюю открытку.
Январь
Базовая форма «конфетка» Снеговик.
Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «конфетка», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое.
Февраль
Ёлка. Царевна – ёлочка. (Композиция).
Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса.
Март
Базовая форма «блинчик». Цветы для мамы.
Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей.
Апрель
Композиция. Луговые цветы.
Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.
Май
Итоговое занятие.
Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.
Перспективный план
3 класс
Месяц
Тема
Содержание
Сентябрь
Базовая форма «воздушный змей». Репка. Морковь.
Учить детей, используя различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай».
Октябрь
Георгины.
Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию, делать
заготовки для цветов, соединять детали между собой, создавая цветочную композицию.
Ноябрь
Ирисы.
Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию, делать
заготовки для цветов, соединять детали между собой, создавая цветочную композицию.
Декабрь
Рождественский чулок.
Учить детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную).
Январь
Базовая форма «двойной квадрат».
Познакомить детей с новой базовой формой и моделями при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу новым способом, закреплять умение находить и называть углы.
Февраль
Праздничные салфетки. Лебедь. Роза.
Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию. Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправлять в виде хвоста лебедя или лепестка роз.
Март
Рыбы.
Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию.
Апрель
Ветка сирени. Букет сирени.
Учить по словесному объяснению мастерить заготовки разной формы и размера, соединять детали между собой. Объединяясь, составлять красивые букеты из веток сирени.
Май
Итоговое занятие.
Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.
Литература:
1. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.
2. С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
3. С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
4. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
15