Методическая разработка раздела Основы логики и логические основы компьютера программы 10 класса


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
города Нижнего Новгорода











Методическая разработка
раздела образовательной программы
по информатике и ИКТ

«Основы логики и логические основы компьютера»






Выполнила:
Строганова Анна Владимировна,
учитель информатики
МБОУ средней общеобразовательной школы № 9








2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
3

2. Цели и задачи изучения раздела
6

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями

7

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
8

5. Обоснование образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
9

6. Система знаний и система деятельности учащихся
11

7. Календарно-тематическое планирование
14

8. Разработка урока
15

9. Список литературы
19

10. Приложение №1
20


















Пояснительная записка

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Учебный предмет «Информатика и ИКТ» способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся. Освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо обучающимся как в самом образовательном процессе, так и для успешного прохождения различных этапов социализации. Изучение информатики и ИКТ востребовано во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения образования.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.



Сформулированные цели реализуются через следующие образовательные результаты:
1) Личностные образовательные результаты:
развитие интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из жизненного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
развитие качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий;
способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
2) Метапредметные образовательные результаты:
развитие умений применять полученные знания при решении задач в различных областях современной науки;
развитие представлений об информатике как форме описания и методе познания действительности;
развитие общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для информатики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности информационного общества;
3) Предметные образовательные результаты:
овладение знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучениями смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
понимание смысла изучаемых понятий, принципов и закономерностей учебного материала;
применение средств информационных технологий для решения различных задач.
Реализация учебной программы осуществляется по учебнику «Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса» Н. Д. Угриновича на основе обязательного минимума содержательной области образования «Информатика (профильный уровень)», а также на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике.
Одна их главных особенностей курса информатики, представленного в этом учебнике, заключается в том, что в нем реализуется взаимосвязь принципов научности и доступности и уделяется особое внимание обеспечению прочного усвоения основ знаний по информатике всеми обучающимися. Основной теоретический материал излагается с постепенным нарастанием его сложности. Этим достигается необходимая дидактическая и логическая последовательность его построения и возможность научного обоснования основных теоретических положений.
Особенностью курса является также его практическая направленность, которая служит стимулом развития у обучающихся интереса к информатике, а также основой для формирования осознанных навыков и умений. Успешному формированию навыков и умений способствует алгоритмическая направленность, простота терминологии и символики, достаточное количество заданий различной трудности, что позволяет выполнять дифференцированную работу с обучающимися на уроке.
Выбор методической разработки раздела образовательной программы «Основы логики и логические основы компьютера» обусловлен тем, что в школьном курсе информатики данный раздел занимает ведущее место.
Тема «Основы логики и логические основы компьютера» изучалась, начиная с 5 класса. Решались логические задачи с использованием табличной модели (5, 7 классы), рассматривались основные формы мышления (6 класс), решались задачи по темам Алгоритмизация, Электронная таблица (9 класс). При рассмотрении основ логики и логических основ компьютера в 10 классе усиливается роль теоретических сведений, обощения ранее полученных знаний и решения логических задач различными методами. Кроме теоретических основ, рассматриваются вопросы преобразования логических выражений для обоснования функционирования устройств, являющихся основой компьютера, построения логических схем заданных устройств.
Однако, в учебнике Н. Д. Угриновича практические задания по разделу «Основы логики и логические основы компьютера» представлены в недостаточном объеме, что и обусловило потребность в проведении на уроках в 10 классе обучающих практикумов по решению логических задач.









Цели изучения раздела
Познавательная:
познакомить обучающихся с основными понятиями данной темы (формы мышления; логические операции, выражения, функции, элементы; сумматордвоичных чисел, триггер);
отработать навыки построения таблиц истинности для логических выражений;
изучить свойства логических операций (законы алгебры логики); уметь анализировать и преобразовывать логические выражения в соответствии с логическими законами;
формировать умения решать логические задачи с помощью теоретических сведений;
изучить логические элементы (конъюнктор, дизъюнктор, инвертор) и электронные схемы; уметь анализировать электронные схемы.
Развивающая:
развивать логическое и критическое мышление, культуру речи, способности к умственному эксперименту;
развивать способность к контролю и самоконтролю,
развивать навыки реализации теоретических знаний на практике.
стремление к творческому решению учебных и практических задач.
Воспитательная:
воспитывать качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
воспитывать чувство уверенности в себе, умение работать в коллективе.

Задачи изучения раздела

проводить доказательные рассуждения о равносильности логических выражений, свойства логических операций;
решать логические задачи;
построение логических схем.






Психолого-педагогическое объяснение специфики
восприятия и освоения учебного материала
обучающимися в соответствии с возрастными особенностями
Старший школьный возраст (юношеский) - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов более осознанно начинают относиться к учению. Для юношеского возраста характерна критичность мышления, большая требовательность к сообщаемой информации. Улучшается способность к абстрактному мышлению. Запоминание понятий, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации, выдвигается на первый план.
Общение юноши с взрослыми существенно отличается от общения подростков. Юноши зачастую рассматривают взрослых как возможных партнеров по свободному общению.
Главным видом деятельности для обучающихся старших классов является осознанное учение. Большим достоинством школьников этого возраста является
готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают их взрослыми в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы.
Одним из способов повышения эффективности обучения является целенаправленное формирование мотивов учения. Одна из преобладающих потребностей возраста - познавательная. Новое в развитии мышления школьника старшего возраста заключается в его отношении к интеллектуальным задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного решения.
Организация учебной деятельности – важнейшая и сложнейшая задача. Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все, это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Юноша в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то юноша стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину.
Старшие школьники проявляют интерес к заданиям, позволяющим исследовать и экспериментировать, создавать новое, не имеющее аналогов. В частности, в обучении большой эффект дает внедрение проблемных задач.
Важно поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения, умение сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы

В результате изучения темы «Основы логики и логические основы компьютера» обучающийся должен:
знать (понимать):
определение основных понятий темы (формы мышления; логические операции, выражения, функции, элементы);
свойства логических операций (законы алгебры логики);
логические элементы (конъюнктор, дизъюнктор, инвертор) и электронные схемы;
примеры применения форм мышления (понятия, суждения, умозаключения, доказательства), логических операций для решения задач из разных областей науки.
уметь:
строить таблицы истинности для логических выражений в тетради и в электронных таблицах на компьютере;
анализировать и преобразовывать логические выражения в соответствии с логическими законами;
решать логические задачи с помощью теоретических сведений в тетради и в электронных таблицах на компьютере;
анализировать электронные схемы.
использовать знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
знать как используются формы мышления, логические операции для решения задач из разных областей науки;
понимать, что логика – это важный аппарат решения разнообразных задач из информатики, математики, смежных областей знаний, практики.


Обоснование образовательных технологий, методов,
форм организации деятельности обучающихся
Для развития познавательной и мыслительной деятельности обучающихся мною используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность нескольких методов и приемов, что дает большую эффективность и позволяет выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей обучающихся.
В своей педагогической деятельности использую следующие технологии:
информационно-коммуникационные
личностно-ориентированный поход
дифференцированный подход к обучению
игровые
Информационно-коммуникационные технологии. Неотъемлемой частью урока по информатике и ИКТ является представления информации на компьютере с использованием ИКТ. Компьютерные презентации, видеоуроки, работа с интерактивной доской, использование ЭОР, Интернета и непоредственно при выполнении практических работ позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий.
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности обучающихся.
Дифференцированный подход к обучению. Его главная отличительная черта - особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать учебную информацию.
Наблюдая за классом, в первую очередь обращаешь внимание на неодинаковость усвоения информации, что естественно – все дети разные, а необходимость овладения базовыми умениями и навыками важна для всех категорий обучающихся, так как на их основе формируются повышенные уровни. Некоторым ученикам для получения прочных умений и навыков достаточно интенсивной работы на первоначальном этапе, небольшого количества упражнений на непосредственное применение материала. Однако значительная часть учеников могут достигнуть этого же только в том случае, если за введением нового материала следует этап специального запоминания правила, этап многократных повторений и упражнений. При этом количество и объем необходимых упражнений для каждого ученика различен. Поэтому учет индивидуального темпа продвижения обучающихся становится непременным условием достижения обязательных результатов. Всегда должны быть подготовлены задания, постепенно повышающие уровень сложности, решать которые учащиеся могут индивидуально, в парах, в группах.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику. Эффективность усвоения не может быть достигнута, если не выявлена та реальная деятельность, которая свойственна различным обучающимся.
Игровые технологии. Увеличение умственной нагрузки на уроках информатики заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности выступает как метод стимулирования интереса к изучению предмета.
Игровые технологии представляют собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формируют умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов, обеспечивают достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока разнообразна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В ходе игры у обучающихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе. В качестве примера приведу несколько наиболее часто употребляемых мной игровых приёмов как на целом уроке, так и в отдельных его компонентах. Это игры деловые и ролевые игры «Эстафета», «Закодированный ответ», «КВН», «Счастливый случай», «Игра-путешествие». Занимательные задачи полезны для развития гибкости ума, выработке навыков мышления, повышения интереса к предмету.
Учебный процесс включает следующие методы обучения: словесные – с целью сообщения новой информации, наглядные – для усвоения образцов применения теоретических знаний и практические – для самостоятельного овладения навыками работы по изучаемым темам.
При освоении сложных умений, состоящих из нескольких операций используется прием пошагового освоения способов учебной деятельности.
При освоении несложных умений используется прием подведения обучающихся к самостоятельному определению правил выполнения учебных действий, когда сначала школьники под руководством учителя интуитивно выполняют действия, затем анализируют свои операции и формулируют правило их рационального выполнения.
Для развития мыслительных умений и самообразования предлагается широкий круг проблемно-познавательных заданий (на самостоятельное определение понятий по изученным признакам, на анализ, сравнение, обобщение) .
Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания на тестовой основе использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения обучающихся с учетом их уровня познавательных способностей. В решении задачи формирования у обучающихся грамотной письменной речи помогает систематическое использование на уроках логических диктантов.
Основными методами проверки знаний и умений обучающихся по информатике по данному разделу являются устный опрос, письменные работы и практические работы на компьюторе. К письменным формам контроля относятся: логические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Выполнение практических работ на компьюторе происходит с использованием следующих программ: Электронная таблица, Калькулятор, Редактор схем. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически, а итоговая – по завершении темы.

Система знаний и система деятельности обучающихся
Курсы информатики для 5-6 классов практически повторяется, закрепляя и углубляя полученные на первом этапе навыки. Теоретическая часть на этом этапе рассматривается как пропедевтика для следующих. Главная задача на этапе 5-6 классов - обеспечить необходимый уровень владения информационными технологиями для использования на общеобразовательных курсах, а точнее:
ознакомить обучающихся с начальными знаниями и навыками теоретической части курса предмета;
сформировать начальные навыки работы с текстом, таблицами, графикой достаточные для уверенного использования в Web-страницах (графика изучается в объеме простейших рисунков и умения правильно вставить их с учетом оценки размера)
сформировать начальные навыки работы с электронной таблицей для использования на других общеобразовательных курсах; востребованы навыки, позволяющие форматировать таблицу, использовать простейшие формулы, строить диаграммы.
Курс 7 класса является переходным:
по структуре курс продолжает логику знакомства с теоретическими основами информатики и информационных технологий;
по методике преподавания курса более глубоко использует проектные подходы, чтобы завершить подготовку к самостоятельной работе, предусмотренной следующим блоком;
по использованию информационных технологий на общеобразовательных предметах работа на этом этапе весьма желательна, т.к. полученные за 5-6 классы навыки должны закрепляться на практике (в полном объеме - электронные презентации).
При введении практически каждого урока информатики и ИКТ в первой его части проводиться объяснение нового материала, а во второй части планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-20 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся 5-7 классов.
Основной курс информатики и ИКТ в 8-9 классах рассматривает основные его разделы: информация и информационные процессы; информационное общество; компьютер как универсальное устройство обработки информации; кодирование и обработка текстовой, числовой, графической и мультимедийной информации; основы алгоритмизации; моделирование и формализация; коммуникационные технологии. Новый раздел в курс информатики и ИКТ вводится в 10 классе – «Основы логики и логические основы компьютера».
Организация уроков в 8-9 классах повторяется и состоит из двух частей. Изменяется время компьютерного практикума (20-30 мин.).
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на разное время. Текущий контроль осуществляется в различных формах: тестирование, самостоятельная работа, с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме контрольной работы, тестирования.
Ведущая роль принадлежит информатике в формировании логического, критического, алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному по алгоритму и конструировать новые.
Система деятельности обучающихся направлена на
формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения Предметом ориентировки и целью решения задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между понятиями. В процессе изучения тем курса информатики и ИКТ у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации различных видов.
формирование коммуникативных действий, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). В процессе изучения информатики осуществляется дети учатся высказывать суждения с использованием научных терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения практического задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника (практические работы на компьюторе).
формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Обучающимся предлагаются задания для проверки, содержащие различные виды ошибок. Для решения этой задачи можно использовать правила проверки, определяющие алгоритм действий. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
формирование личностные действий: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества); формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Календарно-тематическое планирование

урока
Тема урока
Тип урока
Формы контроля

1
Формы мышления
Урок изучения нового материала


2
Логическое умножение, сложение и отрицание. Таблицы истинности.
Урок изучения нового материала
Логический дикдант

3
Практическая работа «Ввод логических функций с помощью электронных таблиц»
Урок - практикум


4
Логические выражения
Урок изучения нового материала


5
Решение задач по теме «Логические выражения»
Урок - практикум
Самостоятельная работа

6
Логические функции. Функции импликации и эквивалентности
Урок изучения нового материала


7
Логические функции. Функции импликации и эквивалентности
Комбинированный урок
Самостоятельная работа

8
Решение задач по теме «Логические функции»
Урок - практикум


9
Логические законы и правила преобразования логических выражений
Урок изучения нового материала


10
Решение задач по теме «Логические законы и правила преобразования логических выражений»
Урок закрепления изучаемого материала.
Самостоятельная работа

11
Решение логического уравнения
Урок закрепления изучаемого материала


12
Решение логических задач.
Урок - практикум


13
Базовые логические элементы
Комбинированный урок
Логический дикдант

14
Сумматор двоичных чисел
Комбинированный урок


15
Триггер
Комбинированный урок


16
Изображение логических схем в редакторе схем.
Комбинированный урок
Самостоятельная работа

17
Решение задач по разделу «Основы логики»
Урок обобщения и систематизации знаний


18
Контрольная работа «Основы логики и логические основы компьютера»
Урок проверки знаний
Контрольная
работа

13 PAGE \* MERGEFORMAT 1415


Разработка урока по теме «Решение логических задач»

Тема: Решение логических задач
Класс: 10 (профильный уровень)
Базовый учебник: Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса/ Н. Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Тип урока: урок - практикум
Технология: деловая игра
Цели урока:
образовательная:
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Решение логических задач»;
закрепить понятия алгебры логики и отработать навыки использования ее для решения логических задач;
развивающая:
развивать логическое и творческое мышление обучающихся, сообразительность, наблюдательность; развивать умение формулировать выводы и аргументировано отстаивать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки при работе в группах; формировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;
развивать у обучающихся познавательную активность;развивать память и внимание;
воспитательная:
создать условия для формирования адекватной самооценки обучающихся, толерантного отношения друг к другу; воспитывать культуру общения.

Оборудование и материалы к уроку: компьютеры, мультимедийный проектор, компьютерная презентация; карточки.

Ход урока:


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Слайды

1
Организационный момент
(1 мин)
Наш урок я хочу начать со слов английского сыщика Шерлока Хомса:
Нет ничего более неясного, чем очевидный факт.


Слайд № 1


2
Определение темы и цели урока
(3 мин)
Неслучайно я выбрала слова сыщика. Сегодня мы проводим урок по теме «Решение логических задач», но в необычной форме. Это будет урок детективного расследования. После выполнения каждого очередного задания (решения логической задачи различными методами) вы будете получать «след» и баллы.
Я – начальник следственного отдела. Вы – следственные группы. За оперативность каждой группы будет отвечать капитан, которого необходимо выбрать.









В группах происходит выбор капитана.
Докладывают о выбранных капитанах
Слайд № 2










3
Проблемная ситуация
(1 мин)
В следственный отдел поступило заявление от директора магазина «Акигол» о краже различных сладостей. Известно, что в магазине работают директор, бухгалтер, продавцы и грузчики. Время кражи совпало со обеденным перерывом, когда в магазине почти никого нет. Оставались только продавец Товаркина Галина Ивановна и два грузчика Петров Николай и Сидоров Роман.

Слайд № 3


4
Решение задачи № 1
(10 мин)
Товаркина Г. И. дала письменные показания: « Я думаю, что украсть могли Н. Петров или Р. Сидоров. Но Николай Петров этого точно не делал, так как мы вместе обедали. Следовательно, украл Роман Сидоров»
Права ли Галина Ивановна Товаркина? Составьте логическое выражение и докажите его истинность с помощью таблицы истинности, построенной в электронной таблице.




Для проверки правильности составления таблицы истинности в ЭТ я прошу вместо значений показать используемые функции.
Группы сработали оперативно. Выставляю заработанные баллы (5, 4, 3).
Теперь мы знаем, кто виновен в краже. Это Роман Сидоров.
Обучающиеся получают карточку с заданием № 1
Выражают из задачи высказывания:
А= «украл Петров»
В= «украл Сидоров»
Составляют логическое выражение:

Для составленного выражения строится таблица истинности в ЭТ
Обучающиеся работают в ЭТ
Слайд № 4









Слайд № 5










Слайд № 6


5
Решение задачи № 2
(10 мин)
О, какой ужас. Учетные карточки на работников магазина «Акигол» рассыпались и перепутались. Грузчиков всего 4 человека, и все они живут на разных улицах. Необходимо установить, на какой улице живет Сидоров.
Грузчики Воронов, Петров, Соловьев и Сидоров работают в магазине «Акигол». Один из них живет на Московской улице, другой – на Пушкинской, третий – на Арбате, а четвертый – на Ждановской. Известно, что
ни Воронов, ни Соловьев не живут на Ждановской улице;
жители улицы Пушкинской и Арбата в субботу уезжали на дачу к Петрову;
житель Арбата пишет электронные сообщения Сидорову и Воронову;
Соловьев почти не знаком с Вороновым.
На какой улице живет Сидоров?











Какую логическую функцию вы использовали при решении данной задачи?
Все сработали отлично, получили «след» для поиска преступника. Получаете баллы. Срочно выезжаем на Пушкинскую улицу.











Обучающиеся получают карточку с заданием № 2


Решая задачу,

М.
П.
А.
Ж.

Воронов
+
-
-
-

Петров
-
-
-
+

Соловьев
-
-
+
-

Сидоров
-
+
-
-

получают ответ: Сидоров живет на Пушкинской улице.
Логическое следование (импликацию)
Слайд № 7















Слайд № 8


6
Решение задачи № 3
(7 мин)
На Пушкинской улице несколько домов. В каком же живет Сидоров Роман?
Решите тест, который изображен на доске, и получите следующий «след».
(Текст теста – Приложение № 1)
Проверяем ответы.
Теперь сосчитайте, сколько вариантов ответов б), это число и будет номером дома, где живет Роман Сидоров.
Вот и дом под номером 4.


Обучающиеся получают карточку с заданием № 3
Обучающиеся в группах решают тест
Обучающиеся дают ответ: 4
Слайд № 9

7
Решение задачи № 4
(7 мин)
Этот дом подлежит сносу, поэтому только в двух квартирах остались жители. О, как интересно, надо сделать выбор и не спугнуть Сидорова.
На дверях двух квартир висят таблички с надписями. Причем, известно, что утверждения на табличках либо оба истинны, либо оба ложны. Надписи гласили:
«По крайне мере в одной из этих квартир живет Роман Сидоров»;
«Иван Невинный в другой квартире».
За какой дверью живет Сидоров?
Решайте задачу, используя упрощение логической составленной формулы.



Молодцы!




Обучающиеся получают карточку с заданием № 4
Решают задачу






Обучающиеся дают ответ: Сидоров живет во второй квартире.

Слайд № 10


















8
Рефлексия
(3 мин).
Спасибо следственным группам за активную работу. По сумме баллов вперед вырвалась ___ следственная группа.
Игра окончена.
Каждый обучающийся получает карточку, на которой пишет ответ или подчеркивает выбранные ответы





Назовите тему урока____________
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке доволен / не доволен Материал урока мне был понятен / не понятен
Слайд № 11



Слайд № 12


9
Итог урока
(3 мин)
Какая наука помогла нам на уроке? Дам подсказку: Посмотрите внимательно на название магазина. Что можно сказать о нем?
Если внимательно следили за ходом расследования, то могли заметить, что способы решения логических задач были различны. Назовите способы решения логических задач.
Подводим итог урока: мыслить логично – значит мыслить точно и последовательно, не допуская противоречий в своих рассуждениях. Эта цитата древнегреческого философа Аритотеля актуальна и сегодня.
Все члены групп получают следующие оценки
Дом.задание: придумать логические задачи с различными способами решения (задание находится в электронном дневнике)
Спасибо всем за урок.
Обучающиеся отвечают на вопросы.










Слайд № 13









Слайд № 14











Список литературы
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Логика в информатике. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
Молодцов В. А., Рыжикова Н. Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11-е классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 10 класс / Составитель А. Х. Шелепаева. – М.: ВАКО, 2012
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Просвещение, 1996
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998
Возрастная и педагогическая психология.//Под ред.А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1990.
Н.В.Барышникова Нестандартные уроки 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007



























Приложение № 1
ТЕСТ

Наука, изучающая законы и формы мышления, называется:

а) алгебра;
 
 
 
 

б) логика;
 
 
 
 

в) философия;
 
 
 
 

г) геометрия.
 
 
 
 

Повествовательное утверждение, в котором что-то утверждается или отрицается , называется:

а) выражение;
 
 
 
 

б) высказывание;
 
 
 
 

в) вопрос;
 
 
 
 

г) умозаключение.
 
 
 

Константа, которая обозначается "1" в алгебре логики называется:

а) правда;
 
 
 
 

б) истина;
 
 
 
 

в) ложь;
 
 
 
 

г) неправда.
 
 
 
 

Какое из следующих высказываний является истинным?

а) Берлин - столица Бразилии;
 
 

б) 3+12=15-5;
 
 
 
 

в) II+VI=VIII;
 
 
 
 

г) яблочный сок вреден.
 
 
 

Объединение двух высказываний в одно с помощью союза "и" называется:

а) инверсия;
 
 
 
 

б) конъюнкция;
 
 
 
 

в) дизъюнкция;
 
 
 
 

г) импликация.
 
 
 
 

Какая из логических операций не является базовой?

а) конъюнкция;
 
 
 
 

б) дизъюнкция;
 
 
 
 

в) инверсия;

 
 
 

г) эквивалентность.
 
 
 

Какая логическая операция соответствует обороту "если, то.."?

а) импликация;
 
 
 
 

б) инверсия;
 
 
 
 

в) эквиваленция;
 
 
 
 

г) дизъюнкция.
 
 
 
 

Какой из знаков соответствует логическому умножению?

а) :
 
 
 
 

б) ~
 
 
 
 

в)
·
 
 
 
 

г) &
 
 
 
 

Какой логической операции соответствует приведенная ниже таблица истинности?

а) инверсия;
А
В
F
 

б) конъюнкции;
0
0
0
 

в) дизъюнкция;
0
1
1
 

г) импликации.
1
0
1
 

 
1
1
1
 

Какой логической операции соответствует приведенная ниже таблица истинности?

а) инверсия;
А
В
F
 

б) дизъюнкции;
0
0
1
 

в) конъюнкция;
0
1
1
 

г) импликации.
1
0
0
 

 
1
1
1
 


Таблица правильных ответов:
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Ответы
б
б
б
в
б
г
а
г
в
г










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14- 21 -15




Шђ Заголовок 215